Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

  • Философия в понимании Сократа

  • Учение Сократа о нравственности. Реферат Учение Сократа о нравственности. "Учение Сократа о нравственности"


    Скачать 129.53 Kb.
    Название"Учение Сократа о нравственности"
    АнкорУчение Сократа о нравственности
    Дата01.03.2021
    Размер129.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат Учение Сократа о нравственности .docx
    ТипРеферат
    #180773





    Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Ростовской области

    «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления»

    Стандарт организации

    СМК СТО НКПТиУ



    С пециальность 090402 “Информационные системы”


    РЕФЕРАТ
    По дисциплине: “Философия”

    На тему: “Учение Сократа о нравственности”

    Выполнил студент

    Группы ИС-191

    Тен Давид
    Руководитель:

    Ирина Борисовна Тревога

    Содержание

    Введение

    1.Краткая биография

    2.Философия Сократа

    3.Личная жизнь

    4.Познай самого себя

    5.Судьбаносная встреча

    6.Диалоги Сократа

    7.Философия в понимании Сократа

    8.Учение Сократа

    9.Суд над Сократом

    10.Посмертные легенда

    11.После Сократа

    12.Заключение

    ВВЕДЕНИЕ

    В данном реферате я бы хотел подробно узнать и изучить учение Сократа - великого античного мудреца. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Из его мировоззрения родилась вся греческая философия.

    Философия Сократа находилась между объективизмом до сократики и субъективизмом софистики. Человеческая душа (сознание) подчинена своим собственным законам, которые отнюдь не произвольны, как хотели доказать софисты; самопознание имеет внутренний критерий истинности: если знание и добро тождественны, то, познавая себя, мы должны делаться лучше. Знаменитую дельфийскую максиму «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к моральному самосовершенствованию и в этом видел истинное религиозное благочестие.

    Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. Имя Сократа известно всем, поскольку его революционные идеи продолжают оказывать влияние на умы и сердца миллионов людей. При этом биография философа, которая, вне всякого сомнения, была богата событиями, очень мало изучена и основывается на легендах, предположениях и свидетельствах третьих лиц. Сократ не оставил никаких письменных трудов, но для всех последующих поколений он стал воплощением мудрости, поэтому интерес к личности этого человека не ослабевает.

    Краткая биография



    Сократ (469-399г. до н.э.) родился в Афинах. Его отец Софронискбыл каменотёсом (скульптор), а мать повитуха Фенарета. У Сократа был брат по матери Патрокл, сам же Сократ был вторым ребенком в семье. Получил общедоступное начальное образование, которое было нацелено на физическое и духовное формирование члена полиса.
    В зрелом возрасте (когда ему было далеко за 40), Сократ женится на Ксантиппе, которая в дальнейшем рожает ему трех сыновей: Лампрокла, Софроникса и Менексена. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Когда Сократу было 37 лет, он участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии, а также под Амфиполем.

    Был провозглашен Дельфийским оракулом «мудрейшим из людей». Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада.В 406 году Сократ пыталсяпрепятствовать противозаконному приговору стретегам, которые были привлечены к суду после битвы у Аргинусских островов. В 404 году пренебрег исходившим от Тридцати тиранов повеление схватить леонта с Саламина, внесенного ими в проскрипционные списки. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество».

    Философия Сократа


    Все свои мысли Сократ излагал в устной форме, предпочитая не записывать их. По его мнению, подобные записи уничтожали память и способствовали потере смысла той или иной истины.Его философия опиралась на понятия этики и разные проявления добродетели, в числе которых познания, отвага и честность.Сократ утверждал, что знание и есть добродетель. Если человек не сможет осознавать сущность тех или иных понятий, то ему не удастся стать добродетельным, проявлять храбрость, честность, любовь и т.д.

    Ученики Сократа – Платон и Ксенофонт, по-разному описывали воззрения мыслителя на отношение к злу. Первый заявлял, что Сократ негативно относился к злу даже тогда, когда оно было направлено против врага. Второй же говорил, что Сократ допускал зло, если оно происходило с целью защиты.

    Такие противоречивые трактовки высказываний объясняются манерой обучения, которая была присуща Сократу. Как правило, он общался с учениками посредством диалогов, поскольку именно при такой форме общения рождалась истина.По этой причине, солдат Сократ разговаривал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примерах сражения с врагом. Платон же был мирным афинянином, поэтому философ выстраивал с ним совершенно иные диалоги, прибегая к другим примерам.

    Стоит заметить, что кроме диалогов, философия Сократа имела еще ряд значимых различий, среди которых:

    • диалектическая, разговорная форма поиска истины;

    • определение понятий индукционным способом, от частного – к общему;

    • поиск истины с помощью майевтики – искусства извлечения скрытого в каждом человеке знания посредством наводящих вопросов.

    Когда Сократ задавался целью найти истину, он задавал оппоненту ряд вопросов, после которых собеседник терялся и приходил к неожиданным для себя выводам. Также мыслитель любил строить диалог от противного, в результате чего его оппонент начинал противоречить собственным «истинам».

    Сократа считали одним из мудрейших людей, в то время как он сам, так не думал. До наших дней сохранилось знаменитое высказывание грека:

    «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

    Сократ не стремился выставить глупцом человека или поставить его в затруднительное положение. Он лишь хотел вместе с собеседником отыскать истину. Таким образом он и его слушатели могли давать определения таким глубоким понятиям, как справедливость, честность, хитрость, зло, добро и многим другим.

    Описать сократовский метод решился Аристотель, который был учеником Платона. Он заявил, что основной сократовский парадокс заключается в следующем:

    «Человеческая добродетель есть состояние ума».

    Сократ пользовался большим авторитетом у своих соотечественников, вследствие чего те часто приходили к нему за знаниями. При этом, он не учил своих последователей красноречию или каким-либо ремеслам.

    Философ побуждал своих учеников проявлять добродетель к людям, а особенно к своим близким.

    Любопытно, что Сократ не брал платы за свои поучения, чем вызывал недовольство у многих афинян. Это было связано в тем, что в то время детей обучали их родители. Однако, когда молодежь услышала о мудрости своего соотечественника, она устремилась получать знания именно у него.Старшее поколение приходило в негодование, в результате чего и возникло роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».

    Зрелые люди утверждали будто мыслитель настраивает молодежь против своих родителей, а также навязывает им пагубные идеи.Еще одним моментом, который привел Сократа к смерти было обвинение в неблагочестии и поклонении другим богам. Он заявлял, что судить человека по его поступкам несправедливо, поскольку зло происходит по причине незнания.

    В то же время в душе каждого человека есть место добру, а каждой душе присущ демон-покровитель.Голос этого демона, которого сегодня многие бы обозначили, как – «ангел-хранитель», время от времени нашептывал Сократу, как ему следовало вести себя в трудных ситуациях. Демон «помогал» Сократу в особо тяжелых ситуациях, поэтому ослушаться его он не мог. Этого демона-покровителя афиняне и приняли за новое божество, которому философ якобы поклонялся.

    Личная жизнь


    До 37-летнего возраста в биографии Сократа не происходило никаких громких событий. Когда к власти пришел Алкивиад, которого мыслитель спас во время боя со спартанцами, у жителей Афин был очередной повод для того, чтобы обвинить его.До прихода полководца Алкивиада в Афинах процветала демократия, после которой был установлен режим диктатуры. Естественно многие греки были недовольны тем, что некогда Сократ спас полководцу жизнь.

    Стоит заметить, что сам философ всегда стремился защищать несправедливо осужденных людей. По мере своих возможностей он также выступал против представителей действующей власти. Будучи уже в преклонном возрасте Сократ женился на Ксантиппе, от которой у него родилось несколько сыновей. Принято считать, что супруга равнодушно относилась к мудрости мужа, отличаясь скверным характером.

    С одной стороны, Ксантиппу можно понять, весь Сократ почти не участвовал в жизни семьи, не работал и старался вести аскетичный образ жизни.Он ходил по улицам в лохмотьях и рассуждал о разных истинах со своими собеседниками. Жена неоднократно оскорбляла супруга при людях и даже пускала в ход кулаки.

    Сократу советовали прогнать строптивую женщину, позорившую его в общественных местах, но он только улыбался и говорил: «Я хотел научиться искусству ладить с людьми и женился на Ксантиппе в уверенности, что если вынесу ее нрав, то смогу выдержать любые характеры».

    Познай самого себя

    Согласно приводимому Аристотелем преданию, Сократ в молодости посетил Дельфы. Его взволновала и захватила призывная надпись «Познай самого себя». Это изречение послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление его философских поисков истины. Сократ воспринял это изречение как призыв к познанию вообще, к выяснению смысла, роди и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Речь, таким образом, шла не о частностях, а о принципе познания человеком своего места в мире.

    Сократовское проникновение в существо человеческих проблем требовало новых, истинных путей познания. Философский интерес Сократа к проблематике человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед. В этой связи Цицерон метко заметил, что Сократ спустил философию с неба на землю.

    Во времена сократовской молодости философия в Афинах была импортным продуктом. Афиняне были сильны в политике, искусстве, ремеслах, торговле, военном и морском деле, но не в философии. Своих философских школ, течений или даже просто заметных философов не имелось. Собственно первым философом-афинянином был Архелай - удачное для легенды связующее звено между Сократом и прежними натурфилософами, а через них и «семью мудрецами».

    Однажды, даже получив пинок, Сократ и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: "Если бы меня лягнул осёл, разве стал бы я подавать на него в суд?

    Судьбоносная встреча

    Дата знакомства Сократа с его учителем Архелаем остается для историков предметом спора. Однако известно точно: Сократу было около 20 лет, когда он проявил интерес к изучению натурфилософии.

    Юный Сократ испытал неуемную тягу к знаниям. Ему очень хотелось обрести мудрость, чтобы понять причины, по которым все вещи возникают, а затем постепенно видоизменяются и ветшают (умирают). Увлеченный разгадкой этого вопроса, Сократ полностью посвятил себя наукам. Однако он сомневался в том, что натурфилософия способна дать единственно верные и исчерпывающие ответы на все встающие перед ним вопросы.

    Когда эти сомнения выросли в уверенность, Сократ некоторое время провел в раздумьях, а вскоре понял, что судьба подарила ему шанс вновь проверить возможность найти истину. Это произошло на публичном чтении книги Анаксагора - философа из Малой Азии, которой переехал в Афины около 461 года до н.э.

    Анаксагорова теория Ноуса, который «управляет всеми вещами», вначале произвела сильное впечатление на Сократа, но со временем он понял, что некоторые аспекты этого философского заключения далеки от совершенства. Анаксагор считал, что холодный туман и теплый эфир образовали семена жизни, которые проросли, смешивались воздухом и светом.

    Он убедил в этом многих натурфилософов, но Сократ не мог согласиться с этой теорией происхождения вещей. Ее слабость, как он считал, заключалась в том, что Анаксагор не прояснил механизм управления всеми вещами. В результате Сократ начал терять уважение к своему учителю и поклялся себе продолжить поиск ответа на волновавший его вопрос, но уже не в натурфилософии. Переключившись с изучения естественных наук на изучение логоса (мирового разума), он направил свои усилия на исследование человечества.

    Сократ начал с того, что принялся анализировать взаимодействия между людьми. Приходя на гору, он пытался привлечь внимание прохожих, призывая их вступить с ним в философскую беседу. Его примечательная внешность и необычное поведение не стались незамеченными. Сохранилось заключение физиономиста Зопира, который назвал Сократа «брюзгой и вспыльчивым человеком»: «Он (Сократ) ограничен в знаниях и склонен к удовлетворению своих страстей».

    Знавшие Сократа люди потешались, услышав реплику Зопира, - сказать такое был способен только человек, совершенно не понимавший характера Сократа. Сам же Сократ, решивший, что смеются над ним, безо всякой злобы ответил: «Да, я именно таков. Однако с помощью логоса я умею контролировать свои чувства».

    Диалоги Сократа

    Сократ пытался объяснить афинянам, что даже если они считают себя мудрыми, на самом деле это не так. Он решил беседовать с людьми в форме диалогов - этот способ общения известен теперь как метод Сократа.

    Вопросы Сократа на первый взгляд казались простыми. Он мог спросить, например: «Что есть красота?» или «Что такое отвага, мудрость, и добродетель?», и ему обычно отвечали: «Это и есть то самое». Например, кто-то мог сказать, что отвага это стойкость души. Тогда Сократ говорил, что чаще всего стойкость является хорошим качеством, но можно ли назвать его таковым если речь идет о человеке, упорствующем в своем неведении? Собеседник соглашался, и тогда Сократ заключал, что отвага - это не стойкость души, потому данный ответ неверен.

    В начале диалог собеседника Сократа, как правило, легко давал ответы, однако дальнейшие вопросы философа заставляли его опровергать свои же выводы. Сократ намеренно загонял своего собеседника в тупик. Таким образом он пытался объяснить, что имели в виду боги, говоря что человек не обладает мудрость.

    Разумеется, все это настраивало людей против Сократа. Ведь итог такой беседы был равнозначен утверждению: «Ты лишен мудрости». Его начали избегать, а многие - ненавидеть. Несколько раз ему наносили побои, часто глумились. Но Сократ продолжал терпеливо втолковывать афинянам: «Я знаю только то, что ничего не знаю», - и со временем несгибаемого искателя истины появлялись пылкие сторонники, считавшие его своим учителем.

    Философия в понимании Сократа

    Сам Сократ не написал и строчки философских трудов. Все свободное время он проводил в беседах с приезжими софистами и местными гражданами, политиками и обывателями, друзьями и незнакомыми на темы, ставшие традиционными для софистической практики: что добро и что зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и что порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание. Об этих беседах мы знаем в основном благодаря двум авторам - Ксенофонту и Платону. Кроме их сочинений имеются также: фрагменты и свидетельства о содержании «сократических диалогов» других сократиков - Эсхина, Федона, Антисфена, Евклида, Аристиппа; пародийное изображение Сократа в комедии Аристофана «Облака» (поставлена в 423 до н. э.) и ряд замечаний о Сократе у Аристотеля, родившегося поколением после его казни. Проблема достоверности изображения личности Сократа в сохранившихся произведениях - ключевой вопрос всех исследований о нем.

    В те времена, когда книга была рукописной редкостью, всем были очевидны преимущества речи перед письмом, ее небывалая выразительность и возможность реакции на аудиторию. До нашего времени дошла информация о 35 философских трудах Платона (авторство 11 из которых считается сомнительным). Большинство из них были изложены в форме диалога. Диалог давал автору возможность хоть в чем-то приблизиться к живой речи. А так как стиль Сократа основывался на работе с собеседником, отразить его на письме было тяжело.

    Он считал, что знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и потому не так долговечно, как продукт собственного мышления. И задача учителя как бы помочь своим слушателям самостоятельно родить знания, которые в каком-то смысле уже содержатся в их головах, как ребенок во чреве матери. Этот прием Сократ называл «майевтикой» - «повивальным искусством» (намек на профессию своей матери). Собственно «сократический» метод - это последовательно и систематически задаваемые вопросы, имеющие своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества и последующему формированию непротиворечивого ответа, следуя путем, указываемым вопросами Сократа

    Сократа исходит также из своего убеждения о возможности рационального осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайших движениях человеческой души и интеллекта. Сократ убежден, что во всей пестроте жизненных переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть выражен единой идеей, понятием.

    Сократ вел пропаганду своего этического идеализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. В беседах и дискуссиях Сократ обращал внимание на познание сути добродетели. Как может быть человек, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть «нравственное», является для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели.

    Сократа отождествляет мораль со знанием. Нравственность - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают. Для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей.

    Современному человеку, окруженному со всех сторон благами, полученными как раз за счет исследования природы, тяжело понять врага изучения природы («космоса»). Но для Сократа и его современников все было наоборот. Сократ служил лучшим примером, чего может достичь человек, следующий его учению - познанию человеческого духа. Достаточно вспомнить образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, его мудрость, воинскую доблесть и мужество, трагический финал. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней.

    Учение Сократа

    В реальных нравственных отношениях существуют, по Сократу, ограниченность и противоречивость моральных оценок. Это следствие невежества людей, их нежелание познать сущность. Существенное же в морали - это неизменные и вечные добродетели, главной из которых является мудрость. Она позволяет постичь цель жизни и составляет деятельность, соответствующую божественному предначертанию. Источник блага - Бог.

    Сократ полагал, что смысл жизни человека, высшее благо - в достижении счастья. Этика должна помочь человеку построить жизнь в соответствии с этой целью. Счастье - это содержание - благоразумного, добродетельного бытия, т.е. только моральный человек может быть счастливым (или разумным, что, по сути, тоже самое). Здесь эвдемонистическая установка Сократа корректируется убеждением в самоценности морали: не мораль подчинена естественному стремлению к счастью, а, напротив счастье зависит от моральности (добродетельности) человека. Соответственно этому конкретизируется задача этики «помочь человеку стать моральным. Сократ стоит на позициях рационализма.

    Знание - основа добродетельности (каждая конкретная добродетель есть определенный вид знания), незнание - источник аморальности, т.е. истина и добро совпадают. Т. е. моральные ценности только тогда имеют регулятивное значение, когда осознанны человеком как истинные. Поэтому столь постоянное внимание он обращает на нравственное воспитание, которое неразрывно с самовоспитанием, причем процесс нравственного совершенствования длится всю сознательную жизнь: «Лучше всех живет, я думаю, тот, кто больше всех заботится о том, чтобы делаться как можно лучше, а приятнее всех - кто больше всех сознает, что он делается лучше. До сих пор это было моим уделом».

    Суд над Сократом

    После поражения Афин в многолетней Пелопоннесской войне (в ходе которой Сократ трижды становился участником военных сражений) в 404-403 в городе была установлена жестокая проспартанская «тирания тридцати», во главе которой встал Критий, бывший слушатель Сократа. Хотя Сократ никак не сотрудничал со спартанской властью во время тирании, спустя четыре года после свержения диктатуры афиняне привлекли Сократа к суду по обвинению в расшатывании устоев государства, стараясь таким образом найти причину явного упадка демократической власти и ослабления Афин после блестящего и невозвратимого «века Перикла».

    Обвинителей было трое: молодой поэт Мелет, владелец кожевенных матерских Анит и оратор Ликон; текст обвинительного приговора сообщает Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе»: «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь».Защита Сократа на суде стала поводом к написанию многочисленных «Апологий», наиболее известная из которых принадлежит Платону.

    По приговору суда Сократ выпил цикуту и скончался через несколько минут в полном сознании. После казни Сократа началась долгая история интеллектуальных переживаний этой афинской трагедии, отдельные этапы которой совпадали с историей развития философии, в первую очередь, это касается становления платонизма.

    Посмертные легенды

    После смерти Сократа во множестве возникли так называемые Сократические школы, основанные его близкими учениками, появляется жанр сократического диалога, персонажем которого неизменно является Сократ, и «воспоминаний» о Сократе. Ученики хотели рассказать о личности Сократа людям, не имевшими возможность его знать при жизни, и понять, какое значение может иметь его жизнь для тех, кто его никогда не увидит.

    Для всей этой литературы была характерна типизации персонажей, их личных качеств и всех происходящих с ними событий, так что в результате имеющийся перед нами облик Сократа хотя исторически малодостоверен, зато чрезвычайно интересен как уникальный историко-культурный миф, к которому обращались все новые поколения философов: «Сократ первый показал, что во всякое время и во всяком возрасте, что бы с нами ни происходило и что бы мы ни делали, - в жизни всегда есть место философии».

    После Сократа

    Сократ не был способен дать людям «реальное знание», поскольку, по его же словам, что сам ничего не знает. Вначале он пытался заставить людей понять, что они тоже ничего не знают. Затем он убеждал людей размышлять о природе с помощью диалогического метода. Он сравнивал искусство диалога с мастерством повитухи. Повитуха помогает беременной женщине родить ребенка; процесс, благодаря которому ребенок приходит в мир и становится частью этого мира, протекает болезненно и сложно. Сократ верил, что его призвание - помочь человеку открыть истину в своей душе через диалог с ним.

    Истина существует внутри человека, как ребенок существует в теле материи. Метод Сократа включает в себя серию вопросов, приводящих собеседника к осознанию таящей внутри него истины. Повитуха только помогает матери при родах - то же самое делал и Сократ, помогая человеку самому раскрыть истину в себе. Доводя эту ассоциацию до логического завершения, философ подчеркивал, что мать сама рожает ребенка, точно так же, как собеседник Сократа должен сам прийти к осознанию истины. Вот почему метод Сократа иногда называют еще «повивальным» методом. Сократ побуждал человека к «рождению» самостоятельных ответов на возникающие у него вопросы.

    Ученик Сократа, Платон, развил эту теорию, что привело его к сознанию, что привело его к созданию концепции «идеи» для понимания природы форм. «Идея» есть идеал и совершенная форма материи. В мире идей все вещи, знания, доброта и добродетели существуют в совершенной форме. В книге «Государство» Платон вводит метафору пещеры. Находящиеся в ней люди видят только тени событий, движущиеся на противоположной входу стене, но не сами события. Мир - пещера, говорит философ. Солнце - источник света. Наш Мир - отражение мира идей.

    Аристотель, в свою очередь, выступал против платоновских «идей». В противовес Платону, утверждающему, что истинная природа вещей существует только в мире идей, Аристотель предположил, что природа вещей существует в реальном мире и ее можно видеть и осязать. В теории Аристотеля часто встречается термин «эйдос», что означает «природа существования», или, проще говоря, нечто, что можно увидеть. Например, стоящий переел вами дом, построен из дерева. Вы видите только древесину, но на основании ее конфигурации делаете вывод, что перед вами дом. В этом случае древесина - это «гиле» (материал) и дом (форма и функция), в которой материя становится «эйдосом». Все вещи состоят из «гиле» и «эйдоса».

    Так, то развивая идеи предшественников, то споря с ними, греческие философы начали с натурфилософии Фалеса и пришли к философии Аристотеля. За 250 лет философия проделала огромный путь, постепенно совершенствуясь.

    Заключение

    Целью данного реферата является подробно узнать и изучить учение Сократа - великого античного мудреца. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо было рассмотреть некоторые особенности философии Сократа, рассмотреть некоторые особенности философии Сократа и др.; проанализировать учебный материал и сделать выводы.

    Исследовав в процессе работы над рефератом данную тему, можно сказать, что Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. Сократ дал понять людям, что объём познания мира человеком безграничен. Учение Сократа знаменовало тот факт, что появился новый человек, появилась мораль, идущая не от инстинкта, а от разума. Всё, что не от человека, всё, что он не переломил через свою душу, через свои сомнения - всё недостоверно. По

    Сократу, не только истинно моральное (благо) всегда сознательно, но и сознательное - всегда хорошо, а бессознательное - плохо. Если кто-то поступает плохо, значит, он еще не знает того, как следует поступать (зло - всегда ошибка суждения), и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру, а добро самоочевидно.

    То, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она хорошо потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания как этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические, другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие - как еретические. Его признавали «своим» самые разные идеологические течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически расчленяем философа нового времени на различные школы и направления, Сократу, а тем более к его предшественникам, неприменимы.

    Образ Сократа - это яркий пример того, что «невидимые» человеческие качества - добро, добродетель, мужество, честь - на самом деле составляют вторую, подлинную природу человека, представляют собой тот материал, из которого человек строится. И материал этот гораздо более прочный, чем его кости, его мускулатура, его тело в целом. Сократ умер очень давно, но он гораздо живее многих наших современников, потому что, то, что он сделал и сказал, ещё и сегодня живёт в нашем сознании, в нашем понимании самих себя, в осознании своего места в мире.



    написать администратору сайта