Эссе. Эссе на тему. Ученость сама по себе дает указания чересчур общие,если их не уточнять опытом
Скачать 16 Kb.
|
Эссе на тему: «Ученость сама по себе дает указания чересчур общие,если их не уточнять опытом» Прежде чем начать рассуждать над высказыванием нам следует поговорить об авторе этого высказывания. Фрэнсис Бэкон — английский политик, философ и ученый, первый крупный мыслитель эпохи Нового времени, родоначальник эмпиризма и научного метода. Также у него существовала собственная теория познания, которая основывается на том, что только чувственный опыт может породить истинное знание. Цитата автора заставляет поразмыслить над такой проблемой, как роль опыта в познании. Без опыта любая наука не была бы достаточно точной и информативной. Так как наука без опыта лишь совершенствует гипотезы, а иногда опровергает их. Для того чтобы лучше разобраться в том, что же именно автор имел в виду во второй части высказывании следует уточнить почему именно чувственный опыт так важен в теории познания Бэкона.Чувства выполняют роль необходимого компонента критерия истины.Как говорил Ф.Бэкон:"чувства всегда обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки; только ошибки близки, а указания на них приходится искать далеко". И действительно, без помощи чувств об истинах нельзя было бы судить.Преобразование чувственной данности должно проводиться под контролем разума, но при этом результатом должна быть опять-таки чувственная данность.Таким образом, основой всего познавательного движения служит именно чувство, но для установления ему правильного места и роли в познании оно должно получить помощь от метода: "мы не умаляем значения чувства, а помогаем ему" Тем самым мы видим, что “опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон. По Бэкону опыты в науке бывают плодоносными и светоносными.«Плодоносные» опыты упускают знание причин и законов природы, ибо они направлены на ближайшие результаты. Их цель — принесение непосредственной пользы человеку.Цель «светоносных» опытов — не непосредственная польза, а познание причин и законов природы.«Светоносные» опыты содержат в себе замечательную силу и способность, а именно: они «никогда не обманывают и не разочаровывают», так как содействуют открытию «истинных причин и аксиом и должно искать светоносных, а не плодоносных опытов. Правильно же открытые и установленные аксиомы вооружают практику не поверхностно, а глубоко и влекут за собой многочисленные ряды практических приложений». Таким образом, опыт в теории познания Фрэнсиса Бэкона является основополагающим понятием, который закладывает прочную основу научного познания, чтобы получать "достаточные знания". |