Работа по литературе. Зачет по литературе.. Удачных голодных игр! И пусть удача всегда будет с вами! Господи, помоги
Скачать 50.57 Kb.
|
УДАЧНЫХ ГОЛОДНЫХ ИГР! И ПУСТЬ УДАЧА ВСЕГДА БУДЕТ С ВАМИ! Господи, помоги 1. Жизненный и творческий путь А.Н. Островского. Выдающийся русский драматург, член - корреспондент Петербургской Академии наук. Родился в Москве в Замоскворечье - в купеческом районе Москвы. Отец - чиновник, сын священника; мать - из семьи духовного сословия, дочь священника. Получи образование в губернской гимназии, потом в Московском университете на юридическом факультете, с откуда ушёл с 3 курса. Служил в «совестном суде», затем в коммерческом суде. Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского. В 1848 г была опубликована его первая пьеса «Семейная картина». Известность Островскому принесла пьеса «Свои люди - сочтёмся!» («Банкрот»). Комедия была запрещена, а Островский по распоряжению Николая 1 отдан под надзор полиции. В 50-е годы Островский написал свои лучшие пьесы. В 1859 г вышла его пьеса «Гроза». После «Грозы» драматург пишет пьесу, разоблачающую дворянство «Бешеные деньги». Русский театр в его совершенном понимании начинается с Островского. Он создал в 1865 г Московский артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматический писателей. В 1886 г был назначен заведующим репертуарной части Московских театров и начальником театрального училища. За полгода до смерти принял художественное руководство Московскими театрами. Умер 2 июня 1886 г в Щелыково Костромской губернии. 2. Раскройте основной конфликт драмы А.Н. Островского «Гроза». Конфликт драмы “Гроза” заключается в противоречии между самодурами и их жертвами, между старшим и младшим поколениями. Жанр “Грозы” - Пьеса, драма (есть такой вопрос, запомнить). 3. Система персонажей драмы «Гроза». Самодуры: М.И. Кабанова, С.П. Дикой. Жертвы: 1. Активные: Катерина, Ваня Кудряш, Варвара. 2. Пассивные: Кулигин, Борис, Тихон. 1. Марфа Игнатьевна Кабанова – вдова, богатая купчиха 2. Тихон – сын Кабановой 3. Варвара – дочь Кабановой 4. Савёл Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе 5. Борис – племянник Дикого 6. Ваня Кудряш – конторщик Дикого 7. Кулигин – мещанин, изобретатель-самоучка 8. Шапкин – мещанин, городской житель 9. Катерина – жена Тихона, жертва самодурства Кабанихи 4. Образы самодуров в пьесе Островского. Кабаниха - на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограничена. Она лицемерна, в её душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. Про неё говорят, что она ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем. Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения, впрочем, и уважать её совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят его. Дикой, как и Кабанова, необразован, все делает по своей прихоти, не считаясь с окружающими. Он всячески шантажирует племянника, угрожая, что тот не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воли. Дикой унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. В такой атмосфере жестоких нравов не может сформироваться гордый, свободный, честный человек. 5. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Иван Сергеевич Тургенев – русский поэт и писатель, классик русской литературы 19 века. Родился в дворянской семье 28 октября 1818 года в городе Орёл. До 9 лет Иван Тургенев прожил в наследственном имении Спасское-Лутовиново, а в 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, переехали в Москву. В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. В 1836 году окончил Петербургский университет со степенью действительного студента, а в 1838 году отправился в Германию (Берлин), где взялся за учебу (римская и греческая литература). Вернулся на родину в 1841 году. В начале 1842 года он подал в Московский университет просьбу о допущении его к экзамену на степень магистра философии. В это же время он начал свою литературную деятельность. В 1852 году выходит сборник коротких рассказов Тургенева под общим названием «Записки охотника» и повесть «Муму». В дальнейшем Тургенев пишет четыре крупнейших произведения: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). В 1860 поселился в Баден-Бадене, где написал крупный роман «Новь». Иван Тургенев скончался в Буживале под Парижем, 22 августа 1883 года (64 года). Тело писателя было привезено в Петербург и похоронено на Волковском кладбище. 6. Смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Основной конфликт романа. В романе автор показал два основных конфликта: В первой части романа( до 10 главы) - конфликт поколений. Позицию старшего поколения отстаивает Павел Петрович Кирсанов, младшего поколения- Евгений Базаров. Во второй части главный конфликт- конфликт мировоззрений: дворян-аристократов и революционеров-разночинцев. Позицию дворян-аристократов отстаивает Павел Петрович Кирсанов; позицию революционеров-разночинцев- Евгений Базаров. 7. Трагизм образа Базарова (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»). Евгений Базаров – главный герой романа И. Тургенева “Отцы и дети”. Он разбирается в медицине, начитан и признан человеком умным. Но есть та грань, которая отделяет Базарова от всего общества. Евгений – критик. Он не знает идеалов. Любое утверждение он готов разрушить и высмеять. Знание превращается в инструмент не созидания, а разрушения. И Базаров этим инструментом владеет в совершенстве. Он готов разругаться с окружающими, растоптать чужие ценности и довести до бешенства своим равнодушием. Трагизм Базарова в его ненужном одиночестве. Он кичится своим нигилизмом, превозносит его. Но не задумывается, зачем он, собственно, все отрицает. У него отсутствуют нравственные ориентиры, отрицая все, он не может ничего предложить взамен. Можно сказать, что Базаров запутался в лабиринте своих жизненных исканий и стал человеком ненужным, без которого легко можно обойтись. 8. Почему критики называли роман «Отцы и дети» антидворянским? После выхода в свет 1862 года роман вызвал шквал критики. Ни один из общественных лагерей его не признавал. Дворяне не могли простить Тургеневу того, что аристократы, потомственные дворяне изображены иронически и того, что “плебей” Базаров издевается над ними и даже оказывается морально выше их. Демократы же восприняли главного героя как злую пародию на революционера. 9. Идейное содержание романа «Отцы и дети». //В романе Отцы и Дети И.С.Тургенев показал Россию второй половины 19 века: кризисное переломное время. Не случайно роман начинается с хронологической точностью (20 мая 1859 года). До реформы об отмене крепостного права осталось всего два года. Главный вопрос, который волнует общество: “За кем будущее России?”. В романе Тургенев показывает две политические силы, способные изменить Россию: дворяне-аристократы и революционеры-разночинцы. Позицию дворян-аристократов в романе отстаивает Кирсанов, позицию революционеров-разночинцев отстаивает Базаров. Тургенев подводит читателя к выводу: 1. В России второй половины 19 века нет реальной силы,которая могла бы вывести Россию из тупика. 2. Разрушая старое, новое не построишь. На первый взгляд кажется, что в романе рассматривается только конфликт старшего и младшего поколения. Идея романа может состоять в столкновении молодого и старого поколения и идейным разногласиям, которые непременно могут возникнуть. Но в романе Тургенев хотел рассмотреть и конфликт политических взглядов. Павел Кирсанов – поклонник аристократизма, либерал. Евгений Базаров – приверженец революции и демократического строя. Тургенев хотел понять, что лучше для народа – старый добрый лад или новые идеи, полностью разрушающие прежний общественный строй и подвергающие сомнению устоявшиеся идеалы. 10. Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. Ф.М.Достоевский родился 30 октября по старому стилю, 11 ноября по новому 1821 года в Мариинский больнице для бедных в Москве - месте работы отца. Дед писателя был священником. Отец писателя, Михаил Андреевич, был главным врачом в Мариинской больнице для бедных в Москве. Мать Достоевского, Мария Фёдоровна, происходила из московского купечества. Самым близким человеком в жизни писателя был его старший брат Михаил. Они были дружны всегда, помогали друг другу в трудную минуту. Зимой 1837 г умерла мать Фёдора Михайловича, и этот период принято считать окончанием детства писателя. Достоевский поступает в Инженерное училище по воле отца. После выхода в отставку, Достоевский занялся литературной деятельностью. Он написал своё первое произведение «Бедные люди» и перевёл роман Бальзака «Евгения Гранде». Достоевский познакомился со социалистом Буташевичом-Петрашевским и попал в его кружок. Рано утром, в 4 часа 23 апреля 1849 г к Достоевскому, по личному приказу тогдашнего царя Николая 1, пришли жандармы, арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Достоевский был приговорён к каторге на 4 года, которые отбывал в Омском остроге в 1850-1854 гг. В феврале 1854 г его, по решению суда, определяют рядовым в Семипалатинский линейный батальон. В 1861 г вместе с братом Михаил Достоевский начинает издавать журналы «Время» и «Эпоха» (1864-1865). Вскоре журнал «Время» был закрыт за невинную статью Н.Страхова, но в начале 1864 г стала выходить «Эпоха». В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом - корреспондентом Петербургской Академии наук. В мае 1879 г писателя пригласили на международный литературный конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета Международной литературной ассоциации. Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. 28 января 1881 г Достоевский скончался.Погребён Достоевский на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. 11. Тема, идея, конфликт романа «Преступление и наказание». Тема: История преступления Родиона Раскольникова и наказание за это преступление. Идеи: 1. Злом творить добро нельзя. 2. За каждое преступление следует наказание (смерть матери, моральные терзания, 8 лет каторги) 3. Убивая другого, убиваешь себя. Главная идея Достоевского : нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей сильной личности и их безнравственности. Конфликт: Конфликт романа заключается в противоречии двух мировоззрений: Фёдора Михайловича Достоевского и Родиона Раскольникова. 11.1. Назовите 3 принципа теории Раскольникова. а) Все люди делятся на “тварей дрожащих” и “право имеющих”. б) Возможна кровь “по совести” (убить одного плохого ради сотни хороших) в) Человек рожден для того, чтобы доказать, что он не “тварь дрожащая”, а “право имеющий”. 11.2. Назовите 3 принципа теории Достоевского. а) Не будет гармонии в мире, пока прольется хоть одна слезинка ребенка. б) Человек рожден для счастья, а счастье - в служении людям. в) Все люди равны и каждый человек имеет право на уважение. 12. В чём главная причина преступления Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)? Главная причина преступления Раскольникова - поиск истины. Теория Раскольникова делит людей на слабых сильных. Родиона мучает вопрос, кто он сам: ««тварь дрожащая» или «право имеет»? Именно это толкает его на преступление. По своей природе Раскольников не убийца. И все, что будет происходит дальше, противно его человеческой природе. 13. Тема двойничества в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Автор на примере Свидригайлова и Лужина пытался показать, к чему могла привести Раскольникова его теория. Путь Лужина – это смерть нравственная. Путь Свидригайлова – смерть физическая. 14. Жизненный и творческий путь писателя Л.Н. Толстого. Духовные искания писателя. Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 г в родовом имении матери Ясная Поляна под Тулой. Она ушла из жизни, когда Льву не было ещё и двух лет. В девятилетнем возрасте он и его братья с сестрой (Николай, Сергей, Дмитрий, Мария) потеряли отца. Вскоре Толстые переехали в Казань, где жила их опекунша-тетка по отцу П.И.Юшкова. В шестнадцать лет Лев Николаевич поступает в Казанский университет. Сначала на восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем на юридический факультет, где проучился около двух лет. Толстой оставил университет, не окончив его. Будущему писателю очень хотелось испытать свои силы на разных поприщах. Он пытался провести преобразования в Ясной Поляне; поступил на гражданскую службу, затем оставил её. Два года (1851-1852) Толстой жил на Кавказе, где служил его старший брат Николай. Писатель был участников Кавказской войны - сначала юнкером, затем был произведён в офицеры. На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» (1852), которая была опубликована в журнале «Современник». Позже Толстой создаст ещё две автобиографические новости - « Отрочество» и «Юность», составившие вместе с первой трилогию. Кавказские военные печатанная отразились в рассказах «Набег» (1852), «Рубка леса» (1855). С начала Крымской войны Толстой переводится в Дунайскую армию, затем Севастополь. Он был участником Севастопольской обороны, посвятил ей три очерка: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе» (1855). С 1855 года Толстой живет в Петербурге, где сближается с литераторами - авторами журнала «Современник». Толстой пишет рассказы, очерки, создаёт роман «Семейное счастье (1859) - опыт разработки «мысли семейной». С 1859 года Толстой жил в Ясной Поляне, много сил отдавал открытой им школе для крестьянских детей. В 1862 г Толстой женился на Софье Андреевне Берс. У Толстого была большая семья, восемь детей. Эпоха 1860-х готов - переломный период в истории России. Он начинает работать над романом «Декабристы». Интерес к судьбе вернувшегося из ссылки декабриста послужил толчком к созданию романа - эпопеи «Война и мир». В конце 1870-х годов в духовной жизни Толстого происходит перелом. Если до перелома писатель стоял на позициях патриархального дворянства, верил в возможность согласия между дворянством и крестьянством, то теперь он разочаровался в этих иллюзиях. Толстой становится на позиции патриархального крестьянства. Он выступает против частной собственности, самодержавного государства, церковных устоев. Наиболее известные художественные произведения Толстого позднего периода творчества - роман «Воскресенье» (1899), повесть «Хаджи-Мурат» (1904). Тягость укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался её покинуть. 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10 (23) ноября 1910 г писателя похоронили в Ясной Поляне. 15. Особенности жанра романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Смысл названия. Жанр: Роман-эпопея. Признаки эпопеи: ❑ тема (эпоха больших исторических событий); ❑ идейное содержание – «моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности, патриотизм... прославление жизни, оптимизм; ❑ сложность композиции; ❑ стремление автора к национально историческому обобщению». Смысл названия: «Мир»: ❑ мирная жизнь без войны; ❑ общность, единение, к которому должны стремиться люди. «Война»: ❑ кровопролитные битвы, сражения, несущие смерть; ❑ разъединение людей, их вражда. 16. Образы полководцев в романе «Война и мир» Кутузов. Он близок к народу, ему присущ истинный патриотизм, он лишен всякой рисовки. Он скромный и простой, ему близок и дорог простой солдат. Кутузов отправляет их на подвиги, словно отец. Он один из немногих, кто понимал нелепость, ненужность и жестокость этой войны. Кутузов обладает военной мудростью, он немногословен, не кричит и не пытается доказать свою правоту, он всегда выжидает. В нем нет ничего наносного, неестественного. Автор постоянно подчеркивает старость фельдмаршала с помощью различных деталей: рыхлое тело, шрам на лице, пухлая рука. Ему подчас трудно взобраться на коня, он быстро устает. Русский главнокомандующий много повидал в жизни, это представитель суворовской школы. Он всегда спокоен и сдержан. Кутузов – настоящий мудрый политик. Народным лукавством он берет верх над придворными интригами. У него есть редкая особенность – поражать врага его же оружием. Наполеон. Наполеон жесток и вероломен. Ему безразлична судьба армии. Он равнодушно взирает на гибель уланов, переправляющихся через реку, он безразличен к гибели простых солдат, так как они только орудие для достижения им своих целей. Ему льстит любовь народа, но при этом Бонапарт не испытывает ни капли благодарности, все были обязаны беспрекословно подчиняться его воле. Это не государственный деятель, а капризный, самовлюбленный игрок, позер. 17. Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир». I этап. Разочарование в высшем обществе. Мечтает о славе и величии. Наполеон – кумир Андрея Болконского. Князь Андрей едет на войну в поисках славы и величия, в поисках своего Тулона. II этап. Аустерлицкое сражение стало переломным этапом в духовном развитии князя Андрея. Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом», которое он видел и понял. !!! Князь осознал великую истину: жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величие чего-то непонятного, но важнейшего». Разочарован в Наполеоне, в славе и величии, в военной службе. III этап. Возвращение из французского плена, смерть жены. С этого момента будет мучаться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья. !!! Смерть жены, разочарования в славе, величии, Наполеоне, военной службе стали причиной тяжелейшей депрессии князя Андрея. IV этап. Постепенное освобождение от депрессии, возвращение к активной жизни. а) Встреча с Пьером в Богучарове. Пьер заражает князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, но и вечную, в Бога. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй меня!»». б) Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном. Начинает ощущать радость общения с большим миром, с людьми. в) Встреча с возродившимся дубом. «Жизнь не кончена в 31 год! Надо жить! Надо любить! Надо верить!». V этап. Возвращение к активной жизни. Возвращается в Петербург, начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. Сходится со Сперанским. Служит в комиссии по составлению законов. VI этап. Встреча с Наташей Ростовой. Ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя. Постепенное разочарование в Сперанском. VII этап. Разрыв с Наташей Ростовой. Переживает очередную депрессию. Ищет спасение в армии. Отказывается от предложения служить в штабе, его не волнуют мечты о личной славе. Командует полком в звании дежурного генерала. VIII этап. Отечественная война 1812 года. Исполняет свой воинский долг. В Бородинском сражении получает тяжелейшее ранение в живот. Происходят очень важные в жизни князя Андрея моменты: 1. Прощение Анатоля Курагина на перевязочном пункте в Мытищах. 2. Возрождение любви к Наташе Ростовой «Он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней». 3. Князь Андрей на перевязочном пункте в Мытищах понял ту великую истину, которую так долго искал: «Человек приходит в этот мир ради великой любви к людям». !!! Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело – умер спокойно и достойно. 18. Духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир». I этап. Возвращение из заграницы. Не видя своего места в жизни, не зная куда девать свои силы, ведёт разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Он не умеет правильно оценивать людей и слишком часто ошибается в них. II этап. Смерть графа Кириллы Владимировича Безухова. Пьер - законный сын, граф, миллионер. Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости Князя Василия, который женит его на своей дочери Элен. Осознав совершенную ошибку, Пьер винит только себя. III этап. Дуэль с Долоховым - начало тяжелейшей депрессии. Это событие в жизни Пьера заставило задуматься о том, что он живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. IV этап. Встреча с масоном Осипом Баздеевым. Вступление в масонскую ложу. Пьер перечеркивает своё прошлое, но он ещё не знает каким будет его будущее. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я?» Вступление в масонскую ложу даёт возможность на некоторое время обрести согласие с миром и с собой. V этап. Разочарование в масонстве. Пьер понял, что в масонстве присутствуют те же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами, обрядов, что и в светском салоне. VI этап. Участие в Бородинском сражении. Пьер желает участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи со всем русским народом. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас - солдатами быть, просто солдатом. Войти в общую жизнь всем существом. 19. Женские образы в романе «Война и мир». Лиза Болконская – персонаж, который уравновешивал присущую князю Андрею мрачность и депрессивность. В обществе Андрей воспринимался человеком замкнутым и молчаливым. Даже внешность князя намекала на это: сухость и вытянутость черт, тяжелый взгляд. Другая внешность была у его жены: живая княгиня, низкого роста, которая постоянно суетилась и семенила мелкими шажками. С ее смертью Андрей потерял баланс и начался новый этап духовных поисков князя. Элен Курагина – сестра Анатоля, выписана как персонаж развращенный, эгоистичный. Курагина интересуется развлечениями, она молода, самовлюбленна и ветрена. Впрочем, она легкомысленна и не проявляет патриотических чувств, продолжая вести привычный образ жизни в захваченной войсками Наполеона Москве. Судьба Элен трагична. Дополнительный трагизм в ее жизнь приносит то, что она так и не сумела вырваться из порочного круга низкой нравственности. Младшая Ростова, безусловно, – один из центральных женских персонажей. Наташа Ростова – красива и мила, поначалу ей присуща наивность и ветреность. Князь Андрей, влюбившись в нее, понимает, что между ними – пропасть жизненного опыта. Эта мысль князя оправдывается, когда Наташа поддается мимолетному увлечению Анатолем Курагиным. Читателю интересно наблюдать, как меняется образ Наташи: сначала – маленькая, бойкая, забавная и романтичная девочка. Потом – на балу – читатель видит ее расцветающей девушкой. Наконец, во время отступления из Москвы, Наташа показывает свой патриотизм, сочувствие и сострадание. Зрелость в Ростовой просыпается, когда она ухаживает за умирающим Андреем Болконским. В конце – Наташа становится мудрой и любящей женой и матерью, хотя и теряет часть былой красоты. Наташе не чужды ошибки: это ее увлеченность Курагиным. Духовное совершенствование и углубление внутреннего мира связано с отношениями Наташи с князем Андреем. Спокойствие и гармония приходят к героине, когда она выходит замуж за Пьера Безухова. Наташе свойственна эмпатия и милосердие. Девушка чувствует боль людей, искренне старается помочь тем, кто нуждается в помощи. Во время войны Наташа понимает, что материальные ценности – ничто, по сравнению с жизнью человека. Поэтому она жертвует нажитым семейным имуществом, чтобы спасти раненых солдат. Девушка сбрасывает вещи с повозки и перевозит таким образом людей. Наташа – красива. Однако ее красота исходит не из физических данных (безусловно, тоже выдающихся), а из душевности и внутреннего мира. Нравственная красота Ростовой – это бутон, который в конце романа превращается в розу. Графиня Наталья как мать старается казаться строгой и серьезной. Но она показывает себя любящей матерью, которая лишь притворно злится и раздражается на излишнюю сентиментальность детей. Графиня Ростова зависит от принятых в обществе правил. Нарушать эти правила ей неловко и нелегко, но Наталья делает это, если близким родственникам или друзьям нужна помощь. Например, когда Аннет – ее подруга – оказалась в затруднительном положении, графиня, смущаясь, попросила ту принять деньги – это был знак внимания и помощи. Графиня воспитывает детей в свободе и вольности, но это лишь видимость: на самом деле Наталья печется о будущем своих сыновей и дочерей. Она не хочет, чтобы сын женился на бесприданнице. Старшая Ростова делает все, чтобы расторгнуть намечающиеся отношения младшей дочки и Бориса. Таким образом, сильное чувство материнской любви – одно из основных качеств графини Ростовой. Вера Ростова, сестра Наташи Ростовой, не унаследовала улыбки, которая украшала лицо Наташи, а потому, замечает Лев Николаевич, лицо девушки казалось неприятным. Вера описана как натура эгоистичная: старшая Ростова не любит братьев и сестру, они раздражают ее. Вера любит только себя. Девушка выходит замуж за полковника Берга, который был похож на нее характером. Сестра Андрея Болконского, Марья Болконская, живет в деревне, все ее шаги контролирует злой и жестокий отец. В книге описана ситуация, когда Марья, желая выглядеть красивой, красится и наряжается в платье цвета масака. Отец недоволен ее нарядом, выражая деспотизм в отношении дочери. Марья некрасивая, печальная, но глубоко мыслящая и умная девушка. Княжне свойственная неуверенность и зажатость: отец все время говорит, что она нехороша собой и вряд ли выйдет замуж. То, что привлекает внимание к лицу Марьи, – это большие, лучистые и глубокие глаза. Княжна Болконская поначалу отвергает Ростову (младшую), но после потери отца и брата отношение княжны к Наташе меняется. Марья прощает Наташу за то, что та разбила сердце Андрею, увлекшись Анатолем Курагиным. Княжна мечтает о счастье, семье и детях. Влюбившись в Анатоля Курагина, девушка отказывает подлому юноше, так как ей жаль госпожу Бурьен. Так, Марья выражает благородство характера и сочувствие к людям. Позже Марья знакомится с Николаем Ростовым. Эта связь выгодна для обоих: Николай, женившись на княжне, помогает семье деньгами, ведь Ростовы потеряли изрядную долю состояния во время войны. Марья же в Николае видит спасение от бремени одинокой жизни. Анна Шерер - великосветская дама, которая воплощает фальшь и лицемерие, часто встречающееся в салонах. 20. Мысль семейная в романе «Война и мир». Мысль семейная — самая главная линия романа. Автор подчеркивает, что весь народ состоит из семей и людей, которые сохраняют культуру, самобытность и уникальность русской души. В произведении представлены 3 совершенно разных семейства: Ростовы, Курагины, Болконские. В книге читатель понимает, что Ростовы преподносятся писателем как идеал настоящей семьи. Они добры, отзывчивы и милосердны. Болконские выступают основными защитниками Отечества, патриотами. Служение Родине, достоинство и честь — суть жизни Николая и Андрея Болконских. Старый князь чтит спартанские традиции, в людях ценит это же. Он считает государственные интересы важнее семейных, поэтому благословляет сына, когда тот уходит на войну, оставляя беременную жену. Курагины — полная противоположность этим семьям. Их девиз — цель оправдывает средства. Эту семью интересует только личная выгода. Они алчные, циничные, злобные и лживые люди. Им не присущ патриотизм, ведут праздный образ жизни и ни о чем не думают. Семейная мысль в романе Толстого стала основополагающей. Она показывает основу государства в виде отдельно взятых семейств. 21. Жизненный и творческий путь А.П. Чехова. 30 января 1860 г - родился в городе Таганроге в купеческой семье. 1867 г - греческая гимназия. 1869 - 1879 гг - таганрогская школа 1876 - 1879 гг - самостоятельная жизнь в Таганроге (учеба, театр, работа, начало творчества). 1879 - 1884 гг - Московский университет, медицинский факультет. 1890 г - поездка на Сахалин. 1891, 1894, 1897, 1901 гг - поездки за границу. 1893 - 1894 гг - книга «Остров Сахалин». 1892 г - поселился в подмосковной усадьбе Мелихово. 1898 г - пьеса «Чайке». Работа для Московского художественного театра. 1899 г - пьеса «Дядя Ваня». 1901 г - пьеса «Три сёстры». Женитьба на актрисе О.Л. Книппер 1902 г - поселяется в Ялту из-за болезни. 1903 - 1904 гг - пьеса «Вишневый сад». 1904 г - скончался в Баденвейлере (Германия). Похоронен в Москве. 22. Пьеса «Вишнёвый сад». Своеобразие жанра. Символичность пьесы. В пьесе “Вишневый сад” особым образом соединяются драматическое, трагическое и комическое. Жанровая природа пьесы сложна. Комедия В "Вишнёвом саду" много комических ситуаций: любовная идиллия Яши и Дуняши, фокусные трюки и речь Шарлотты Ивановны, неудачи Спиходова. Также в героях, которых нельзя назвать абсолютно комическими, много смешного. Например, Лопахин часто смешон со своими шутками - типа "до свиданцыа" или "Охмелия, иди в монастырь", хотя он и богатый, уважаемый всеми человек. А Петя Трофимов - "вечный студент", "смешной человек", "облезлый барин" - часто попадает в нелепые ситуации, например, падает с лестницы. Трагедия Вместе с тем в персонажах пьесы много трагического. Так, Шарлотта Ивановна, с одной стороны, считается смешной и нелепой женщиной, а, с другой стороны, одинокий, без Родины и без родственников человек. Фирс смешон со своей глухотой, и в то же самое время судьба "забытого" человека весьма трагична. В пьесе нет ни одного счастливого человека: Варя переживает безответную любовь, Лопахин, не смотря на богатство, выглядит несчастным, Петя так и остаётся бездеятельным мечтателем и философом. Драма Главный источник драматизма произведения - не конфликт, который заключается в борьбе за вишнёвый сад, а субъективное недовольство человеческой жизнью. Это недовольство в равной мере переживается всеми героями сочинения А.П.Чехова, без исключения. Жизнь и судьба персонажей протекает нескладно, не так, как хотелось бы, не принося никому ни радости, ни позитивных эмоций, ни чувства безмятежного счастья. В основу пьесы легла мысль об общественно-историческом развитии в России во второй половине 19- начала 20 века. Смена хозяев вишневого сада является своеобразным символом этого процесса. Вишневый сад - олицетворение России, её красоты. 23. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». В пьесе “Вишневый сад” встречаются темы прошлого, настоящего и будущего. Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата- прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги. Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные. Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему. Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества. Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи. Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему. В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают. 24. Жизненный и творческий путь И.А. Бунина. Родился 10 октября 1870 г в Воронеже. Выходец из двух старинных дворянских родов - Буниных и Чубаровых. В 10 лет поступает в Елецкую гимназию. После 5 класса отказался возвращаться в гимназию, обучался самостоятельно под руководством старшего брата Юрия Бунина, кандидата университета. В 19 лет вынужден был зарабатывать себе на жизнь, служил корректором, библиотекарем, театральным обозревателем. Первое стихотворение появилось в журнале Родина в 1887 году. В 1891 году появился первый поэтический сборник. С 1895 года живет в Петербурге и в Москве, где знакомится с Чеховым, Бальмонтом, Брюсовым. Именно в эти годы становится известным писателем. 1899 г - начинает сотрудничать с Горьким в издательстве «Знания». Революцию 1917 года Бунин не принял. В 1918 году вместе с женой уезжает в Одессу. В 1920 году эмигрирует во Францию. К началу 30 годов Бунин обретает европейскую известность. В 1933 году ему, первому из русских писателей, была присуждена нобелевская премия по литературе. В последние годы Бунин работал над воспоминаниями о Чехове. Иван Бунин скончался в ночь на 8 ноября 1953 года. Похоронен на русском кладбище в Сент - Женевьев - де- Буа. 25. Основные темы творчества И.А.Бунина в рассказах «Тёмные аллеи» и «Холодная осень». В рассказах И.А.Бунина «Тёмные аллеи» и «Холодная осень» основная тема - любовь. Любовь делает жизнь бунинских героев значительной. Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена. Во всех произведениях на эту тему - исход трагичен. Возлюбленные никогда не соединяются. Любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, счастье оказывается недостижимым. Любовь по Бунину - дар божий. И этот дар бог дает не каждому. 26. Жизненный и творческий путь А.И. Куприна. Родился в городе Наровчат Пензенской губернии. Через год умер отец, государственный чиновник. После смерти отца семья осталась без средств к существованию. 1874 г - переезжает с матерью в Москву. 1880 - 1888 гг - учеба во второй Московской военной гимназии (Кадетский корпус) 1888 - 1890 гг - учеба в Московском Александровском военном училище (подпоручик). 1891 - 1894 гг - служит в 46-м Днепровском полку в Подольской губернии. 1894 г - выходит в отставку в звании поручика. Сотрудничает с Киевскими газетами, работает репортером. 1901 г - приезжает в Петербург, знакомится с Горьким, Чеховым, Буниным. 1909 г - Пушкинская премия (поделил её с Буниным) 1917 г - Февральская буржуазная революция, которую Куприн встретил восторженно, но отрицательно воспринял проводимую большевиками политику военного коммунизма и террор. 1918 - 1919 гг - работа в издательстве «Всемирная литература», созданным Горьким. Октябрь 1919 г - уезжает сначала в Финляндию, затем в Париж. Оторванность от родины губительно сказывалось на творчестве Куприна. 1920 - 1930 гг - выпускает циклы очерков, пишет повести и рассказы на темы русских историй. 1932 г - роман «Юнкера». 1937 г - возвращение в СССР. 1938, 25 августа - умер, похоронен в Ленинграде на Волковском кладбище на Литераторских мостиках. 27. Темы любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Рассказы А.Куприна повествуют о настоящей бескорыстной любви, не требующей ничего взамен. По мнению автора, любовь – это глубокое сильное чувство, которое охватывает всю жизнь человека, занимает особое место в его сознании и душе. Желтков – главный герой рассказа «Гранатовый браслет» - встречает на своем пути настоящую любовь. Это чувство, несмотря на его безответность, делает молодого человека поистине счастливым. Его вдохновляла каждая вещь, тем или иным образам напоминавшая ему о Вере Шеин: будь то забытый платок, письмо, программа выставки – одного только этого было достаточно, чтобы чувства вновь ожили и загорелись с еще большей силой. Он был счастлив от мысли, что прекрасные руки его возлюбленной однажды коснуться адресованного ей письма, а равно его собственной души. Желтков решает подарить самую дорогую его сердцу вещь – гранатовый браслет, показывая тем самым, насколько сильно и беззаветно он любит. При всем притом герой не вызывает жалости, а даже наоборот – искренность и глубина переживаний Желткова, его жертвенность и бескорыстие заслуживают уважения и даже восхищения. В нравственном отношении Желтков стоит выше общества Шеиных. Им не понять чувства искренней любви, они способны лишь насмехаться над героем, отчего лишь сами становятся смешны и нелепы в глазах читателя. Один только Василий Львович понимает чувства Желткова и в общении с ним ведет себя достойно, как подобает настоящему дворянину. Очень точно в своем высказывании генерал Аносов определил понятие настоящей любви. Совершить подвиг ради такой любви, пожертвовать собой, подвергнуть себя страданиям – не есть великий труд, а есть великое счастье. Только особенные люди, исключительные по своей натуре обладают способностью так любить. К ним и относится главный герой рассказа Куприна. Аносов помог Вере Николаевне осознать всю силу и глубину чувств Желткова. Вот она держит последнее письмо от П. П. Ж. Она понимает, что оно последнее, несмотря на то, что в содержании его отсутствует горечь прощания. Слова в письме проникнуты светлым чувством любви. Желтков отрицает собственничество и эгоизм. Он желает возлюбленной лишь счастья со своим избранником, и пусть житейские проблемы и ненужная суета никогда не беспокоят душу любимой. Очевидно, что к житейскому в судьбе Веры Николаевны Желтков относит и самого себя. Глядя на мертвого Желткова, она понимает, насколько великим был этот человек. У него была заветная мечта, способность к самопожертвованию и сила его огромной любви. Вера Николаевна с горьким сожалением понимает, что упустила навсегда эту великую любовь, которую подарила ей судьба. 28. Философия творчества Максима Горького. Понимание добра и правды в пьесе Максима Горького «На дне». Максим Горький в своей пьесе «На дне» через призму героев смог в некой степени раскрыть соотношение добра и правды. Он смог рассказать о том, насколько каждый человек пропитан этими качествами и даже привел конкретные примеры. Максим Горький дал понять, что иногда ложь принимается людьми легче и положительнее, чем тяжкая правда. Здесь наступает момент конфликта. Олицетворением той самой «лжи во спасение» является Лука. Он странник, внемлющий рассказам жителей ночлежки. Жизнь каждого из них пропитана болью и сожалениями. Но в то же время все они хранят небольшую веру в добро. Лука видит это и поддерживает каждого, надеясь, что его слова могут стать первым шагом к светлому будущему для кого-то из них. Но у этой лжи есть и негативные последствия. Люди, живущие здесь – безнадежны. Они не в силах изменить свою жизнь по-настоящему, не способны приложить должных усилий. По этой причине ложная вера вселяет излишний энтузиазм, увеличивает степень разочарования в своем существовании. Все это приводит к печальным последствиям для каждого. В конце становится ясно, что та самая «ложь во благо» становится лишь временным счастьем, которое вскоре оборачивается злом. Столкнувшись с сокрушающей правдой, носитель веры не готов. Он понимает, что теперь вера в светлое будущее потеряна в силу ложности, поэтому смысла жить больше нет. Так, актер решает повеситься, а Наташу калечит Василиса. Читатель понимает, что в этом обществе нет места ложной вере. Нет места и болезненной правде. Лишь немногие могут справиться с тяжестью ответственности за нее. Ей нет места там, где личность человека угнетена. Таким образом, произведение «На дне» – протест Максима Горького против несправедливости и лживости всего общества. 29. Назовите жанр пьесы “На дне”. Жанр пьесы - социально - философская драма. 30. Главный вопрос, который ставит автор? Автор ставит в пьесе вопрос “Что человеку нужно “горькая правда” или “сладкая ложь”?”. 31. На какие 2 группы разделились все обитатели ночлежки с приходом Луки? С приходом Луки все ночлежники разделились на 2 группы: а) те, кто Луке поверил (Анна, актер, Настя, Пепел, Наташа). б) те, кто Луке не поверил (Бубнов, Клещ, Барон). 32. Кто в пьесе выражает позицию автора. Позицию автора выражает Сатин, который утверждает: “Слабому нужна утешительная, примиряющая ложь, сильному “горькая правда”. 33. Образы Луки и Сатина в пьесе «На дне». Сатин - бывший телеграфный служащий. Попал «на дно» после того, как отсидел в тюрьме за убийство (убил обличена своей сестры). В тюрьме стал карточным шулером. После тюрьмы дорога одна - в ночлежный дом. Лука- странник 60 лет. В ночлежку привела Наташа, паспорта у него не оказалось. Неожиданно приходит в ночлежный дом и неожиданно из него уходит. 34. Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова. Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 г. в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Донецкого округа Области Войска Донского (теперь Шолоховский район Ростовской области). Отец писателя Александр Михайлович – потомок купцов Шолоховых из города Зарайска. Мать Анастасия Даниловна, урождённая Черникова. Сын был записан на фамилию отца (до этого он считался незаконнорожденным). В 1910 г - принят в мужское приходское училище. 1914 - 1918 гг - учится в мужских гимназиях Москвы, Богучар и Вёшенской. В 1920-1922 гг. Шолохов работает служащим в станичном ревкоме, учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых в х. Латышеве, делопроизводителем в заготконторе Донпродкома в ст. Каргинской, налоговым инспектором в ст. Букановской. В октябре 1922 г. уезжает в Москву. Работает грузчиком, каменщиком, счетоводом в жилуправлении на Красной Пресне. Он знакомится с представителями литературной среды, посещает занятия литобъединения «Молодая гвардия». К этому времени относятся первые писательские опыты молодого Шолохова. Осенью 1923 года «Юношеская правда» публикует два его фельетона – «Испытание» и «Три». 14 декабря 1924 г. М.А. Шолохов публикует первое художественное произведение – рассказ «Родинка» в газете «Молодой ленинец». Вступает в члены Российской ассоциации пролетарских писателей. 1925 г - приступает к созданию романа «Тихий Дон». 1926 г - выходят сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». 1928 г - журнал «Октябрь» начинает печатать «Тихий Дон». После публикации «Тихого Дона» у писателя наступают трудные дни. Зависть к молодому писателю рождает клевету, пошлые измышления. Шолохова обвиняют в плагиате, сомневаются в его авторстве. Он обращается к М. И. Ульяновой с настоятельной просьбой создать экспертную комиссию и передаёт ей рукописи «Тихого Дона». Весной 1929 года некоторые писатели выступают в «Правде» в защиту молодого автора, опираясь на выводы комиссии. Слухи прекращаются. В 30-е годы Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина». В годы войны писатель - военный корреспондент Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». Он публикует фронтовые очерки, рассказ «Наука ненависти», первые главы романа «Они сражались за Родину». После войны писатель заканчивает 2-ю книгу «Поднятой целины», работает над романом «Они сражались за Родину», пишет рассказ «Судьба человека». Умер М.А Шолохов 21 февраля 1984 года. 35. Тема Гражданской войны в сборнике «Донские рассказы». Смутные годы Гражданской войны на Дону изобразил М.А. Шолохов в сборнике “Донские рассказы”. Это летопись разрушения целой страны, летопись опустошения человеческой души. М.А. Шолохов выразил свое отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. В “Донских рассказах” привлекают реалистичность, антиромантичность изложения суровых военных условий: та правда войны, что не щадит никого, даже детей. М.А.Шолохов в своем сборнике рассказов увидел свежим взглядом свидетеля судьбу человека в братоубийственной войне. Увидел, как может в одном человеке уживаться жестокость и жалость, как может сын пойти против отца, как может остыть дом, где когда-то было тепло и уютно. Страшное время разрушения человеческой души, когда идеология, классовые интересы становятся главнее всего. 36. Назовите темы следующих произведений. а) А. Н. Островский “Гроза” -.история жизни купеческой дочери Катерины Кабановой. б) И.С. Тургенев “Отцы и дети” - история жизни нигилиста Базарова в) Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание” - история преступления Родиона Раскольникова и наказание за это преступление. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Назовите произведения, в которых авторы размышляют о будущем России. И.С. Тургенев “Отцы и дети”, А.П.Чехов “Вишневый сад”. 2. Назовите произведения, в которых герои оказались во власти ложных теорий. Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Лев Толстой “Война и мир”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”. 3. Назовите произведения, в которых авторы осуждают дворян за бездействие. И.С. Тургенев “Отцы и дети”, А.П. Чехов “ Вишневый сад”. 4. Назовите произведения, в которых показано противостояние мировоззрений. Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, И.С. Тургенев “Отцы и дети”, Максим Горький “На дне”, А.Н. Островский “Гроза” “СУИЦИД — ЭТО ВСЁ ЕЩЁ ВЫХОД, ПРОСТО ЧЕРЕЗ ОКНО.” @Кирюхинa АУФ |