Информатика и ИКТ. 7 класс_Угринович Н.Д_2010 -173с. Удк 004. 9 Ббк 32. 97 У
Скачать 4.85 Mb.
|
c-gsf. Сохранение изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора StarOffice Image 2.3. Интерфейс графических редакторов 2.3.1. Область рисования Для создания рисунка традиционными методами необходимо выбрать полотно (лист бумаги, холст и пр) определенного размера и ориентации. В графических редакторах можно уточнить параметры (размер, поля и ориентацию) области рисования, которая называется страницей, листом или слайдом. Область рисования может иметь различные размеры. Наиболее распространенным является формат А, который соответствует размеру стандартного листа писчей бумаги шириной 21 см и высотой 29,7 см, часто используются вполовину меньший формат А (шириной 14,8 см и высотой 21 см) или в два раза больший формат A3 (шириной 29,7 см и высотой 42 см. Можно занять рисунком всю площадь области рисования или оставить по краям поля. Поля оставлять рекомендуется, так как не все принтеры могут распечатывать листы без полей. Область рисования можно расположить вертикально (ширина листа меньше высоты) — такая ориентация называется книжной. При горизонтальном расположении области рисования (ширина листа больше высоты) ориентация называется альбомной. Установка параметров области рисования показана на рис. 2.8. 72 Глава 2 Рис. 2.8. Параметры области рисования Контрольные вопросы 1. Каковы основные параметры области рисования 2.3.2. Инструменты рисования и графические примитивы Инструменты рисования растровых графических редакторов. Для создания рисунка традиционными методами необходимо выбрать инструмент рисования (это могут быть фломастеры, кисть с красками, карандаши и многое другое. В растровых графических редакторах существуют аналогичные инструменты, расположенные на панели инструментов. Панель инструментов обычно размещается вертикально, вдоль левого края окна графического редактора (рис. 2.9). Если навести указатель мыши на инструмент графического редактора, то появится всплывающая подсказка с названием инструмента. Карандаши Кисть. В растровых редакторах существуют инструменты рисования Карандаши Кисть, которые позволяют рисовать произвольные линии различной толщины. Для стирания произвольных пикселей изображения исполь- Технология обработки графической информации 73 зуется инструмент Ластик (Кисть рисующая цветом фона, при этом размер Ластика можно менять. Распылитель и Заливка. Растровые редакторы позволяют также разбрызгивать краску (закрашивать пиксели случайным образом) с помощью инструмента Распылитель и закрашивать замкнутые области целиком с помощью инструмента Заливка. Графические примитивы. Растровые и векторные графические редакторы имеют также набор инструментов для рисования графических примитивов (прямая линия, кривая линия, прямоугольник, многоугольники окружность. Для рисования выбранного объекта необходимо щелкнуть на кнопке сего изображением на панели инструментов см. рис. 2.9) и переместить указатель мыши в поле рисования, где он примет форму крестика. Затем щелчками в поле рисования требуется зафиксировать положения опорных точек рисуемого объекта. ш Рис. Графические редакторы растровый Paint и векторный StarOffice Draw Линия. Для рисования линии необходимо выбрать на панели инструментов инструмент Линия, переместить указатель мыши в определенное место окна редактора и щелчком мышью зафиксировать точку, из которой должна начинаться линия. Затем следует перетащить линию в нужном направлении и, осуществив повторный щелчок, зафиксировать конец линии. 74 Глава 2 Существует возможность перед рисованием задать тип линии (сплошная, пунктирная и пр, ее толщину и цвет с помощью дополнительных меню. Прямоугольник. Для рисования прямоугольника необходимо выбрать инструмент Прямоугольник, щелчком мышью зафиксировать положение первой вершины, перетащить указатель мыши по диагонали прямоугольника и зафиксировать положение второй вершины. Многоугольник. Для рисования многоугольника необходимо выбрать инструмент Многоугольник, последовательно щелчками мышью зафиксировать положение вершин, причем положение последней вершины фиксируется двойным щелчком. Окружность. Для рисования окружности необходимо выбрать инструмент Окружность, щелчком мышью зафиксировать положение точки окружности, перетащить указатель по диаметру окружности и зафиксировать положение противоположной относительно центра точки окружности. Панель инструментов позволяет сделать выбор между рисованием контуров прямоугольников, многоугольников и окружностей и рисованием закрашенных фигур. Градиентная заливка. В векторных редакторах существует возможность осуществлять градиентную заливку объектов. При градиентной заливке интенсивность закраски может изменяться по длине, ширине или от центра объекта. Кроме того, объекты могут быть заштрихованы различным способом (линиями, квадратами итак далее. Трехмерная графика. Векторные графические редакторы позволяют рисовать не только плоские, но и объемные объекты куб, шар, цилиндр и другие. При рисовании трехмерных тел можно устанавливать различные режимы освещенности объекта, материал из которого он изготовлен, качество поверхности и прочее. Контрольное вопросы 1. Какие вызнаете основные инструменты рисования и каковы их возможности 2. Какие вызнаете графические примитивы и какова процедура их рисования Технология обработки графической информации 75 Тесто 2.4. Практическое задание Продемонстрируйте возможности растрового графического редактора, создав изображение, подобное рис. 2.9. 2.5. Практическое задание Продемонстрируйте возможности векторного графического редактора, создав изображение, подобное рису. 2.9. 2.6. Практическое задание В векторном графическом редакторе создайте рисунок части нашей Солнечной системы (Солнце, Земля и Луна. Компьютерный практикум. Практическая работа № 11. Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе StarOffice Draw Процессы рисования в растровом и векторном редакторах практически не различаются, однако существенно различаются результаты рисования. В растровом графическом редакторе нарисованный объект перестает существовать как самостоятельный элемент после окончания рисования и становится лишь группой пикселей на рисунке. В векторном редакторе этот объект продолжает сохранять свою индивидуальность, и его можно масштабировать и перемещать по рисунку. В графических редакторах над элементами изображения возможны различные операции копирование, перемещение, удаление, повороти изменение размеров. Для того чтобы выполнить какую-либо операцию над объектом, его сначала необходимо выделить. Выделяющие инструменты. В растровом графическом редакторе для выделения объектов обычно имеются два инструмента Выделение прямоугольной области и Выделение произвольной области Процедура выделения производится аналогично процедуре рисования. После окончания процедуры выделения остается пунктирный контур выделенной области с восемью метками по периметру. В векторном редакторе выделение объектов осуществляется с помощью инструмента Выделение объекта (на панели инструментов изображается стрелкой. Для выделения объекта достаточно выбрать инструмент Выделение объекта и 2.3.3. Редактирование рисунка 76 Глава 2 щелкнуть на любом объекте на рисунке. Вокруг выделенного объекта появится восемь меток в виде маленьких квадратиков по его периметру. Если поместить указатель мыши на такую метку, то он примет вид двунаправленной стрелки. Перетаскивая метку, можно изменять размер объекта. Для перемещения объекта необходимо установить указатель мыши внутри выделенной области (он примет вид стрелки, указывающей на все четыре стороны) и перетащить объект. Операция выделения в растровом и векторном редакторах проиллюстрирована на рис. 2.10. Выделение прямоугольной области Выделение прямоугольника в растровом редакторе в векторном редакторе Рис. 2.10. Операция выделения Операции копирования, перемещения и удаления. Редактирование рисунка может производиться с использованием трех основных операций копирования, перемещения и удаления. Перед выполнением каждой операции редактирования необходимо выделить область изображения в растровом редакторе или объект в векторном редакторе. В процессе операции копирования выделенный фрагмент сохраняется в рисунке и может быть многократно вставлен в изображение. Для этого выбирается команда Копировать меню Правка, в результате чего выбранная часть изображения помещается в буфер обмена (специальную область памяти. Затем выбирается команда Вставить меню Правка — изображение, хранящееся в буфере обмена, помещается в область рисования. Далее это изображение можно перетащить в любую часть рисунка. Для многократного копирования объекта достаточно многократно ввести команду Вставить. В процессе операции перемещения выделенный фрагмент удаляется из рисунка, но может быть многократно вставлен в изображение. Для этого выбирается команда Вырезать меню Правка — выбранная часть изображения помещается Технология обработки графической информации 77 в буфер обмена. Затем выбирается команда Вставить меню Правка и изображение, хранящееся в буфере обмена, помещается в область рисования. Далее это изображение можно перетащить в любую часть рисунка. В процессе операции удаления выделенный фрагмент удаляется ид рисунка. Для этого выбирается команда Вырезать меню Правка. Результаты операций редактирования в растровом и векторном редакторах показаны на рис. 2.11. Рис. Операции редактирования в графических редакторах Полезно обратить внимание на различие в результатах выполнения операций перемещения и удаления в растровом и векторном редакторах (см. рис. 2.11). Действительно, в растровом редакторе исходное изображение представляет собой группу пикселей (пиксели светлого прямоугольника встроены в пиксели темного круга) и при выполнении команды Вырезать пиксели, входящие в выделенный прямоугольник, удаляются. В векторном редакторе исходное изображение представляет собой совокупность двух объектов (светлый прямоугольник наложен на темный круги при выполнении команды Вырезать удаляется только выделенный объект светлый прямоугольник. Контрольного вопросы 1. Чем различаются результаты операции выделения в растровом и векторном графических редакторах 2. Чем различаются результаты операций копирования, перемещения и удаления в растровом и векторном графических редакторах Глава 1 ания 2.7. Практическое задание В растровом графическом редакторе осуществите операции выделения, копирования, перемещения и удаления (см. рис. 2.11). 2.8. Практическое задание В векторном графическом редакторе осуществите операции выделения, копирования, перемещения и удаления (см. рис. 2.11). <=z£U Компьютерный практикум. Практическая работа № 12. Рисование в векторном редакторе StarOffrice Draw 2.3.4. Палитра цветов Меню Палитра. Операцию выбора цвета можно осуществить с помощью меню Палитра (рис. 2.12), содержащего набор цветов, используемых при создании объектов. Различают основной цвет, которым рисуются контуры фигур, и цвет фона, которым фигуры закрашиваются. В левой части меню Палитра обычно размещаются индикаторы основного цвета и цвета фона, которые отображают текущие установки в данном случае установлен черный основной цвет и белый цвет фона. Для изменения основного цвета необходимо осуществить щелчоклевой кнопкой мыши на выбранном цвете палитры, а для изменения цвета фона — щелчок правой кнопкой мыши. ; у Рис. 2.12. Меню Палитра Расширенная палитра. Выбор цвета с использованием меню Палитра ограничен, так как оно содержит только несколько десятков цветов. Однако графические редакторы позволяют использовать расширенную палитру цветов, в которой можно осуществлять выбор из набора, состоящего из десятков миллионов цветов. Принцип формирования цветов в расширенной палитре базируется на том, что любой оттенок цвета можно получить, смешивая в определенной пропорции три базовых цвета красный, зеленый и синий (рис. 2.13). Это можно сделать как с помощью мыши, перемещая указатель по цветовому полю, таки с клавиатуры, вводя величины интенсивностей каждого базового цвета (в интервале от 0 до 255) в соответствующие текстовые поля. Технология обработки графической информации 79 Рис. Выбор цвета в расширенной палитре цветов 1.8 Кодирование графической Информатика информации ^ Пипетка. В большинстве графических редакторов для копирования цветов можно использовать инструмент Пипетка Щелчок левой кнопкой мыши в области с выбранным цветом задает его в качестве основного цвета, а щелчок правой кнопкой — в качестве цвета фона. В некоторых редакторах инструмент Пипетка обладает большими возможностями. Пипетка позволяет выбрать на изображении несколько цветов и заменить их на любые другие цвета. Для того чтобы можно было находить и заменять похожие цветовые оттенки, окно пипетки позволяет вводить допустимую разницу заменяемых цветов, которая указывается в процентах. Контрольною вопросы 1. Какую интенсивность красного, зеленого и синего цветов необходимо задать, чтобы получить белый цвет Черный цвет 2. Можно ли добавить цвет в палитру с помощью Пипетки Компьютерный практикум. Практическая работа № 13. Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях 80 Глава 1 2.3.5. Текстовые инструменты Текстовые инструменты позволяют добавлять в рисунок текст и осуществлять его форматирование. В растровых редакторах инструмент Надпись (кнопка с буквой А на панели инструментов) позволяет создавать текстовые области на пиксельных изображениях. Установив курсор внутритекстовой области, можно произвести ввод текста. Форматирование текста производится с помощью панели атрибутов текста (рис. 2.14). В редакторе Paint этапа- нель добавляется (удаляется) командой [Вид-Панель атрибутов текста. Рис Панель атрибутов текста В векторных редакторах тоже имеется возможность создавать текстовые области, в которых можно вводить и форматировать текст. Кроме того, для ввода надписей к рисункам можно использовать так называемые выноски различных форм (рис. 2.15). В векторном графическом редакторе, входящем в текстовый редактор Word, выноска выбирается на панели Рисование командой [.Автофигуры- Выноски]. Контрольный вопросы 1. Чем различаются результаты операции ввода текста в растровом и векторном графическом редакторах Технология обработки графической информации 81 2.3.6. Геометрические преобразования Изображения и рисунки могут быть подвергнуты геометрическим преобразованиям изменению размера по горизонтали и вертикали, поворотам почасовой стрелке или против часовой стрелки и наклонам на различные углы. В растровых редакторах эти операции можно выполнить с помощью команд меню, а в векторных — с помощью мыши. На рис. 2.16 можно наблюдать результат последовательного применения к надписи в растровом редакторе операций растяжения по горизонтали, наклона на 45° и поворота наг" т ШШ- f Текст Рис. Геометрические преобразования в растровом редакторе В растровых и векторных графических редакторах имеется масштабирующий инструмент, который позволяет увеличивать или уменьшать масштаб представления изображения или рисунка на экране, ноне влияет при этом на его реальные размеры. Обычно такой инструмент называется Лупой. Контрольною вопросы. Чем различаются результаты операции изменения размера объекта и применение инструмента Лупа Тесто ц ^ ^ ^ дани я 2.9. Практическое задание В растровом графическом редакторе осуществите операции геометрического преобразования (растяжение, наклон, поворот) надписи (см. рис. 2.16). 2.10. Практическое задание В векторном графическом редакторе осуществите операции геометрического преобразования (растяжение, наклон, поворот) надписи (см. рис. 2.16). 82 Глава 2 2.4. Системы компьютерного черчения Системы компьютерного черчения являются векторными графическими редакторами, предназначенными для создания чертежей. При классическом черчении с помощью карандаша, линейки и циркуля производится построение элементов чертежа (отрезков, окружностей и прямоугольников) с точностью, которую предоставляют чертежные инструменты. Использование систем компьютерного черчения позволяет создавать чертежи с гораздо большей точностью. Кроме того, системы компьютерного черчения позволяют измерять расстояния, углы, периметры и площади начерченных объектов. Пространственные соотношения между реальными объектами (положение и ориентация объектов в пространстве и их размеры) изучаются в курсе геометрии. Важное место в школьном курсе геометрии занимают геометрические построения с использованием линейки и циркуля. Для создания геометрических моделей на компьютере удобно использовать системы компьютерного черчения. Системы компьютерного черчения могут применяться в школьном курсе технологии, так как позволяют создавать чертежи деталей, в том числе трехмерные. Такие системы позволяют грамотно оформить чертеж обозначить на чертеже размеры деталей и сделать надписи в соответствии с существующими стандартами. Системы компьютерного черчения используются в качестве инструментов автоматического проектирования на производстве, так как обеспечивают возможность реализации сквозной технологии проектирования и изготовления деталей. На основе компьютерных чертежей генерируются управляющие программы для станков с числовым программным управлением (ЧПУ, в результате по компьютерным чертежам могут изготавливаться высокоточные детали из металла, пластмассы, дерева и других материалов. 2.4.1. Система компьютерного черчения КОМПАС В качестве примера системы компьютерного черчения рассмотрим систему КОМПАС (рис. 2.17), которая специально предназначена для обучения компьютерному черчению в школах. КОМПАС можно использовать для выполнения геометрических построений с помощью циркуля и линейки, а также при создании чертежей деталей. Технология обработки графической информации 83 Рис. Окно системы компьютерного черчения КОМПАС В центре окна приложения располагается рабочее поле, в котором производится создание чертежей. В рабочем поле размещается система координат, положение курсора отсчитывается от начала системы координат. Текущие значения координат курсора X и У отображаются в правой части строки текущего состояния, расположенной в нижней части окна приложения. Оперативную помощь в процессе черчения пользователь может получить в строке сообщений, которая располагается ниже строки текущего состояния. В строке сообщений появляются подсказки по текущему действию или описание выбранной команды. Создание и редактирование чертежа выполняется с помощью инструментальной панели, которая размещается в левом верхнем углу окна приложения. Инструментальная панель рис. 2.18) включает в себя панель переключения, которая обеспечивает переходы между пятью различными рабочими панелями. Каждая рабочая панель содержит рис. Инструмен- набор кнопок определенного функци- тальная панель онального назначения. Панель переключения Панель Геометрические построения 84 Глава 2 Рабочая панель Геометрические построения содержит кнопки, позволяющие рисовать на чертеже определенные объекты точку, отрезок, окружность, прямоугольники другие. Панель Редактирование содержит кнопки, которые позволяют вносить изменения в чертеж, производя над объектами различные операции перемещение, копирование, масштабирование и другие. Панель Выделение позволяет осуществить различные варианты выделения объектов, выделить отдельные объекты или группы объектов. Панель Измерения позволяет измерять расстояния (вычисляются и отображаются в миллиметрах, углы (в градусах, периметры и площади различных объектов. Панель Размеры и технологические обозначения позволяет грамотно оформить чертеж, обозначить на чертеже размеры деталей и сделать надписи. 0% Контрольные вопросы 1. Какие вызнаете основные элементы окна системы компьютерного черчения КОМПАС и каково их назначение |