Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Список литературы

  • ОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ И МЕДИАЭКОЛОГИЯ. Назарова_Статья_Оптимизация. Удк 159. 91 оптимизация качества средств коммуникации и медиаэкология


    Скачать 82 Kb.
    НазваниеУдк 159. 91 оптимизация качества средств коммуникации и медиаэкология
    АнкорОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ И МЕДИАЭКОЛОГИЯ
    Дата29.01.2022
    Размер82 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНазарова_Статья_Оптимизация.doc
    ТипДокументы
    #345457

    УДК 159.91



    оптимизация качества средств коммуникации и медиаэкология
    Назарова К.А.

    Ведущий научный сотрудник,

    Физико-технологический институт, научно-исследовательский институт

    технической эстетики, Московский технологический университет
    Совершенствование отечественного медиапространства и формирование комфортной, функциональной, здоровой среды обитания для всех социальных групп населения, является актуальной проблемой современного российского общества. Применение эргономических, дизайнерских и психофизиологических методов в разработках информационных коммуникаций, а следовательно, и оптимизация качества жизни нашего общества становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства, что предполагает поиск новых эффективных средств его организации, одним из которых является разработка Медиа комплаенс стандартов для оценки экологичности и функциональности медиа среды на отечественном пространстве.

    Ключевые слова: универсальный дизайн, медиаэкология, медиа комплаенс, универсальные средства коммуникации
    OPTIMIZATION OF QUALITY OF COMMUNICATION MEDIA AND MEDIA ECOLOGY
    Nazarova К.А.

    Leading Researcher

    of Physico-technological institute of Moscow technological university
    Perfection of the domestic media space and the formation of a comfortable, functional, healthy living environment for all social groups of the population is an urgent problem of modern Russian society. The use of ergonomic, design and psychophysiological methods in the development of information communications and, consequently, the optimization of the quality of life of our society is becoming one of the priority areas of the social policy of the state, which involves the search for new effective means of its organization, one of which is the development of the Media Compliance Standards for the assessment of environmental friendliness and the functionality of the media environment in the domestic space.

    Keywords: universal design, mediaecology, media compliance, mass media
    Современные виды сенсорных раздражителей (городской шум, городской темп, круглосуточная активная жизнь, агрессивный визуальный и аудиальный дизайн жизни) создают предпосылку для возникновения в коре головного мозга очагов застойного возбуждения или торможения. Это ведет к снижению работоспособности, в первую очередь умственной, так как уменьшается концентрация внимания, увеличивается число ошибок, развивается утомление, снижается качество жизнедеятельности. Постоянный и неизбежный физический стресс приводит к глубокой душевной депрессии.

    Московская лаборатория Европейской Академии Естественных наук ЕАЕН, совместно с Физико-технологическим институтом Московского Технологического института МИРЭА, Научно-исследовательским институтом технической эстетики ВНИИТЭ провели ряд многолетних психофизиологических исследований, которые выявили упадок когнитивных функций, эмоциональной саморегуляции личности под воздействием современных мультимедийных средств коммуникации и продуктом средств массовой информации. Данные исследований представлены достаточно небольшим спектром фактического и статистического материала, уникальной авторской методикой и разнообразием теоретических подходов, однако для того, чтобы выйти на уровень проектирования универсальной здоровой медиасреды необходима не только систематизация диагностического материала, но и его корректная экспериментальная апробация, которая позволит выйти на проектирование оптимальной универсальной информационной среды, одинаково подходящей для всех групп населения нашей страны.

    Становится очевидным необходимость формирования здорового экологически чистого информационного поля и культурно-нравственной коммуникационной среды, проектируемой на основе использования принципов универсального дизайна, эргономики, нейробиологии, психологии, социологии, антропологии, политологии и культурологии.

    Наша научная лаборатория предлагает инициативу развития Программы оптимизации и коррекции воздействия современной медиа среды на качество современного общества в концепции Медиа комплаенс подхода.

    Необходимо создать современную площадку для развития концепций актуального, комфортного и экологически чистого универсального медийного дизайна. Данная Программа может стать неотъемлемой культурно-эстетической поддержкой Национальной технологической инициативы и представлять научно базу ключевых рынков НТИ: AeroNet, FoodNet, HealthNet, NeuroNet.

    Нерешенность проблемы внедрения концепции медиа комплаенс порождает серьезные социально-экономические последствия:

    • приводит к подавлению личности и отсутствию заинтересованности в личностном росте: у граждан развивается тревожность, зависимое состояние, пограничные состояния, нежелание нести ответственность за собственную жизнь и жизнь окружающих людей;

    • ведет к дестимуляции трудовой и социальной активности маломотивированных групп населения, что негативно отражается на их качестве жизни и качестве современного общества;

    • как следствие социальной пассивности, повышает экономические затраты при реализации социально направленных государственных программ;

    • понижает гуманистическую составляющую жизни общества.

    С другой стороны, всё чаще случаются прецеденты, когда общество утверждает, что некоторый медиа объект наносит ущерб и вред состоянию человека. Такие важные обвинения необходимо сопровождать психофизиологической экспертизой и объективно оценивать ситуацию, не допуская никаких ярлыков и паттернизации медиа объектов для сохранения прав обладателя медиа материала, так как каждый медиа объект (артефакт) является уникальным и не может иметь аналогов.

    В современных условиях решение вопросов и проблем формирования качественной информационной среды обитания, включая такие сферы как жилое, промышленное и общественное информационное пространство, медиа сфера транспорта, медицины, торговли, творчества и др., на основе принципов Медиа комплаенс становится одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

    В связи с этим разработка направлений развития концепции медиа комплаенс и научно-обоснованных предложений, обеспечивающих пути ее реализации в Российской Федерации является актуальной задачей.

    Все вышеизложенное определяет актуальность проблемы исследования специфики оптимизации медиа и мультимедиа пространства, необходимость проведения комплексного анализа воздействия средств массовой информации на качество жизни современного общества, а также разработки конкретных научно-обоснованных методических рекомендаций, направленных на оптимизацию условий жизнедеятельности современного общества.

    На сегодняшний день формирование концепций медиаэкологии находит широкое распространение в различных областях организации предметно-пространственной среды в Англии, США и Канаде. Другие страны (Украина, Белоруссия, Филяндия и др.) также стремятся к созданию экологически чистого информационного поля, однако, пока не достигли фактического результата в своей научно-практической деятельности.

    Для понимания глубины термина и глобальной важности данной проблематики, в первую очередь, нам стоит дифференцировать это понятие как исторически-культурный аспект развития и как неотъемлемый компонент нашего быта.

    Медиаэкология – это междисциплинарная наука, которая исследует естественные и антропогенные сенсорные раздражители и их связь с окружающей средой в широком диапазоне исследований, как пространственных, так и временных, включая популяции и сообщества.

    Изначально, термин «медиаэкология» трактуется как некая «субстанция, через которую передаётся сила или любое другое воздействие», будь это радио, телевидение или объект культурного наследия (артефакт). Так, наскальная живопись или бивень мамонта тоже являются медиа объектом, так как несут в себе культурно-историческую информацию и являются средством коммуникации, и способом передачи информации одновременно.

    Торонтская научная школа коммуникаций (Канада) функционирует с 1998 года и занимается изучением понятия «медиа», его влиянием на экономическую, политическую и социальную сферу жизни общества [1].

    4 сентября 1998 года пять учеников Нила Постмана – Сьюзан Б. Барнс, Томас Ф. Ганкарелли, Пол Левинсон, Кейси Ман Конг Лум и Ланс Страйт – создали на базе Университета Фордхэма (Fordham University, Калифорния) Ассоциацию экологических средств массовой информации. Ниже приведены цели, которые они установили для Media Ecology Design:

    • продвигать, поддерживать и признавать превосходство в стилистике, науке, критике, применении и художественной практике в области медиаэкологии;

    • обеспечивать сеть стипендий, контактов и профессиональных возможностей;

    • служить в качестве информационно-координационного центра для информации, касающейся академических программ по всему миру, в областях, относящихся к изучению экологии СМИ;

    • содействовать сообществу и сотрудничеству между академическими, частными и государственными организациями, взаимно связанными с пониманием экологии СМИ;

    • предоставлять возможности для профессионального роста и развития;

    • поощрять междисциплинарные исследования и взаимодействие;

    • поощрять взаимное сотрудничество и исследования между учреждениями и организациями;

    • предоставить форум для участия студентов в академической и профессиональной среде;

    • выступать за разработку и внедрение медиа-экологического образования на всех уровнях учебных программ.

    Сам термин «экология» подразумевает изучение среды: её структуру, содержание (предметно-пространственный аспект) и уровни воздействия на людей. Среда - это сложная система сообщений, которая налагает на человека определенные способы мышления, чувства и поведение. Среда структурирует то, что мы можем видеть и говорить и, следовательно, делать. Она назначает роли нам и настаивает на том, чтобы мы были активными социальными игроками. Среда указывает, что нам разрешено делать, а что нет. 

    Решением обозначенных задач в практическом ключе занимается прикладная наука – экологический дизайн. В компетенции данного разреза научной деятельности входит создание экологически чистой, комфортной и физиологически полезной среды обитания для человека, которая способна повышать качество жизни нашего общества при правильном построении системы и организации исследовательской программы. Таким образом, с условием глубинного изучения информационной среды как неотъемлемого фактора жизнедеятельности, экологический дизайн является одним из перспективных направлений оптимизации медиапространства.

    Дизайн – это создание соответствующих взаимосвязей между компонентами [2]. Иными словами, дизайн не меняет качество компонентов – он направлен на создание некой системы, в которой существующие компоненты будут взаимодействовать и функционировать между собой наиболее благоприятным образом.

    При рассмотрении мультимедиа среды (книги, радио, фильмы, телевидение, социальные сети и т. д.), данные средства коммуникации чаще всего являются неформальными, абстрактными, неявными для нас, из чего рождается предположение, что мы имеем дело не с окружающей средой, а просто с машиной. Американский философ ХХ века выражает следующую мысль: «Медиаэкология пытается сделать эти средства комуникации явными. Она пытается выяснить, какие роли СМИ заставляют нас участвовать в тех или иных играх, какова структура СМИ, что мы видим, почему СМИ заставляют нас чувствовать и действовать так, как мы это делаем. Медиаэкология - это исследование среды как среды» [3].

    Дополняя философскую мысль Н.Постмана, можно смело заметить, что с развитием телевидения, а затем и интернет пространства, информация стала обладать качеством бессмысленности. Имеющая певоочередную важность в разрезе истории, политики, культуры информация обесценивается, в то время как незначительная неглубокая и нефундаментальная информация становится мировой новостью и приобретает свою значимость в умах общества. Беспощадность информации и отсутствие барьеров перед цензурой искажают ценности человека и адаптируют сознание общества к новым агрессивным бесчувственным паттернам поведения, гаснут нейронные связи в центральной нервной системе. Мышление анонсами и заголовками, бессвязанность поступающей информации и её несистемность также являются отрицательными качествами современной безбарьерной бесцензурной информации, последствием чего могут стать декаденство и стагнация современного социума. Метамедиа задаёт обществу модель восприятия информации, закладывая во входящую информацию даже тип её интерпретации.

    Вопрос «Формирует ли телевидение нашу культуру или просто отражает ее?» был в центре внимания многих ученых и социальных критиков. Этот вопрос теперь исчез, ибо постепенно телевидение стало нашей культурой. Это означает, что мы практически не говорим о самом телевидении – только о том, что показывают на телевидении, т.е. о его содержании [4].
    Список литературы

    1. Katz E. The Toronto school and communication research // The Toronto School of Communication Theory. Interpretations, extensions, applications. Ed. by R. Watson, M. Blondheim, R.P. M. Watson. – Jerusalem, 2007

    2. Francis, Robyn (30 September 2016). "Bill Mollison – a giant tree has fallen in the forest of humanity". Permaculture College of Australia - Djangbung Gardens

    3. Neil Postman, «Реформированная английская учебная программа» в AC Eurich, ред., Средняя школа 1980: форма будущего в американском среднем образовании (1970)

    4. Neil Postman "Amusing ourselves to Death" 1985


    написать администратору сайта