статья2 Алексенко. Удк 691. 54 Алексенко Е. В научный Вовженяк Полина Юрьевна
Скачать 1.08 Mb.
|
УДК 691.54 Алексенко Е.В Научный руководитель: Вовженяк Полина Юрьевна Белгородский государственный технологический университет им В.Г. Шухова Аннотация: в статье рассматриваются правила и нормы искусственного освещения, порядок проектирования специальных установок, новые технологические возможности дизайна освещения, расширяющие спектр методов и методов динамики коммуникативных функций. Некоторые особенности освещения городских улиц, а так же достоинства дизайна освещения, как нового приёма организации общественных пространств в городской среде. Ключевые слова: светодизайн, категории архитектурной формы, световая архитектура, световая среда,архитектурное освещение, аудиовизуальный фестиваль, арт-объект, уличное и современное искусство. Приёмы светодизайна в градостроительстве Можно утверждать, что именно свет делает архитектуру образным искусством, если трехмерная форма отвечает требованиям гармонии в свете. Сегодня мы не можем представить современный город ночью и, особенно, интерьер помещений, не используя множество различных осветительных приборов. Искусственная светлая среда города имеет четко выраженную специфику, очевидную по сравнению с естественной световой средой. Это связано с четырьмя основными компонентами этой среды - светотехническим, зрительным, функциональным и архитектурно-градостроительным. Два из них - функциональные и архитектурно-градостроительные - представляют собой постоянную урбанистическую основу окружающей среды, а две другие - факторы освещения и визуального изменения. Эстетическая проблема процесса формирования светлой среды города и легкой архитектуры объектов - это взаимодействие архитектурной формы с искусственным светом в четырех основных типах или группах (пространство, объем, пластика, цвет). Это приводит к созданию освещённого пространства, легкой формы, светопластики, светлого цвета с новыми, чем днем, визуальными качествами. Городские пространства делятся на функциональную основу для транспорта и пешехода с внутренним разделением обоих. Другие категории архитектурной формы - объем, пластика и цвет - характеризуют материальные объекты, которые физически образуют городские пространства (здания, сооружения, земля, небольшие формы, деревья и т. Д.). Эти формы можно разделить на искусственные и естественные (ландшафтные). Художественные свойства объектов целенаправленно определяются, как правило, установками архитектурного освещения, поскольку самопроизвольное освещение фасадов осветительными приборами, предначертанными для других целей, обычно приводит к ненамеренным эффектам и нежелательным искажениям их внешнего вида. Два основных компонента световой среды - «пространство», заполненное светом (светлое пространство) и освещенные объекты (светлые формы). Светлая среда в городе устанавливается световыми установками, которые методически удобны для разделения на две основные группы в соответствии с особенностью глобального распределения световых потоков в городском пространстве: освещение территории (то есть условно горизонтальная поверхность земли ) и установки освещения объектов (т.е. условно вертикальных поверхностей). Анализ современного арсенала архитектурных средств городской среды показал незаменимую роль и значение методов проектирования освещения в организации коммуникативных пространств и усовершенствованию городского интерьера. Достоинства дизайна освещения, как нового приёма организации общественных пространств, определяются его неограниченными возможностями влияния композиции на коммуникативную среду. Ими выступают: - динамизация рекламного поля; - увеличение информационной контента визуальных коммуникаций; - свето-пространственные преобразования; - применение мультимедиа и голограмм в городской среде; - употребление мембран-оболочек и аппликативных фасадов. Новые технологические возможности дизайна освещения расширяют спектр методов и методов динамизации коммуникативных функций, которые могут быть основаны на следующих элементах: - светодинамические преобразования среды; - Синхронизация движений и цветовой динамики. В изучении определены возможные способы объединения пространств с общедоступными коммуникативными функциями. Световая проекция - как основа для развития общественных отношений; Использование медиа-фасадов и мембранных оболочек - концентраторов информационной среды; симбиоз света и цвета в архитектуре общения. Стационарные единицы первой группы, которые преобладают в любом городе, являются установками для общего функционального освещения дорог и частично газонных покрытий в транспортных и пешеходных зонах. Они должны обеспечить возможность использования определенных участков городских районов для своей цели вечером и ночью. Они «заполняются» главным образом светом городской среды, образуя утилитарные светлые пространства, и в то же время участвуют в сложном оптическом формировании архитектурных светлых пространств. Их участие можно назвать условно-пассивным фоном. Электроосвещение общественных мест особенно важно для удобного притока жителей города. На площадях, улицах и в парках люди назначают встречи, участвуют в городских праздниках, совершают покупки и т.д. Именно здесь город проявляет себя в полной мере. Выбору света уделяется значительное внимание. Площади играют особую роль в топографии города, это его визитная карточка. Здесь горожане и гости в основном отдыхают в свободное время. Поэтому площади всегда отличаются своей красотой (это мы можем увидеть на рис. 1 и рис. 2). А так же это важные структурные подразделения, где сходятся основные пешеходно-транспортные маршруты. Возможно, например, при выборе решения для наружного освещения данной территории, чтобы избежать выделения открытого пространства и светильников, прожекторы только на фасадах зданий и крыш. Конечно, это будет визуально расширять область, рассеянный свет создаст лёгкую непринужденную атмосферу. Рис.1 Пушкинская площадь в г. Москве Рис.2 Исаакиевская площадь в г.Санкт-Петербурге Подобно центральной площади, парки служат прежде всего как место отдыха и восстановления. Он не нуждается в ярком всепроникающем свете, достаточно ограниченном местном освещении дорожек, скамеек и т.д. По экологическим соображениям в парках необходимо полностью устранить лишний свет - это может отпугнуть птиц и мелких животных. В то же время должна учитываться безопасность посетителей, идущих по дорожкам в глубине парка. Примерами такого освещения служат Нью-Йорский парк Заккотти (рис. 3) и парк д. Барвиха Московской области (рис.4). Здесь мы можем увидеть спокойные и мягкие тона света, не привлекающие к себе особого внимания, что позволяет себя чувствовать, более расслаблено и комфортно. Рис.3Заккотти парк в Нью-Йорке Рис.4 Парк в д. Барвиха При освещении основных автомагистралей, в первую очередь, учитывается комфорт автолюбителей, поскольку движение разрешено только ими. Средние дороги и просто улицы города требуют более сложных решений: они одновременно используются автомобилистами, мотоциклистами, велосипедистами и пешеходами, и многие люди там живут и работают (рис.5-6). Кроме того, центральные улицы могут иметь уникальные старинные здания и памятники - чрезмерное воздействие на них иногда неуместно. Рис.5- 6 Светодизайн автомобильных дорог Настройки второй группы подразделяются на две подгруппы: внешнее архитектурное освещение (фасады зданий, строений, деревьев) и световая информация и реклама. Они служат основными элементами контента для создания образных характеристик окружающей среды и активно участвуют в оптическом формировании архитектурных светлых пространств. Особое внимание при работе над освещением городской структуры уделяется фасадам (рис.7). Световой раствор может состоять из трех слоев. Первый слой - это функциональный свет. Он снабжен прожекторами, закрепленными на фасадах на высоте от 9 до 12 м. Второй слой - это художественное освещение архитектурных деталей. Для этого отвечают компактные направленные вверх лампы, встроенные в фасад над первым этажом, где расположены магазины. Освещение внутри магазинов должно гармонично дополнять освещение фасадов. В этом отношении окна освещения должны быть отключены только вместе с фасадом. Третий светлый слой - это индивидуальное освещение исторических памятников, расположенных на торговых улицах и площадях (рис.8). Учитывая активный поток людей, мы можем безопасно и эффективно сочетать осветительные фонари и проекторы архитектурного освещения на декоративных опорах освещения OSS, OS, OSK, размещая их между фонарями на специальных кронштейнах. Рис.7 Освещение фасадов зданий. Рис.8 Освещение памятников. Одной из новейших технологий, используемых в световом дизайне городской среды, является Технология 3D Mapping (рис.9-10) , которая позволяет создавать видео и изображения на любой поверхности. Путем сравнения можно устроить на улицах города настоящие шоу-программы, которые производят неизгладимое впечатление, вызывая незабываемые эмоции. Каждое шоу использует технологию 3D-карт-uncle и создается индивидуально для каждого проекта. Это помогает создать уникальную атмосферу мероприятия, а также выделить наиболее выгодные аспекты объекта. Используя картографирование, вы можете изменить внешний вид косого здания, его геометрию, создать иллюзию разрушающихся стен, перемещение деталей здания, отобразить комбинацию сложных удовлетворенных, полуденных изображений. Рис. 9-10 Технология 3D Mapping Ночное освещение-это область, которая постоянно меняется, и поэтому меняется дизайн, который в настоящее время является более сложным видом деятельности. Электрическое освещение, существующее сегодня в любом городе мира, является обязательным элементом его жизнеобеспечения, его базовой инженерно-технической инфраструктуры. Световое оформление делает город ярким и выразительным в темноте, подчеркивая оригинальную архитектуру зданий, малые архитектурные формы и ландшафт. Его возможности могут позволить нам формировать городскую среду ночью, ориентировать жителей города, делать акценты на нужных объектах, компоновать и организовывать пространство. Библиографический список |