тест. Задание 1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов
Скачать 62.14 Kb.
|
15. Тип 1 № 38858 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Публицистический текст можно отнести к художественно-публицистическому подстилю, который по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно-выразительных средств языка, в том числе тропов и фигур. 2) Синтаксис текста имеет сложную организацию: характеризуется использованием однородных членов, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов. 3) В конце текста содержится призыв, характерный для публицистики. 4) Основные стилевые особенности текста: предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности. 5) Представленный текст — сочетание трех типов речи: рассуждения, повествования и описания. Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. Сотни и тысячи величественных православных храмов и монастырей, старинных особняков и простых деревенских домиков, украшенных причудливой резьбой, разбросаны по необъятной русской земле. У каждого российского города и села своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые его прославили. Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома, Тула и Ростов. Хлебосольство — древняя русская традиция. Хлебом-солью встречали на Руси гостей, дорогих, желанных. О широте русской души сложено немало легенд и преданий. Но издревле знали: пришедший в Россию с мечом от […] и погибнет. Русь всегда славилась храбростью и отвагой своих людей. В честь победы русского оружия и воздвигались многие памятники. Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. А в русских городах их огромное количество. Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой. Чего стоит «Золотое Кольцо России», объединяющее города с уникальными объектами национальной культуры, со следами почти любой исторической эпохи становления современной России. Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие! 16. Тип 1 № 43693 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Восклицательные предложения, используемые в тексте (Они спрашивают меня, как я жизнь полюбил! И что они ко мне лезут!), выражают авторское негодование по поводу вопросов анкеты. 2) Мысль, выраженная в первом (1) абзаце (Спрашивать писателя о «тайнах его творчества», мне кажется, всё равно что спрашивать от козла молока. Давать молоко — это дело козы. Так и о творчестве надо спрашивать жизнь, нужно жить, а не спрашивать художника, в неё влюбленного, «каким способом тоже влюбиться»), отвечает на вопрос, сформулированный в третьем (3) абзаце текста. 3) Внутренний монолог в предпоследнем абзаце текста помогает понять, почему автор в результате изменил своё решение и согласился ответить на вопрос анкеты. 4) В тексте встречаются как простые (осложнённые и неосложнённые) предложения, так и сложные (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзное). 5) Автор использует слова и выражения, придающие тексту характер непринуждённого общения; часто встречаются слова, которые в толковых словарях сопровождаются пометкой «разговорное» (например: «раскройте тайну», «черпали материалы», «тобой интересуются»). Прочитайте текст и выполните задания 1−3. Спрашивать писателя о «тайнах его творчества», мне кажется, всё равно что спрашивать от козла молока. Давать молоко — это дело козы. Так и о творчестве надо спрашивать жизнь, нужно жить, а не спрашивать художника, в неё влюбленного, «каким способом тоже влюбиться». Они спрашивают меня, как я жизнь полюбил! Это <…> чисто личное дело каждого, и подражать этому, без риска стать обезьяной, невозможно. А между тем большинство запросов, полученных мною за этот литературный сезон, сводились к вопросу: «Раскройте нам тайну своего творчества». Третий вопрос анкеты был: «Почему и как вы написали последний рассказ, где черпали для него материалы?» Признаюсь, что этот вопрос мне очень неприятен. Я ворчу: «И что они ко мне лезут! Мною дана вещь — берите её, разбирайте, из чего и как она сделана, обратитесь, наконец, к учителям и критикам: они должны знать, научить не по мне одному, а по всем…» Я с отвращением отшвырнул анкету, но через неделю подумал: «Как-то всё-таки неловко, ведь если спрашивают, значит, тобой интересуются. Придёт время, забудут, и рад бы был, вот как обрадовался бы, да никто не спросит…» — Ладно, — говорю, — расскажу, так и быть, расскажу о своём последнем, ещё нигде не напечатанном маленьком детском рассказе. (По М. М. Пришвину) 17. Тип 1 № 38801 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) В тексте рассказывается о событиях в их временной последовательности, сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях, поэтому можно определить данный текст как текст-повествование. 2) Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность — основные черты текста публицистического стиля. 3) Средства эмоционального воздействия, употребляемые в тексте, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи (эпитеты: «заоблачные выси», «художественное прошлое»; метафоры: «эхо русского народа» и т. д.) с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование. 4) Для синтаксиса текста характерно использование однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, усиливающих эмоциональное воздействие речи. 5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение. Что такое Кижи? Две многоглавые церкви, отделенные одна от […] колокольней. Все из дерева. Двадцать две ГЛАВЫ Преображенского собора. Здесь, берега во тьме раскинув, Спит озеро, глаза смежив. Напевною загадкой линий, Как чудо светлое России, В Онеге плавают Кижи. Юрий Адрианов. Множество, множество куполов, покрытых лемехами — резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси. Преображенская церковь — памятник русской воинской славы. Она была построена в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведские захватчики постоянно опустошали озерный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы набегов было радостным событием для местного населения. Ликующий облик Преображенской церкви явился «эхом русского народа», воплотившимся в архитектуре. Впечатление усиливает и высота здания, составляющая около сорока метров. Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Место фрески в деревянном храме занимали иконы. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны, голосисты по своим краскам. Кижи — это величавая поступь петровских ратников. Кижи — завещание потомкам, наказ любить свою страну. Кижи — это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем. по Е. И. Осетрову 18. Тип 1 № 38813 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Для текста научного и научно-популярного стилей характерно обилие научной терминологии, масса речевых клише, минимум экспрессивно-эмоциональной лексики. 2) Своеобразно проявляется в языке науки категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, обобщенным. В научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица единственного числа «я». Его заменяют местоимением «мы» (авторское мы). Принято считать, что употребление местоимения «мы» создает атмосферу авторской скромности и объективности: «Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму». 3) Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников. 4) Типичным для текста данного стиля является употребление именного сказуемого, что способствует созданию именного характера текста (Интернет-мемы — зеркало современной жизни.). 5) Для текста характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в нём преобладают сложные предложения с различными типами союзов. В соцсетях и за их пределами общение с помощью мемов давно стало привычным, ведь они лаконичны и не без доли иронии способны передать всю палитру эмоций. Однако история мемов началась задолго до появления смартфонов и интернета. Во-первых, у мема греческие корни: в языке Аристотеля мем означал «подобие». […], по мнению преданных своему делу мемологов, отправной точкой в истории мема стала книга «Эгоистичный ген» английского ученого Ричарда Докинза. Тогда, во второй половине прошлого века, мем сменил свою научную прописку и перекочевал из области зоологии, где обозначал способность объекта к копированию самого себя, в социокультурный дискурс. С точки зрения лингвистики мемы можно назвать фразеологизмами или речевыми клише. Они выступают для носителя языка готовыми формулами, которыми он пользуется так же непринужденно, как копипастом. Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму. Но именно благодаря лени, которую мы предпочитаем называть бережливостью, появляются короткие готовые модели и устойчивые сочетания. А мемы — это лишь новая форма, продиктованная эрой интернета и информационных технологий. Интернет-мемы — зеркало современной жизни. Они отражают реалии, в которых мы существуем, и становятся свидетельствами исторических процессов, а это значит, что их вполне по праву можно назвать памятниками культуры наравне с берестяными грамотами и летописями. Меняется только формат. «Мемы уже стали определенным маркером культуры современности с ее клиповым мышлением, желанием получить информацию быстро и без особых усилий понять изображенное или написанное», — комментирует искусствовед Сергей Винокуров. 19. Тип 1 № 39773 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, поскольку в тексте исследуется определённое явление, раскрываются его внутренние признаки, наблюдается развитие авторской мысли. 2) Для эмоционального воздействия на читателя используются различные вводные слова (так, без сомнения). 3) Точность речи достигается путём включения в текст терминов — слов однозначных, строго определённых в своих значениях в пределах конкретной сферы употребления (морфема, номинация, денотат). 4) Текст относится к официально-деловому стилю речи: он лишён эмоциональности, авторское «я» в тексте отсутствует, материал излагается сжато. 5) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: в нём, например, активно используются отглагольные имена существительные (наблюдение, наименование, название). Наблюдения над фонетическими сходствами слов-семантических эквивалентов в современных родственных языках помогают выявить тот общий принцип номинации денотата, который мог сложиться в далёком прошлом. Так, <…>, в названии лиственного дерева со светлым (белым) стволом в современных славянских и германских языках можно, без сомнения, выявить некоторое сходство в последовательности звуков в составе корневой морфемы: русск. берёза, укр. береза, блр. бяроза, нем. (die) Birke, англ. (a) birch, швед. björk(en), норв. bjørk(en), датск. birk(en), также в прибалтийских языках: литовск. béržas, латышск. berzs. Учёные-этимологи возводят эти звуковые сходства и подобия к индоевропейскому слову *bher — «белый, светлый». Наименование этого дерева связывается этимологически со словами древних языков: готск. вairhts — «ясный», индоевропейск. bhereg — «нечто блестящее, светлое, белеющее». Таким образом, берёза получила в различных языках своё название по цвету ствола как наиболее отличительному признаку (сравним с турецким названием этого дерева: akagas — «белое дерево»). (По Ю. П. Солодубу) 20. Тип 1 № 38798 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Для текста характерно широкое распространение безличных предложений — личная манера изложения уступила место безличной, например, таковым является первое предложение (Величие идей Гильберта и […] заслугу перед своим временем нам сейчас даже трудно вообразить.) 2) Встречающиеся словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (критерий истины) преследуют цель сжатия текста, увеличения объема информации при сокращении объема текста. 3) По жанру текст представляет собой репортаж. 4) Для лексики текста характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской. 5) Текст относится к научно-популярному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение. Величие идей Гильберта и […] заслугу перед своим временем нам сейчас даже трудно вообразить. Самой значительной из них явилось то, что он впервые в ИСТОРИИ, задолго до Бэкона, считавшегося родоначальником «индуктивного» метода в науке, провозгласил опыт критерием истины и все положения проверял в процессе специально поставленных экспериментов. Понятие об эксперименте как основе исследования было в то время неизвестно. Признавалась тогда лишь аристотелевская созерцательная наука, направленная на доказательство существования бога да на решение насущных проблем типа: сколько чертей может уместиться на острие иглы? В европейских городах сжигались сотни «ведьм» и «колдунов», причем в качестве доказательства принадлежности к «нечистым» принимались, например, и такие: «Старуха такая-то замечена в том, что подбирала конский помет, — наверное, чтобы околдовать хозяина этого коня». Или просто: «Уж очень подходящий цвет лица у него для сношения с нечистым». Написать в те времена трактат об электричестве и магнетизме да еще утверждать, что Земля — магнит, да еще проверять все теоретические построения на опыте, исходить из опыта — это был действительно научный подвиг. Надо сказать, Гильберт не недооценивал своих заслуг. Впервые в практике книгопечатания он поставил свое имя перед названием книги. И никто его за это до сих пор не осудил. Из книги В. П. Карцева «Приключения великих уравнений» 21. Тип 1 № 38807 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Использование числительных придает тексту достоверность, написание числительных цифрами характерно для публицистического стиля. 2) Основной функцией приведенного текста является информирование и привлечение внимание к проблеме экологии. 3) Наряду с общеупотребительной лексикой используется тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (мусор, утилизировать, свалка), а также средства выразительности (фразеологизм «подливать масла в огонь»), что проявляет такие особенности текста публицистического стиля, как субъективность, эмоциональность и непринужденность. 4) В тексте рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях. 5) Типичным для данного стиля является употребление односоставных назывных предложений, что способствует созданию именного характера текста. Проблема мусорного загрязнения планеты стояла всегда — например, в Средние века в развитых странах Европы издавались специальные законы, запрещающие выливать на улицу нечистоты и прочие отходы жизнедеятельности человека. В XX веке, после того как была изобретена пластмасса и другие материалы, незаменимые в производстве буквально всего, что можно произвести, проблема мусорного загрязнения встала очень остро — дело в том, что пластмасса и другие синтетические материалы практически не разлагаются в земле, нанося колоссальный вред всему живому и неживому на сотни километров вокруг от мест организованных захоронений. Масла в огонь добавляет и тот факт, что производители различных товаров заботятся […] о собственной прибыли, принуждая потребителя приобретать всё новые и новые товары, выкидывая старые на свалку, где они могут лежать десятилетиями и постепенно убивать всё живое вокруг. В России в радиусе 10−20 километров от любого мегаполиса можно найти несколько десятков свалок, дым с которых иногда заволакивает весь город. Понимая, как вреден дым со свалок, муниципальные власти крупных городов принимают меры для уменьшения количества пластмассового мусора в городе и за его пределами, но, к сожалению, мусора за прошедшее столетие скопилось настолько много, что утилизировать или избавиться от него полностью практически невозможно. Проблема требует незамедлительной реакции не только исполнительной, но и законодательной властей государственного уровня. |