Главная страница
Навигация по странице:

  • «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • Глава 1. Причины раскола

  • Глава 2. Понятие раскола. Социально-идеологическая база раскольников Параграф 2.1 Понятия «старообрядцы» и «церковный раскол»

  • Параграф 2.2 Социальный состав старообрядцев

  • Параграф 2.3 Идеология раскольников

  • Глава 3. Последствия раскола Русской Православной Церкви.

  • Список литературы

  • Реферат по истории на тему Раскол русской православной церкви и его последствия (17 в. Реферат_по_истории_Савенков_А._В._ПИбд-12. ульяновский государственный технический университет


    Скачать 50.2 Kb.
    Названиеульяновский государственный технический университет
    АнкорРеферат по истории на тему Раскол русской православной церкви и его последствия (17 в.
    Дата29.09.2021
    Размер50.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат_по_истории_Савенков_А._В._ПИбд-12.docx
    ТипРеферат
    #239050

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ
    Кафедра «История и культура»
    Дисциплина «История»

    Реферат:

    Раскол русской православной церкви и его последствия (17 в.)

    Выполнил:

    студент гр. ПИбд-12

    Савенков А. В.

    Проверил:

    Профессор Петухов В. Б.

    Ульяновск, 2020 г.

    Оглавление


    Введение 4

    Глава 1. Причины раскола 6

    Глава 2. Понятие раскола. Социально-идеологическая база раскольников 11

    Параграф 2.1 Понятия «старообрядцы» и «церковный раскол» 11

    Параграф 2.2 Социальный состав старообрядцев 15

    Параграф 2.3 Идеология раскольников 17

    Глава 3. Последствия раскола Русской Православной Церкви. 22

    Заключение 26

    Список литературы 27

    Введение
    По историческим сведениям, в раскол ушло неопределенное количество русского народа. Раскол задел все слоя общества. Потому что, он произошел кроме как в церкви, ещё и в обрядовой стороне, а в самом обществе, которое в течении столетий под знаменем родных церковных обрядов стоял за свободу и самостоятельность страны, а теперь видя измену давней русской вере и не смог принять других иностранных канонов. Среди исторических исследований, наблюдающих за проблемой раскола, видится из основной массы колоссальный труд Зеньковского С.А. «Русское Старообрядчество», где автор представил ценнейшие сведения о предводителях врагов церковной реформы, основных движений и событий в древней истории старообрядчества. Кроме того, были рассмотрены книги Никольского - «История русской церкви» Н.М. Никольский изучал социально-экономические и социально-политические стороны старообрядческого движения. Раскол трактуется Н.М. Никольским, как социально-религиозное продвижение, оппозиционно крепостнические для государства и церкви как оружие господства. Автор, изучив политическую идеологию разлада выдвинул основную мысль - как думает исследователь, она состоит в изображении старообрядцев Руси, как хранителей набожности в русском царе, как блюстителе неиспорченной христианской веры.

    Большой вклад в показании этой проблемы раскола, славянской церкви приносят источники по этой проблеме. Незаменимым остаются произведение одного из главных старообрядческих движений Аввакума «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Хотя этот источник и является очень относительным в силу понятных поводов, его характеристика приносит возможность узнать прошлое Аввакума, так же его государственно-правовые и идеологические взгляды, в отношение церковной реформы и законной власти. Так же основными письменными источниками остаются письма Аввакума к своим сторонникам и его просьба к царю, где мы могли видеть разных участников раскола, общественный состав раскола, возникновения старообрядческого движения, его продвижение и деление его на разные сплетни.

    Я выбрал эту тему для реферата по истории, потому что меня интересует раскол как таковой в религии, а тем более в русской православной церкви в течении многих столетий является объектом пристального внимания исследователей. Во-первых, в итоге раскола началась следующая эпоха в развитии народа, во-вторых, любой разлад - это страшная драма общества, и церковное разделение XVII века привела к тому, что основным массам населения пришлось сняться с постоянных им мест в поисках незанятых от исконной церкви мест. С одной стороны, это отыграло положительную роль в занятии новых земель Сибири, Дальнего Востока, Китая, Америки, но с отрицательной стороны, все это получилось ценой многих жертв, не говоря об том что, жертвы расправ оригинальной церкви со староверами и жертв самосожжений.

    Актуальность этой работы заключается в том, что эта тема тем более важна, что уход старообрядцев и война с ними не обошлась одним актом - расколом XVII в., а ещё продолжалась в течении нескольких веков. Но раскол остается и до сих пор, ведь старообрядцы живут и сейчас, строго следуя своим законам. Поэтому эта тема: Раскол русской православной церкви и его последствия (17 в.) актуальна и на данный момент времени. В результате чего, русское общество поделились на две группы: на тех, кто согласен с реформой Никона и на тех, кто был не согласен нее.

    Цель работы - на основе письменных, специальной литературных и интернет источников проанализировать разделение русской церкви, определив участников раскола и общественный состав, идеологических и государственно-правовых взглядов старо верных движений.

    Задача работы - узнать исконно историческое значение раскола и его воздействие на жизнь народа после раскола.

    Глава 1. Причины раскола

    История Русской Церкви неразрывно связана с историей России. Любое время кризиса так или иначе сказывалось на положении Церкви. Одно из самых сложных периодов в истории России - Смутное время - естественно также не могло не сказаться на ее положении. Брожение в умах, вызванное Смутным временем, привело к расколу в обществе, который закончился расколом в Церкви. Отношения крестьянства с властью обострились после принятия Соборного уложения, принятого Земским собором в 1648 году.

    Он навсегда лишил крестьян права менять владельцев и ввел бессрочный поиск беглых крестьян. Таким образом, крепостное право в России было окончательно оформлено. Были расширены права дворян на землю и крестьян. Кодекс устанавливал суровые наказания за преступления против царя и церкви. В Россию стали приглашать западных специалистов; врачи, строители, слесари, горняки, поведение, культура, одежда которых резко отличались от патриархального образа жизни населения Москвы [12, с. 197].

    Во второй четверти XVII века Москву постоянно посещали представители высшего греческого духовенства. Они настойчиво указывали россиянам на многочисленные и зачастую очень существенные различия в русских и греческих богослужениях и церковных обрядах. А разночтения в русских и греческих церковных книгах иногда приводили к настоящим скандалам (например, сожжение русских печатных книг в греческом монастыре на Афоне как содержащих множество еретических мнений). Общество видит преимущества чужого образа жизни, навыков, поведения и начинает перенимать у них все положительное и рациональное. Влияние Запада также было переплетено с церковью. Одни видели в них угрозу латинизму, другие понимали необходимость церковной реформы.

    Это было связано с тем, что из-за отсутствия тесных связей поместных церквей с центром накопилось много разногласий в понимании религиозной литературы, проведении религиозных обрядов.

    Появились воинствующие религиозные деятели из духовенства, которые яростно отстаивали патриархальную жизнь народа, его религиозные взгляды и стремились сохранить незыблемые церковные обряды, древние духовные книги. Они выдвинули лозунг: «Как жили наши отцы и деды, так и мы должны жить» [9, с. 351].

    Тем не менее, причиной раскола было не только влияние Запада - истоки раскола восходят к более раннему времени, к периоду Никоновского патриархата, а точнее, к церковной реформе. После возведения в сан (1652 г.) патриарх Никон провел церковную реформу, которая, по общему мнению, исследователей, сразу же вызвала резкий протест ревнителей древности. Церковный орден середины XVII века вызвал много критики как среди мирян, так и среди самого духовенства. Изначально недовольство исходило от узкого круга людей, многие из которых ранее были единомышленниками Никона.

    Самыми яркими фигурами среди них были влиятельный государственный деятель Федор Ртищев, протоиерей Казанского собора Иван Неронов и протоиерей Юрьевский Аввакум Петров. В первые годы правления Алексея Михайловича они вместе с архиепископом Новгородским Никоном входили в «кружок ревнителей древнего благочестия», возглавляемый царским духовником и наставником молодого царя Алексея, протопопа Благовещенского. Собор в Кремле Стефана Вонифатьева и оказал заметное влияние на церковную политику [6, с. 380]. Ревнители внесли единодушие в свои церкви и, пользуясь доступом к царю Алексею Михайловичу, добились нескольких царских указов для исправления церковных недостатков.

    Их действия вызвали серьезное сопротивление со стороны высших иерархов, особенно тогдашнего Патриарха Иосифа. Между тем ревнители благочестия отнюдь не ставили перед собой задачи коренного преобразования. С их точки зрения, реформа должна была затронуть только церковную организацию и нравственность духовенства; они хотели заменить недостойных пастырей, среди которых был Патриарх Иосиф. Ревнители не нарушали ни вековых традиций, ни местных особенностей богослужения.

    Однако один из членов кружка почитателей - Никон, как выяснилось, имел собственное представление о реформах, отличавшееся от мнения единомышленников. Вскоре среди членов кружка стали расходиться по вопросу о выборе пробы. Некоторые - Стефан Вонифатьев, будущий Патриарх Никон, Федор Ртищев - считали, как и сам царь, что русские церковные книги и ритуалы необходимо руководить по греческим стандартам. Другие - Иван Неронов, Аввакум Петров - видели суть реформы в возвращении к нетронутой русской старине и считали возможным исправлять церковные книги только по древнеславянским книгам. Больше всего возмутились обычаи духовенства. Очень мрачная картина вырисовывалась из многочисленных жалоб, поступавших к Патриарху Иосифу.

    Вместо того, чтобы заботиться о душах своих прихожан, священники проводили время в пьянстве и разврате. Они не только не проповедовали, но и пытались сократить саму церковную службу, вводя «многогласия» - одновременное чтение и пение различных молитв и текстов - одновременное чтение Евангелия, пение и произнесение ектений или восклицания. Преобладало хоровое пение, при котором слова растягивались до бессмысленности, с изменением в них ударения и добавлением новых гласных [15, с. 218]. Руководящие должности в монастырях приобретались путем подкупа боярина или епископа.

    Люди утратили уважение к духовенству, не хотели ходить в церковь и соблюдать пост. Их также особенно огорчили различия в богослужебных книгах, накопившихся из-за ошибок монахов-писцов, и различия в исполнении церковных обрядов. Повсеместное распространение книгопечатания позволило внести единообразие в служебные книги Бога. Однако было непонятно, по каким оригиналам тексты исправлять.

    Для одних это были древнерусские рукописные книги, для других - древнегреческие оригиналы. Но и те, и другие источники оказались укоризненными: в русских книгах не было двух одинаковых текстов (из-за ошибок монахов-писцов), а греческие тексты претерпели изменения после падения Византии и заключения унии между ними. Византийская и католическая церкви [15, с. 328].

    Действия Никона по изменению церковных обрядов в свое время описывал Петр I: «Внося личную вражду в церковное дело, Никон одновременно и ронял свой пастырский авторитет, и украшал страдальческим венцом своих противников. Власть и придворное общество погасили в нем духовные силы, дарованные ему щедрой для него природой. Ничего обновительного, преобразовательного не внес он в свою пастырскую деятельность; всего менее было этого в предпринятом им исправлении церковных книг и обрядов.

    Корректура - не реформа., и если корректурные поправки были приняты частью духовенства и общества за новые догматы и вызвали церковный мятеж, то в этом прежде всего виноват сам Никон со всей русской иерархией: зачем он предпринимал такое дело, обязанный знать, что из него выйдет. Никон не перестраивал церковного порядка в каком-либо новом духе и направлении, а только заменял одну церковную форму другой. Саму идею вселенской церкви, во имя которой предпринято было это шумное дело, он понял слишком узко, по-раскольничьи, и не сумел ни провести в сознание русского церковного общества более широкого взгляда на вселенскую церковь, ни закрепить его каким-либо вселенским соборным постановлением: ревнуя о единении церкви вселенской, он расколол свою поместную. Основная струна настроения русского церковного общества, косность религиозного чувства, слишком крепко натянутая Никоном, оборвавшись, больно хлестнула и его самого, и правящую русскую иерархию, одобрившую его дело» [5, с. 234].

    Поэтому в поворотные моменты российской истории принято искать корни происходящего в ее далеком прошлом. Особенно важным и актуальным представляется обращение к таким периодам, как период церковного раскола. Это особенно важно с учетом того, что в литературе практически не рассматриваются культурные аспекты церковного разделения [13, с. 229].

    Раскол стал фактом после того, как церковный собор 1666–1667 годов предал анафеме всех, кто настаивал на сохранении старых обрядов и старых богослужебных книг. Формальными причинами раскола были ритуальные разногласия, споры о литургических текстах и ​​непослушание старообрядцев церковному послушанию, дисциплина, обязывающая священников и мирян выполнять соборные решения и подчиняться архиереям.

    Для разрыва не было более глубокой, чисто религиозной причины; взаимные обвинения в ереси были явно несправедливыми, поскольку реформа Никона не коснулась основ веры, и старообрядцы впервые за два десятилетия своей полемики с официальной Церковью твердо стояли на основе Православия (только позже, в некоторых общинах старообрядцев были сформулированы доктрины, к которым можно применить слово «ересь»). Вряд ли причиной раскола считать личную неприязнь Никона и Аввакума. Вражда, разделявшая патриарха и лидеров старообрядцев, была идеологической, а не личной, хотя основные участники бурной политики того времени хорошо знали друг друга [7, с. 470].

    На основании этого материала можно сделать выводы о причинах раскола:

    1. Раскол был переплетен с социальной напряженностью, вызванной усилением крепостного права.

    2. Инертность духовенства, затруднившегося принимать новые служебные книжки.

    3. Снижение морально-этического уровня православного духовенства.

    4. Церковная реформа патриарха Никона, вызвавшая неприязнь среди широких слоев российского общества.

    Глава 2. Понятие раскола. Социально-идеологическая база раскольников

    Параграф 2.1 Понятия «старообрядцы» и «церковный раскол»

    В литературе при характеристике раскола 17 века используются различные термины:

    Церковный раскол (в узком смысле) - это религиозное движение, возникшее в середине 17 века, в результате которого произошло отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, не признававших церковные реформы России. Патриарх Никон в 1653-1656 гг. Протест части духовенства (во главе с протоиереем Аввакумом) нашел поддержку среди бояр, белого и черного духовенства, горожан, лучников, крестьян. Раскол превратился в массовое религиозное и социальное движение, породившее собственную идеологию, культуру и исторические традиции. Одновременно с расколом возник острый конфликт между светской и духовной властью, закончившийся утверждением приматов власти царя над властью патриарха.

    Церковный раскол (в самом широком смысле слова) означает:

    - Религиозное, идеологическое и социальное размежевание приверженцев старого обряда и реформатской церкви, возникшее в середине 17 века, что привело к разрыву между старообрядцами и новобранцами в православном российском обществе [4, с. 211]. Раскол стал крупнейшим общенациональным духовным и социальным потрясением в истории России, оказавшим глубокое влияние на религиозную, культурную, социально-экономическую и государственную жизнь России, начиная с середины 17 века. Хотя Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1971 году отменил анафематство, наложенное в 17 веке на древнерусские ритуалы (что было подтверждено Поместным Собором в 1988 году), давний разрыв между старообрядцами и реформаторскими путями русский все еще остается нерешенным. Православие [14, с. 115].

    Термины «раскол», «раскольничество» и «раскольники» обозначают группу терминов, характеризующих сам факт протеста против Православной Церкви, уход части верующих (старообрядцев) в самостоятельную Православную Церковь. В нашем веке слова «старообрядчество», «старообрядцы» широко употребляются как самими древними православными христианами, так и «внешними», а не старообрядческими авторами. В то же время нет точного определения того, что такое старообрядцы, это кажется самоочевидным. На самом деле попытка сформулировать точное определение старообрядцев наталкивается на серьезные трудности, попытка раскрыть суть этого термина обнаруживает его внутреннее противоречие. Понятие «старо-обрядчество» несомненно получит широкое распространение в обозримом будущем в практическом общении, а также в нецерковных науках, которые описывают духовную жизнь, историю общества, будучи нейтральными по отношению к претензиям различных религиозных организаций на истину их Церкви: религиоведение, общая история, культурология, археография. Поэтому целесообразно рассмотреть содержание понятия «старообрядчество» с точки зрения нецерковной науки [11, с. 111].

    До начала ХХ века во всей литературе, издаваемой руководителями Синодальной Церкви, церковными и светскими учеными, как правило, для обозначения старообрядцев использовался термин «раскол», а старые обряды назывались «раскольниками». Эта терминология отражала точку зрения официальной церкви, согласно которой старообрядцы представляли собой совокупность религиозных общин, отделившихся от истинной Православной Церкви из-за нежелания принять церковную реформу Никона, т. Е. Раскола в богословско-каноническом смысле слова. это слово. Этот термин, содержавший обвинение в церковном расколе, в отпадении от Православия, был оскорбительным для старообрядцев, стремившихся отменить его официальное употребление. Но в старообрядческой литературе определения «православные (древлеправославные) христиане» используются как самоназвание, и каждое из старообрядческих договоренностей определяет свое религиозное общество как Православную (Древлеправославную) Церковь: «На съездах или соборах вы никогда не услышите зова «братья старообрядцы», никогда!» никогда!» [16, с. 118]. Сами старообрядцы дома и на собраниях предпочитают называть себя «староверами» или просто «христианами». Термины «старообрядчество», «старообрядцы» как самоназвание получили широкое распространение только в старообрядческой публицистике на русском языке в начале ХХ века. В то же время старые обряды различных договоренностей взаимно отрицали православие друг друга, и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял на вторичной ритуальной основе религиозные общины, лишенные церковно-конфессионального единства. В то же время, даже после Манифеста 1905 года радикальные консервативные круги Синодальной церкви продолжали возражать против официального признания термина «старообрядчество», считая, что это дает основание называть господствующую церковь «новобрядчество», который ввел новые обряды. Таким образом, термин «старообрядчество» был своеобразным компромиссом между старообрядцами и внешним обществом: последнее отказалось от термина «раскол», а старообрядцы не могли рассчитывать на большее, а именно на всеобщее признание себя со стороны. Православная Церковь, в частности, причина отсутствия церковного единства между соглашениями, заявляющими об этом признании.

    «Староверы - часть верующих, отделившихся от Русской Православной Церкви после реформ патриарха Никона» - оказывается, в этой, казалось бы, нейтральной формуле есть не только утверждение, но и суждение. [16, с. 120]. Такое определение было вполне приемлемым для божественных слов Синодальной (ныне Патриаршей) Церкви - для них собственная Церковь организационно, духовно, мистически и есть истинная Церковь, от которой отделились, «ушли в раскол» старообрядцы-раскольники.

    Имея это в виду, можно предложить следующее определение: старообрядчество (или старообрядчество) - общее название русского православного духовенства и мирян, отказавшихся принять реформу, предпринятую в XVII веке Патриархом Никоном, и стремящихся сохранить церковные учреждения и традиции древней Русской Православной Церкви. Среди старообрядцев сложилось несколько различных религиозных организаций (иногда называемых конфессиями или соглашениями), каждая из которых называет себя Древней Православной Церковью, а ее последователи - Православными христианами. Предлагаемое определение объясняется следующими аспектами:

    1. Отражает идейную сущность старообрядцев как религиозного движения верующих, стремящихся исповедовать Православие, оставаться верными его догматам и канонам. В то же время — это определение остается свободным от субъективных оценочных суждений о том, удалось ли старообрядцам сохранить свою религию, соответствующую славной православной вере, и с каким из старообрядцев согласны.

    2. Констатируя отсутствие церковно-канонического единства старообрядцев с новообращенными, он не затрагивает спорный вопрос о том, кто именно отделился от Православной Церкви - реформаторы или старообрядцы;

    3. Отмечая наличие нескольких старообрядческих религиозных организаций, не признающих каноничность друг друга, он ограничивается заявлением об их общем намерении сохранить церковные институты и традиции древней Русской Православной Церкви и не дает оценки успешности этих устремлений. В целом понятие «старообрядчество» довольно условно объединяет религиозные организации, которые не объединены, и потому имманентно носит не совсем точный характер. В частности, остается нерешенным вопрос о допустимости отсылки к старообрядчеству единогласия. Московский Патриархат, иногда называя одних и тех же верующих «православными старообрядцами», некоторых самих единоверцев, а вслед за ними некоторые светские справочные издания, как правило, отвечает на этот вопрос утвердительно. Полагаем, что в данном случае определяющим критерием должно стать каноническое подчинение единоверцев Московскому Патриархату, что не позволяет отнести его к старообрядчеству [11, с. 99].

    Параграф 2.2 Социальный состав старообрядцев

    Церковный собор 1666–1667 годов стал поворотным в истории раскола. В результате решений Собора разрыв между правящей церковью и раскольниками стал окончательным и необратимым. После собора широкое распространение получило движение раскола. Часто во главе раскола стояли служители церкви - их давно раздражало властолюбие Никона, оскорбляло его высокомерное, высокомерное отношение к простому духовенству. Кроме того, многие священнослужители были просто неграмотными и совершенно неподготовленными к овладению новыми текстами богослужебных книг и поэтому считали нововведения обременительными.

    По социальному составу старообрядцы были весьма разнообразны - старообрядцы принадлежали к разным социальным группам и классам общества, к разным возрастным группам. По этой причине старообрядчество так и не стало массовым общественным движением.

    Социальный состав старообрядцев делится на две группы:

    В первую группу вошли представители духовенства. Они вступили в раскол в знак протеста подчинения государства церкви и были против сокращения привилегий духовенства. В раскол ушли более полутора тысяч священнослужителей, десять тысяч епископов, более десяти тысяч архимандритов. Некоторые монастыри отказались принять нововведения Никона, в том числе и самый почитаемый православный монастырь - Со-Ловецкий. Некоторые монахи монастыря сначала отказывались причислять себя к раскольникам, но позже им пришлось примкнуть к старообрядцам.

    Вторая группа представлена ​​служащими (светскими феодалами). Что касается светских феодалов, то представители княжеской демократии обратились к расколу с просьбой вернуть им свои привилегии. Простые дворяне в знак протеста вступили в раскол против княжеско-боярской аристократии, против засилья московских чиновников. Они протестовали против постоянной задержки зарплаты, которая не выплачивалась несколько лет.

    Часть консервативного дворянства также присоединилась к расколу. Духовными дочерями протоиерея Аввакума были бояре Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Они были сестрами. Овдовевшая Феодосия Морозова стала владелицей богатейших имений. Аввакум с восхищением и удивлением писал о боярыне: «Как так! Осмь тысящ хрестиан имела, домова заводу тысящь болши двух сот было...» [6, с. 295]. Феодосия Морозова была близка ко двору, выполняя обязанности «приезжей боярыни» от царицы. Но ее дом стал пристанищем для старообрядцев. После того как Феодосия приняла тайный постриг и стала монахиней Феодорой, она открыто стала исповедовать старую веру. Она демонстративно отказалась присутствовать на свадьбе царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной, несмотря на то, что царь прислал за ней карету. Морозова и Урусова взяты под стражу. Патриарх заступился за дворянку, прося ее освободить, но Алексей Михайлович ответил: «Давно бы я так сделал, но не знаешь ты лютости этой женщины. Как поведать тебе, сколь поругалась и ныне ругается Морозова та! Много наделала она мне трудов и неудобств показала. Если не веришь моим словам, изволь сам испытать; призови ее к себе, спроси, и сам узнаешь ее твердость, начнешь ее истязать и вкусишь приятности ее» [6, с. 300].

    Сестер наставляли высшие церковные иерархи, но Морозова, когда попросили причаститься по новым служебным книжкам, ответила: «Враг божий Никон своими ересями как блевотиною наблевал, а вы ныне то сквернение его полизаете; явно, что и вы подобны ему» Феодосию Морозову и Евдокию Урусову пытали, но они не смогли добиться отречения от старой веры. Потом их отправили в Боровск, где посадили в темницу. Аввакум подбадривал женщин, как мог, но их судьба была печальна - сестры умерли от голода.

    Купцы присоединились к этой группе старообрядцев. Купцов не устраивало вторжение церкви и монастырей в торговлю и торговлю. Недовольство выражалось также в засилье иностранцев, против налогов, государственной политики. Все это небольшие социальные группы. Самая массовая группа - крестьяне и рабы, скрывающиеся от господ и монашеских поборов, произвола властей, ищущие там не только старину, но и свободу. Их мотивы - мечта вернуться к древним обычаям и временам, когда были «хорошие законы и правители» [6, с. 303].

    Неслучайно этот этап совпал с массовыми народными выступлениями на Дону, в Поволжье и на Севере. Вопрос о том, имела ли раскол антифеодальную направленность, однозначно решить сложно. На сторону раскола выступило также низшее духовенство, облагающее налогом горожан. Для этих слоев населения официальная церковь была воплощением несправедливого общественного строя, а «древнее благочестие» - знаменем борьбы. Неслучайно лидеры раскола постепенно перешли на позицию оправдания протестов против царского правительства. Также Раскольникова можно было встретить в армии Степана Разина в 1670-71 гг. и среди мятежных лучников в 1682 году. Каждая из социальных групп раскольников преследовала свои собственные цели.

    Параграф 2.3 Идеология раскольников

    Защитники «старой веры» получили поддержку в различных слоях российского общества, приобрели широкий размах, что привело к ожесточенному противостоянию двух сторон - защитников реформ в церкви и защитников старой веры. Раскол стал приобретать общенациональное значение. В его орбиту были вовлечены широкие массы верующих, официальная церковь и церковная власть. Большинство низшего духовенства, менее образованного, видевшего в реформе церкви ущемление своих интересов и прав, полностью встало на защиту «старой веры». Своими действиями они повлияли на широкие массы прихожан, которые также стали яростными защитниками старой веры.

    К этому движению присоединились многочисленные массы горожан (горожан). Призывы «сторонников старой веры» поддержала часть светской знати, в том числе и окруженная царем. Объединению различных слоев российского общества в движение раскола способствовала и идеология раскола. Вскоре, после начала церковных реформ, стало отчетливо прослеживаться формирование двух сторон раскола. Первую сторону составили сторонники реформ, во главе которых стояла официальная церковь во главе с патриархом и королем. Вторую сторону составляли в основном широкие народные массы, нижний эшелон церковных служителей, которые видели в церковной реформе возможность ухудшения своего положения [11, с. 115].

    Возникшее раскольническое движение стало подкрепляться определенными идеологическими взглядами, как с одной, так и, с другой стороны. Ярые защитники «старой веры» в своей практике руководствовались идеями, изложенными в трудах протоиерея Аввакума и других лидеров раскола.

    Суть мировоззренческих взглядов старообрядцев таковы:

    а) Идеализация и защита античности, старой веры, неприятие, даже ненависть ко всему новому, проникшему в их среду извне, включая новые церковные обряды: главный аспект - это возвращение к античности;

    б) проповедь национальной ограниченности, замкнутости, ограниченности отношений, особенно с иностранными государствами;

    в) спасение души, ради которого можно принять мученический венец, вплоть до самосожжения;

    Эти идеологические взгляды раскольников нашли отклик во всех слоях российского общества. Раскол, возникший в Православной Церкви в середине XVII века, привел в движение такие силы, такие большие слои населения, что его последствия ощущаются до сих пор. Суть раскола - официальное разделение новой, после реформы, государственно-шоковой церкви и представителей старой церкви, которых стали называть раскольниками, а они, в свою очередь, назвали себя старыми ритуалами.

    Идеология старообрядцев была сформулирована в письмах и автобиографии протоиерея Аввакума. В земляной яме (тюрьма в Пустозерске) родилось одно из самых выдающихся произведений древнерусской литературы - «Житие протопопа Аввакума». Протопоп осознавал необычность такого шага - ведь подвиги святых прославлялись в жанре живого, и он писал о себе: «…про житие-то мне и ненадобно говорить».

    Аввакум выбрал форму «Деяний апостолов», но тон его повествования совершенно иной. Это глубоко личный тон, импровизация с многочисленными лирическими отступлениями [6, с. 300, 318].

    Во введении автор определяет главную задачу своего творчества - «…да не забвению предано будет дело божие» и излагает собственное политическое кредо» [6, с. 319]. Относительно спокойный образ жизни Аввакума мало интересует, он их только упоминает, не вдаваясь в подробности. В основном он говорит о своих столкновениях с духовной и светской властью. Много места посвящено сибирскому ссыльному Аввакуму. Это настоящая эпопея. холст, на котором красочная природа сочетается с описаниями каторги. Некоторые эпизоды из жизни протоиерея и его сподвижников имеют характер вставных рассказов. Жизнь заканчивается описанием казней в Пустозерске и рассказом о жизни заключенных в земляной тюрьме.

    Смерть царя Алексея Михайловича, при которой начался раскол, пробудила в пленниках надежду на освобождение. Аввакум обратился к новому царю Федору Алексеевичу с челобитной. В своей «Житие» протоиерей упрекал преследователей: «огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые-то апостоли научили так? - не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолом так учить...» Но сам узник мечтал отплатить своим гонителям той же монетой. «А что государь-царь, как бы ты дал мне волю, я бы их, что Илия пророк, всех перепластал бы во един день…Перво бы Никона-того собаку, рассекли бы начетверо, а потом бы никониян-тех», - обратился он к Федору Алексеевичу. Единственным ответом на это ходатайство был полный запрет на написание книг. Пустозерский воевода П.Г. Львов сообщил государю о пленных, что он «никово к ним и говорить ни с кем, и чернил и бумаги дават отнюдь не велел, и над стрельцами приказал смотреть накрепко, чтобы никакого дурна не учинили. Да и сам я, холоп твой, досматриваю тех колодников во все дни» [6, с. 329].

    Бумаги не давали - Аввакум писал на бересте, и эти письма доходили до Москвы. В начале 1681 года, во время Крещения, старообрядцы бросили в толпу «свитки богохульные» с колокольни Ивана Великого в Иордании. Под пытками раскольники вырвали признание, что это было сделано по наущению «расколоначальника» Аввакума: «Он же сам на берестяных хартиях начертал царские персоны и высокие духовные предводители с хульными надписании, и толковании, и блядословными укоризнами весьма запретительными…» [6, с. 331]. В феврале 1682 г. в Москве собрался церковный собор. Царь Федор Михайлович в послании к собору спросил, что делать с раскольниками. Ответ совета был: «по государеву усмотрению». Весной того же года в Пустозерске началось расследование по делу Аввакума, распространявшего священные писания «злопакостных» из земляной тюрьмы. Судьба опустевших озерных старейшин была предрешена: «за великие на царский дом хулы» они были приговорены к смертной казни. Они провели пятнадцать или двадцать лет в невыносимых условиях заключения, а теперь им пришлось покончить с собой в один день.

    14 апреля 1682 года Аввакум, Епифаний, Лазарь и Федор были сожжены в бревенчатом доме. Описание их казни дошло до нас только в старообрядческой литературе. Аввакум, как писали старообрядцы, предвидел такой конец и распространял свои книги еще до вынесения приговора. На костре он обратился к немногим присутствующим с призывом придерживаться старой веры. Когда пламя взлетело вверх, один из его товарищей закричал. Аввакум наклонился к нему и стал его утешать. Последнее, что было видно сквозь огонь и дым, - это поднятая рука Аввакума, благословляющая народ двумя пальцами, последнее, что было слышно, это его слова: «Будете этим крестом молиться - вовеки не погибнете» [8, п. 197]. По легенде, Аввакум перед казнью предсказал смерть своим мучителям, и действительно, всего через две недели после сожжения в Москве старцев на пустом озере скончался царь Федор Алексеевич. Для старообрядцев Аввакум стал святым мучеником. Официальная канонизация святого мученика и исповедника Аввакума состоялась в Освященном соборе в 1916 году.

    Социальный аспект программы старообрядцев включает проповедь о полном равенстве всех верующих, осуждение богатства. Особую роль играли семейные ценности: старообрядцы уделяли большое внимание не только «спасению своей души», но и «своей семьи, общины». Большинство старообрядцев жили большими семьями и поддерживали отношения с другими общинами. Поселения старообрядцев назывались скитами. Если православный человек самовольно покидает свою общину, он «обречен на адские муки» [11, с. 52]. Что касается веры - строгое, неуклонное соблюдение всех православных праздников, служб и постов, строгая церковная дисциплина. В политической программе старообрядцев суть заключалась в критике государства, царей из династии Романовых, чиновников и всего, что было связано с государством. Главный идеал - это возвращение к старине.

    У раскольников огромную роль в жизни играла община, в целом коллективные формы поведения, вплоть до коллективного самосожжения. Характерной чертой ранних старообрядческих общин рубежа XVII и XVIII веков, таких как Выгорецкое общежитие, было массовое потребление.

    Итак, основные черты идеологии старообрядцев по отношению к нововведениям и другим странам - автономия, изоляция, ксенофобия. Что касается собственности, то это общность, коллективизм, осуждение богатства, крепкие семейные и соседские узы.

    Глава 3. Последствия раскола Русской Православной Церкви.

    Последствия раскола в Православной церкви проявляются и сейчас, в настоящее время. Если сравнивать раскол Православной Церкви с Западом, то в некоторых проявлениях он сродни реформации Католической Церкви. Известно, что Реформация создала целый ряд протестантских церквей, отделившихся от католицизма. Основные из них: лютеранство (Германия, Скандинавия); Кальвинизм (Швейцария, Нидерланды).

    Роль церкви в жизни российского общества всегда была очень велика. Влияние церкви распространялось на все стороны жизни общества, семьи, быта и быта русского народа. В 17 веке церковь тесно слилась с монархической системой России. Она становится опорой самодержавия, верным слугой и выразителем его интересов. В самой церкви такая же структура и отношения сложились во всей церковной иерархии, церковной обрядовой практике. Во главе Русской церкви стоял патриарх, наделенный большой церковной властью. Впервые патриарх был избран собором русских иерархов в 1589 году. Патриархи, как правило, были крупными собственниками, имели большой опыт религиозной деятельности и активно участвовали в политической жизни государства. Иногда они ставили свою власть «от Бога» выше светской власти, власти царя. По этой причине между царем и патриархом иногда возникали сложные отношения. При выборе нового патриарха самодержец всегда стремился иметь в своем лице его сторонника и помощника [3, с. 118].

    Трудно, а может быть, и невозможно однозначно сказать, чем вызван раскол - кризис в религиозной или светской сфере. Несомненно, обе эти причины объединились в Расколе. Поскольку общество не было однородным, то, соответственно, разные его представители отстаивали разные интересы. Ответом на свои проблемы в расколе находили разные слои населения: крепостные, имевшие возможность протестовать против власти, стояли под знаменем защитников старины; и часть низшего духовенства, недовольная силой патриархальной власти и видящая в ней лишь орган эксплуатации; и даже часть высшего духовенства, желавшего остановить усиление власти Никона. А в конце 17 века в идеологии раскола важнейшее место стали занимать доносы, вскрывающие определенные социальные пороки общества. Некоторые идеологи раскола, в частности Аввакум и его соратники, перешли к оправданию активных антифеодальных протестов, объявив народные восстания небесным возмездием царской и духовной власти за их действия. В большинстве случаев раскольники продолжали жить по-прежнему, тайно исповедуя старую веру, а когда гонения становились невыносимыми, они бежали на Дон, уходили в глухие леса в Поволжье, переселялись в Поморие или за «Каменный пояс». - Уральский хребет. Там, в труднодоступных местах, среди болот и тайги, создавались раскольнические скиты и пустыни, куда вели только раскольники. Самосожжение было крайней формой бегства от преследований [3, с. 329].

    Уже в 17 в. Старообрядцы делились на две основные группы - священников, признавших необходимость духовенства и всех церковных таинств, и беспоповцев, отрицавших церковную иерархию. Основным центром распространения клерикализма было Нижегородское Заволжье. Здесь, на реке Керженец, насчитывалось более семидесяти раскольнических скитов. Беспоповцы в основном селились на Севере, в Поморие. Столицей бес поповского толка была Выговская пустынь в верховьях реки Выг к северо-востоку от Онежского озера. Свою «общежительство» выговцы считали прямым наследником и правопреемником Соловецкого монастыря, да и то на реке Выг уже в 80-х годах 17 века. Староверы устремились на спасение после взятия в плен лучников Соловецкого монастыря [11, с. 58].

    Возникновение самой общины следует отнести к 1694 году. Ее основателем был Данила Викулин, тогда настоятелем «пустыни» был горожанин города Повенец Андрей Денисов, которого сменил его брат Семен Денисов. Поначалу Выгорецкая пустынь была небольшой, старообрядцы жили «нужным и скудным пустынным житием, с лучиною в часовни службу отправляюще и икон и книг в часовни скудно и мало вельми» [11, с. 60]. Спустя некоторое время в двадцати верстах от мужской пустыни на реке Лексе была основана женская Лексинская крестовая пустынь, первой настоятельницей которой была сестра Денисова Соломония. Выгорецкая община развивалась как религиозная община с эсхатологической идеологией. Правила были аскетичными, и слава о праведных обитателях пустынь разнеслась по всему миру. Постепенно вокруг них возникло более двадцати небольших скитов с вспаханными дворами, где разрешалось жить семьям [16, с. 214].

    В отличие от большинства раскольников, выговчанам удалось найти общий язык с царем-реформатором Петром Великим и обрести свободу вероисповедания и вероисповедания. Взамен старообрядцы платили двойной налог и снабжали Олонецкие фабрики рабочей силой. Царь высоко оценил выговских рудников и литейщиков, сыгравших важную роль в открытии и разработке месторождений полезных ископаемых в Карелии, а также на Урале и в Сибири. Выговцы вели большую хозяйственную деятельность, ловили рыбу на Выгозере и Водлозере, на Белом море, а затем на Новой Земле и Груманте (Шпицберген).

    На Выге были развиты кузнечное дело, обработка кожи, выпрессовка дегтя и дегтя, пряжа. Выгорецкая обитель стала не только хозяйственным, но и культурным центром. Здесь собрана богатейшая библиотека, в которой сохранилось множество редких печатных и рукописных книг.

    На Выге были продолжены старообрядческие литературные традиции, для которых характерен особый стиль, «древние словеса». Настоятель общины Семен Денисов написал «Историю об отцах и страдальцах соловецких», посвященную восьмилетней осаде Соловецкого монастыря. Среди выговских писцов и писателей были Трифон Петров, Даниил Матвеев, Гавриил и Никифор Семеновы, Мануил Петров, Иван Филиппов, Алексей Иродионов и многие другие.

    Не ускользнули от разлуки и непопулярности. Выгорецкая пустынь, бывшая когда-то общим центром всех беспоповцев, превратилась в оплот умеренного - так называемого поморского стиля. Вдобавок к этому чувству федосеевство распространилось среди беспоповцев, порвавших с поморами.

    Филипповцы оторвались от поморского крыла, проповедуя самосожжение и самоуничижение. Самосожжение проповедовалось и в Сети (Спасовское согласие). В русском старообрядчестве парадоксальным образом соединились прямо противоположные тенденции. С одной стороны, среди старообрядцев продолжали преобладать эсхатологические настроения, ожидания скорого конца света. С другой стороны, старообрядцы преуспели в мирских делах. Несмотря на гонения, повышение налогов и вымогательство со стороны властей, возникла богатая прослойка старообрядцев. Если в странах Западной Европы протестантская этика оказалась наиболее адаптированной к капитализму, то в России старообрядцы со своими строгими моральными установками, культом трудолюбия, умеренности и трезвости также способствовали накоплению капитала. Знаменитые имена купцов и промышленников Морозовых, Гучковых, Рябушинских, Щукиных и др. Были старообрядцами. Старообрядцы, представленные в различных интерпретациях, сохранились и продолжают существовать до нашего времени.

    Заключение

    Рассмотрев историю появления и углубления раскола в русской церкви на основе исследований ученых возникают следующие выводы:

    1. Реформы, проводимые Никоном, были нужны, так как единые каноны и обряды помогали объединению православных народов всей восточной Европы. А разночтения же в церковных обрядах и книгах, напротив, рождало непонимание и мешало соединению народов, что противоречило национальным интересам Русского государства и присоединившейся к нему Украины.

    2. Но способы исполнения реформ: бескомпромиссность Соборов, которые находились во главе и имели большинство греческих священников, не учитывающие отличия русского самосознания, жесткие притеснения на приверженцев старых ритуалов - были не позволительны. Тем более, русские люди еще не оправились от беспокойного времени и польских агрессоров.

    К тому же это сошлось и со временем феодального порабощения крестьян, что вызвало всенародный протест и против политических, и против религиозных реформ.

    А потому можно сказать о расколе как об общенациональной беде, так как в расколе были некоторая часть населения, многие люди ушли с насиженных мест от преследования и пропадали связи между родственниками, не только из-за переселения, но и в потому что было расхождения взглядов.

    Положительным же служит то, что, уходя от гонений, раскольники осваивали свободные земли Сибири, Дальнего Востока и Америки.

    Список литературы

    1. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.old-russian.chat.ru/12avvak.htm - 30.04.2021.

    2. Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII вв. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01004769403 - 22.04.2021.

    3. Рассказы по русской истории. Общедоступная хрестоматия [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01004460374 - 17.04.2021.

    4. Беленский И.Ф. Православие: словарь [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01004934403 - 02.04.2021.

    5. Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01004769403 - 22.04.2021.

    6. Буганов В.И., Богданов А.Л. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. - М.: 1991. - 526 с. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://verigi.ru/?book=206&chapter=0#.YK4Al6gzaUk- 07.04.2021.

    7. Булгаков С.В. Православие: праздники и посты. Богослужения и требы. Расколы и ереси. Противные Христа и православия. - М.: Наука, 1994. - 574 с. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000599326 07.04.2021.

    8. Булгаков С.Н. Православие. - М.: Грааль, 2001. - 470 с. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgakov/pravoslavie-ocherki-uchenija-pravoslavnoj-tserkvi/ 07.04.2021.

    9. Заборовский Л.В. Католические, православные униаты. Проблема религии в Русско-польско-украинских отношениях 40-80х гг. XVII в. - М.: Мысль, 1988. - 532 с. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://inslav.ru/publication/zaborovskiy-l-v-katoliki-pravoslavnye-uniaty-problemy-religii-v-russko-polsko-ukrainskih 09.04.2021.

    10. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество в двух томах. - М.: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. - 688 с. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/sekty/russkoe-staroobrjadchestvo/ 14.04.2021.

    11. Катунский А.Е. Старообрядчество. - М.: Академия, 1972. - 220 с. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.ozon.ru/product/staroobryadchestvo-25636680/ 14.04.2021.

    12. Морозова Л.Е. Смутное время в России. - М.: Ломоносов, 1990. - 266 с. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/moroz/index.php 18.04.2021.

    13. Никольский Н.М. История русской церкви. - М.: Наука, 1985. - 448 с. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000022/st001.shtml 18.04.2021.

    14. Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01004701503 - 22.04.2021.

    15. Смирнов К.М. Церковь в истории России XVII в - 1917 г. - М.: 1967. - 336 с. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://library.tversu.ru/images/stories/tem_spis/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%A0%D0%9F%D0%A6.pdf 25.04.2021.

    16. Шмеман А.Д. Исторический путь православия. - М.: Ломоносов, 1993. - 388 с. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/261803/ 28.04.2021.




    написать администратору сайта