Главная страница
Навигация по странице:

  • ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

  • 1 Теоретическое обоснование изучения образов птиц в литературе 1.1. Понятие «метафоричность» образов птиц в литературоведении

  • Дипломная работа на тему Метафоричность образов птиц в алтайской литературе начала 21 века. Дипл. ПТИЦЫ. Методические рекомендации по изучению метафоричности образов птиц в алтайской литературе начала xxi века в школе Выводы по ii главе


    Скачать 52.63 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по изучению метафоричности образов птиц в алтайской литературе начала xxi века в школе Выводы по ii главе
    АнкорДипломная работа на тему Метафоричность образов птиц в алтайской литературе начала 21 века
    Дата28.04.2021
    Размер52.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДипл. ПТИЦЫ.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #199562
    страница1 из 3
      1   2   3

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    «Горно-Алтайский государственный университет»

    (ФГБОУ ВО ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)

    Факультет алтаистики и тюркологии

    Кафедра алтайской филологии и востоковедения

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    по курсу «Теория и методика преподавания алтайского языка»

    МЕТАФОРИЧНОСТЬ ОБРАЗОВ ПТИЦ В АЛТАЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XXI ВЕКА

    (с проекцией на школьное изучение)

    Выполнена: студентом 5 курса

    543-ЗФ группы

    Ухановой Роксаной Михайловной

    Научный руководитель:

    Дедина М.С. к.филол.н., доцент

    Дипломная работа защищена

    «»__________ 2021 года

    Оценка __________

    ___________

    (подпись руководителя)

    Горно-Алтайск 2021

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение…………………………………………………………

    1 Теоретическое обоснование изучения образов птиц в литературе…….

    1.1. Понятие «метафоричность» образов птиц в литературоведении……

    1.2 Образ птиц в традиционной культуре алтайцев………………………..

    1.3 Изучение метафоричности образов птиц в алтайской литературе …….

    Выводы по I главе…………………………………………………………….

    2 Особенности изучения метафоричности образов птиц в алтайской литературе начала XXI века (с проекцией на школьное изучение) …………

    2.1 Метафоричность образов птиц в поэзии начала XXI века……………….

    2.2 Метафоричность образов птиц в прозе начала XXI века…………………

    2.3 Методические рекомендации по изучению метафоричности образов птиц в алтайской литературе начала XXI века в школе……………………………

    Выводы по II главе……………………………………………………………

    Заключение …………………………………………………………………….

    Список использованной литературы ………………………………………….

    Приложение ……………………………………………………………………...

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования. К рассмотрению образов птиц, выступающих как неотъемлемый элемент мифопоэтических представлений, религиозных символических систем и ритуалов, обращались исследователи ещё в ХIХ веке. Известно, что именно во второй половине XIX века началось поистине серьёзное систематическое изучение древней истории человечества. К этому времени относятся первые удачные попытки объективного исторического подхода к осмыслению предметов первобытного искусства и зарождение стремления типологически и хронологически классифицировать имевшиеся на тот момент археологические находки.

    Птицы играют важную роль в мифологиях всех народов мира. Образы птиц, как в русской, так и любой другой литературе играют важную роль для создания некой атмосферы произведения. Птицы предвещают какое – либо событие: будь оно плохое или нет, направляют героя или наоборот сбивают с верного пути. Птица может сопровождать героя на всем пути, а может появиться лишь в определенном эпизоде, но при этом повлиять на судьбу героя.

    Исследователи духовной культуры тюрков Южной Сибири отмечают, что, как и все живущее на земле, так и птица имеет свое место в культе, в героических сказаниях, сказках и верованиях народов. Многие птицы являются тотемами некоторых родов и племен Южной Сибири. Образы птиц в традиционной культуре алтайцев занимают особое место. Птицы в мифах и сказках алтайцев полностью уподобляются людям. Птицы обладают самыми разнообразными функциями. Они могут быть культурными героями, демиургами, ездовыми животными шаманов, героями — превращенными в птиц и т.д. Особое место в устном народном творчестве и литературе алтайцев занимают птицы. Исследование алтайской литературы позволяет говорить об использовании в художественных текстах символических образов тотемных животных. Эта тема пока не являлась объектом исследования, однако достаточно частое фигурирование в текстах писателей символических образов тотемных животных, в частности образов птиц, свидетельствует об актуальности данной работы.

    Объект исследования: образ птиц в алтайской литературе начала XXI века.

    Предмет исследования: метафоричность образов птиц в алтайской литературе начала XXI века (с проекцией на школьное изучение)

    Цель исследования: Изучение особенности метафоричности образов птиц в алтайской литературе начала XXI века (с проекцией на школьное изучение).

    Задачи исследования:

    - дать характеристику понятия «метафоричность» образов птиц в литературоведении;

    - рассмотреть специфику особенностей изучения образ птиц в традиционной культуре алтайцев;

    - изучить метафоричность образов птиц в алтайской методике;

    - выявить особенности изучения метафоричности образов птиц в поэзии начала XXI века;

    - сделать анализ метафоричности образов птиц в прозе начала XXI века;

    - разработать методические рекомендации по обучению метафоричности образов птиц в алтайской литературе начала XXI века.

    Методы исследования: Для решения поставленных задач были использованы методы: сравнительно-исторический, анализ, сравнение и обобщение. Теоретическая и методологическая база исследования. Теории метафоричности посвящены труды крупнейших русских ученых: Б.Н. Гаспарова, А.И. Веселовского, А.А. Потебни, О.М. Фрейденберг, Ю.М. Лотмана и других. Специфике мифа посвящены фундаментальные труды многих ученых, среди которых следует отметить работы Р. Барта, К. Леви-Строса, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, М.И. Стеблин-Каменского, О.М. Фрейденберг, М. Элиаде, К.Г. Юнга и других. По изучению алтайской литературы опирались на исследования С.С. Суразакова, С.М. Каташева, С.С. Каташа, В.И. Чичинова, З.С. Казагачевой, В.А. Муйтуевой, И.А. Бедаревой, Н.М. Киндиковой, Т.М. Садаловой, В.П. Ойношева, А.В. Киндиковой, М.С. Дединой, М.П. Чочкиной, И.Н. Муйтуевой, У.Н. Текеновой и др.

    Научная новизна работы обусловлена тем, что настоящая дипломная работа стала первым опытом выявления, обобщения и систематизации материала по проблеме выявления метафоричности образа птиц в алтайской литературе начала XXI века.

    Теоретическая значимость работы заключается в том, что она включается в систему исследований, посвященных метафоричности образа птиц в алтайской литературе начала XXI века.

    Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов для преподавания литературы начала 21 века в средней школе, в усовершенствовании знаний по литературоведении.

    Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, из которых первая носит реферативно-аналитический характер, а последующие представляют результаты собственного исследования, выводы по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.

    1 Теоретическое обоснование изучения образов птиц в литературе

    1.1. Понятие «метафоричность» образов птиц в литературоведении

    Древние люди в своих рассуждениях проявляли веру и поклонение животным и птицам, обожествляя их. Зачастую в их размышлениях птицы воспринимались как символы таинственных, скрытых существ, провозглашающих добрую весть, являясь в их воображении предсказателями грядущего. Выражая своё почтение к птицам, люди чувствовали себя под их покровительством и защитой. Подобные предположения и воззрения-поиски защиты под покровом величественных крыльев бессмертных птиц-отражены во многих преданиях мифологической литературы.

    Русский литературовед А.Е. Бертельс пишет, что символ птиц встречается в надписях пещер времен палеолита, историческую древность которых уже ученые других эпох определяют более чем семнадцати тысяч лет.

    В творчестве многих поэтов той эпохи пробудилось небывалое прежде внимание к образу птиц, что обусловило его воспевание в мифологической поэтике и послужило толчком к созданию галереи образов птиц в ней, сделав эти произведения излюбленными творениями эпохи.

    Необходимость изучать отдельные образы, порождённые фантазией и наблюдательностью древних мастеров, а так же проводить широкие межкультурные и межэтнические параллели возникли еще в давние времена. В связи с этим русский этнограф конца XIX столетия Д.Н. Анучин пишет: «Представления о птицах, как о существах способных быть носителями человеческих желаний и молений, а с другой стороны – возвестителями воли богов, символами их покровительства и объектами, служившими для воплощения в них божественной мощи, - такого рода представления мы встречаем у народов, стоящих на самых различных ступенях культуры, от дикарей-шаманистов до народов древнего Востока и Греции, и от варваров далёкой Азии и Африки до народных масс современной христианской Европы» [Анучин, с. 231]. А.П. Окладников, один из лучших исследователей петроглифов в России, знаток религиозно-мифологических систем древних цивилизации и современных традиционных культур, в своих трудах обращается к интереснейшим сопоставлениям. Все его изыскания словно указывают будущим поколениям специалистов тот путь, по которому следует идти всем, стремящимся отыскать глубинные первообразы, лежащие в основе искусства всего человечества. А.П. Окладников обращает внимание своих читателей на тесную связь образов древнего искусства с устным народным эпосом, с шаманскими камланиями, проводимыми в наши дни. Эта связь – не всегда результат «перекочёвывания» сюжетов из одного мифа в другой, от одного народа к другому. А.П. Окладников в книге «Сокровища Томских писаниц» пишет об образах птиц: «Надо полагать, что это выражение одной и той идеи; в основе схожих взглядов лежали сложные мифологические и поэтические представления о священных птицах как о надёжных

    В их исследованиях изучению образа птиц, хотя не уделено глубокое исследовательское внимание, однако они в раду других проблем мистической поэзии определяют положение и значение образа «вахшу туюр» в начальной стадии миропознания человека. Ряд трудов исследователей Такииура Номдориён «Символ и символические поэмы в персидской литературе», Бадеуззамана Фурузонфара «О жижи и творчестве Шейха Фаридуддина Атгара Нишобури», Е.Э. Бертельса «Суфизм и суфийская литература», А.Е.Бертельса «Художественный образ в искусстве Ирана (1Х-ХИ1)» относятся к их числу. Изучение данных трудов убеждает, что художественный образ птиц в качестве отдельного монографического исследования пока не стал объектом научного рассмотрения, поскольку рад важных проблем истории таджикско-персидской мистической поэзии остается ещё неизученным, к числу которых относится и проблема настоящего исследования.

    Несмотря на существующие сегодня самые различные подходы к изучению истории литературы, выделения в ней разнообразных аспектов и направлений, изучение традиций создания художественного образа птиц в символической поэзии в научных трудах по её истории требует новой интерпретации, поскольку по настоящее время фиксируются сложные, постоянно трансформирующиеся воззрения, которые «обречены» на регулярные пересмотры и изменения.

    Новый этап исследования истории литературы, не изученность столь актуальной проблемы - художественного образа птиц в мистической поэзии -вызывает к проблеме научный интерес современных ученых. Необходимость изучения особенностей традиций и идей филологической мысли разных исторических эпох, определение поэтического вклада, познание и оценка мировоззрения поэтов, их идейных замыслов в создании образа птиц, духовных запросов, социальных и культурных особенностей времени имеют важнейшее значение для понимания истории и определения динамики развития литературы.

    Тотемизм – одна из форм проявления древней культуры. Тотемы являются олицетворением связи человека и природы, которая выражается в запрете убивать тотемное животное. Кроме того, тотемное животное может отражать характер конкретного человека.

    В мифопоэтической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем и многими другими богами. Он символизирует любовь, тепло, весну, плодородие.

    Ворон связывается сходными поверьями у разных народов мира. Прежде всего, это вещая птица, которая предсказывает смерть и другие несчастья. Также ворон связывается с долголетием, мудростью и знанием, где хранятся клады. Трупная, черная птица - ворон известен как птица, сопутствующая смерти на поле брани.

    Орел, орлица, символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; одно из наиболее распространённых обожествляемых животных — символов богов и их посланец в мифологиях различных народов мира.

    В основе мифологического образа Петуха во многих традциях – его связь с солнцем. Как и солнце, Петух «отсчитывает» время. В большинстве традиций Петух связан с божествами утренней зари и солнца, небесного огня.

    В произведениях русской литературы образы птиц представлены по-иному. Н.В. Гоголь создал образ птицы-тройки, в котором воплотил свои представления о России. Тройка появилась в повествовании в самом начале главы еще не как птица, но уже как намек на будущий образ. Прием — соединение в нескольких строчках России, тройки и дороги — используется писателем для того, чтобы наиболее полно раскрыть в дальнейшем образ птицы-тройки, объединяющий эти три понятия.

    В стихотворениях сентиментального толка образ птицы задаётся в составе устойчивого пейзажного комплекса и служит средством раскрытия гармонического мировосприятия. Часто в стихотворениях сентиментальной направленности образ-эмблема птица соотносится с любовными переживаниями лирического героя.

    Центральное место в пушкинском мире занимают самые поэтические, "царственные" животные, птицы, растения: конь, орел, соловей, дуб, роза; впервые именно у Пушкина явственно обозначилась их первенствующая роль в русской поэтической фауне и флоре, закрепилось самое частое употребление соответствующих мотивов (больше, чем у какого-либо другого поэта XVIII - первой половины XIX века).

    Каждое животное в сказках Салтыкова-Щедрина - аллегория на целый класс или тип людей, отношения между ними изображают отношения между людьми или межклассовые отношения, и, смеясь над поступками животных, автор высмеивает все общество.

    Образ Чайки в пьесе Чехова восходит к народно-поэтическим представлениям о душе белой и черной, крылатой и бескрылой, живой и погибшей, вместилищем которой служит чайка, любая вольная птица. Образ вольной птицы – символа свободы человека, выражение протеста против гнетущей действительности, намек на силу или слабость, незащищенность страдающей личности.

    Державин изображает природу яркой, красочной, постоянно меняющейся, звучащей на разные голоса. Последнее особенно примечательно, так как, пожалуй, никто из русских поэтов до него так часто не обращался к образу птицы. Птица выступает не просто как знак, но как персонификация. Поэт продолжает традиции устного народного творчества. Птица одушевляется, наделяется чертами живого существа, приобретает статус второго лирического субъекта стихотворения.

    В литературе через птиц автор может передавать свои чувства, мысли. Птичка может выступать в качестве девушки, в которую влюблен поэт, как мы это видим у Державина.

    В фольклоре народов обнаруживаются следы древних представлений первобытных людей о возможности человека войти в образ лебедя. В устных рассказах народов видоизменяться в лебедей могут не только девушки, но и сказочные батыры. В легенде «Бык» главное действующее лицо – бык превращается в человека, содрав с себя бычью шкуру, и женится на девушке. Когда жена сжигает его бычью шкуру, он улетает от нее прочь, обернувшись в лебедя. Данные мотивы наталкивают на мысль, что предки башкир верили в тождество человека и лебедя, в метаморфозу их в друг друга, для чего необходимо, оказывается, только снять с себя «лебяжью шубу» [13, с. 122].

    По башкирским легендам, кукушкой становится девушка, безмерно тоскующая по возлюбленному. В очень давние времена на южных склонах Урал-тау, обитало башкирское племя. На него часто нападали соседние племена. Напали и тогда. У башкир того племени был батыр по имени Кэкук. Уходя сражаться, он сказал своей возлюбленной Карагаш: «Если останусь лежать в поле, то из крови моей вырастут красные цветы. Они будут напоминать тебе о моей любви. Поверь: если сам не вернусь, то вернется имя мое!» ... Когда бой стих, на поле боя не осталось ни одной живой души. Только Карагаш не хотела верить этой вести. Она горько плакала, пела грустные песни, вспоминая о Кэкуке. «Птицей бы полететь к тебе!» - рыдала она. И вдруг стала она уменьшаться, таять. Вместо рук у нее выросли крылья. Превратившись в птицу, она, перелетая от дерева к дереву, от горы к горе, стала звать любимого: Кэк-кук! Кэк-кук! И как-то раз после томительных поисков увидела она ослепительно красные цветы. Только тогда поверила она в гибель Кэкука. С тех пор она и летает по миру, если и снесет яичко, терпенья у нее не хватает высидеть - все время ищет Кэкука. Особенно жалобно кличет она в пору цветения красных цветов, а когда цветы увядают, уже не в силах куковать, снова улетает она куда-то далеко в поисках красных цветов. Эту птицу люди стали называть Кэкук - кукушкой, а красные цветы - кэкук сэскэhе - кукушкиными цветами [29, с. 154-156]. У алтайцев тоже есть цветы, которые называются кӱӱктиҥ чечеги / кукушкины цветы.

    Образ птицы в русском фольклоре очень многозначен. Птицы у русского народа всегда символизировали свободу и счастье. Птицы предвещали хороший урожай и богатство. Птица – это и идея материнства, любви, свадьбы. Их образы связывали с небом и высшими силами.

    Славяне считали, что птицы, сидящие на ветвях дерева,— это души людей, посланные на Землю Солнцем. Дерево — это Вселенная, а птицы с сияющим оперением на нём — солнечный свет.

    Птицы несут информацию о стихии воздуха, его звуках, тональности, ритме, мелодии.

    По древним верованиям, птица являлась крылатым духом, связующим землю и небо. Женщина-птица является источником света, жизни. Душа, которую она даёт ребёнку, частица её неиссякаемой жизненной силы. Душа бессмертна. Отсюда — цепь отождествлённых понятий: женщина — птица — жизнь — душа, образно отразившихся в фольклоре.

    Птицы - дети воздуха. Птицы – дети радуги. Их перья переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Птицы – это тайна и красота. О них сложены прекрасные легенды и сказки, стихи и песни. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь пустыню и море.
      1   2   3


    написать администратору сайта