Главная страница

Уличное искусство как уникальный феномен мировой культуры. Уличное искусство как уникальный феномен мировой культуры


Скачать 56 Kb.
НазваниеУличное искусство как уникальный феномен мировой культуры
Дата11.11.2022
Размер56 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУличное искусство как уникальный феномен мировой культуры.doc
ТипДокументы
#782110

Уличное искусство как уникальный феномен мировой культуры
В каждую историческую эпоху среди многообразия художественных практик можно обнаружить актуальный вид искусства, способный наиболее полно выражать сущность культурного самосознания и психологии своего времени. При этом оказывается, что другие виды искусства тяготеют к специфическим выразительным приемам актуального вида искусства.

В период стабильности в общественной жизни, превалирование рациональных начал в культуре, в зависимости от особенностей эпохи, характера преемственности и культурных традиций, как актуальные виды искусства могут выступать либо литература, или живопись, или скульптура.

Следует отметить, что в определенные эпохи искусство очень часто брало на себя роль "строителя культуры".

В истории художественного освоения мира действует принцип социальной памяти, который проявляется в том, что ни один вид искусства на протяжении своей исторической жизни не является тождественным самый себе. Возобновляя в истории культуры свою "актуальную роль" каждый из видов искусства в новую эпоху оказываются в качественно новых отношениях и неповторимой системе взаимосвязей как внутри самого искусства, так и в общем социокультурном контексте.

Наш мир стремительно развивается, процесс этот вызывает мучительные метаморфозы и кризис многих традиционных культурных, социальных, хозяйственных систем. Это повлекло за собой распространение в мире одинаковых культурных образцов, открытость границ для культурных влияний и культурное общение, которое становится все шире.

Искусство постепенное разделяется на массовое и элитарное.

Сложные процессы современного функционирования массового искусства является подтверждением известной формуле: искусство дает каждому столько, сколько человек способен от него взять.

Это вызывает различные реакции у населения, особенно у молодых поколений.

Растущая социальная дифференциация, формирование новых элементов социальной структуры общества, рост разнообразия проявлений социальной и культурной жизни становится катализатором возникновения все новых субкультурных группировок.

Субкультура - одно из базовых понятий культурологии; система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, которая отличается от господствующей, общей, доминирующей в обществе культуры, хотя и связана с ней.

Субкультура включает также специфические социальные и духовные потребности, продукты творчества, способы привлечения к духовным ценностям, особенности их освоения, стиль и образ жизни.

И одной такой субкультурой, своеобразной реакцией на изменения в социальной сфере жизни, стало уличное искусство, или же стрит-арт.

Стрит-арт – это разновидность современного урбанистического искусства, под которым подразумеваются:

  • Настенные рисунки;

  • Изображения в общественных местах и на различных объектах;

  • Уличные инсталляции;

  • Стикеры;

  • Постеры  и др.

Развитие культуры уличных рисунков началось на Восточном побережье США в 1960-х. Именно тогда первые энтузиасты стали оставлять надписи с именами в случайных местах по городу.

Поначалу люди не придавали этим надписям особого значения, да и сами отметки были непримечательны — о многообразии стилей в то время не шло и речи, поскольку молодое движение улиц только начинало обретать культурный мотив. Однако позже эти проявления индивидуализма стали вызовом нарастающей вездесущности брендинга и общественной инфраструктуры, поэтому граффити, незаконно появлявшиеся поверх витрин, объявлений или рекламных постеров, считались сугубо негативным явлением для городских властей, а некоторые горожане и вовсе считали надписи отголосками проделок уличных банд.

Только в начале восьмидесятых годов уличные художники столкнулись с первыми реальными проблемами. Когда городские власти начали массовую борьбу с рисунками, многие произведения начали беспощадно уничтожаться — срок жизни свежих работ заметно сократился, а количество охранников в метро и полицейских на улицах заметно увеличилось. 

Из-за возникших сложностей поредело и сообщество художников: многим пришлась не по душе угроза криминальной ответственности, поэтому часть артистов прекратили рисовать на улицах и в метро, а часть занялись легальным творчеством, работая в студиях.

Для оставшихся художников правила игры заметно ужесточились. Когда круг локаций, доступных для рисования, уменьшился, их противостояние местами стало напоминать вражду уличных банд.

В таких условиях уличное искусство заиграло новыми красками: когда количество уличных артистов сократилась, ветераны граффити дали себе волю, а уже существующие стили приобрели еще более яркие формы и узнаваемые черты.

Однако не стоит недооценивать роль и отошедших от дел американских коллег. Когда часть художников перебрались в галереи, а работы таких райтеров, как Dondi, Lee, Zephyr, Daze и Futura 2000, появились в арт-пространствах Европы, культура граффити пришла и в Европу. После первых выставок европейскую молодежь охватила одержимость нью-йоркской культурой, а дополнительным фактором стал хип-хоп. Рисунки в галереях послужили наглядным гайдом для энтузиастов, и в скором времени надписи стали появляться в европейских городах.

В англоязычном мире стрит-арт вырос из нищеты, из «плохих районов», рабочих окраин и во многом из негритянской субкультуры. Он и дал начало движению стрит-арт, оказав сильное влияние на Латинскую Америку и континентальную Европу.

Англо-американский стрит-арт изначально носил протестный характер, создавался, в основном, людьми пролетарского происхождения. В нем до сих пор довольно болезненно воспринимают любой факт сотрудничества коллег с коммерческими организациями. В то же время эта традиция не чужда некоторой легкости, ироничности и несерьезности, а вандализм зачастую рассматривается как чистое удовольствие от разрушения и нарушения правил.

До появления американских граффити в Европе существовали произведения искусства, а художники по трафаретам активно работали в Париже задолго до появления первых тэгов и стилей. Независимая сцена трафарета также появилась в 1980-х годах, которая не связана с хип-хоп граффити и часто ассоциируется с панк-рок-сценой. Такие города, как Париж или Мадрид, привнесли свой особый стиль в трафаретное граффити, а граффити-художник использовал эту технику в качестве контрдвижения к хип-хопу. Но граффити на самом деле не взлетели до середины 1980-х годов, когда хип-хоп появился на сцене, и целые городские районы поддались творческим нападкам художников.

В свою очередь, Европа теперь влияет на мир граффити через работу своего более прогрессивного художника. Они ввели много новых концепций и уровней мышления, включая логотип и знаковые граффити, инновации в искусстве персонажей, скульптурные граффити и новые подходы к искусству в городских пространствах.

Идея французского стрит-арта заключается в служении обществу и попытке вписаться в городской ландшафт, не искажая и не разрушая среды. Следует также заметить, что французский стрит-арт оказался довольно быстро включен в систему музеев и галерей – большинство ныне известных авторов довольно быстро получили доступ к выставкам.

Уличное искусство во Франции очень плодовито, влиятельно и процветает уже несколько десятков лет. Уже в 80-е, когда основная масса уличных художников Нью-Йoрка работала с аэрозолями и специализировались на надписях, наследники Моне и Гогена, создавали на парижских стенах первые примеры современной настенной живописи, а также некоммерческие постеры, трафареты и плакаты.

К концу 90-х, началу 2000 года до Парижа распространились последние веяния о том, что стрит-арт - это круто. Парижские знатоки искусства тоже согласились, что стрит-арт им совсем не чужд, и работы самых интересных представителей стали появляться в прогрессивных галереях и городских музеях. Прекраснейший парижский музей современного искусства Palais de Tokyo, например, отдал целое крыло помещений музея на пользование художникам стрит-арта.

Встречались ли вам на улицах забавные мозаичные завоеватели космоса? Сейчас их можно увидеть практически в любом городе, но эти пришельцы впервые появились в Париже, откуда начали завоевывать мир.

Так же одним из крупнейших европейских, в частности – мировых, центров стрит-арта и граффити является Берлин.

В Берлине любая оставленная без присмотра плоскость тут же покрывается плотным слоем граффити и тегов. По большей части это трудно назвать искусством, но есть на берлинской стрит-арт сцене и настоящие художники - они не занимаются вандализмом городских улиц и исторических зданий, а рисуют яркие и интересные картины на стенах отдаленных от центра заброшенных локаций, где у них достаточно времени, чтобы неспешно нарисовать нечто красивое и совершенное. 

Примерно в тоже время, что и во Франции, в начале 80-х годов XX века, стрит-арт начал свой путь в Японии, когда японская молодёжь познакомилась с западной хип-хоп культурой.

Отправной точкой в мир хип-хопа в целом и стрит-арта в частности для японцев можно считать показ фильма «Дикий стиль». Результат превзошёл все ожидания: среди молодёжи поднялся небывалый ажиотаж.

С ростом интереса к граффити начал расти и уровень вандализма. Спор между моралистами, считающих любой рисунок в общественных местах запретным, и молодыми художниками, рисующих приличные картины, продолжается до сих пор.

Свободное творчество проложило дорогу многим талантливым художникам. Некоторые компании даже нанимают граффити-художников для продвижения своего товара.

Как известно, японцы умело адаптируют западные течения к своей культуре и создают уникальный стиль: каллиграфия, иероглифы, аниме.

Если сравнивать японский стрит-арт с западными стилями граффити, то первый более сложный с технической точки зрения: шрифт, подборка цветовой гаммы и многое другое. Классические образы борцов сумо, воинов-самураев и гейш органично дополняют городские пейзажи.

Становление российского стрит арта как и большинство других разновидностей западной культуры происходит в России с начала перестройки. Примерно с 1985 года в России начинает формироваться мода на западные ценности и западную культуру, в том числе популярными становятся хип-хоп и рэп.

Первые рэперы и брейкеры были одновременно и первыми граффитчиками, оформляя в этом стиле декорации своих концертных и репетиционных площадок, интерьеры своих клубов, помещений и т. д.

Российский стрит-арт формируется по западному пути развития и возникает из направления граффити, активно этот переход происходит с 2000 года. А с 2003 года российский стрит арт переходит на новый уровень, вместо хулиганских вылазок он превращается в новый вид искусства. Однако большинство зачастую критикуют российский стрит-арт, называя его безликим подражанием западной школе. Основная причина медленного заключается в явной централизации российской школы стрит-арта: большинство команд, отдельных художников и стрит-арт центров сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Такая географическая скученность негативно влияет на развитие российского стрит-арта, оставляя зачастую провинциальных уличных художников незамеченными. Еще одной причиной доминирования западных шаблонов в российском стрит-арте — использование большинством уличных художников латиницы, надписей чаще всего на английском языке. На всем российском стрит-арт пространстве существует только одна заметная стрит-арт команда, использующая русский язык как основной. Другая причина — отсутствие на данный момент легитимного статуса стрит-арта в российском обществе, ведь стрит-арт является нелегальным видом искусства. Более того, существует огромное отторжение граффити-полотен, что выражается, в частности, в том, как с объектами стрит-арта поступают далее - в России тэги тут же закрашиваются.

 В развивающемся российском стрит-арте существует как и ряд достоинств (как, например, ценная для оригинальной сущности стрит-арта, протестная составляющая), но и ряд проблем и недостатков. 

Сегодня исчез не только уличный протестный стрит-арт, но и вся протестная атмосфера и движение в принципе. Но несмотря на это, все же новые художники продолжают появляться. Можно сказать, что подрастает новое поколение, осмысляющее уличное искусство с точки зрения инструментария и тактик. 

Стрит-арт – это альтернативный взгляд на мир через искусство, которое бы реагировало на политические и социальные процессы.


написать администратору сайта