Главная страница
Навигация по странице:

  • ΙΙΙ. Совместное целеполагание.

  • VΙ. Изучение нового материала.

  • История создания повести «Шинель».

  • По горизонтали

  • По вертикали

  • Сообщение ученика о теме «маленького человека» в русской литературе

  • Знакомство с героем. Описание внешности.

  • Физминутка. Отношение окружающих к Акакию Акакиевичу.

  • Работа над композицией произведения. Иллюстрации к завязке. Развитие действия.

  • VΙ. Итоги урока. - Что нового узнали сегодня на уроке- Оценки за урок. (Возможен вариант самооценки, взаимооценивания).VΙΙ. Домашнее задание.

  • конспект урока. Конспект урока для 8 класса _Н.В. Гоголь « Шинель». Образ « мале. Униженных и оскорбленных


    Скачать 26.6 Kb.
    НазваниеУниженных и оскорбленных
    Анкорконспект урока
    Дата12.03.2023
    Размер26.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспект урока для 8 класса _Н.В. Гоголь « Шинель». Образ « мале.docx
    ТипУрок
    #981673

    Тема урока: Н.В. Гоголь « Шинель». Образ « маленького человека» в литературе.

    ъХод урока

    Ι. Орг. момент (проверка готовности класса к уроку).

    -Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Всё ли у вас готово к уроку? Тогда мы начнём работу.

    ΙΙ. Мотивация

    Слово учителя.

    Тема «униженных и оскорбленных», задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов, начинается в русской литературе с А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Литература не обязана изображать только яркие, исключительные личности. Каждый человек интересен по-своему. Трагическая судьба «маленького человека», незаметного, униженного и оскорбленного, оказалась в центре внимания Н.В. Гоголя.

    - Ребята, запишите тему сегодняшнего урока «Н.В. Гоголь « Шинель». Образ «маленького человека» в литературе».

    - Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока – это слова великого русского писателя Ф. М. Достоевского: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя».

    - Как вы понимаете значение этих слов?

    - Что они значат для нас, людей живущих сегодня? (Каждый человек в жизни проходит путь Башмачкина: испытание обществом, испытание укладом города, в котором живёт, испытание вещью, испытание соблазном. Каждый человек проходит эти испытания по- разному.)

    Притча о человеке.

    В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках.

    -Ты что ищешь?- спросили они.

    -Я ищу человека, - отвечал Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену:- Так что же ты ищешь, Демосфен?

    -Я ищу человека...

    -Кого: его, меня..?

    - Я ищу Че-ло-ве-ка!

    - Так что же это значит – быть Человеком? Чем человек отличен от вещи? Актуальна ли для сегодняшнего общества эта проблема? (Слайд 3 – Я ищу человека!)

    - На эти и другие вопросы нам поможет ответить Николай Васильевич Гоголь и его повесть «Шинель».

    ΙΙΙ. Совместное целеполагание.

    - Ребята, обратите внимание на тему сегодняшнего урока и скажите, что мы узнаем на сегодняшнем уроке? Чему он нас научит? (Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина; выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме.)

    VΙ. Изучение нового материала.

    Слово учителя.

    Повесть Н. В. Гоголя «Шинель» - «одно из глубочайших созданий Гоголя», по словам В. Г. Белинского, «колоссальное произведение», по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.

    История создания повести «Шинель».

    Замысел повести «Шинель» родился не сразу. В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Как свидетельствует в своих воспоминаниях П.В. Анненков, «рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную для покупки хорошего лепажевского ружья рублей в 200 (ассигнациями)». Но ружье тонет в воде при первой же охоте, а чиновник, возвратясь домой, слег в постель и уже не встал, ибо сильно заболел. Его спасли товарищи, собравшие деньги и купившие чиновнику новое ружье.

    - В чем сходны, а чем отличаются анекдот и повесть «Шинель»?

    (Во-первых, в анекдоте чиновник сам виноват в утере драгоценного ружья, а у А.А. его отняли, во-вторых, в анекдоте чиновнику помогли товарищи и в истории этой мы видим счастливый конец. В-третьих, в первом случае отсутствует обстановка жуткой нищеты, какую мы наблюдаем в гоголевской повести. Самое же главное: ружьё – всё-таки предмет роскоши. Без него вполне можно обойтись. Без шинели в Петербурге, где «есть сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалования, наш северный мороз», просто не выжить.)

    - Как вы думаете, почему? (город безжалостен, равнодушен к миру «маленького человека»)

    Проверка знания текста.

    (Заполнение кроссворда).

    По горизонтали:

    1. Что могло бы помочь попасть Башмачкину в «статские советники»? (Награды)

    2. Место действия повести. (Петербург)

    3. Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой. (Муха)

    4. Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)

    5. Мечта всей жизни Башмачкина. (Шинель)

    6. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича. (Бедствия)

    7. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год. (Мороз)

    8. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)

    По вертикали:

       ГУМАНИЗМ.

    - Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово «гуманизм»? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?

    - Герои, подобные гоголевскому Башмачнику, вошли в русскую литературу, в нашу память и совесть под именем «маленького человека»… Как вы понимаете это словосочетание? Что оно в себе таит?

    Сообщение ученика о теме «маленького человека» в русской литературе

    Тема «маленького человека» традиционна в русской литературе.

    В русской литературе тип «маленького человека» появился в 1830-е годы XIX века в творчестве Пушкина (Самсон Вырин в «Станционном смотрителе», бедный Евгений в «Медном всаднике»).

    Социально-литературный тип «маленького человека» обладает целым рядом общих черт — невысокое социальное положение, утрата своего лица, своей личности, человеческая приниженность, робость, непременно вызывающие чувство жалости при виде оскорбления человека.

    Пока «маленький человек» смиренно погружен в свой внутренний мир, он кое-как еще держится на поверхности жизни. Но как только вынуждают его показать свое лицо миру или выйти за пределы очерченного ему круга вследствие каких-либо обстоятельств, он неотвратимо гибнет.

    «Шинель» — последняя по времени написания повесть цикла «Петербургские повести». Написана в 1841 и опубликована в 1842 г. Замысел относится к середине 30-х гг. В первой редакции повесть озаглавлена «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В ней герой еще не имел имени. Позднее он получил имя Акакий (греч. «незлобивый») и фамилию Тишкевич, замененную на Башмакевич и затем — на Башмачкин.

    - Подберите синонимы к словосочетанию «маленький человек». («Маленький человек» - это униженный, беззащитный, одинокий, бесправный, забытый всеми, жалкий человек.)

    - Ребята, а какие еще слова у вас ассоциируются с "маленьким человеком" (Бедность, духовная нищета, доброта, наивность, глупость, робость, злость, жадность, упрямство, ненависть, скромность, обречённость, терпение, стеснение и т.д.)

    - В литературном энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: «маленький человек» в литературе – обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью.)

    - Посмотрим, соответствует ли образ Башмачкина образу «маленького человека» и какие приёмы использует писатель для создания образа Башмачкина.

    Знакомство с героем.

    Описание внешности.

    Как выглядит чиновник? Какие чувства, отношение вызывает у вас описание внешности? (Чиновник есть, но его лица нет, нет неповторимого человеческого лица, как нет и личности.)

    - Сравните изображения А.А., созданные разными художниками. Какое из них наиболее близко вашему представлению этого героя и почему?

    Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение.

    - Какую роль играет упоминание автора о том, что «и отец, и дед, и даже шурин ходили всегда в сапогах, переменяя только раза три в год подмётки? (о бедности)

    Описание имени

    Ещё автор использует один приём-это имя и фамилия. Давайте вспомним обстоятельства, в которых Акакий Акакиевич получает своё имя?

    -Какое значение имеет имя Акакий ? Акакий – (греч.) смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный.

    Мы можем сказать, что от был не просто смиренный, а смиреннейший, так как он Акакий Акакиевич, и это качество в нём удваивается.

    -От какого слова происходит фамилия Башмачкин? От слова башмак. Какие ассоциации вызывает у вас слово «башмак»? Всегда внизу, ближе всего к земле, всегда в пыли, грязи.

    Описание должности

    - Не зря также и должность ему выбрал писатель. «Вечный титулярный советник»?

    Обратимся к истории. 24 января 1722 года царь Пётр I утвердил Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был.

    Посмотрите, сколько существовало чинов, и на каком месте находится титулярный советник. Из 14 чинов он занимает 9. Почти в самом низу. Как башмаки.

    Автор даже добавляет эпитет «вечный». Для чего? (Нет шансов выбраться из этой ямы.)

    - Сочувствуете ли вы герою? Почему? (всем)

    Он какой-то забитый, угнетённый, жалкий, какой-то безликий

    нерешительный, бессловесный, «забитый» чиновника, Н. В. Гоголь хотел сказать: так жить нельзя, надо сопротивляться, отстаивать себя.

    Физминутка.

    Отношение окружающих к Акакию Акакиевичу.

    На службе к нему «не оказывалось никакого уважения»:. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже "перепишите". Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, …сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. В Башмачкине почему-то никто не видел человека, а видели только «вечного титулярного советника»! «Низенький чиновник с лысинкою на лбу», чем- то напоминающий кроткого ребёнка, произносит знаменательные слова: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" - и в этих проникающих словах звенели другие слова: "Я брат твой".«Знаменательные слова» пронзили только одного молодого человека, который, конечно, услышал в этих словах заповедное слово о любви к ближнему,«много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным...»

    Отношение к службе.

    Безликость внешности Башмачкина словно компенсируется трепетным отношением к службе. Акакий Акакиевич живёт только своей работой: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью.»Занятия писаря он не оставляет и дома, спать ложится, «улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлёт переписывать завтра?»Даже на насмешки реагирует лишь тогда, когда они мешают ему «заниматься своим делом.» Таким образом, переписывание – это не только приятное занятие для Акакия Акакиевича, это его духовный мир и,более того, мир внешний, ибо «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки».

    Отношение к себе.

    Максимальное сближение личной жизни и службы оборачивается равнодушием к себе. А подобная безучастность к собственной персоне всегда чревата наблюдаемым нами жалким видом Акакия Акакиевича,его безответственностью и униженностью, которых он до поры до времени не чувствует.

    Ещё один приём, который художники слова часто применяют для характеристики персонажа- это речь героя.

    Речь героя

    Что мы можем сказать о речи героя? Речь Башмачкинабедна, невразумительна, непонятна.

    Почему автор наделяет героя такой невразумительной речью?

    (Трудно представить, чтобы герой, живущий в одиночестве и забитости, говорил иначе. Но дело и в умственной неразвитости, ограниченности кругозора, конечно, тоже. Таким образом, автор сочувствует своему герою.В каких словах выражается отношение автора к герою?К тому моменту, когда он пишет: «Отчего же нельзя, Петрович? — сказал он почти умоляющим голосом ребенка...», жалость, сочувствие к герою уже сформировались в читателе.)

    Вывод: Итак, перед нами человек совершенно обычный, заурядный, ничем не примечательный, почти даже не человек, а общее место, постоянная мишень для насмешек. Гоголь и сам над ним немного подтрунивает. Он наделяет его смешной внешностью, смешным именем, смешными привычками. Даже в неестественном канцелярском прилежании Башмачкина он находит подробности, вызывающие усмешку. Изображая мелкого чиновника и ничтожные происшествия его унылой жизни, автор поставил себе задачу – показать его право на лучший жребий и на человеческое к себе отношение, выставить на позор вовсе не смешного маленького чиновника, а свирепую грубость и жестокость людей, у которых эта грубость и жестокость прикрыты маской «утончённой образованной светкости».

    Давайте обобщим, какие приёмы использует для характеристики героя? Описание внешности, его должности, имени, отношений с окружающими, отношении к себе. Речь героя тоже важна.

    Давайте поразмышляем

    1.Почему герой приобретает шинель?

    2. Чем становится для героя идея приобретения шинели?

    (Идея приобрести шинель расцвечивает жизнь, наполняет её особым содержанием. Решение Башмачкина сшить шинель, ожидание её, краткое обладание этим богатством сопровождаются пробуждением человеческой активности, переменами в мыслях, поступках героя. Несмотря на то, что он отказывается от самого необходимого, чтобы скопить деньги на приобретение шинели, он не мрачен, не унывает, а даже наоборот – счастлив своими мечтами о шинели. Изменился даже его внешний вид, а поведение стало более решительным и целеустремлённым. Он становится человеком!

    Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество? Аргументируйте свой ответ.

    Работа над композицией произведения.

    Иллюстрации к завязке.

    Развитие действия.

    - Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?

    - Прочти эпизоды, изображенные иллюстраторами.

    - Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.

    - Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель. (выборочное чтение)

    - Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя? (выборочное чтение).

    Почему на иллюстрациях, изображающих А.А. в новой шинели, он уже не похож на «маленького человека»? (Потому что иллюстраторы пытались изобразить не то, как выглядел А.А. в новой шинели, а то, каким он себя в ней чувствовал).

    - Где кульминация повести? (Без труда учащиеся определят, что таким эпизодом является сцена ограбления — первое потрясение для Акакия Акакиевича.) (выборочное чтение)

    - Что происходит с Акакием Акакиевичем? (Потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни).

    - В чем заключается особый драматизм этой ситуации? (никто не помог ему)

    - Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию. выборочное чтение

    - Каким же вы увидели чиновника?

    - Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

    -Что является развязкой сюжета?

    Смерть только подчеркнула одиночество и бедность героя, который не оставил наследников и наследства. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».

    - Почему Гоголь решил закончить повесть трагически – смертью героя? (Для писателя важнее всего правда жизни, к ней, этой трагической правде, он и стремился привлечь внимание читателей. Мысль автора ясна: высшие власти, представленные в повести «значительным лицом», виноваты в ужасном существовании героя и его смерти. Но писатель призывает и к тому, чтобы все люди думали друг о друге, поступали так, как хотят, чтобы поступали с ними — в этом смысл повести «Шинель»).

    - С какой целью Гоголем выбирает фантастическое окончание повести?

    (В реалистической части повести не могли проявиться такие стороны характера Акакия Акакиевича, которые показало фантастическое окончание. Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

    V. Обобщение материала.

    - Обратимся к высказыванию Н.Г. Чернышевского: «...в ком заключалась причина бедствий и унижений Акакия Акакиевича? В нем самом, только в нем самом. Ведь в самом деле Акакий Акакиевич был смешной идиот... Он был круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный. Это видно из рассказа о нем, хотя рассказ написан не с тою целью. Зачем же Гоголь прямо не налегает на ту часть правды об А.А., — на ту невыгодную часть правды, выставленную нами?.. Все недостатки прячутся, затушевываются, замазываются!..»

    - Согласны ли вы с ним? Почему отрицательные черты Башмачкина писатель приглушает, а крупным планом дает другое: кротость героя, душевную незлобивость, безропотное терпение забитого жизнью бедняка? (Чтобы взглянуть на беды Башмачкина, понять их и посочувствовать ему, надо быть добрым человеком. Так поступил молодой человек, понявший, что издеваться над Акакием Акакиевичем — бесчеловечно. Не все в руках одного человека, этого Чернышевский не хочет увидеть. Точка зрения революционных демократов была другой — человек должен сам изменить свою жизнь. Мнение автора не совпадало с точкой зрения критика.).

    - Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений? (Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много.)

    - Какой тип “маленького человека” воплотился в Башмачкине? (Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая духовно “стёртая” личность, что при явно выраженном сочувствии автора к “маленькому человеку” не исключает истинного подхода к проблеме.)

    - Актуальна ли проблема «маленького» человека в наши дни? (Да. С явлением «маленького человека» мы сталкиваемся повсеместно).

    VΙ. Итоги урока.

    - Что нового узнали сегодня на уроке?

    - Оценки за урок. (Возможен вариант самооценки, взаимооценивания).

    VΙΙ. Домашнее задание.

    Сочинение-размышление на тему «Актуальна ли проблема «маленького человека» в наши дни?»


    написать администратору сайта