Главная страница
Навигация по странице:

  • Музей народной архитектуры и быта (д. Строчицы).

  • Центр народных промыслов (Дудутки).

  • 4. Архитектура как вид искусства

  • Архитектура родного края

  • Архитектура Минской области

  • Архитектура Витебской области

  • 5. Восприятие произведений искусства. Анализ произведений искусства. Значение искусства в жизни человека. Крупнейшие художественные музеи.

  • Значение искусства в жизни человека

  • Крупнейшие художественные музеи НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ

  • Лувр и др. Литература

  • 6.Краткий обзор методов преподавания изобразительного искусства.Обучение рисованию в древности и в эпоху средневековья. Вклад художников Возрождения в методику преподавания изобразительного искусства.

  • Методы преподавания рисования в Древней Греции

  • Леоном Баттистом Альберти.

  • Литература

  • 8. Совершенствование методов преподавания рисования в советской школе. Передовой педагогический опыт художников-педагогов и его роль в художественном воспитании детей.

  • Знания

  • Опыт эмоционально-ценностных отношений

  • Типовая программа. Б. П. Юсова

  • направление (концепция)

  • Самоучитель МЕТОДИКА ИЗО. Уо Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка


    Скачать 172.75 Kb.
    НазваниеУо Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
    Дата27.03.2019
    Размер172.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСамоучитель МЕТОДИКА ИЗО.docx
    ТипДокументы
    #71756
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Хохломская роспись.Одной из техник росписи, которые ассоциируются у иностранцев с Россией, является хохлома. Этот старинный промысел возник под Нижним Новгородом примерно в ХVII в. и представляет собой эффектную декоративную роспись деревянной мебели, посуды. На золотом фоне изображаются красной и черной (изредка – зеленой или желтой) красками стилизованные ягоды земляники или рябины, ветки, цветы, фантастические птицы, звери и рыбы.
    Жостовская роспись является народным промыслом, заключающимся в художественной росписи подносов из металла. Сегодня центр ее – в деревне Жостово Московской обл., а возникла техника в ХVIII в.. Изготавливались металлические подносы в то время лишь на Урале, ведь там находились металлургические заводы империи. В ХIX в. такие подносы делали уже и в деревнях Московской губернии, и вскоре центр промысла переместился сюда. 
    Гжельская керамика.Промысел Гжель, расположенный в шестидесяти километрах от Москвы, является одним из ведущих и древнейших центров производства керамики в России.
    Делались из него оригинальные кувшины, квасники и кумганы, а с конца ХІХ в. возник и оригинальный стиль росписи – синий орнамент по белому фону.

    Музей народного искусства в Раубичах.Музей белорусского народного искусства является филиалом Национального  художественного музея Беларуси. Открытие музея состоялось в конце 1979 года. Он размещен в бывшем Крестогорском костеле, построенном в 1862 году, и расположен рядом со спортивными сооружениями по биатлону «Раубичи» в 24 километрах от Минска.

    Первое знакомство посетителей музея с народным искусством начинается уже на лестнице, ведущей в постоянную экспозицию.  На двух площадках лестницы оборудованы своеобразные барьеры-витрины, в которых представлены куклы из льноволокна в национальной одежде и деревянные сундучки, инкрустированные соломкой.

    С лестницы зрители попадают в вводный зал, где стоят деревянные скамьи, длинный стол. В этом помещении проходят занятия школьного кружка, работают мастера народного искусства. Отсюда зритель попадает в постоянную экспозицию.

    Музей народной архитектуры и быта (д. Строчицы). Музей находится между деревнями Озерцо и Строчицы на берегу Птичи, недалеко от Минска. Существует это место с 1976 года. Здесь можно увидеть школу, униатский храм, театр-батлейку, корчму и предметы обихода, а самое главное это то, что все постройки датированы концом 19-го началом 20-го века.   
    Территория музея разделена на три сектора-экспозиции: центральная Беларусь, поднепровье и поозерье, которые отличаются друг от друга архитектурой, культурой и жизненным укладом. Можно зайти в каждый дом или сарай и подробно ознакомиться с бытом крестьян, а национальные костюмы и белорусский язык придают месту еще больший колорит.   
    Центр народных промыслов (Дудутки). Музей материальной культуры "Дудутки" находится в 40 километрах от столицы Беларуси г. Минск, расположен в живописном месте на реке Птичь.

    В 16 веке в Дудичах уже имелось имение. Развитие имения связано с Заранками-Горбавскими, а затем с Прозарами и Ельскими. Иосиф Прозор, Ковенскийкаштелян, позже Витебский воевода в 1769 г. построил усадьбу в формах барокко, включающую усадебный дом с двумя официнами, регулярный парк с водной системой на Птичи.

    Дудичи становятся известным в местном крае центром ремесел, торгов и ярмарок. В нарушение королевскогопривилея ярмарки проводились ежемесячно в новолуние. Торговля была оживленной. Торговали здесь не традиционно хлебом и скотом, а преимущественно сельскохозяйственными продуктами, изделиями ремесел и местных промыслов.

    Литература:


    1. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве – М.; 1972.

    2. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. – Художник; 6. 1984.

    3. Герчук Ю.Я. Живые вещи – Советский художник; - М.; 1977.

    4. Кантор А. М. Предмет и Среда в живописи – Советский художник.

    5. Кузнецов Ю. Заподноевропейский натюрморт – Советский художник.

    6. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом – Просвещение, 1982.

    7. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись – М.; - Просвещение.

    4. Архитектура как вид искусства

    Архитектура – один из древнейших видов искусства, выражающий в культовых и общественных сооружениях мировоззрение народа в конкретную историческую эпоху, определенный художественный стиль.АРХИТЕКТУРА (лат. architecture, отгреч.аrchitecton - строитель), зодчество – здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную, художественно организованную среду жизнедеятельности человека.Также – искусство формировать эту пространственную среду, создавая новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую человеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение. Термин охватывает дизайн внешнего вида сооружения; организацию внутреннего пространства; выбор материалов для наружного и внутреннего применения, проектирование системы естественного и искусственного освещения, а также систем инженерного обеспечения; электро- и водоснабжение; декоративное оформление.Каждое из сооружений имеет определённое назначение: для жизни или труда, отдыха или учёбы, торговли или транспорта. Все они прочны, удобны и необходимы людям – это их обязательные свойства.

    Виды архитектуры

    Различают три основных вида архитектуры:

    - архитектура объёмных сооружений.Она включает культовые и крепостные постройки, жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и др.), промышленные сооружения (заводы, фабрики и др.);

    - ландшафтная архитектура, связанная с организацией садово-паркового пространства (скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой – беседками, фонтанами, мостиками, лестницами)

    - градостроительство, охватывающее строительство новых городов и посёлков и реконструкцию старых городских районов.

    Стили архитектуры

    Архитектура тесно связана с жизнью общества, её взглядами и идеологией.В основе древнегреческой архитектуры лежит идея совершенного, физически и духовно развитого человека. Античные архитекторы все свои здания строили согласно пропорциям человеческого тела, воплощающего гармонию, противостояние стихии природы, величественную ясность и человечность«Стиль эпохи» (романский стиль, готика, и т.д.) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно ещё легко приспосабливается к перемене стиля.

    Великие стили – романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/ - обычно признаются равноправными и равнозначными.Развитие стилей ассиметрично, что внешне выражается в том, что каждый стиль постепенно изменяется от простого к сложному; однако от сложного к простому он возвращается только в результате скачка. Поэтому смены стилей происходят различно: медленно - от простого к сложному, и резко – от сложного к простому.Романский стиль сменяется готическим в течении более ста лет – от середины ХІІ в. до середины ХІІІ в. простые формы романской архитектуры постепенно переходят в усложнённый готический стиль.В пределах готики затем зреет ренессанс.С возникновением ренессанса снова наступил период идеологических исканий, появления цельной системы мировоззрения. И вместе с тем опять начинается процесс постепенного усложнения и распада простого: ренессанс усложняется, и за ним является барокко. Барокко, в свою очередь, усложняясь, переходит в некоторых видах искусства (архитектура, живопись, прикладное искусство) в рококо. Затем снова происходит возвращение к простому, и в результате скачка на смену барокко приходит классицизм, развитие которого в некоторых странах заменил ампир.

    Причины смены пар стилей в следующем: действительность не выбирает стиль среди существующих, а создает стиль новый и преобразовывает старый. Стиль созданный – первичный стиль, а преобразованный – вторичный.

    Архитектура родного края

    Архитектура Гродненской области

    Борисоглебская (Коложская) церковь, памятник древнерусскойархитектурывторой половиныХІІ в.

    Мирский замок, включенный в Список ЮНЕСКО, Лидский замок (XIV–XV вв.)

    Архитектура Минской области

    Архикафедральный костёл Пресвятой Девы Марии (вторая половина XVII–началоXVIIIвв.)

    Костёл Святых Симеона и Елены (Красный костёл) - памятник архитектуры неоготики с чертами модерна (1908 – 1910 гг.)

    Несвижский дворцово-парковый комплекс (XVII–XVIIIв.)

    Костёл бернардинцев в д. Будслав Мядельского района, памятник архитектуры барокко (XVIIIв.)

    Архитектура Витебской области

    Софийский собор, памятник архитектуры XI –XVIIIвв.

    Спасо-Евфросиньевская церковь, памятник древнерусской архитектуры (1152 – 1161 гг.). На ее стенах и колоннах сохранились уникальные фрески.
    Литература:

    1. Герчук Ю.Л. Основы художественной грамоты. –М., 1998

    2. Данилов В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда. Мн., 2004

    3. Кастерин Н.П. учебное рисование. –М.: Просвещение, 1996

    4. Лазука Б. Слоўнік тэрмінаў па архітэктуры, выяўленчаму дэкаратыўна-прыкладному мастацтву. – Мн., 2001

    5. Неменский Б.М. Педагогика искусства. –М.: Просвещение, 2007

    5. Восприятие произведений искусства. Анализ произведений искусства. Значение искусства в жизни человека. Крупнейшие художественные музеи.

    Восприятие произведения изобразительного искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Развитие художественного восприятия включает решение следующих основных учебных задач:

    • Развитие отзывчивости к произведениям.

    • Развитие способности выразить свое отношение к произведению.

    • Расширение объема знаний и представлений об искусстве.

    Дети начальной школы еще не могут адекватно рассказать о своих переживаниях. Необходима особая методика знакомства с изобразительным искусством.

    Задачи методики:

    • развивать у детей умение расспрашивать о произведениях;

    • развивать навыки общения по поводу искусства

    • учить детей использовать своё умение наблюдать действительность при рассказе о произведениях изобразительного искусства;

    • развивать умение сопоставлять произведения изобразительного искусства с аналогичными явлениями из области другого искусства;

    • учить графической речи.

    Развитие восприятия в школе может быть основано на обширном материале произведений. В 1 классе дети имеют представление о художниках-живописцах, графике. Во 2 классе представления о работе художников расширяются.

    Лучший путь изучения искусства — знакомство с подлинными произведениями живописи. Подлинники можно встретить в музеях и на выставках. Для детей школьного возраста характерна подвижность восприятия, фантазирование при восприятии. В этом случае фантазирование развивает творческие способности и говорит о заинтересованности детей, их эмоциональном подъеме.

    Значение искусства в жизни человека

    Искусство - это специфическая форма отражения окружающего мира при помощи художественных образов. Если наука использует для познания мира понятия и методы исследования, то искусство - художественные образы и интуицию. Виды искусства - это живопись графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественная литература, музыка, танец, балет, театр, кино и т.д. Живопись, графика, скульптура называют изобразительным искусством. Все виды искусства входят в состав художественной культуры. Искусство - это вершина художественной культуры. Человек получает эстетическое наслаждение, отдыхает, снимает стрессы в процессе «потребления» произведений искусства. Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и предстаёт перед воспринимающими его людьми в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами — всеми художниками в различные периоды исторического развития общества.

    Крупнейшие художественные музеи


    • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ

    • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ

    • Музей Пия-Климента

    • Галерея Уффици

    • Музей Боде

    • Новый музей

    • Музей истории искусств

    • Лувр и др.


    Литература:

    1.Программа «Изобразительное искусство»- Мн., 2008г.

    2.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе М, 1998

    3.Мінц Н.Д., Таланцава В.Ф. Выяўленчае мастацтва, 1 кл.- Мн., 1999

    4.Волкова Н.Г., Данилов В.Н. Изобразительное искусство 1-5 классы. Примерное календарно-тематическое планирование. Мн., НИО, 2008

    5.Изобразительное искусство в начальных классах ,\Б.Юсов и др.- Мн., 1993

    6.Данилов В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда. Мн., 2004

    7.Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. М, 1982

    6.Краткий обзор методов преподавания изобразительного искусства.Обучение рисованию в древности и в эпоху средневековья. Вклад художников Возрождения в методику преподавания изобразительного искусства.

    В эпоха Древнего Египта впервые создаются специальные художественные школы.Обучение проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система обучения у всех художников-педагогов были едиными.Обучение рисованию строилось не на основе изучения натуры, а на заучивании выработанных правил и канонов.Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры.Был разработан специальный канон, который египтяне установили путем изучения и измерения как всей фигуры, так и каждой ее части. Искусство носило ярко выраженный классовый характер.Принципы и методы обучения рисунку строились согласно основным законам фронтальности.Рисовали египтяне углем, кистью, а также выцарапывали металлическими штифтами (палочками) рисунок на глиняных досках, на камне и на стене по сырой штукатурке.

    Методы преподавания рисования в Древней Греции

    Греческие художники многое позаимствовали у египтян и в области методики обучения рисунку — например метод рисования заостренной палочкой по не очень твердой гладкой доске. Правда, глиняную поверхность они заменили восковой, но принцип нанесения изображения на плоскость оставался тот же.Настоящая же революция в области рисования и методах обучения приписывается Аполлодору. Аполлодор Афинский считается первым скиографом, то есть тенеписцем, и вместе с тем первым станковым живописцем, введшим в технику живописи смешивание красок между собой и их градации сообразно свету и тени. Заслуга Аполлодора заключается в том, что он первый стал моделировать объем формы в рисунке, тоном.

    К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка:

    - Фиванская школа большое значение придавала «светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии».

    - Эфесская школа основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте». Эта школа стремилась к иллюзии, но была небезукоризненна в рисунке.

    - Сикионская школа базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы.

    К IV веку до н. э. греческое искусство достигает высокой ступени развития. Художники уже научились передавать на плоскости не только объем предметов, но и явления перспективы.Греческие художники впервые в истории развития учебного рисунка ввели в употребление светотень и дали образцы перспективного построения изображения на плоскости, заложив основы реалистического рисования с натуры.Греческие художники-педагоги установили правильный метод обучения рисованию, в основе которого лежало рисование с натуры

    Римляне очень любили изобразительное искусство. Особенно высоко они ценили произведения греческих художников Однако на деле римляне не внесли ничего нового в методику и систему преподавания рисования. Они лишь пользовались достижениями греческих художников. Несколько слов о технике рисунка. Римляне впервые стали употреблять в качестве рисовального материала сангину.

    В эпоху средневековья в методах обучения рисунку преобладало механическое копирование образцов. Такие методы обучения себя оправдывали, так как производственные отношения в это время способствовали развитию ремесленного труда и созданию корпораций. Метод обучения рисунку в этих мастерских был чисто ремесленный: копирование образцов и приемов работы мастера.Обучение рисованию проходило у мастера,который не соблюдал ни строгой системы, ни четких методов обучения. В основном ученики занимались самостоятельно, приглядываясь к работе мастера. В эпоху средневековья развитие рисования как учебной дисциплины было приостановлено. Чтобы возродить былое искусство,восстановить методы реалистического рисунка, нужно было начинать все сначала. Это выпало на долю художников эпохи Возрождения.

    В эпоху Возрождения возрождается стремление к реалистическому искусству, к правдивой передаче действительности. Это направление в искусстве заставило художников, отказываясь от церковно-схоластических представлений о мире, внимательно изучать природу и постигать ее закономерности. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства, например Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и многие другие. Они стремятся возродить античную культуру, собирают и изучают памятники античного искусства.

    В эпоху Возрождения было восстановлено высокое уважение к рисунку — основе всех искусств. Обучение изобразительному искусству было построено на практической основе, на непосредственном творческом общении молодежи с художником-педагогом, роль и ответственность которого постоянно возрастали.

    Упорядочивая систему обучения изобразительному искусству, художники эпохи Возрождения стремились и теоретически обосновать наиболее важные положения рисунка, живописи, композиции. Положения теории и методики обучения рисованию они излагали в ясной и убедительной форме.

    Первый по времени научный труд — «Трактат о живописи» — принадлежит Ченнино Ченнини. Серьезной и стройной системы обучения рисованию Ченнино Ченнини не создал, он ограничился лишь короткими советами. Его книга является как бы справочником для художников.Следующая по времени работа о рисунке — «Три книги о живописи», созданная величайшим флорентийским зодчим Леоном Баттистом Альберти. Это самый замечательный труд из всего, что было написано по теории рисования в эпоху Возрождения. Трактат Альберти рассказывает не столько о живописи и красках, сколько о рисунке и основных правилах построения изображения на плоскости. Несмотря на то, что работа написана более 500 лет назад, основные положения и выводы, которые делает Альберти, принципиально не расходятся с современными взглядами и установками академического рисунка.

    Следующей по времени работой в области теории рисунка является «Книга о живописи» Леонардо да Винчи. Как известно, этот трактат составлен не самим Леонардо да Винчи, а его учеником. Цельного систематического труда Леонардо не создал. После его смерти остались отдельные разрозненные заметки. В этой книге собраны самые различные сведения: о строении Вселенной, о возникновении и свойствах облаков, о скульптуре, о поэзии, о воздушной и линейной перспективе. Здесь есть указания и о правилах рисования.

    Среди художников эпохи Возрождения, занимавшихся проблемами обучения, немецкому художнику Альбрехту Дюреру принадлежит видное место. Его теоретические труды представляют большую ценность, как в области методики обучения, так и в области постановки проблем искусства. Сочинения Дюрера во многом способствовали дальнейшему развитию методики преподавания рисования.

    Подводя итоги деятельности художников эпохи Возрождения, необходимое первую очередь отметить ту колоссальную работу, которую они проделали в области научно-теоретического обоснования искусства рисования. Их труды в области перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой построения трехмерной формы предметов на плоскости. Ведь до них не было художников, которые умели бы строить перспективное изображение объемных предметов. Художники Возрождения явились творцами новой науки. Они доказали правильность и обоснованность своих положений как теоретически, так и практически.

    Много внимания уделяли живописцы Возрождения также изучению пластической анатомии.

    Однако следует отметить, что художники эпохи Возрождения мало касались вопросов дидактики, почти не связывали дидактические проблемы с вопросами изобразительного искусства. Эту важную работу начали проводить академии художеств, открывшиеся в конце XVI века в ряде зарубежных стран.

    Литература:

    Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию.Зарубежная школа рисунка, 1981

    7. Обучение рисованию в учебных заведениях России в 18-19 веках.

    Впервые рисование как общеобразовательный предмет появляется в начале XVIII века. В этот период на рисование начинают смотреть как на одно из средств, способствующих развитию образного представления и умений, которые можно применить в любой профессии.
    Все учебные заведения не ставили своей целью воспитание художников-профессионалов, не стремились приблизить рисование к задачам художественного обучения. Они давали своим воспитанникам только элементарные навыки, чтобы те могли их использовать в самых различных случаях, т. е. обучали рисованию в общеобразовательных целях. 
    В 1735 году был издан на немецком и одновременно на русском языке учебник по рисованию И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Обучение по системеПрейслера начинается с рисования прямых и кривых линий, геометрических фигур и объемных тел, после чего ученик переходит к рисованию частей человеческого тела, затем головы и, наконец, всей фигуры. Как и большинство художников-педагогов, в основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию и рисование с натуры. Применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы,а также анатомии.

    Большой вклад в методику преподавания рисунка был сделан художниками и педагогами Академии художеств А. П. Лосенко и В. К. Шебуевым.Она стала и центром методической работы в России. В Академии художеств зарождались и утверждались новые методы преподавания рисования для целой сети учебных заведений.
    В 1834 году А. П. Сапожников издал упомянутый «Курс рисования». Это был первый учебник для общеобразовательных учебных заведений, составленный русским художником.

    Вторая часть «Курса рисования» посвящена рисованию человеческой фигуры, а также некоторым правилам композиции. Ценность метода Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании с натуры, причем это не просто копирование натуры, а анализ формы. Сапожников поставил своей целью приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать. Новый метод, предложенный Сапожниковым, нашел самое широкое применение не только в общеобразовательных школах, но и в специальных художественных учебных заведениях.

    Положительные моменты методики преподавания А. П. Сапожникова не потеряли своей значимости и в наше время. Так, в книге А. М. Соловьева, Г. Б. Смирнова и Е. С. Алексеевой «Учебный рисунок» (М., 1953) приводится много иллюстраций из «Курса рисования» Сапожникова.

    Изучая историю методики рисования, необходимо ознакомиться и с работой Г. А. Гиппиуса. В 1844 году он издает фундаментальный труд — «Очерки теории рисования как общего учебного предмета». Здесь были сконцентрированы все передовые идеи педагогики того времени. Книга делится на две части — теоретическую и практическую. К педагогу Гиппиус предъявляет очень высокие требования. Педагог должен не только многое знать и уметь, но и выступать перед учениками как актер. Работа каждого ученика должна быть в поле зрения преподавателя. Большое внимание Гиппиус обращает на материалы и оборудование: «Как худым пером невозможно хорошо писать, так точно нельзя хорошо рисовать худым карандашом. Следственно, учитель должен заботиться о хорошем материале; никто более его не чувствует в нем нужды, никому другому недостаток в хорошем материале столь не чувствителен, как учителю». 
    Труд Гиппиуса явился значительным вкладом в теорию методики. Такого серьезного и глубокого изучения вопросов методики в тот период мы не находим ни у одного, даже самого выдающегося представителя педагогической мысли в области обучения рисованию.

    Много было сделано в этот период и в области издания различных пособий по рисованию. Целый ряд пособий представляет большой интерес как с методической точки зрения, так и с точки зрения художественного оформления. 
    К числу таких пособий относятся: Н. Соколов. Новейшая рисовальная азбука, гравированная. М., 1808; Н. Станкевич. Рисовальная школа. СПб., 1811; Краткое наставление о рисовании и черчении. СПб., 1811; Новейший учитель рисования. М., 1815; Новейшее руководство к рисовальному искусству. М., 1818; Способ рисования с натуры с первого урока, основанный на правилах геометрии и перспективы. М., 1833; В. Лангер.

    Из-за недостатка учителей в 1825 году в Москве по инициативе графа С. Г. Строганова основывается Училище технического рисования, где было отделение, готовившее учителей рисования для общеобразовательной школы.С целью выработки методов преподавания рисования в общеобразовательных школах была создана специальная комиссия при Академии художеств. В эту комиссию входили выдающиеся художники: Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, П. П. Чистяков. Комиссия занималась также составлением программы для средних учебных заведений. 
    Большое влияние на развитие методики преподавания рисования оказал выдающийся художник-педагог Павел Петрович Чистяков (1832—1919). Его взгляды на цели и задачи искусства и художественной школы начали формироваться в 60-е годы XIX века. Советская художественная педагогика высоко оценила заслуги Чистякова и использовала основные положения его методики. 

    Специалистов школьного воспитания все больше и больше начинают интересовать вопросы детского творчества, детской психологии, экспериментальной педагогики. Изучение и исследование детских рисунков увлекает не только учителей рисования, но и художников, искусствоведов, психологов, социологов, историков. Научному направлению в изучении детского творчества предсказывается большое будущее. 
    Вместе с тем в этот период широкое распространение получают идеи «свободного воспитания», заимствованные у зарубежных специалистов. Один из существенных недостатков методических пособий по рисованию, издававшихся последователями теории «свободного воспитания», заключался в том, что иллюстративный материал состоял только, из детских рисунков, изобиловавших грубыми ошибками, т. е. из работ, которые не могли раскрыть принципы построения реалистического изображения. Вторым существенным недостатком таких методических руководств являлось желание «по-детски» сформулировать основные положения и принципы рисования, в результате чего методические руководства оказывались непонятными ни детям, ни взрослым. 
    Существенным недостатком многих работ было и то, что все методические положения строились на случайных, субъективных рассуждениях отдельных авторов, без достаточного научного обоснования установок реалистического искусства. 
    Литература:

    1. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе М, 1998.

    2. Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. Ижевск, 1992

    3. Полунина В. Искусство и дети. М, 1982


    8. Совершенствование методов преподавания рисования в советской школе. Передовой педагогический опыт художников-педагогов и его роль в художественном воспитании детей.

    С 1932 года начинается новый период истории развития методики преподавания рисования — период становления советского реалистического искусства, советской школы рисунка.

    Поворот школы к методам реалистического искусства свидетельствовал о том, что построение советской художественной школы проходило на совершенно иной политической основе, с совершенно новыми методами преподавания. К педагогической деятельности были привлечены выдающиеся мастера реалистического искусства — Д. Н. Кардовский, И. И. Бродский, К. Ф. Юон, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, В. Н. Яковлев и многие другие.

    В целях укрепления школы реалистического искусства с начального звена до высшего в 1934 году по инициативе С. М. Кирова при академии была создана Школа юных дарований, которая в 1936 году была преобразована в среднюю художественную школу.

    Особое внимание в обучении рисованию стали уделять рисунку с натуры. Изучение натуры начинает признаваться ведущим во всех видах учебной работы — рисунке, живописи, скульптуре.

    Эта работа рассматривалась как метод познания и анализа формы, метод построения формы в изображении.

    В 1938 году были созданы и впервые утверждены программы по живописи, рисунку и композиции советской реалистической школы.

    Большим недостатком преподавателей художественной школы Юон считал пренебрежительное отношение ко всему академическому и, в частности, к методическому наследию русской классической школы рисунка. Он считал большим упущением, что учащихся совсем не знакомят «с классическими канонами, трактующими о нормативах строения мужской и женской фигур». Юон считал, что принципиальные методические установки в преподавании рисования должны быть едиными, обязательными для всех. Для этого необходимо вести научно-теоретические разработки.

    В 1937 году была выпущена книга Н. Радлова «Рисование с натуры». Эта книга носит монографический характер, в ней впервые делается попытка рассмотреть рисование с новых позиций.

    Касаясь частных вопросов методики преподавания рисунка, В. Н. Яковлев считал, что закономерности построения изображения и строения натуры должны быть раскрыты ученику не только словами, но и графическим показом. Педагог должен наглядно показать, как происходит процесс анализа натуры и ведется процесс изображения. Преподаватель рисунка не обязан развлекать и удивлять своего ученика, его задача — донести до него принцип, закономерность строения формы, поэтому педагогический рисунок может быть лаконичным и схематичным. Здесь важнее всего донести до сознания ученика главное, помочь ему в работе, а не поразить его своим мастерством.

    Большое внимание в преподавании рисования Яковлев уделял технике рисунка. Овладев техникой, он имеет возможность совершенствоваться и в результате достигнуть виртуозности. Сам художник блестяще владел техникой рисунка.

    К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства. Утверждаются правильные принципы и методы обучения рисунку. Назревает необходимость более глубокого научного решения проблем учебного рисунка.

     Большинство художников-педагогов приходит к выводу, что в основу всякого метода обучения должно быть положено рисование с натуры, которое обеспечивает высокую профессиональную подготовку художника.

    Таким образом, в 30 —40-е годы был сделан огромный вклад в методику преподавания рисования, накопился богатый опыт работы художников-педагогов, который требовал научно-теоретического обобщения. Великая Отечественная война помешала этому, однако те завоевания, которые были достигнуты советской школой, стойко оберегались художниками реалистического искусства. Ученые, искусствоведы, художники и педагоги продолжали вести исследовательскую, творческую и учебную работу.

    Широкое распространение в военный период получила антинаучная теория педагогов, утверждавшая, что развитие детей обусловлено биологическими и социальными факторами, наследственностью. Она опять сводила дело к тому, что детей не следует обучать правилам рисования. Решающим фактором, по мысли сторонников педологической теории, является наследственность, а следовательно, если у человека нет врожденных, наследственных способностей к искусству, то и обучать его — пустая трата времени. Эта теория нашла отражение и в программах.

    Постановление ЦК партии от 4 июля 1936 года восстановило педагогику в ее законных правах. В рисовании вновь стала признаваться ведущая роль педагога. Учебные планы и программы были тщательно пересмотрены и переработаны.

    Известную роль в становлении методики преподавания изобразительного искусства в школе сыграл Центральный Дом художественного воспитания детей, в особенности Художественно-методический совет, организованный при ЦДХВД в 1933 году. Хотя ЦДХВД в основном занимался вопросами внеклассной и внешкольной работы, в то же время был он единственным научно-методическим центром по всем вопросам художественного воспитания детей.

     В рисовании вновь стала признаваться ведущая роль педагога. Все это содействовало улучшению качества преподавания рисования в общеобразовательной школе. Основным критерием качества рисунка несложного по форме предмета будет его соответствие натуре в отношении конфигурации предмета, его формы и пропорций, а также в отношении перспективных изменений этой формы

    В 40-е годы учителями школ был накоплен большой и интересный опыт работы в области художественного образования и эстетического воспитания, который нуждался в обобщении и научно-теоретическом обосновании. Эту миссию взял на себя созданный в 1944 году при Институте теории и истории педагогики АПН РСФСР специальный кабинет эстетического воспитания, на базе которого в 1947 году был организован Научно-исследовательский институт художественного воспитания.

    Итак, 30—40-е годы были периодом становления советской школы рисунка. В это время идет активная борьба с буржуазными и мелкобуржуазными течениями в методике преподавания рисования.

    Постановление ЦК партии о перестройке творческих художественных и литературных организаций, определившее поворот творческой деятельности советских писателей, художников, композиторов к реалистическому искусству, в значительной степени повлияло и на правильную постановку преподавания рисования в общеобразовательных школах. Буржуазная концепция о биогенетической природе художественного творчества, послужившая теоретической основой педологии, потерпела поражение. Пересмотр учебных планов, содержания учебных программ в 1936 году привел к перестройке и методов преподавания рисования. На рисование в школе стали смотреть как на важный общеобразовательный учебный предмет.
    Литература:

    1. Ростоцев Н.Н., История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка.-М., 1982.

    2. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М, 2000.


    9. Концепция художественного образования и воспитания (Б.М. Неменский, В.С. Кузин, И.Ф. Селезнев, Л.Е. Романенко и др.). Современные технологии художественного образования (И.П. Волков, Т.Я. Шпикалова, В.Н. Данилов и др.)

    Содержание образования — это социальный опыт, то есть деятельности человечества за всю историю его развития. И. Я. Лернер называет четыре основных элемента содержания образования:

    1. Знания (о природе, обществе, технике, истории, культуре, о способах деятельности и т. д.).

    2. Способы деятельности (умения, навыки).

    3. Опыт творческой деятельности (решение творческих задач).

    4. Опыт эмоционально-ценностных отношений (опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных, духовных отношений и др.).

    В современной концепции художественного образования эти четыре компонента выступают в неразрывном единстве, но в обратной последовательности их значимости в художественном развитии личности школьника.

    К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу1.

    Отличие принципов разных концепций художественного образования показано в таблице 1

    Главным опорным свойством является креативность (творческость) способность к созданию нового, оригинального выразительного, высокохудожественного идеального и материального продукта.

    Современные концепции художественного направлены на системное эстетическое развитие и формирование творческого потенциала личности.

    Концепции художественно-эстетического образования в национальной школе Беларуси определяют основные цели художественного образования, дают анализ преподавания искусства в школе, предлагает основные пути и требования реализации системы художественного образования и эстетического воспитания.


    Литература:


    1. Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика: Учебное пособие. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992.

    2. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1–9 кл. / Науч. рук. В. С. Кузин. — М., 1994.

    3. Комплект интегрированных полихудожественных программ / Авторский коллектив под руководством Юсова Б. П. — М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.

    4. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 кл. / Науч. рук. Б. М. Неменский. — М.,1994.

    5. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. — М., 1998.

    6. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. — М.,2002.

    7. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–4 классы. / Автор. кол. под рук. и ред. Т. Я. Шпикаловой. — М.: Просвещение, 2000;

    8. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. IIV кл. / Науч. рук. Т. Я. Шпикалова. — М., 1992.

    9. Данилов В.Н.Подготовка художника-педагога на факультете начального образования в учреждении образования «Белорусский государственный университет имени Максима Танка»

    10. Волкова Н.Г., Данилов В.Н. Изобразительное искусство 1-5 классы. Примерное календарно- тематическое планирование. Мн., НИО, 2008.

    11. Данилов В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда. - Мн., 2004.


    Принципы обучения в различных направлениях художественного образования

    I направление (концепция)

    «Школа рисунка — всеобщая графическая грамота»Традиционная программа. В. С. Кузина

    II направление (концепция)

    Целостный подход: «Понимание, переживание и посильное создание художественного образа»

    Типовая программа. Б. П. Юсова

    III направление (концепция)

    «Формирование художественной культуры как части духовной культуры»

    Программа Б. М. Неменского

    IV направление (концепция)

    «Приобщения к народному искусству как к художественному творчествуособого типа»

    Программа Т. Я. Шпикаловой

    1. Воспитывающее обучение.

    2. Научность обучения.

    3. Наглядность обучения.

    4. Систематичность и последовательность в обучении.

    5. Сознательность и активность в обучении.

    6. Доступность обучения.

    7. Прочность усвоения учебного материала.

    1. Всеобщность художественного воспитания.

    2. Преподавание искусства как эстетического явления в тесной связи с ролью искусства в жизни

    3. Единство обучения и художественного творчества.

    4. Единство практической деятельности и развития эстетического восприятия действительности и искусства.

    5. Единство работы на плоскости и объемно-пространственных видов художественной деятельности

    6. Относительная самостоятельность задач и развития художественного восприятия.

    7. Единство требований искусства и педагогических условий их реализации в работе с учащимися.

    1.Закон художественного уподобления (педагогическая драматургия, ролевая игра).

    2.Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения)

    3.Принцип постоянства связи с жизнью.

    4.Принцип опоры на апогей (характерность, исключительность) явления в искусстве.

    5.Принцип единства формы и содержания (художественного образа и техники исполнения) в процессе обучения.

    6.Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.

    1.Принцип общекультурного развития

    2.Принцип национальной основы в процессе становления и развития личности

    3.Принцип синкретичности (взаимосвязанности, взаимопроникновения) народного искусства:

        • интеграция и взаимосвязь всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры;

        • отражение в искусстве сущностных связей, определяющих смысл жизни личности и целого народа (человек и природа, человек и семья, человек и история).

    4.Принцип регионального подхода.

    5.Принцип воздействия на духовный мир школьников и формирование их мировоззрения с помощью образного отражения действительности в искусстве.

    6.Принцип комплексной системы работы.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта