Главная страница
Навигация по странице:

  • 15. Упражнение «Как понимать и чувствовать другого»

  • 16. Упражнение «Монолог»

  • 17. Упражнение «Давление »

  • 18. Упражнение «Поставь себя на место другого»

  • 20. Психологическая игра «Метафора моей жизни»

  • 21. Упражнение «Крокодил»

  • 22. Упражнение «Превращалки»

  • 23. Упражнение «Отгадай»

  • Время

  • 24. Упражнение «Письмо из будущего»

  • Психология. Упражнения, направленные на развитие профессионально значимых личностных качеств педагога


    Скачать 148 Kb.
    НазваниеУпражнения, направленные на развитие профессионально значимых личностных качеств педагога
    АнкорПсихология
    Дата11.06.2022
    Размер148 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаdlya_pedagogov.doc
    ТипДокументы
    #585236
    страница2 из 3
    1   2   3

    Задачи: освоение адекватной коммуникации; отработка умений эмпатического понимания.

    Ведущий даёт инструкцию. Каждый выступающий должен следить за поддержанием полного единства коммуникации с человеком, говорившим перед ним. Он должен повторить сущность сообщения, чтобы показать, что понял и почувствовал его. После этого первый участник подтверждает, что был понят правильно, и отмечает те моменты, которые не были уловлены в достаточной мере. После этого второй участник начинает свой рассказ. Желательно, чтобы тема была значима для говорящего. Например: «Мои взаимоотношения с детьми», «Я и группа», «Что для меня особенно трудно в тренинге».

    Упражнение «Эхо» можно проделывать в микрогруппах по три человека. В этом варианте игры двое выполняют задание, а третий — наблюдатель — фиксирует неточности и ошибки.

    15. Упражнение «Как понимать и чувствовать другого» [11.].

    Задача: отработка средств общения, в основе которых лежит адекватная коммуникация и эмпатическое понимание.

    1. Группа делится па пары, один из пары начинает давать какую-то информацию или описывать личный опыт. Второй участник пытается продолжить разговор, своими словами, повторяя свободную информацию партнера, чтобы показать, что он его слушает. (Например: «Вчера, придя в класс на урок, я увидела написанное крупными словами на доске свое прозвище». Второй участник может уточнить: «Тебя это задело, и ты была обижена этим?») После пяти минут разговора участники меняются ролями.

    2. На втором этапе упражнения проводится ролевая игра, в которой педагог должен выяснить скрытый мотив, который лежит в основе поведения второго участника. Ситуация придумывается группой. После того как она придумана, приглашают педагога, который в разработке сюжета участия не принимал. (Пример ситуации: мать приходит к учительнице и жалуется на свою 8-летнюю дочь, которая, по ее словам, ведет себя агрессивно и конфликтует с ней. Подлинная проблема и скрытая мотивация в том, что планы и надежды матери не оправдываются, ребенок не соответствует ее ожиданиям. Группа наблюдает за диалогом и отмечает те приемы эмпатического понимания, которые использовал педагог).

    Такую игру проводят 2—3 раза.

    Примечания для ведущего

    При анализе игры ведущий стимулирует обсуждение следующих вопросов:

    Насколько успешно протекало общение между участниками игры?

    Способствовало ли пространство общения (расстояние между общающимися) реализации целей общения?

    Изобразите пластически язык тела участников диалога. В каких преобладающих эго-состояниях (родитель, взрослый, ребенок) находились участники диалога?

    Какие приемы были использованы педагогом для установления позитивного контакта?

    Если контакт не получился, то почему?

    16. Упражнение «Монолог» [19.].

    Задача. Более глубокое понимание другого человека, партнера по общению.

    Время: 10-15 мин.

    Процедура. Участнику предлагается читать монолог, который выражает его внутреннее состояние, мыслить вслух.

    Остальным участникам предлагается возможность понять и почувствовать другого человека: «Повторяйте про себя каждую фразу выступающего, непосредственно после того, как вы ее услышали. Постарайтесь представить мысли и чувства говорящего, попробуйте понять его невысказанные переживания. Смотрите на выражение лица и движения рук выступающего, повторяйте эти движения в своем воображении, вживайтесь в его образ».

    17. Упражнение «Давление»[25].

    Задача. Более глубокое понимание другого человека, партнера по общению.

    Время: 10-15 минут

    Процедура. Ведущий: «Встаньте друг напротив друга, поднимите руки на уровень груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь о том, кто будет ведущим. Его задача - слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение.

    Попробуйте не давить друг на друга, а делать такие движения наращенными друг к другу ладонями, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла.

    В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее?»

    18. Упражнение «Поставь себя на место другого» [10].

    Вспомните свой недавний конфликт с коллегой по работе, в котором Вы начали позицию „над". А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на место того педагога, с кем Вы разговаривали. Представили? Внутренне, про себя спросите у него, какие впечатления он получил от общения с Вами? Продумайте, что бы мог о Вас сказать Ваш бывший собеседник.

    Затем проиграйте в своем воображении Вашу беседу таким образом, чтобы оставить у Вашего партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Вы поняли, что прежде всего изменилась Ваша внутренняя позиция? Если раньше осознанно или неосознанно Вы начинали беседу с коллегой по работе так же, как Вы говорите с Вашими учениками на уроке, то сейчас Вы подходите к человеку, внутренне готовясь к равноправному контакту с ним. Эта психологическая подготовка связана со сменой Вашей позиции, Вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу.
    20. Психологическая игра «Метафора моей жизни» [5].

    Цель описываемой ниже игры — развитие креативности и эмпатии. Эта двойная цель достигается за счет того, что на разных этапах игры реализуются разные стратегии: на первом этапе в фокусе работы психолога — метафорическое мышление и творческие способности каждого участника в отдельности, на втором — процесс совместного творчества.

    Примерное время на игру — два с половиной часа.

    Необходимое оборудование: листы бумаги формата А4 и авторучки по числу участников.

    ПЕРВЫЙ ЭТАП. «ЖИЗНЬ — ЭТО...»

    Ведущий. Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры — это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнулся с преградой», «витала в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» — как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.

    А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственной жизни. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

    Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки. Желательно, чтобы на этом этапе игры участники группы сидели за индивидуальными столиками.

    1-е задание

    Ведущий. Поставьте на листе цифру «один» и напишите: «Жизнь — это...» Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной... с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания.

    На выполнение этого задания (как и на последующие аналогичные) необходимо дать 3—4 минуты. Участники пишут, после чего ведущий предлагает желающим озвучить свои определения. Если группа не слишком велика — в пределах двенадцати человек — то есть смысл дать слово всем.

    Примеры метафор, придуманных участниками:

    Жизнь — это винегрет эмоций, мыслей и поступков.

    Жизнь — это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевиной.

    Жизнь — это вино: пока пьешь — приятно, а потом, когда болит голова, жалеешь.

    Жизнь — это волшебное блюдо, которым — сколько ни ешь — насытиться невозможно.

    Жизнь — это большая сладкая калорийная булочка, от которой растет живот и портится здоровье.

    Ведущему следует положительно отозваться обо всех определениях и не допускать критических или насмешливых замечаний. Это позволит участникам группы почувствовать атмосферу психологической безопасности и проявить свои творческие способности, не опасаясь неудачи и осуждения.

    2-е задание

    Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «два» и снова написать: «Жизнь — это...» Но теперь нужно закончить это предложение метафорой какой-либо геометрической фигуры.

    Определения снова озвучиваются всеми желающими.

    Примеры метафор, придуманных участниками в результате выполнения этого задания:

    Жизнь — это бесформенный кусок глины, из которого каждый лепит свою, ни на что не похожую фигуру.

    Жизнь — это ломаная, проведенная нами на полотне реальности.

    Жизнь — это многоугольник, углами которого человек затачивает самого себя.

    Жизнь — это кристалл, в каждой грани которого человек видит свои разные отражения.

    Жизнь — это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.

    3-е задание

    Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «три» и снова написать: «Жизнь — это...» Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений.

    Определения также снова озвучиваются.

    Примеры метафор, придуманных участниками в результате выполнения этого задания:

    Жизнь — это длинный извилистый путь, на котором происходит множество встреч и даже бывают попутчики, но финиша человек достигает всегда в одиночестве.

    Жизнь — это налаживание связей с другими; чем их больше, тем прочнее человек держится.

    Жизнь — это множество ниток между человеком и другими: нитки бывают тонкими и толстыми и иногда рвутся, но если ниток нет, то нет и жизни.

    Жизнь — это черточка между датами, которая служит мостиком огромному количеству людей.

    Жизнь — это прокладывание маршрута в человеческом море.

    4-е задание

    Ведущий. Следующее задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. Например, во фразе «Жизнь — это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, что ключевое слово «ломаная». Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания. А теперь придумайте метафорическое определение жизни, в котором использовались бы все три слова или словосочетания.

    После выполнения задания участники также озвучивают свои метафоры. Например, у одного из членов тренинговой группы получились такие ключевые слова: «орех», «ломаная», «путь». Итоговым метафорическим определением жизни у него стало следующее: «Жизнь — это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце — и то не всегда».

    5-е задание

    Ведущим. В последнем созданном вами определении жизни подчеркните, пожалуйста, ключевое слово или словосочетание... Поверните лист бумаги другой стороной. В верхней части листа в середине строки напишите это слово или словосочетание. На что это .похоже? Правильно, на заголовок. Потому что это название сказки или истории, которую я вас прошу придумать и записать. Время на эту работу — 20 минут.

    ВТОРОЙ ЭТАП. «Я ПОНЯЛ ЭТО ТАК...»

    Выполнение заданий по созданию метафор, будучи ценным само по себе, является еще и очень хорошей креативной разминкой, позволяющей настроиться на серьезную творческую работу. Когда участники группы завершат написание сказок и историй, ведущий предлагает желающим прочесть свои творения. Обычно далеко не все стремятся предать огласке результаты своей работы. Достаточно выслушать четыре-пять сказок.

    Ведущей, Я прошу авторов, прочитавших свои сказки, встать. Остальные участники должны сделать выбор и определиться, какая из сказок оказалась для вас особенно привлекательной. К сожалению, выбрать можно только одну. Подойдите, пожалуйста, к автору выбранной вами сказки и встаньте рядом.

    Число участников, собравшихся возле каждого из авторов, определяет рейтинг сказки. Если окажется, что какую-то сказку выбрал только один человек или не выбрал никто, то ведущий предлагает автору и выбравшему его сказку человеку сделать выбор из других сказок. Таким образом, образуется несколько групп.

    Ведущий. Дорогие создатели сказок, прошу вас передать листочки с текстами ваших сказок кому-нибудь из стоящих рядом с вами людей... А теперь сами определитесь, какая из сказок (помимо вашей собственной) кажется вам наиболее привлекательной. Подойдите к той группе, у которой находится листочек с текстом этой сказки...

    Итак, теперь у нас есть группы, в каждой из которых собрались люди, выбравшие ту или иную сказку. При этом авторы сказок находятся в других группах. Послушайте задание: каждой группе необходимо через тридцать минут средствами спектакля, пантомимы, живой скульптуры или любого другого жанра искусства отразить важнейшую идею выбранной вами сказки. Важно осознать глубинный смысл авторской метафоры и найти адекватную форму ее выражения. Приступайте!

    Спустя полчаса каждая из групп представляет созданный ею продукт. Ведущий заботится о том, чтобы автор сказки, послужившей основой для группового творчества, оказался в первых рядах зрителей, чтобы ему было все хорошо видно и слышно. Следует подчеркнуть уникальность момента: меньше часа назад никакой сказки еще не было и в помине, даже замысла еще не было, и вот теперь рожденная творческим воображением конкретного человека метафора жизни нашла свое воплощение в сценическом действии, ожила, одухотворенная творчеством многих людей.

    Ведущий обязательно задает автору сказки следующие вопросы:

    — Что ты чувствуешь, видя «ожившей» свою сказку?

    — Какие мысли породило в тебе увиденное?

    — Удалось ли участникам понять важнейшую идею твоей сказки, «расшифровать» твою метафору?

    - Есть ли что-то замеченное в твоей сказке, что ты сам в ней не увидел?

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

    По завершении обоих этапов игры необходимо провести ее обсуждение. Важнейшие вопросы:

    — Какой из моментов этой игры оказался для вас самым трудным? Самым интересным?

    — Что вас удивило? Огорчило? Обрадовало?

    — Что нового вы узнали о себе? О других?

    — Какие метафорические представления о жизни показались вам самыми точными и глубокими?

    - Удалось ли вам почувствовать другого человека, присоединиться к его метафорическому взгляду на жизнь?

    — Что этому помогло или помешало?

    - Какой опыт вы приобрели в результате этой игры?

    21. Упражнение «Крокодил» [19].

    Задача. Научение образному видению слова.

    Время: 15 минут.

    Процедура. Мимикой и пантомимикой передать смысл слов: «грусть», «мужество», «солнце», «свежий воздух», «море волнуется» и т. д.

    22. Упражнение «Превращалки» [19].

    Задача. Развитие умения неинтересный объект сделать интересным.

    Время: 15-20 минут.

    Процедура. Участникам выполняют на выбор одно из следующих заданий:

    • обращаться с карандашом как с заряженным револьвером;

    • ходить по полу как по луже;

    • сфантазировать на тему: «Каково настроение того или иного неодушевленного предмета?», «Сколько ему лет?» и т. д.;

    • выбрать малознакомое лицо и попробовать представить себе его жизнь во всех подробностях: будущее, настоящее и т. д.

    23. Упражнение «Отгадай» [25].

    Задача. Расширение представлений о «Я» другого человека как уникальном, неповторимом субъекте жизнедеятельности; возможность творческого самовыражения.

    Время: 15-20 минут.

    Процедура. Все участники садятся в круг; по желанию определяется ведущий. Он выходит из комнаты, а группа в его отсутствие выбирает одного человека из оставшихся в помещении. Каждый игрок придумывает ему характеристику, используя при этом определения погоды, цветов, деревьев, предметов одежды (по договоренности с группой).

    Задача ведущего состоит в том, чтобы отгадать человека, задуманного группой. После того как все высказались, ведущий указывает на участника, на которого, по его мнению, составляется характеристика. При этом важно показать, по каким признакам было принято решение.

    Если решение принято правильно, игру можно повторить с другим ведущим. Если же ведущий ошибся, то ему можно предложить подумать и принять другое решение. Если он не приходит к правильному выводу и на этот раз, группа показывает человека, которого она охарактеризовала. Важно затем обсудить, почему ведущий не смог принять правильное решение.

    24. Упражнение «Письмо из будущего» [35].

    Задачи. Проигрывание возможных будущих личных или профессиональных сценариев; осознание собственных возможностей.

    Время: 20-25 минут.

    Процедура. Ведущий: «Давайте предоставим сегодня вашему сознанию небольшой перерыв. Мы можем оказать себе дополнительную помощь, если зададим работу и нашему бессознательному, которое продолжает работать даже тогда, когда мы спим. Вы знаете историю открытия химической формулы бензола? Это произошло во сне.

    Поэтому я хочу пригласить вас в своеобразный сон наяву. Во сне мы можем легко и элегантно перемещаться во времени — перелетать в прошлое, в будущее, снова возвращаться в настоящее и т. д. Причем наше бессознательное делает все это с грацией фигуриста, рисующего на зеркальной поверхности льда причудливые узоры.

    Представьте себе, что ваше бессознательное перемещается на несколько лет в будущее, например на пять, на десять лет или на два года, и из этой точки будущего комментирует вашу сегодняшнюю жизнь, ваши текущие обстоятельства и проблемы. Оно открывает вам, как ваша жизнь будет складываться дальше.

    Из какого-то момента в будущем напишите себе письмо, рисующее вам панораму вашей дальнейшей жизни, где сегодняшние тревоги давно превратились в твердую почву завтрашнего дня. Поставьте дату, не забудьте написать обращение и подписаться».
    1   2   3


    написать администратору сайта