Главная страница
Навигация по странице:

  • Военное и послевоенное время

  • Вторая половина XX века

  • Консерватория в XXI веке

  • музыу. пмузыкальные центры культуры. Уральская консерватория имени М. П. Мусоргского Становление вуза


    Скачать 31.78 Kb.
    НазваниеУральская консерватория имени М. П. Мусоргского Становление вуза
    Анкормузыу
    Дата17.01.2022
    Размер31.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапмузыкальные центры культуры.docx
    ТипДокументы
    #333414

    Уральская консерватория имени М. П. Мусоргского

    Становление вуза

    Первый педагогический коллектив Свердловской государственной консерватории состоял из представителей всех консерваторий, открытых в XIX — начале XX века при отделениях Русского музыкального общества: Петербургской, Московской, Киевской, Одесской, Саратовской, Тифлисской. Директор СГК М. П. Фролов получил образование в Киеве и в Петрограде/Ленинграде. Над новым вузом взяла шефство Московская консерватория в лице её директора — пианиста Г. Г. Нейгауза, приславшего в Свердловск своих выпускников Б. С. Маранц и С. С. Бендицкого. В 1934 были открыты отделения и кафедры специального фортепиано, вокальная, оркестровая. В 1935-36 появились отделения музыкального воспитания (с 1938 музыкально-педагогическое), композиторское, историко-теоретическое. В 1938 была сформирована кафедра теории, истории музыки и композиции. Во главе этих структур стояли: композитор и пианист М. П. Фролов (ученик Р. М. Глиэра и И. С. Миклашевской), вокалист Е. Е. Егоров (ученик В. М. Зарудной), скрипач М. И. Лидский (ученик Л. С. Ауэра), педагог-методист О. А. Апраксина (была направлена в СГК из Московской консерватории по распределению). В 1935 консерваторию посетил С. С. Прокофьев: зал, в котором он выступал, ныне носит его имя. Первый студенческий оркестр сформировал М. И. Паверман (ученик К. С. Сараджева). В 1939 была организована кафедра оперной подготовки, которую возглавил Б. С. Вепринский, затем А. В. Новиков; началось обучение игре на народных инструментах под руководством В. В. Знаменского. Весной 1939 состоялось открытие Свердловского отделения Союза композиторов СССР (ныне Союз композиторов Свердловской области). Его творческое ядро составили педагоги (М. П. Фролов, В. Н. Трамбицкий, В. И. Щелоков и др.) и выпускники консерватории. С их сочинениями в том же году ознакомился Д. Д. Шостакович. В честь первого выпуска и в связи со столетием со дня рождения М. П. Мусоргского (1939) консерватории было присвоено почетное имя русского композитора.

    Военное и послевоенное время[править | править код]

    Основатели консерватории. Слева направо: М. П. Фролов, Л. В. Крутиков, Б. С. Маранц, Г. Г. Нейгауз, С. С. Бендицкий.

    В период Великой отечественной войны в СГК работали эвакуированные музыканты из Москвы, Ленинграда, Минска, Одессы, Харькова, Киева. Коллектив Киевской консерватории находился в городе в полном составе, и её директор А. М. Луфер руководил двумя вузами. Кафедру оперной подготовки возглавил дирижёр из Москвы А. Б. Хессин, кафедру специального фортепиано и камерного ансамбля — Г. М. Коган, затем ленинградские пианистки Н. И. Голубовская (1942) и Н. Н. Позняковская (1944); кафедрой истории музыки (с 1942 ставшей самостоятельной структурой) заведовал М. С. Пекелис, затем М. С. Друскин; кабинетом истории музыки руководила Т. Э. Цытович. В консерватории преподавали: скрипачи Д. Ф. Ойстрах и его учитель П. С. Столярский, И. М. Ямпольский, М. Б. Рейсон, виолончелист А. П. Стогорский, пианист Г. Г. Нейгауз, музыковеды и композиторы Л. А. Мазель, В А. Цуккерман, С. С. Богатырев, А. А. Гозенпуд, М. А. Гозенпуд, Д. В. Житомирский, Б. С. Штейнпресс, В. Я. Шебалин, Р. М. Глиэр, Д. Б. Кабалевский и другие. Отделением народных инструментов руководил киевлянин М. М. Гелис, создавший студенческий оркестр народных инструментов (1943). В 1942-44 были открыты кафедры камерного ансамбля, музыкальной комедии, хорового дирижирования, их возглавили А. А. Янкелевич, С. С. Бергольц и А. В. Преображенский, сформировавший хор дирижерско-хорового отделения. В 1943 при консерватории открылась Государственная музыкальная школа-десятилетка (с 2006 Уральский музыкальный колледж). Первым директором школы стал киевский пианист И. Д. Глезер.

    Во время Великой отечественной войны 1941—1945 Свердловская государственная консерватория приняла в свой состав многих известных музыкантов с оккупированных территорий страны, а также из Ленинграда (Петербурга) и Москвы. Эвакуированные музыканты преподавали в СГК, в основном, с июля 1941 по 1943—1944. Сроки их работы в Свердловске оказались разными — от нескольких месяцев до нескольких лет, иногда до конца 1950-х. Приведенный ниже перечень преподавателей СГК военных лет демонстрирует уникальность педагогического состава вуза, в котором объединились представители высших музыкальных школ страны.

    Первым музыкантом, принятым в штат Свердловской консерватории в июле 1941, был эвакуированный из Минска композитор А. В. Богатырёв, первый председатель Союза композиторов Белорусской ССР. Самое значительное пополнение педагогических кадров Свердловской консерватории произошло за счет членов Московского отделения Союза композиторов СССР и коллектива Киевской консерватории. Эти организации были эвакуированы в Свердловск в полном составе.

    Из московских композиторов к работе в СГК приступили: Р. М. Глиэр (председатель Оргкомитета СК СССР), В. А. Белый, Д. Б. Кабалевский, В. Я. Шебалин, Б. С. Шехтер, К. Р. Эйгес и др. Из музыковедов: В. А. Цуккерман, Л. А. Мазель, М. С. Пекелис, Т. Э. Цытович, А. М. Веприк, З. И. Городецкая, Е. С. Берлянд-Черная, Б. С. Штейнпресс, Д. В. Житомирский, П.(Д.) С. Рыбакова, Н. Р. Котлер, Л. Л. Христиансен и др. В группу киевских музыкантов входили композитор М. Г. Богомаз[1], музыковеды А. А. Гозенпуд, Ф. И. Аэрова, М. Ф. Гейлиг и др. Представителями ленинградского музыковедения явились М. С. Друскин и С. С. Богатырев.

    Исполнительские школы страны наиболее широко были представлены приезжими пианистами. Из москвичей в Свердловске оказались Г. Г. Нейгауз, Г. М. Коган, М. И. Гринберг и др.; из Ленинграда в СГК работали Н. И. Голубовская и Н. Н. Позняковская; из Киева — А. М. Луфер, К. Н. Михайлов, М. А. Гозенпуд, Е. М. Сливак, А. А. Янкелевич, И. Д. Глезер, Т. Л. Логовинский, Б. Е. Милич, Е. И. Толпин и др. В должности концертмейстеров трудились одесские пианистки Р. Р. Гершель и А. М. Плещицер.

    Из известных скрипачей и виолончелистов в Свердловске преподавали: И. М. Ямпольский, Д. Ф. Ойстрах (эпизодически) и его одесский учитель П. С. Столярский. Виолончельную школу Москвы представлял А. П. Стогорский. До 1946 г. в Свердловске работал ленинградский скрипач М. Б. Рейсон.

    Дирижерами оперно-симфонического класса стали музыканты, эвакуированные из Москвы (А. Б. Хессин), Минска (Н. Б. Грубин), Ленинграда (Н. С. Рабинович), Киева (М. М. Канерштейн). Класс хорового дирижирования вели киевляне А. Г. Раввинов и Г. И. Компанеец.

    В числе педагогов-вокалистов в Свердловской консерватории преподавали москвич В. И. Садовников и киевлянин Д. Г. Евтушенко. Отделение народных инструментов возглавил киевский музыкант М. М. Гелис.

    Складывалась благоприятная ситуация для непосредственного общения представителей разных творческих школ. Заметно обогатилась концертно-театральная жизнь города. Местные и эвакуированные студенты получили возможность учиться у многих выдающихся музыкантов-педагогов. Среди приезжих студентов в Свердловской консерватории обучались: композиторы Э. С. Колмановский, А. А. Муравлев; вокалисты В. И. Борисенко, Л. И. Масленникова, М. Н. Звездина; пианисты С. Л. Дижур, Ю. А. Муравлев, Б. Б. Тузман, И. З. Зетель, Н. Л. Штаркман; скрипачи Е. А. Муравлева (Чугаева); музыковеды М. А. Берко, В. А. Обрам и многие другие.

    Благодаря сотрудничеству профессоров различных консерваторий в военные годы в Свердловской консерватории открылась аспирантура по специальности «Музыковедение», состоялись первые защиты диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», были проведены первые научные сессии (конференции); одна из них посвящена уральской музыкальной культуре.

    После реэвакуации приезжих музыкантов произошло сокращение специализаций и кафедр: были ликвидированы отделения музыкальной педагогики (1944) и народных инструментов (1945), потеряла самостоятельность кафедра камерного ансамбля (1946). Позитивным решением явилось открытие национальных студий для народов Урала и Сибири, что стало основанием для переименования вуза из Свердловской в Уральскую консерваторию (Распоряжение Совнаркома СССР и приказ Управления по делам искусств при СНК РСФСР № 9972 р. от 29 июня 1945). Негативное воздействие Постановления ВКП(б) 1948 сказалось на творческой и педагогической работе композиторов: с должности председателя Свердловского отделения СК РСФСР был снят профессор В. Н. Трамбицкий, уволен из УГК доцент О. К. Эйгес. В 1949 закрыли кафедру музыкальной комедии.

    Вторая половина XX века[править | править код]

    Основатель уральской школы оперно-симфонического дирижирования, Народный артист РСФСР, профессор Марк Израилевич Паверман с учениками. Слева направо: В. И. Карташов, М. И. Паверман, Е. В. Колобов, Ю. Н. Краевский.

    Плодотворное поступательное развитие консерватории началось с 1950-х. На оркестровом факультете были сформированы две самостоятельные кафедры: струнных и духовых инструментов (заведующие С. Я. Мадатов, затем Г. Д. Цомык и В. И. Щелоков); появилась кафедра общего фортепиано (А. А. Петренко), вновь приобрела автономию кафедра камерного ансамбля (Б. И. Певзнер); в 1963 была организована кафедра народных инструментов (Е. Г. Блинов). С 1955 началось обучение студентов из Монгольской народной республики. С 1957 в УГК появилось периодическое издание «Научно-методические записки». В 1970 была открыта кафедра оркестрового дирижирования под руководством М. И. Павермана. Благодаря его выпускнику Е. В. Колобову заметно вырос художественный уровень студенческих оперных спектаклей. С 1972 разделены кафедры композиции и теории музыки (заведующие Н. М. Пузей и В. П. Костарев) и организован кабинет народной музыки (В. В. Бакке); в 1973 образована кафедра методики, педагогики и специального фортепиано (И. З. Зетель). В 1973 открыт Факультет повышения квалификации (ФПК) для педагогов среднего звена (декан Л. Г. Бендерский). Консерватория начала проводить мероприятия всероссийского и всесоюзного уровней: первыми стали Всероссийский фестиваль учащихся музыкальных училищ (1967) и конференции, инициированные проректорами по научной работе Г. П. Рогожниковой и Н. А. Вольпер. В 1974 организуется ансамбль старинной музыки (В. П. Мильштейн, Е. А. Рубаха). С 1981 разворачивается работа Оперной студии. В 1989 на базе ФПК формируется Научно-методический центр (НМЦ) во главе с В. И. Рензиным. К 150-летнему юбилею М. П. Мусоргского (1989) в УГК был проведен Всесоюзный конкурс вокалистов.

    Годы «перестройки» и начало 1990-х оказали противоречивое воздействие на работу консерватории. Сократился контингент студентов и педагогов, прекратили существование Оперная студия и Научно-методический центр, часть помещений была сдана в аренду, что повлекло за собой сокращение фонда библиотеки. Вместе с тем открылись возможности проявления собственных инициатив. Были созданы: Учебный кабинет электронной музыки (1990, заведующая Т. В. Комарова), кафедра звукорежиссуры (1993, заведующий В. М. Цеханский) и студия звукозаписи «Урал» (1995, директор В. В. Келлер). Консерватория приняла участие в становлении новых музыкальных вузов и музыкальных факультетов в институтах культуры и искусства городов Урала (Магнитогорск, Челябинск) и Сибири (Тюмень, Якутск). Возникли двусторонние международные контакты, появились студенты из Китая, Южной Кореи, Колумбии, Мексики и других стран.

    Консерватория в XXI веке[править | править код]

    Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского в XXI веке представляет собой творческий и научно-методический центр Уральского федерального округа, готовящий высокопрофессиональных музыкантов (исполнителей, педагогов, композиторов, исследователей, звукорежиссёров) для работы в России и за рубежом. В 2008 в УГК была открыта кафедра теории исполнительства и музыкальной педагогики (заведующая Е. Н. Федорович), в 2012 введена специализация по древнерусскому певческому искусству (руководитель О. Е. Шелудякова), в 2013 — по этномузыкологии (руководитель Т. И. Калужникова). По инициативе проректора по научной работе А. Г. Коробовой в 2012 сформирован новый Научно-методический центр (ныне — Центр дополнительного профессионального образования, начальник Н. К. Евдокимова). В настоящее время в консерватории регулярно проходят премьеры спектаклей Оперной студии (была возрождена в 2004), симфонические, камерные концерты и конкурсы. В их числе международные конкурсы: конкурс пианистов «Русский сезон в Екатеринбурге», конкурс трубачей и ансамблей медных духовых инструментов им. В. И. Щелокова, Екатеринбургский международный конкурс юных вокалистов академического жанра, фестивали-конкурсы электроакустической музыки и мультимедиа «>SYNC»; всероссийский фестиваль «Голоса народных инструментов», музыковедческий конкурс работ студентов средних специальных учебных заведений РФ и стран СНГ «Уральский молодежный форум» и другие. С начала XXI века проводятся многожанровые ассамблеи искусств и научные конференции международного уровня. Особо значимыми для вуза являются мероприятия, посвященные М. П. Мусоргскому и П. И. Чайковскому: с Домом-музеем П. И. Чайковского в Алапаевске консерваторию связывают многолетние творческие контакты. Жизнь консерватории освещается в собственных периодических изданиях: «Музыка в системе культуры: научный вестник Уральской консерватории», журнал «Слово о музыке», газета «Концертный зал».

    Свердловское гос. Училище имени П. И. Чайковского

    70-е годы XIX века.

    В Екатеринбурге начинает действовать музыкальный кружок, объединивший музыкантов-любителей города.

    Зал Маклецкого

    1900 год.

    На улице Клубной (ныне Первомайская) директор Екатеринбургского отделения Сибирского банка И. З. Маклецкий строит по проекту архитектора Ю. О. Дютеля специальное здание с прекрасным концертным залом для спектаклей и выступлений музыкального кружка.

    1912 год.

    Здание, известное как «Концертный зал Маклецкого», выкупает владелец Сысертских заводов, известный меценат Д. П. Соломирский и преподносит его в дар созданному на основе музыкального кружка Екатеринбургскому отделению Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). В этом же году при ИРМО открываются музыкальные классы, положившие начало всему музыкальному образованию на Урале.

    1913 год.

    В музыкальных классах, которые возглавляет воспитанник Петербургской консерватории В. С. Цветиков, открыты три отделения: фортепианное, отделения сольного и хорового пения, игры на духовых и струнных инструментах.

    1916 год.

    По решению Главной дирекции ИРМО музыкальные классы преобразованы в музыкальное училище. Первым руководителем училища стал Б. М. Лазарев.

    1928 год.

    Учебному заведению присвоено имя великого русского композитора П. И. Чайковского.

    Свердловское музыкальное училище им. П.И.Чайковского

    УЧИЛИЩЕ СЕГОДНЯ

    В настоящее время в училище обучаются около 400 студентов. Десять специализаций училища охватывают все направления академического и эстрадного, вокального и инструментального музыкального искусства. Ведется обучение игре более чем на 40 инструментах.

    Педагогический коллектив училища состоит из 210 преподавателей, большинство из которых имеют высшую категорию. Среди преподавателей есть лауреаты всероссийских и международных конкурсов, заслуженные и народные артисты РФ, доктора наук.

    Училище имеет четыре оркестра (симфонический, духовой, народный, эстрадный), четыре хоровых коллектива, унисон скрипачей, различные ансамбли.

    Среди творческих коллективов есть яркие звезды, уже покорившие международные подмостки. Это, например, квартет «Pro-jazz» (художественный руководитель – лауреат международных конкурсов С. Пронь), ансамбль «Мандолинисты Екатеринбурга» (художественный руководитель – заслуженный работник культуры В. Жданов). Все коллективы училища постоянно выступают на различных концертных площадках города и области.

    Ежегодно студенты училища становятся лауреатами различных творческих конкурсов – от региональных до международных.

    При училище работает музыкальная школа, являющаяся основной базой практики студентов.

    Выпускники училища работают более чем в 30 странах мира (США, Канада, Мексика, Австралия, Испания, Франция, Италия, Германия, Австрия, Голландия, Словакия, Япония, Колумбия, Монголия, Бразилия и все государства ближнего зарубежья).

    МЫ ГОРДИМСЯ НАШИМИ ВЫПУСКНИКАМИ!

    Свердловское областное музыкальное училище им. П. И. Чайковского окончили:

    А. Ведерников, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, солист ГАБТа

    В. Огновенко, народный артист России, солист Мариинского театра оперы и балета

    А. Хазанов, народный артист СССР, главный хормейстер ГАБТа

    Е. Блинов, народный артист РФ, лауреат международных и всероссийских конкурсов

    В. Романько, народный артист России, лауреат международных и всероссийских конкурсов

    Л. Лядова, народная артистка РСФСР, композитор, лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады

    В. Майбурова, А. Цукер, доктора искусствоведения

    И многие, многие другие…

    СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ

    МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

    На протяжении 60 лет Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж занимает одно из ключевых мест в региональной системе подготовки педагогических кадров. Его выпускники успешно реализуют задачи музыкально-эстетического воспитания в образовательных учреждениях различных типов на всей территории Свердловской области.

    Вехи истории СОМЭПК

    1947 г. - открытие музыкально-педагогического училища по решению Исполнительного Комитета Свердловского Городского Совета Депутатов Трудящихся № 1245 от 16.10.1947 г.

    1996 г - реорганизация в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж» по приказу Департамента образования Правительства Свердловской области № 171-д от 31.07.1996 г.

    2003 г. - реорганизация путем присоединения Государственного образовательного учреждения Екатеринбургский педагогический колледж приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

    2007 г. - реорганизация путем присоединения Государственного образовательного учреждения «Детский дом № 1» (муз. интернат № 153) по приказу Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

    На современном этапе развития СОМЭПК как учебное заведение нового типа обеспечивает региональные образовательные и кадровые потребности по шести основным педагогическим специальностям: "Музыкальное образование", "Педагогика дополнительного образования ", "Русский язык и литература, "Иностранный язык ", "Преподавание в начальных классах", «Дошкольное образование», а также программам начального, основного общего и дополнительного образования музыкально-художественного направления.

    Наряду с основной квалификацией студенты по выбору получают дополнительные квалификации в области информатики, иностранного языка, коррекционно-развивающего образования, мировой художественной культуры, изобразительной деятельности, детского музыкального и школьного театра, музыкального фольклора, хореографии, ВИА.

    Учителя музыки, музыкальные руководители ДОУ, педагоги дополнительного образования музыкально-художественного направления города и области осваивают в колледже Программы профессиональной переподготовки:в области мировой художественной культуры, домашнего образования и др.

    На основе программы дополнительной подготовки специальности «Педагогика дополнительного образования» в области музыкальной деятельности осуществлена специализированная подготовка студентов, обучающихся на духовых инструментах в рамках непрерывного начального (Детская музыкальная школа) и среднего профессионального (колледж) образования совместно с МОУО Кировского района г. Екатеринбурга.

    В 2004.г. данный вариант образовательной программы получил инновационное продолжение - в колледже появился свой студенческий эстрадно-духовой оркестр под руководством заслуженного работника культуры РФ, преподавателя колледжа Николаева Г.Н.

    В юбилейном 2007 году СОМЭПК подтвердил в ходе лицензирования и аттестации статус колледжа как многопрофильного и культурно-просветительского учебного заведения и готов реализовывать в практической работе с детьми структурного подразделения Школы-детского дома, базах практики ОУ, ДОУ. УДО города Екатеринбурга программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности детей и подростков.

    В характеристике единой Образовательной программы колледжа обозначены приоритетные принципы:

    гуманистический - выведение на первый план обучающихся, их личной свободы, личных ценностей, умения контролировать и прогнозировать себя, учитывать собственные способности;

    аксиологический - цели и содержание образования студент рассматривает как социокультурно обусловленные ценности и стремится к их сохранению (изменению) с ориентацией на развитие российского общества;

    культурологический - развитие детей и студентов рассматривается как процесс обретения ими личностной культуры и как достижение качества педагогической деятельности, основывающейся на лучших традициях отечественной и мировой культуры.


    написать администратору сайта