Урок 12. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры
Скачать 0.73 Mb.
|
Урок 12. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры Укажите, в каких пунктах представлены предложения. весна Весна! лето Лето. Осень... Осень Зима Зима? Ответ: б, г, д, з Выражения «Весна! Лето. Осень... Зима?» являются предложениями, так как отражают факт действительности, имеют смысловую и интонационную законченность. На этом уроке мы познакомимся основными элементами интонации, с ролью порядка слов и логическим ударением. Изучим особенности монументальной скульптуры и научимся писать сочинение «Описание памятника». Основное содержание урока В русском языке порядок слов считается свободным. Однако всякая перестановка слов связана с изменением значения предложения. Сравните: Мать обрадовала дочь. Дочь обрадовала мать. Несмотря на значительную свободу порядка слов в русском предложении, у каждого члена предложения есть обычное, свойственное ему место. На этом основании различаются прямой порядок слов и обратный. Прямой порядок слов: 1) подлежащее предшествует сказуемому (снегидёт) 2) определение стоит перед определяемым словом (пушистый снег) 3) дополнение стоит после управляющего слова (заметает дороги) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (медленноопускается). Обратный порядок – это – нарушение обычного порядка слов в предложении. Выигрышным, значимым оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения: Например, Удивительное со мной произошло приключение. (И. С. Тургенев) Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным. (И.С. Тургенев) Таким образом, порядок слов зависит от того, что хочет подчеркнуть автор Нарушение порядка слов в предложении является основой одного из средств выразительности художественной речи. Инверсия — это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности. Например, …Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас. (М. Ю. Лермонтов) Такой порядок слов помогает автору нарисовать картину заброшенного монастыря. Важную роль при произнесении предложений играет интонация. Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса. К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания. Таким образом, интонационными средствами служат пауза, логическое ударение, темп, изменение громкости, изменение тона. Существуют следующие виды интонации: завершения, разделения, выделения. восклицательная, невосклицательная повествовательная, вопросительная, побудительная перечисления, предупреждения, пояснения звательная Слово, наиболее важное по смыслу в данной речевой ситуации, выделяется в речи усилением голоса – логическим, смысловым ударением. Например, Сестра уехала в Москву. (а не мать) Сестра уехала в Москву. (а не улетела) Сестра уехала в Москву. ( а не в Санкт-Петербург). Сочинение-описание памятника культуры В толковом словаре Ожегова даны следущие определения слова «памятник»: ПАМЯТНИК 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п. П.-обелиск. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи). * Памятник природы – природный объект, охраняемый государством (напр., уникальное дерево, водопад, гейзер). (Толковый словарь Ожегова) Церковь ПокровА на НерлИ называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров. Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания. Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. Храм был посвящен новому на Руси празднику - Покрова Богородицы. Рисунок 1. Церковь Покрова на Нерли Белокаменная церковь расположена на живописном лугу в месте, где река Нерль впадает в Клязьму. (рисунок 2) Рисунок 2. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание - искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. (рисунок 3) Рисунок 3. Ощущение подвижности и полета храму придают слегка наклоненные внутрь стены, что практически незаметно, а так же бросающиеся в глаза вертикальные линии – высокие узкие окна, удлиненные колонки. Такие приемы зрительно увеличивают высоту здания. (рисунок 4 и рисунок 5). Рисунок 4. Рисунок 5. Стены церкви украшают резные рельефы. В композиции трёх фасадов храма центральной фигурой является восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются женские маски, птицы, и львы. (рисунок 6 и рисунок 7) Рисунок 6. Рисунок 7. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. Мы познакомимся с картинами русских художников Сергея Герасимова и Сергея Баулина, на которых изображена удивительная по красоте церковь. С. Герасимов. Церковь Покрова на Нерли С. Баулин. Храм Покрова на Нерли В центре внимания Сергея Герасимова не только храм, но и окружающий пейзаж. На переднем плане картины мы видим зеленую лужайку с желтыми одуванчиками, за ним голубеет река, позади находится небольшое возвышение, на котором воздвигнут Храм. Его синий купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания , так как Храм изображен издали. Автор картины ставил цель изобразить Храм в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие священного места, где было воздвигнуто здание Храма. Живописец использовал яркие краски, что придает картине жизнеутверждающий смысл. В центре полотна Баулина сам Храм. Он изображает холм, на котором высится здание Храма. Мы можем рассмотреть его в малейших подробностях: купол, полуколонны, арочные фризы, пилястры, деревянные ворота. Живописец подчеркнул особенности архитектуры с помощью игры цвета, он изображает Храм в более темных красках, наверное, художник писал картину в сентябре или октябре. Картины двух художников отличаются тем, что авторы поставили себе разные цели и изобразили Храм с разных планов: один обращает внимание только на здание Храма, а другой рисует Храме в окружении природы. Обе картины дополняют друг друга. Примерный план сочинения-описания памятника культуры: 1. История памятника. 2. Замысел художника. 3. Воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, окружении. 4. Впечатление от памятника. Ключевые слова: порядок слов (прямой и обратный), инверсия, интонация, интонационный средства (пауза, логическое ударение, темп, изменение громкости, изменение тона), описание памятника Основные понятия: В русском языке порядок слов считается свободным. Несмотря на значительную свободу порядка слов в русском предложении, у каждого члена предложения есть обычное, свойственное ему место. На этом основании различаются прямой порядок слов и обратный. Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса, К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания. Примерный план сочинения-описания памятника культуры: 1. История памятника. 2. Замысел художника. 3. Воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, окружении. 4. Впечатление от памятника. Разбортиповоготренировочногозадания Выберите предложение с инверсией определения. Мелодичный звук расплывался по комнате. Петя оделся в отцовскую старую куртку. Он решил помогать детишкам бедным. Алгоритм выполнения задания: Прочитать предложения, обозначить крестиком определяемые слова и подчеркнуть определения. Мелодичный звук (Х) расплывался по комнате. Петя оделся в отцовскую старую куртку(Х). Он решил помогать детишкам(Х) бедным. Определить, в каком предложении согласованное определение стоит после определяемого слова (инверсия определения). Ответ: 3 Разбортиповогоконтрольногозадания Укажите предложение с инверсией обстоятельства. Я радостно воспринял эту новость. Я воспринял эту новость радостно. Эту новость я радостно воспринял. Алгоритм выполнения задания: Прочитать предложения, обозначить крестиком главное слово и подчеркнуть обстоятельства. Я радостно воспринял(Х) эту новость. Я воспринял(Х) эту новость радостно. Эту новость я радостно воспринял(Х). Определить, в каком предложении обстоятельство образа действия стоит после глагола-сказуемого (инверсия обстоятельства). Ответ: 2 |