Главная страница
Навигация по странице:

  • Правая педаль

  • Левая педаль

  • Средняя

  • презентация история фортепиано. история фортепьяно. Википедия Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее


    Скачать 38.11 Kb.
    НазваниеВикипедия Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее
    Анкорпрезентация история фортепиано
    Дата24.02.2023
    Размер38.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория фортепьяно.docx
    ТипДокументы
    #952913

    (википедия)Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре легато, и постоянный уровень громкости (что относится только к клавесину), что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).

    Фортепиано — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает его конструкция, с XVIII в. претерпевшая значительные изменения. Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон фортепиано — 7 ⅓ октав (88 клавиш).

    Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори (1655—1731), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — около 1709 г.). В 1711 г. механизм был подробно описан Сципионом Маффеи в венецианском журнале «Giornale dei letterati d’Italia». Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано. В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано — молоточек, шпиллер, шультер, фенгер, демпфер. Изобретение Кристофори положило начало развитию механики английской системы. Другие виды механики были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (17171721).

    В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн. Над клавишным механизмом в разное время работали К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А. Штрейхер, И. К. Цумпе, А. Беккерс, С. Эрар, Ю. Блютнер, Дж. Бринсмид.

    В 1721 г. немецкий музыкант и педагог Готтлиб Шрётер (1699—1782) изобрёл принципиально другой механизм, в котором молоточек, укреплённый на конце клавиши, подбрасывался и ударял по струне (Prellmechanik). Во второй четверти XVIII в. производством фортепиано начинают заниматься немецкие органные мастера, из которых наиболее известны И. Штейн и Г. Зильберманн. Иоганн Андреас Штайн (1728—1792), ученик Г. Зильберманна (1683—1734), реализовавшего идею Г. Шрётера, в 1770 г. усовершенствовал этот механизм. Теперь пианист мог с большей лёгкостью исполнять виртуозные произведения, однако существенным недостатком была слабая репетиция. Механизм Штайна (Prellzungenmechanik) получил название «венского» или «немецкого» и был в употреблении практически без изменений вплоть до второй четверти XIX в.

    С 1750-х гг. в Лондоне Иоганн Кристоф Цумпе[en] (1726—1790) стал делать четырёхугольные фортепиано, снабжая их немного изменённым механизмом Кристофори.

    С 1760-х гг. фортепиано широко распространяется во всех европейских странах, в том числе в России.

    Себастьян Эрар изобрёл механику «двойной репетиции», которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии с полухода клавиши. В механике английской системы такое повторение было возможно лишь при полном поднятии клавиши, а значит — при этом демпфер успевал заглушить струну.

    В России фортепианное дело было прежде всего связано с Петербургом[3]. Только в XVIII веке там работало свыше 50 фортепианных мастеров. На развитие фабричного производства фортепиано первой половины XIX века повлияла деятельность первого российского фортепианного фабриканта, поставщика императорского Двора английского мастера Г. Феврие, немецких мастеров И.-А. Тишнера, К.-И. Вирта, А.-Х. Шрёдера, И.-Ф. Шрёдера и, с 1840 г., бельгийца Г.-Г. Лихтенталя[4]. На сегодняшний день известны имена более 700 фортепианных мастеров, работавших в России до революции 1917 г. Этими исследованиями[5], а также вопросами атрибуции и экспертизы[6] фортепиано занимается кандидат филологических наук, фортепианный мастер С.-Петербургской консерватории М. В. Сергеев. Им подготовлен «Иллюстрированный каталог музыкальных фирм России 1725—1918».

    В середине XIX века в Германии открылись фабрики Ю. Блютнера, К. Бехштейна, в США — Стейнвей и сыновья, долгие годы не имевшие себе равных. С 1828 года по сей день в Австрии (Вена) существует фортепианная фабрика Bösendorfer — старейшая из ныне действующих.

    В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.

    Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.

    С начала изобретения фортепиано и по сегодняшний день во всём мире работали более 20 000[7] фортепианных мастеров и фирм, выпускавших рояли и пианино. Каждый инструмент маркируется собственным серийным номером, по которому можно определить год выпуска фортепиано.

    Как правило, номера ставятся на чугунную раму вверху, в районе её крепления к вирбельбанку. У фортепиано производства ГДР номера ставились на молоточках в крайнем правом регистре.

    У фортепиано XIX — начала XX веков номера часто ставились на внутренней боковой стенке или на резонансной деке.

    Дополнительным фактором, позволяющим датировать год выпуска фортепиано, может быть номер механики.

    В современных фортепиано присутствует две или три (реже ― четыре[8]педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

    Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

    Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.

    Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Остальные демпферы при этом продолжают вести себя как обычно, в том числе, в отношении основной правой педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино.

    Из необычных педалей:

    • Изменение громкости или тембра. Встречаются пианино, в которых средняя педаль сдвигается влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью. Бывает, что на ткань крепятся металлические «пятачки», которые ударяют по струнам в момент нажатия клавиши, и звук получается металлический, похожий на клавесин. В частности, эта техника применялась на пианино «Аккорд», выпускавшемся в СССР.

    • Педаль резонанса. В этом режиме, как и с обычной правой педалью, поднимаются все демпферы; при отпускании клавиши демпфер останавливает струну и снова отходит от неё. Основная струна перестаёт играть, но остальные продолжают гудеть в унисон[8]. Этот режим удобен для отыгрывания стаккато, лучше передаёт органную музыку. Бывает, что полное нажатие правой педали работает как обычно, а полунажатие — даёт режим «резонанс».

    • Отдельный мануал, который играется ногами, например, для репетиций органистов. См. Педальное фортепиано.

    • В XVIII в., на волне увлечения турецкой военной музыкой, существовали так называемые «янычарские педали», дававшие различные звуковые эффекты (погремушки, колокольчики, барабанчики)[9][10][11]. До нас дошли инструменты с шестью такими эффектами. С янычарскими педалями иногда играют Турецкое рондо Моцарта.

    (википедия)


    (.letopis.info)Фортепиано – один из самых распространенных музыкальных инструментов, имеет две разновидности – пианино и рояль. Это сложный клавишно-струнный механизм, состоящий из акустического аппарата, клавишного механизма и опорных конструкций. Он обладает широким диапазоном звуков от «тихо» до «громко». В пианино струны расположены вертикально, в рояле – горизонтально.

    Предшественники фортепиано

    История возникновения фортепиано уходит корнями в далекий XVI век. Изобретателем этого великолепного инструмента считается Бартоломео Кристофори – итальянский мастер, который придумывал молоточковые механизмы для клавесина. Инструмент имел очень простую конструкцию, на тот момент у фортепиано еще не было ни педалей, ни демпферов. Оно состояло из клавиш, молоточка и возвращателя. Предшественниками фортепиано были клавикорд и клавесин.

    Значение инструмента в мировой истории

    Конструкция фортепиано менялась еще несколько раз. Различные мастера Италии, Германии, Англии совершенствовали концепцию инструмента еще на протяжении целого столетия. Основной вклад в создание новых характеристик фортепиано, благодаря которым мы можем наслаждаться современным его звучанием, внесли мастера Зильбеpманн, Шрётер, Цумпе, Штайн.

    Появление фортепиано вызвало настоящий переворот в мире музыки. Наконец-то появился новый инструмент для звучания в концертных залах, по широте диапазона позволяющий вести главные роли в музыкальных творениях. Популярность фортепиано возросла очень быстро. В эпохах классицизма и последующего романтизма стали появляться композиторы, писавшие произведения специально для этого инструмента, впоследствии ставшие шедеврами классической музыки. Но фортепиано не было только аккомпанементом для концертных выступлений, очень многие дворянские подданные предпочитали иметь дома этот великолепно звучащий инструмент.

    В России фортепианное дело также было поставлено на высоком уровне. Известно несколько сотен имен мастеров мирового уровня, занимавшихся разработкой и поставкой инструмента. Изначально фортепиано в России появился, конечно же, в Петербурге.

    Уже к концу XX столетия стали появляться новые разновидности музыкальных инструментов, в основе которых лежит фортепиано. Это электронные пианино и синтезаторы.

    (http://trans-m-radio.com/instrumentals/istoriya-poyavleniya-fortepiano)Первое фортепиано было изобретено в 1709 году итальянцем Бартоломео Кристофори, который в свое время занимался музыкальными инструментами семейства Медиче. Свое детище он тогда назвал «клавищный инструмент, который играет громко и нежно». Через какое-то время это название сократили, и осталось одно слово «фортепиано». Такие же подобные инструменты, немного позже, были созданы (1716г.) французом Жаном Мариусом и германским учителем музыки Кристофором Готлибом Шретером (1717г.). У Кристофори устройство фортепиано было довольно простым. Состояло оно из клавиши, специального возвращателя и войлочного молоточка. У такой конструкции не было ни педалей, ни демпферов. Ударивши по клавише, молоточек заставлял ударять по струне, производя вибрацию, не похожую совсем на вибрацию струн клавикорда или клависина. Действие возвращателя заставляло молоточек идти на исходную позицию, а не оставаться прижатым к струне, что заставляло бы заглушать вибрацию струны.

    Немного позже было сконструрована двойная репетиция, которая позволяла молоточку наполовину опускаться, что хорошо помогало исполнять трели быстро повторяющихся нот. Способность резонировать динамический диапазон – это самое важное и замечательное, что есть в фортепиано. Стальная рама и деревянный корпус позволяет данному инструменту достигать на форте колокольного звучания. Другое значимое отличие фортепиано от других его «родственников» — это умение звучать не только пиано и форте, но и способность делать диминуэндо и крещендо, меняя при этом динамику постепенно или же внезапно.

    Фортепиано заставило впервые говорить о себе в то время, когда в Европе господствовала эпоха рококо(период с 1725 по 1775) – переходящий период от барокко к классицизму. В эпоху классицизма фортепиано стало для домашнего музыцирования популярным инструментом, в том числе и для концертного исполнения. Появившийся в то время жанр сонаты, как нельзя стало подходить для исполнения на фортепиано прекрасных произведений Моцарта и Клементи. Внедрение фортепиано в музыкальный мир вызвало необходимость изменение репертуара для оркестров и ансамблей. Появляется совсем новый жанр, который пользуется популярностью и сегодня это концерт для фортепиано с оркестром, ставший на рельсы искусства в период классицизма. Клавесин долгое время был аккомпанирующим инструментом, иногда позволял себе стать в ряд инструментов солирующих.

    Динамические возможности дали возможность фортепиано стать в один ряд с сольными инструментами таких, как труба и скрипка и занять центральную нишу на концертных площадках Европы. Сегодня благодаря расширению круга любителей фортепианной музыки, можно услышать музыку не только, как раньше, во дворцах знати, но и на концертах фортепианной музыки. Тогда все больше людей были готовы услышать какого-то солиста, платить большие деньги. Поэтому живой интерес к фортепиано вызывало потребность для сочинения нового репертуара для фортепиано, появлялось большое количество композиторов, которые завоевывали себе славу на музыкальных произведениях для фортепиано. Эпоху классицизма сменила эпоха романтизма, тогда, когда в музыке, да и в целом в искусстве, главную роль в обществе стало модным изображать выражение эмоций. Это отразилось в фортепианных произведениях Листа, Бетховена, Шопена и Шумана. Даже сейчас Интернет радио позволяет любителям классической музыки наслаждаться бесценными произведениями этих композиторов. Выразительные возможности в фортепианной музыке оказались очень даже кстати. Сочиненные произведения в четыре руки в этот период стали популярными для настройки, одновременно извлекая из фортепиано до двадцати звуков, заполняя музыку новыми и новыми красками.
    Период романтизма сделал фортепиано для домашнего музицирования очень популярным инструментом. Настоящие ценители музыки предпочитали только фортепиано, потому что именно оно давало возможность одновременно исполнять и гармонию и музыку. Такой ажиотаж вокруг популярности фортепиано, породило пианистов-виртуозов. Клавесин, теряя на ходу свою популярность все же сумел не исчезнуть на совсем с поля зрения и остался на сцене. Сегодня на концертах старинной музыки можно услышать его нежное звучание. Композиторы не останавливаются сочинять музыку для этого удивительного инструмента, сегодня клавесины производятся в достаточном количестве.

    Появление фортепиано в музыкальной культуре – казалось бы событием незначительным, но оно оказалось поворотным моментом в исторической жизни искусства. Изобретенное чудо изменило характер всей европейской музыки, которая стала неотъемлемой частью мировой культуры. Многие композиторы, за прошедшие триста лет, написав для фортепиано музыку стали знаменитыми именно благодаря своим произведениям. В настоящее время тяжело найти музыканта, певца, композитора, скрипача или кларнетиста в которых дома не имелось бы пианино. Несмотря на его несолидный возраст, фортепиано и сегодня на общество оказывает немалое воздействие в целом, чем какой-либо другой музыкальный инструмент, и можно уверенно сказать, что слава его и популярность безграничны


    написать администратору сайта