Конспект урока. Конспект урока музыка 7.04.20. Урок 14 Застывшая музыка Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
Скачать 19.29 Kb.
|
Конспект урока Музыка 5 класс Урок № 14 Застывшая музыка Перечень вопросов, рассматриваемых по теме: - духовная музыка Средневековья, эпохи Возрождения и барокко; - гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; - григорианский хорал, оратория, полифония, месса, реквием, фуга; - музыкальный импрессионизм. Тезаурус Григорианский хорал – традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Импрессионизм в музыке – это направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в XIX – XX веках. Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Мотет (от фр. motet – «слово, изречение, заповедь») – жанр многоголосной вокальной музыки, обычно церковного характера, возникший во Франции в XII веке. Полифония – вид многоголосной музыки, где все голоса равноправны. Месса – вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма на канонический текст. Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение. Фуга – жанр полифонической музыки, где общая мелодическая линия последовательно повторяется несколькими голосами. Орган – клавишный духовой музыкальный инструмент. Обязательная литература Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с. Теоретический материал для самостоятельного изучения Духовная музыка всегда обладала удивительной силой вдохновлять, наполнять верой и надеждой. И это не удивительно, ведь в средневековой Европе музыка развивалась в основном внутри церкви. Самым популярным жанром тогда был григорианский хорал – католические молитвы, положенные на музыку. Григорианский хорал – традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Богослужебное пение называли ангелогласным, ведь певчие использовали интонации, которые не встречались в светской музыке. В Средневековье были популярны и другие вокальные жанры, которые тоже исполнялись в церквях: органум, мотет, гокет, кондукт. Мотет (от фр. motet – «слово, изречение, заповедь») – жанр многоголосной вокальной музыки, обычно церковного характера, возникший во Франции в XII веке. Любое церковное исполнение было немыслимо вне сводов и стен самого храма. Архитекторы Средневековья превращали церкви в настоящие музыкальные инструменты, мастерски используя свойства акустики. Духовные композиции называли иконами в звуке, а уникальную архитектуру религиозных сооружений сравнивали с застывшей музыкой. Строгие очертания храмов и монастырей, их красота и величие будто наполнены одухотворяющей гармонией. Музыкальные произведения того времени были созвучны величественной архитектуре соборов, геометрии перспективы, ажурным сводам, красочным витражам. На смену одноголосному пению в церковь пришла инструментальная музыка, прежде всего органная. Орган – клавишный духовой музыкальный инструмент. Музыка католических храмов была динамичной, драматической, словно устремлённой ввысь. Русские православные сочинения отличались умиротворённостью и распевностью. Древние христиане воспевали Бога в псалмах и гимнах в основном без музыкального сопровождения – а капелла. В эпоху Возрождения богослужебное пение западных католиков получило название сantus planus, что означало «плавный распев». В эпоху барокко средневековая полифоническая традиция получила развитие в мессах, ораториях, реквиемах и фугах. Музыка стала более мелодичной, живой, в ней появилось содержание. Ярким представителем барочного искусства является немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Он писал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы, и известен как непревзойдённый мастер полифонии. Полифония – вид многоголосной музыки, где все голоса равноправны. Месса – вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма на канонический текст. Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение. Фуга – жанр полифонической музыки, где общая мелодическая линия последовательно повторяется несколькими голосами. Сонаты и партиты Баха – это своеобразное музыкальное воплощение Евангелия, вершина скрипичной музыки эпохи барокко. Произведения Баха отличаются необычайной образностью, объёмностью, текучестью и динамичностью. Они как нельзя лучше созвучны архитектуре величественных соборов, где и звучали. Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Архитектура, музыка и живопись тесно переплетены друг с другом и часто служат источниками взаимного вдохновения. Как оказывается, музыку можно найти всюду – в изящных архитектурных формах, древних руинах и на знаменитых полотнах. Понятие застывшей музыки можно применить и к живописи, особенно к картинам, написанным импрессионистами. Художники этого направления создавали картины под влиянием момента, под впечатлением от увиденного: impression в переводе с французского — впечатление. Основоположником музыкального импрессионизма является французский композитор Клод Дебюсси. Музыкальный импрессионизм – музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в XIX – XX веках. Французский композитор Клод Дебюсси (1862–1918) – ярчайший представитель музыкального импрессионизма. Его музыка олицетворяет переход от позднего романтизма к модернизму XX века. Значительное влияние на творчество Дебюсси оказали сочинения Рихарда Вагнера. Пару лет Дебюсси работал учителем музыки в российском поместье меценатки Петра Ильича Чайковского Надежды фон Мекк. Затем Клод отправился в Рим, где продолжил свою музыкальную карьеру как композитор. Клод Дебюсси сотрудничал и с Сергеем Павловичем Дягилевым. В 1912 году состоялась премьера его балета «Послеполуденный отдых фавна», а в 1913 году специально для «Русских сезонов» была написана музыка к балету «Игры». Дебюсси называют отцом музыки прошлого столетия. Его композиции обладают неимоверной красочностью и живостью, подобно полотнам знаменитых импрессионистов Клода Моне и Огюста Ренуара. Тренировочные задания № 1. Что называли застывшей музыкой? Варианты ответов: иконы в храмах, паузы в музыкальных произведениях, архитектуру религиозных сооружений. Для правильного ответа достаточно вспомнить, что чувствуют люди, глядя на строгие очертания храмов и монастырей, любуясь их красотой и величием. Музыкальные композиции того времени были созвучны величественной архитектуре соборов, геометрии перспективы, ажурным сводам, красочным витражам. А стены и своды храмов были настоящими музыкальными инструментами, усиливая звуки пения за счет хорошей акустики. Значит, правильный ответ: архитектуру религиозных сооружений. № 2. Как можно охарактеризовать музыку Иоганна Себастьяна Баха? Выберите правильный ответ: тоскливая, образная, героическая, объёмная, историческая, скучная, текучая, идейная. На уроке прозвучали произведения Баха, который известен как мастер полифонии. Он писал музыку, которая отличалась цикличностью, многоголосием, была насыщена яркими образами, отличалась текучестью и объёмом – её звуки заполняли собой огромные пространства католических соборов. Значит, правильный ответ: образная, объёмная, текучая. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, органист, музыкальный педагог, мастер полифонии. Творчество Баха включает в себя более 1000 произведений различных жанров. Родился (21) 31 марта 1685 года в городе Эйзенах. В маленьком Бахе изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами. В десятилетнем возрасте после смерти родителей, Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе. В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила, в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 начинается музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха. Им была написана первая органная музыка. После окончания учёбы Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. Краткое содержание статьи не даёт возможности подробно остановиться на творчестве великого композитора, но именно в это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами. В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение. В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей. Трое умерли в младенчестве, а трое в будущем становятся известными музыкантами. В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм. Счастливая семья имела 13 детей. Продолжение творческого пути В 1717 году Баха переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры). В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты. В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги») В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона. Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным. Краткая биография Баха не даёт полного представления о сложном жизненном пути композитора, о его личности. Подробно с его судьбой и творчеством можно познакомиться, прочитав книги Иоганна Форкеля, Роберта Франца, Альберта Швейцера. |