Главная страница
Навигация по странице:

  • Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

  • Автор Лирический герой

  • Хорошее отношение к лошадям

  • Основные выводы

  • Выберите из предложенных вариантов основную мысль стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

  • К какому типу лирики не относится стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

  • Урок 22. В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям


    Скачать 35.19 Kb.
    НазваниеУрок 22. В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям
    Дата03.05.2023
    Размер35.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаlitr_7_22_1.docx
    ТипУрок
    #1106239

    Урок 22. В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям»

    Сегодня на уроке Вы изучите тему: «В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям»

    1. Жизнь и творчество В. Маяковского.
    2. Начальные представления о лирическом герое. Обогащение знаний о ритме. Начальные представления о тоническом стихосложении.
    3. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Словотворчество Маяковского.
    4. «Хорошее отношение к лошадям». Обогащение знаний о рифме.

    Для успешного обучения и последующей подготовки к итоговой аттестации необходимо освоить все элементы содержания, а также подумать: какова, по вашему мнению, роль поэзии в жизни человека и общества? Что вы знаете о ритме и рифме?
    На этом уроке

    Вам предстоит узнать о жизни и творчестве Владимира Маяковского и его стихотворениях «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» и «Хорошее отношение к лошадям».

    Вы научитесь работать с произведениями, написанными тоническим стихосложением.

    Вы сможетенаходить в тексте неологизмы и богатые рифмы, отличать образ автора от образа лирического героя.

    Словарь:

    Богатая рифма рифма, в которой согласные звуки совпадают до ударного гласного и после него.

    Лирический герой — не сводимый к личности автора образ поэта в лирике, через который он выражает свои мысли и чувства.

    Неологизмы — слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или авторские новообразования слов.

    Ритм — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени.

    Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.

    Стихотворный размер — ритмическая схема, которой подчиняется индивидуальный ритм каждой строки стихотворения.

    Тоническое стихосложение — стихосложение, которое основано на равном количестве ударных слогов в строках при возможном произвольном количестве безударных.

    Основное содержание урока
    Владимир Владимирович Маяковский — один из главных русских поэтов XX века, новатор стиха. Он родился в 1893 году в грузинском селе Багдади, близ Кутаиси, в семье лесничего. В 1906 году семья Маяковского переехала в Москву, там он и начал писать свои первые стихи. Учился в гимназии, поступил в училище живописи. Много выступал со своими стихотворениями, читал лекции, участвовал в диспутах, много ездил по стране. Позднее работал над плакатами в «Окнах РОСТА», часто бывал за границей. Василий Катанян отмечал, что Маяковский прошел короткий по времени, но огромный по насыщенности исторических событий путь. Его стихотворения выделяются силой чувств и переживаний, своеобразным рубленым ритмом.

    Ритм — это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени. Вот что Маяковский говорил о приеме «разбитых строк», к которому он прибегал почти во всех своих стихотворениях: «…Читателю надо переключаться с одного размера на другой. У меня же нет на большом протяжении единого размера. А при разбитых строчках — легче переключаться. Да и строка, благодаря такой расстановке, становится значительнее, весомее…»

    Стихотворный размер — это ритмическая схема, которой подчиняется индивидуальный ритм каждой строки стихотворения (например, 4-стопный ямб). В поэтических произведениях Маяковского часто не соблюдается правильное чередование ударных и безударных слогов в строках. Это придает стихам дополнительной выразительности создает особый ритмический рисунок — поэт прибегает к тоническому стихосложению.

    Тоническое стихосложение — это стихосложение, которое основано на равном количестве ударных слогов в строках при возможном произвольном количестве безударных.

    Маяковский отмечал, что «стихи рассчитаны в основном на чтение с голоса, на массовую аудиторию...». Игорь Ильинский считал, что у Маяковского была та неповторимая манера чтения, о которой трудно рассказать на бумаге.

    Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» было написано в 1920 году.
    Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

    (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева,
    27 вёрст по Ярославской жел. дор.)


    В сто сорок солнц закат пылал,

    в июль катилось лето,

    была жара,

    жара плыла, —

    на даче было это.

    Пригорок Пушкино горбил

    Акуловой горою,

    а низ горы —

    деревней был,

    кривился крыш корою.

    А за деревнею —

    дыра,

    и в ту дыру, наверно,

    спускалось солнце каждый раз,

    медленно и верно.

    А завтра снова

    мир залить вставало солнце ало.

    И день за днём

    ужасно злить

    меня

    вот это

    стало.

    И так однажды разозлясь,

    что в страхе всё поблекло,

    в упор я крикнул солнцу:

    «Слазь!

    довольно шляться в пекло!»

    Я крикнул солнцу:

    «Дармоед!

    занежен в облака ты,

    а тут — не знай ни зим, ни лет,

    сиди, рисуй плакаты!»

    Я крикнул солнцу:

    «Погоди!

    послушай, златолобо,

    чем так,

    без дела заходить,

    ко мне

    на чай зашло бы!»

    Что я наделал!

    Я погиб!

    Ко мне,

    по доброй воле,

    само,

    раскинув луч-шаги,

    шагает солнце в поле.

    Хочу испуг не показать —

    и ретируюсь1 задом.

    Уже в саду его глаза.

    Уже проходит садом.

    В окошки,

    в двери,

    в щель войдя,

    ввалилась солнца масса,

    ввалилось;

    дух переведя,

    заговорило басом:

    «Гоню обратно я огни

    впервые с сотворенья.

    Ты звал меня?

    Чаи́ гони,

    гони, поэт, варенье!»

    Слеза из глаз у самого —

    жара с ума сводила,

    но я ему —

    на самовар:

    «Ну что ж,

    садись, светило!»

    Чёрт дёрнул дерзости мои

    орать ему, —

    сконфужен,

    я сел на уголок скамьи,

    боюсь — не вышло б хуже!

    Но странная из солнца ясь

    струилась, —

    и степенность2

    забыв,

    сижу, разговорясь

    с светилом постепенно.

    Про то,

    про это говорю,

    что-де заела Роста,

    а солнце:

    «Ладно,

    не горюй,

    смотри на вещи просто!

    А мне, ты думаешь,

    светить легко?

    — Поди, попробуй! —

    А вот идёшь —

    взялось идти,

    идёшь — и светишь в оба!»

    Болтали так до темноты —

    до бывшей ночи то есть.

    Какая тьма уж тут?

    На «ты»

    мы с ним, совсем освоясь.

    И скоро,

    дружбы не тая,

    бью по плечу его я.

    А солнце тоже:

    «Ты да я,

    нас, товарищ, двое!

    Пойдём, поэт,

    взорим,

    вспоём

    у мира в сером хламе.

    Я буду солнце лить своё,

    а ты — своё,

    стихами».

    Стена теней,

    ночей тюрьма

    под солнц двустволкой пала.

    Стихов и света кутерьма —

    сияй во что попало!

    Устанет то,

    и хочет ночь

    прилечь,

    тупая сонница.

    Вдруг — я

    во всю светаю мочь —

    и снова день трезвонится.

    Светить всегда,

    светить везде,

    до дней последних донца,

    светить —

    и никаких гвоздей!

    Вот лозунг мой —

    и солнца!
    Его основная мысль заключается в том, что поэзия нужна обществу так же, как солнечный свет. Ее назначение — служить людям. Лирического героя тоже в определенном смысле можно назвать солнцем, ведь он «освещает» все вокруг своим творчеством.

    Лирический герой — это не сводимый к личности автора образ поэта в лирике, через который он выражает свои мысли и чувства. Зино́вий Папе́рный так писал о лирическом герое этого стихотворения: «…Это прежде всего образ труженика. Поэт пригласил солнце на чай, но между ними сразу завязался деловой разговор двух работников, тружеников. Тяжелая повседневная работа в РОСТА оказывается столь же нужной, несущей людям свет и радость, как и работа солнца. Для них обоих, для светила и для поэта, жить — значит трудиться, а трудиться — значит вырабатывать счастье...»

    Приведем цитаты, иллюстрирующие образы лирического героя и автора в этом стихотворении.

    Автор

    Лирический герой

    «Была жара», «пригорок Пушкино горбил / Акуловой горою», «рисуй плакаты!»

    «Ужасно злить / меня / вот это / стало», «в упор я крикнул солнцу»

    «Луч-шаги», «в саду его глаза», «солнца масса»,

    «заговорило басом»

    «Что я наделал! Я погиб!», «хочу испуг не показать», «садись, светило», «сконфужен», «боюсь»

    «Заела Роста», «ты — свое, стихами»

    «Сижу, разговорясь с светилом», «на „ты“ мы с ним»

    «Светить всегда, светить везде», «Вот лозунг мой — и солнца!»

    «Стихов и света кутерьма», «я / во всю светаю мочь»


    Мы видим, что образ автора проявляется через факты его биографии, через авторские описания и поэтическое обобщение в финале произведения. Образ лирического героя виден через описание его чувств и действий.

    Маяковский очень активно работал со словом. Он мог изменить его, если считал, что оно недостаточно выразительное, мог придумать новое. Такие слова называются неологизмами — это слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или авторские новообразования слов. В творчестве Маяковского их очень много.

    Приведем фрагменты стихотворения с некоторыми из них. Посмотрим, от каких слов происходят эти новообразования. Мы видим, например, что неологизм «горби́л» произошел от слов «горб», «горбиться». «Занежен» — от «нежный», «нежиться». «Взори́м» — от зори, заря, восход солнца.

    Обратимся к стихотворению Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», которое было написано в 1918 году.
    Хорошее отношение к лошадям
    Били копыта.

    Пели будто:

    — Гриб.

    Грабь.

    Гроб.

    Груб. —

    Ветром опита,

    льдом обута,

    улица скользила.

    Лошадь на круп

    грохнулась,

    и сразу

    за зевакой зевака,

    штаны пришедшие Кузнецким

    клёшить,

    сгрудились,

    смех зазвенел и зазвякал:

    — Лошадь упала! —

    — Упала лошадь! —

    Смеялся Кузнецкий.

    Лишь один я

    голос свой не вмешивал в вой ему.

    Подошел

    и вижу

    глаза лошадиные...

    Улица опрокинулась,

    течет по-своему...

    Подошел и вижу —

    за каплищей каплища

    по морде катится,

    прячется в шéрсти...

    И какая-то общая

    звериная тоска, плеща,

    вылилась из меня

    и расплылась в шелесте.

    «Лошадь, не надо.

    Лошадь, слушайте —

    Чего вы думаете, что вы их плоше?

    Деточка,

    все мы немножко лошади,

    каждый из нас по-своему лошадь».

    Может быть —

    старая —

    и не нуждалась в няньке,

    может быть, и мысль ей моя

    казалась пошлá,

    только

    лошадь

    рванулась,

    встала нá ноги,

    ржанула

    и пошла.

    Хвостом помахивала,

    рыжий ребенок.

    Пришла веселая,

    стала в стойло.

    И все ей казалось —

    она жеребенок,

    и стоило жить,

    и работать стоило.
    В этом произведении поэт затрагивает тему одиночества и незащищенности в толпе. Лошадь упала посреди улицы, что вызвало смех окружающих, в то время как в лирическом герое эта сцена пробудила «звериную тоску». Он увидел заплаканные «глаза лошадиные», в нем проснулась жалость к бедному животному. Маяковский в этом стихотворении противопоставляет два взгляда на мир. С одной стороны — взгляд безразличной и бессердечной толпы, с другой — добрый, полный сострадания взгляд лирического героя.

    Стихотворение насыщено богатыми рифмами. Вспомним, что рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк, а богатая рифма — рифма, в которой согласные звуки совпадают до ударного гласного и после него. Вот некоторые примеры богатых рифм из стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»: зевака — зазвякал, клешить — лошадь, в вой ему — по-своему, стойло — стоило. Стихотворение заканчивается на жизнеутверждающей ноте. Упавшая лошадь нашла в себе силы подняться и, помахивая хвостом, пошла дальше своей дорогой.
    Основные выводы:

    • Стихотворения Владимира Маяковского выделяются силой чувств и переживаний,  своеобразным ритмом, богатыми рифмами.

    • Через образ лирического героя поэт выражает свои мысли и чувства.

    • В своих поэтических произведениях Владимир Маяковский использовал тоническое стихосложение.

    • В творчестве Владимира Маяковского встречается множество неологизмов.


    Литература:

    1. Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017.

    2. Коровина В. Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — М.: Просвещение, 2017.

    3. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2015.



    Разбортиповоготренировочногозадания

    Одиночный выбор

    Выберите из предложенных вариантов основную мысль стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

    1. солнце — враг человека

    2. назначение поэта — служить людям

    3. у страха глаза велики

    4. семеро одного не ждут

    Необходимо выбрать верный ответ

    Стратегия выполнения задания:

    1. Внимательно прочитаете задание, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

    2. Вспомните содержание стихотворения Владимира Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

    3. Просмотрите все варианты ответов, прокомментируйте каждый из них.

    4. Выберите верный ответ, проверьте себя.

    Разбортиповогоконтрольногозадания

    Множественный выбор

    К какому типу лирики не относится стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»?

    1. к философской

    2. к любовной

    3. к патриотической

    4. к вольнолюбивой

    Необходимо выбрать несколько верных ответов

    Стратегия выполнения задания:

    1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

    2. Вспомните содержание стихотворения Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

    3. Просмотрите все представленные варианты ответов, прокомментируйте каждый из них.

    4. Выберите верные ответы, проверьте себя.




    1 Ретиру́юсь — отступаю.

    2 Степе́нность — рассудительность, серьёзность.


    написать администратору сайта