Урок мужества и доброты по повести "Уроки французского"
Скачать 50 Kb.
|
«В.Распутин. Урок мужества и доброты по повести "Уроки французского"» Цель: раскрыть духовные, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина, формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, продолжить работу по развитию речи школьников. воспитывать у учащихся внимание к слову, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся. ХОД УРОКА (Звучит музыка о школе) С.1.. Учитель: С.2. Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести "Уроки французского", выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи. Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, ее нужно беречь. Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести, но и в себе. Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н.Толстого "Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях", который выражает суть урока. С.3. сообщение учителя о жизни писателя. В.Г.Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть - Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и «Край возле самого неба". Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы: "Я забыл спросить у Лешки-" (1961) и др. Известность принесла повесть«Деньги для Марии" (1967), в 1970 выходит повесть "Последний срок", ставшая классикой "деревенской прозы", рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе Анне, перебирающей как четки свои воспоминания, подводя итог своей праведной жизни. Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины» . Самый популярный из ранних рассказов писателя – это рассказ “Уроки французского” . - Ребята, почему повесть написана от первого лица? (автор изложил биографию). - А что такое биография? (Сочинение, в котором автор излагает историю своей собственной жизни - «Там мне ничего не пришлось выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня». - Как вы думаете, к кому обращена повесть В.Распутина? (Повесть не написана специально для детей. Она обращена и к взрослым, и к детям) - О каком времени пишет писатель? С.4 Это были первые послевоенные, голодные годы. Людям приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. С.5 Мальчик был старшим из троих детей, хорошо учился, но в деревне, где жила семья, была начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр. С.6. С какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни? Непривычными оказались трудности с французским языком. Мальчик привык учиться хорошо. В 11 лет началась самостоятельная жизнь, очень тосковал по дому, вокруг были чужие люди, чужая земля, постоянно не доедал, хотелось есть даже во сне, не жаловался никому, не плакал, надо было быть мужественным, настойчивым, терпеливым, чтобы переносить все эти испытания С.7. - Что заставило мальчика играть на деньги? (Стала пропадать картошка, и ему нечего было кушать) - Как научился Распутин играть на деньги? - Выигрывал он? (Да) - Нравилось это ребятам? (нет) - И что же произошло? (его избили, и нужно было в школе объяснить последствия драки - разбитое лицо) Пересказ эпизода " В школе, наутро после драки". С.8. - Как Лидия Михайловна выясняет, что случилось с героем, посмотрим сценку (Инсценирование) - Это правда, что ты играешь на деньги? - Правда. - Ну и как - выигрываешь или проигрываешь? Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверно? - Выигрываю. - Хорошо хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их наверное теперь много? - Нет, не много. Я только рубль выигрываю. - И больше не играешь? - Нет. - А рубль? Почему рубль. Что ты с ним делаешь? - Покупаю молоко. - Молоко? И все-таки на деньги играть не надо. Обошелся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись? - Можно. - Ребята, вы посмотрели сценку, скажите, как вы можете охарактеризовать героев в этой ситуации? Начнем с мальчика, что в этот момент он пережил? (Он боялся, что его выгонят из школы, это позор, ему стыдно перед мамой, он бережно относился к маме, он боится не наказания, а позора) - А что вы можете сказать о Лидии Михайловне? (В этой ситуации она пытается понять почему мальчик играет на деньги, не наказывает его, а сначала разбирается в сложившейся ситуации). С.9. - Кому противопоставляется в повести Лидия Михайловна? И как такой прием называется в литературе? Антитезой описания учительницы является описание самого мальчика. «Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки». С.10. Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё…. Лидия Михайловна противопоставляется директору, и не только в описании внешности. Она в отличии от директора разбирается в ситуации с мальчиком, а директор ко всем подходит с одной меркой. В чем бы ни провинился ученик, у директора один вопрос: "Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?") - Ребята, сдержал слово мальчик не играть на деньги? (Нет.) С.11. - А почему учительница решилась на игру в "замеряшки" со своим учеником? (Он не хотел брать деньги от нее) - Чем закончилась вся эта игра на деньги? (Директор разоблачил их, и уволил учительницу с работы за не педагогический поступок. Лидия Михайловна вынуждена была уехать). Прослушивание сцены с директором, разоблачение!!! 41 мин. - Ребята на доске ваши рисунки, прошу выйти к доске и прокомментировать, как вы озаглавили свой рисунок, почему вы нарисовали именно этот эпизод, и что больше всего вам удалось в своей работе. С12. Вывод: Мальчик получил уроки добра и мужества. Он не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности. - Ребята, забыл он ее? (Нет) С. 13 - А вы, ребята, всегда ли помните своих учителей? - Помните ли своего первого учителя? - А почему вы их помните? - Таня читает стихотворение "Не смейте забывать учителей". - зачитывают сочинения свои об учителях. С.14. Домашнее задание: напишите сообщение в школьную газету "Где проходит грань между мужеством и предательством, добром и подлостью?" С.15. |