Главная страница
Навигация по странице:

  • "Певец национальных восторгов" Краткая биография

  • (5 января 1884 -7 июня 1967) В 1906—1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном.

  • Н.Гумилёв и С.Городецкий.1910-е гг.

  • Новая книга Городецкого - “Цветущий посох” - была книгой раздумий - о жизни, о поэзии, о себе.

  • В 1924 году А. В. Луначарский привлек его к работе в Большом театре. Поэт сделал новые переводы либретто классических опер “Фиделио”, “Лоэнгрин” и “Иван Сусанин” (1937 - 1944).

  • Пётр Никола́евич Не́стеров - 15 (27).02.1887

  • Георгий Победоносец

  • Городецкий. Урок родной (русской) литературы в 7 классе Сергей Митрофанович Городецкий "Певец национальных восторгов"


    Скачать 2.54 Mb.
    НазваниеУрок родной (русской) литературы в 7 классе Сергей Митрофанович Городецкий "Певец национальных восторгов"
    Дата24.02.2023
    Размер2.54 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаГородецкий.pptx
    ТипУрок
    #953419

    Сергей Митрофанович Городецкий «Воздушный корабль»

    Урок родной (русской) литературы в 7 классе

    Сергей Митрофанович Городецкий


    "Певец национальных восторгов"

    Краткая биография

    Сын писателя-этнографа Митрофана Ивановича Городецкого. Родился в Петербурге 5 января 1884 года.Окончил 6 Санкт-петербургскую гимназию, в 1900-е годы учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета одновременно с Александром Блоком (не окончил) и с этого времени увлёкся поэзией.
    (5 января 1884 -7 июня 1967)
    • В 1906—1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном.

    Н.Гумилёв и С.Городецкий.1910-е гг.

    На смену символизму явился акмеизм, сложившийся как литературное течение к началу 1913 года. Годом раньше возник кружок “Цех поэтов”, подготовившей оформление акмеизма. Блок назвал “Цех поэтов” “Гумилевско - Городецким обществом”. Акмеизм, так же как и символизм, не был единым и цельным течением. Он был представлен в сущности очень разными индивидуальностями. Гумилев и Городецкий, А. Ахматова и О. Мандельштам, М. Кузмин и М. Зенкевич.

    Новая книга Городецкого - “Цветущий посох” - была книгой раздумий - о жизни, о поэзии, о себе.

    Военный период

    Грянули годы первой мировой войны. Городецкого, как и многих других представителей интеллигенции, захватила волна казенного патриотизма. Он воспринимал эту войну как некую великую очистительную бурю, из которой Россия выйдет оздоровленной. Появляется сборник стихов “Четырнадцатый год”. В поэзию Городецкого постепенно входит большая социальная тема. Впечатление тех лет отразились в стихотворениях, составивших сборники “Серп”(1921) и “Миролом”(1923). В 1928 году на страницах журнала “Красная нива” появилась поэма “Красный Питер”, написанная с явной оглядкой на “Двенадцать”. В 1929 году Городецкий выпустил новую книгу, знаменательно озаглавленую - “Грань”.

    В 1924 году А. В. Луначарский привлек его к работе в Большом театре. Поэт сделал новые переводы либретто классических опер “Фиделио”, “Лоэнгрин” и “Иван Сусанин” (1937 - 1944).

    • Пётр Никола́евич Не́стеров - 15 (27).02.1887, Нижний Новгород, Российская империя. Погиб – 26 (8.09).08.1914 в Австро- Венгрии. Русский военный лётчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Самолеты того времени не были оснащены пулеметами для ведения воздушного боя, их целью считали разведку или бомбометание. Чтобы помешать австрийскому самолету сбросить бомбы на русские войска, Нестеров погиб в воздушном бою, впервые применив таран[1] в практике боевой авиации
    • Он взлетел, как в родную стихию, В голубую воздушную высь, Защищать нашу матерь Россию, — Там враги в поднебесье неслись.
    • Он один был, воитель крылатый, А врагов было три корабля, Но, отвагой и гневом объятый, Он догнал их. Притихла земля.
    • И над первым врагом, быстр и светел, Он вознесся, паря, как орел. Как орел, свою жертву наметил И стремительно в битву пошел.
    • В этот миг он, наверное, ведал Над бессильным врагом торжество, И крылатая дева Победа Любовалась полетом его.
    • Воевала земля, но впервые Небеса охватила война. Как удары грозы огневые, Был бесстрашен удар летуна.
    • И низринулся враг побежденный!.. Но нашел в том же лютом бою Победитель, судьбой пораженный, Молодую могилу свою.
    • Победителю вечная слава! Слава витязям синих высот! Ими русская крепнет держава, Ими русская сила растет.
    • Их орлиной бессмертной отвагой Пробивается воинству след, Добывается русское благо, Начинается песня побед.
    • Слава войску крылатому, слава! Слава всем удальцам-летунам! Слава битве средь туч величавой! Слава русским воздушным бойцам!
    • 1914

    ИВАНОВ Георгий Владимирович (29 октября (10 ноября) 1894, Ковенская губ., ныне Литва — 26 августа 1958, Йер-ле-Пальмье, Франция) — поэт, прозаик, переводчик, критик, мемуарист.

    Биография

    • Родился 29 октября 1894 г. в Ковенской губернии в семье офицера
    • В 1905 г., в возрасте 11 лет Иванов был зачислен в Ярославский кадетский корпус
    • Первая серьезная публикация состоялась в 1910 г. в петербургском еженедельнике «Все новости литературы, искусства, театра, техники и промышленности»
    • Большое влияние на него оказывали И. Северянин, Н. Гумилёв, М. Кузмин
    • В декабре 1911 г. вышел его первый сборник под названием «Отплытие на о. Цитеру»
    • В 1912 г. Иванов приобретает первую, небольшую известность в петербургских литературных кругах благодаря публикациям в изданиях: «Нижегородец», «Петербургский глашатай», «Новый журнал для всех»
    • Весной 1912 г. был принят в «Цех поэтов»
    • 26 сентября 1922 г. Иванов выехал в Германию и прожил там около 1 года, а затем перебрался в Париж
    • После переездов Иванов стал одним из самых известных представителей первой эмиграции и сотрудничал со многими журналами как поэт и критик

    Творчество

    • Визуальная природа лирики Георгия Иванова намного более для нее важная, чем интеллектуальное начало или подчеркнутая эмоциональность
    • Уже в ранних стихотворениях становится заметным мотив «бессмыслицы земного испытанья»
    • Сборник «Розы» доносит типичную для Иванова мысль об эфемерности и ненужности «мировой красоты»
    • Его произведения показывают как грубость и примитивизм реальных отношений разрушают последние иллюзии относительно мира как воплощения красоты и добра
    • Вершиной поэтического творчества Иванова стали сборники «Розы» (1931, Париж) и «1943-1958. Стихи» (подготовленный самим автором, но вышедший через несколько месяцев после его смерти). В самом начале 1937 года в Берлине вышла в свет единственная прижизненная книга «Избранного» Иванова — «Отплытие на остров Цитеру», практически повторяющая название первого сборника, вышедшего ровно за 25 лет до этого. Только один из трех разделов этой книги содержал стихотворения, ранее не включавшиеся автором в сборники.

    Георгий Победоносец

    • Георгий Победоносец
    • Идущие с песней в бой,

      Без страха — в свинцовый дождь,

      Вас Георгий ведет святой,

      Крылатый и мудрый вождь.

      Пылающий меч разит

      Средь ужаса и огня,

      И звонок топот копыт

      Его снегового коня.

      Он тоже песню поет,

      В ней — слава и торжество.

      И те, кто в битве падет,

      Услышат песню его.

      Услышат в последний час

      Громовый голос побед.

      Зрачкам тускнеющих глаз

      Блеснет немеркнущий свет!

    О, твердость, о, мудрость

    О, твердость, о, мудрость прекрасная Родимой страны! Какая уверенность ясная В исходе войны!

    Не стало ли небо просторнее, Светлей облака? Я знаю: воители горние — За наши войска.

    Идут с просветленными лицами За родину лечь, — Над ними — небесные рыцари С крылами у плеч.

    И если устали, ослабли мы, Не видим в ночи, — Скрещаются с вражьими саблями Бесплотных мечи.



    написать администратору сайта