Главная страница
Навигация по странице:

  • Беседа по вопросам к документу.

  • Домашнее задание

  • Законы царя Хаммурапи

  • Оборудование

  • и

  • уроки 5 класс. Урок Введение в историю Древнего мира Цели


    Скачать 2.74 Mb.
    НазваниеУрок Введение в историю Древнего мира Цели
    Дата08.04.2022
    Размер2.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлауроки 5 класс.doc
    ТипУрок
    #453110
    страница8 из 46
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   46
    § 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный жи­тель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить.

    § 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вслед­ствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произой­дет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

    § 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хо­зяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра.

    § 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою рабо­ту непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.

    § 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) пла­ту... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, куз­неца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.

    § 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.

    § 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

    § 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому при­казано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

    Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

    М., 1987. С. 59-63.

    3. Беседа по вопросам к документу.

    • На какие группы делилось население Вавилонского царст­ва? (Рабы, человеки (полноправные жители), ремесленники и земледельцы.)

    • Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? (Золото, серебро.)

    • Каких домашних животных разводили жители Вавилона? (Волов, овец, ослов.)

    • Что умели делать жители этой страны? (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)

    • Если человек не имеет средств к существованию, как он мо­жет выйти из этого положения? (Взять землю в аренду (на временное пользование) под проценты.)

    • Как наказывали рабов? (Наносили увечье - отрезали ухо, но не убивали.)

    • Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника? (Убивали.)

    • С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? (Хаммурапи нужна были сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти.)

    ВАРИАНТ 2

    Учащимся после ознакомления с выдержками из законов Хам­мурапи предлагается написать сочинение «Хаммурапи как мудрый

    правитель» (на это задание следует дать 20 минут, учебниками и за­писями ученикам разрешено пользоваться).

    1. Закрепление изученного материала

    • Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? (Это были правила, по которым жили жители этого госу­дарства.)

    • Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.? (Они дают нам информацию о том, как жили жи­тели Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им раз­решал поступать закон в той или иной ситуации.)

    1. Подведение итогов урока

    Вариант урока 18. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (урок-игра)

    Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф. Предполагается также распечатать для учащихся дополнительные материалы, прилагае­мые к уроку.

      1. Игра

    Учитель выбирает 6 человек, которым поручает в качестве домашнего задания написать коллективное сочинение от имени вавилонского царя XVIII в. до н. э. «Мои законы». На уроке пред­ставители этой группы зачитывают сочинение. После этого учитель и учащиеся задают авторам вопросы, вступают с ними в дискуссию. Авторы отстаивают свои положения исходя из мировоззренческих установок гуманизма.

    Если сочинение будет признано удачным, его авторы получают оценку пять, отличную оценку получают также учащиеся, активно принимавшие участие в дискуссии.

      1. Подведение итогов урока

    В конце урока учитель напоминает учащимся, что именно на Древнем Востоке возникла та юридическая система, которая су­ществует до сих пор.

    Домашнее задание: прочитать § 14 Вигасина; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «О чем рассказывают законы Хаммура­пи?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 53 (с. 44).

    Дополнительный материал

    Законы царя Хаммурапи

    Законы Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) - шестого царя первой Вавилонской династии - найдены французской археологической экспе­дицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама), хранятся в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в XII в. до н. э. Кодекс законов содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - ок. 630 гг. до н. э.) в Ниневии. Клино­писный текст состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. В первой и последней частях указана цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справед­ливость сироте и вдове...» В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи стоящим в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и обществен­ный строй Древневавилонского царства.

    В статьях законов можно найти упоминание о том, что в Вавилоне были развиты оросительное земледелие, скотоводство, ремесла, тор­говля; сельскохозяйственными орудиями труда были плуг, борона, лопата, мотыга, оросительное орудие.

    Статьи законов об аренде и найме, так же как и о рабстве- должничестве, свидетельствуют об имущественном расслоении, ли­шении крестьян частично или полностью земли, скота, сельскохозяй­ственных орудий. В статьях указывается на определенную плату за аренду или наем.

    В эпоху Хаммурапи значительное развитие получило долговое рабство. В долговое рабство попадали разорявшиеся крестьяне, ремес­ленники. Они, беря в долг зерно, деньги у богачей, обязывались возвра­щать долг с процентами. При возврате зернового долга уплачивали 30% годовых, а денежного - 20%. Должник, не погасивший в срок ссуду, становился рабом своего кредитора или отдавал ему в кабалу человека своей семьи. Это приводило к обострению отношений между бедными и богатыми. Чтобы смягчить эти противоречия, Хаммурапи ограничил действия заимодавцев. Они обязаны были: 1) брать от должника хлеб в счет погашения денежного долга, но не имели права самовольно брать зерно из амбара или закрома должника; 2) по истечении трех лет на четвертый год отпускать должников на свободу; 3) в течение трех лет с должником нельзя было плохо обращаться. В случае смерти должни­ка от побоев или дурного обращения по принципу равного возмездия казнили соответственно члена семьи заимодавца (дочь, сына, жену). Этими мерами Хаммурапи хотел защитить бедных от произвола бога­тых и тем самым укрепить единство свободных людей.

    Из статей законов видно, что рабами были военнопленные. Ино­гда в рабов обращали осужденных по суду. Раб находился в полной собственности своего хозяина. Раба можно было продать, передать наследнику. В наказание рабов обычно не убывали, не калечили. Им наносили физическое увечье - отрезали ухо, что не лишало раба трудоспособности. Убийство раба нанесло бы материальный ущерб господину раба. В качестве протеста против порабощения и экс­плуатации рабы убегали от своих хозяев. Но и* ловили, а тех, кто их укрывал, казнили. Законы Хаммурапи охраняли собственность рабовладельцев.

    Воинам в законах Хаммурапи уделяется особое внимание. Войско в эпоху Хаммурапи было профессиональным, постоянным, находилось па царском довольствовании. При натуральном хозяйстве и наличии большого фонда земли у Хаммурапи основным вйДОм этого довольст­вования, обеспечивающего воина и его семью, являлся надел из царской земли. В связи с этим воин был зависим только от царя. Вместе с тем такое довольствие делало войско прочным оплотом деспотической власти царя и государства.

    Из статей известно правовое положение воинов. Смертной казнью каралась посылка воином вместо себя заместителя- Из плена воина вы­купали. Вернувшемуся из плена воину возвращал^ его надел. В случае гибели воина весь его надел передавался взрослому сыну, а малолет­нему сыну только часть надела в целях обеспечения его воспитания, закон защищал воина от злоупотреблений со стороны его командира и от произвола заимодавца.

    Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

    М., 1987. С. 58-64.

    Урок 19. Финикийские мореплаватели

    Цели: ознакомить учащихся с важнейшими открытиями и дос­тижениями финикийцев в области культуры; продолжить формиро­вание умений правильно показывать на карте исторические объек­ты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, самостоятельно строить рассказ на основе одного-двух источников знаний.

    Оборудование: карты Средиземноморья и мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

    Ход урока

        1. Организационный момент

        2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

    1. Подготовка устного ответа по карточке № 15. .


    КАРТОЧКА № 15

    Подготовь развернутый ответ на вопрос: «О чем рассказывают

    законы Хаммурапи?»

    Для этого вспомни:

    • Какие природные явления происходили с реками в этих странах?

    • Кем был Хаммурапи?

    • Чем прославился Хаммурапи?

    • Где были высечены законы этого царя?

    • Какие классы существовали в Древнем Вавилоне?

    • Какие занятия были у его жителей?

    • Какое самое распространенное наказание было прописано в зако­нах за преступления?

    • Какое отношение в законах было к рабам и свободным гражда­нам в этой стране?

    Сделай вывод.

    Примерный ответ учащегося

    Хаммурапи был самым могущественным и знаменитым царем Ва­вилона. Он прославился своими законами, которые были высечены на большом столбе из твердого черного камня. Прочитав их, ученые выяснили, что в Древнем Вавилоне существовали рабовладельцы, рабы, ремесленники и крестьяне. Они умели обрабатывать землю, разводить сады, выращивать пшеницу, строить дома, плотины, шить одежду, обрабатывать кожу, торговать. За совершение преступления наказа­ние - смерть. Рабы не имели никаких прав, существовали наравне с ве­щами. Законы защищали права подданных самого Хаммурапи. Таким образом, этот документ дает нам очень много сведений о жизни жите­лей Древнего Вавилона.

    2.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   46


    написать администратору сайта