Методдическая копилка. Методическая копилка игр по истории 5-8 класс.. Урока истории 58 классы Исторический снежный ком
Скачать 161.34 Kb.
|
Игры для урока истории 5-8 классы «Исторический снежный ком». В игре принимают участие несколько человек, которые выходят к доске и строятся в одну линию. В 6 классе при изучении темы «Куликовская битва» была проведена данная игра. Первый участник игры называет имя исторического героя, например, «Дмитрий Донской». Следующий участник должен сначала повторить сказанное первым, а затем назвать другое имя, слово или словосочетание, например,» «Дмитрий Донской, Куликово поле». Следующий повторяет слова 1 и 2 участников, добавляя слово. В конце концов получается длинный ряд, относящийся к теме «Куликовская битва». Если участник игры ошибается или делает длинную паузу, то он выходит из игры и садится на своё место. Победителем оказывается тот, кто останется последним и скажет правильно всю получившуюся цепочку. Игра «Вассал – сеньор» проведена при изучении в 6 классе темы «Феодальная лестница». Используя нарисованную на доске схему феодальной лестницы, ученики должны назвать, кто является вассалом, кто сеньором. Я говорю: «Граф», ученики: «барон». Я называю: «Король», ученики: «Герцог, граф» и т.д.Игру можно изменить: учитель называет вассала, ученики – сеньора. Игра «Исторические пятнашки». Эта игра проведена на уроке обобщающего повторения в 6 классе.На доске рисуется квадрат, делится на 16 клеток, в которых записаны даты. Ученикам предлагается восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату, необходимо назвать событие, о котором идёт речь:
Игра «Мнемотехника» По определенной теме необходимо заранее подготовить 30 слов (фамилий, названий, терминов) Эти слова учителю необходимо рассортировать по степени мнемонической сложности: в первом десятке — достаточно простые для запоминания, во втором сложнее, в третьем наиболее трудные для запоминания слова или словосочетания. Игра проводится в три тура. Учитель зачитывает слова для первого тура, ученики внимательно слушают, ничего не записывая. Когда учитель перечислил все 10 слов, учащимся дается время (3 минуты) для записи слов, которые они запомнили. По прошествии времени учитель выявляет победителя — того, кто запомнил больше всех: «Поднимите руки, кто записал 10 слов? « (или 9 слов, 8 и т.д., пока не выяснится, кто является автором самого длинного списка). Подобным образом проводятся 2-й и 3-й туры. Тот, кто победил во всех З турах, получает оценку По теме «Отечественная война 1812 г. могут быть использованы следующие слова:
Игра направлена на развитие памяти и внимания учащихся. Довольно часто на уроках проводится игра «Три направления». При повторении «Передняя Азия в древности» ученики распределились на страны: «Финикия», «Ассирия», «Вавилон». Медленно называю слово, которое относится к истории одной из этих стран. Задача каждого ряда встать сразу, как сказано слово, относящееся к стране. Примеры заданий: Хаммурапи, алфавит, железо, пурпурная краска, Вавилон, клинопись, колонии, таран, Ниневия, Библ, библиотека глиняных книг, законы, Ливанские горы. Данную игру можно провести: Представители направлений в общественном движении России конца XIX века: консерваторы, либералы, социалисты. Представители разных областей культуры: наука, живопись, музыка, театр. Представители разных направлений в культуре: классицизм, романтизм, реализм. Игра «Что? Где? Когда?» Данную игру я провожу в двух вариантах: Используя информационные технологии. На слайде изображение (карта, картина, схема и т.д.). Ученики должны назвать событие, когда и где оно произошло. На доске или на карточках ученики должны заполнить пропуски. На примере изучение темы «Внешняя политика Екатерины II» 7 класс
Игра «Герой, дата, событие». Учитель называет имя царя или личности. Один ученик называет, чем знаменит этот царь и личность. А другой ученик называет дату этого события или правление царя или дату реформы личности. Это игра развивает память, внимание, быстроту реакции, помогает закрепить пройденный материал. Игра «Молодые исследователи». Россия в первой четверти XIX века. Условия игры: 1. Прочитать отрывок из документа; 2. «Исследовать» его, определить, кто и в связи с чем его составил. 1. «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих по одиночке или целыми селениями на волю, и вместе с тем утвердить участок земли… Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землёю в собственность, внесут подушный казённый оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою, и исправляя наравне с другими казёнными крестьянами земские повинности, оброчных денег в казну не платят». 2. В Манифесте Сената объявляется: Уничтожение бывшего правления. Учреждение Временного до установления постоянного, выборным. Свободное тиснение, и потому уничтожение цензуры. Свободное отправление богослужения всем верам. Уничтожение права собственности, распространяющееся на людей. Равенство всех сословий перед Законом. Объявления права всякому гражданину заниматься чем он хочет… Сложение подушных податей и недоимок по оным. И т.д. 3. «… Рассуждая, что назначение общего главнокомандующего армиями должно быть основано, во-первых, на известных опытах в военном искусстве, отличных талантах, на доверии общем, а равно и на самом старшинстве, посему единогласно убеждаются предположить к сему избранию генерала от инфантерии князя Кутузова…». 4. «Самые крестьяне из прилежащих к театру войны деревень наносят неприятелю величайший вред… Крестьяне, горя любовью к Родине, устраивают между собой ополчения. Случается, что несколько соседних селений ставят на возвышенных местах и колокольнях часовых, которые, завидя неприятеля, ударяют в набат. При сем знаке крестьяне собираются, нападают на неприятеля с отчаянием не сходят с места битвы, не одержав конечной победы. Они во множестве убивают неприятелей, а взятых в плен доставляют в армию. 5. «Его величество император всероссийский и союзники его, с одной стороны, и его величество король французский и наварский, с другой стороны, одушевляемы будучи равномерным желанием прекратить долговременные беспокойства Европы и бедствия народов прочным миром, основанном на справедливом распределением сил между державами… Не желая более требовать от Франции теперь, когда она, перешла под отеческое покровительство своих королей, представляет таким образом Европе залог безопасности и благонадёжности… Их реченные величества назначили полномочных для соображения, постановления и подписания мирного и дружественного трактата (со стороны России Разумовский и Нессельрод, со стороны Франции - Тайлеран)». 6. «Вся земля, в каждой волости надлежащая, разделяется на 2 части: волостную и частичную…» «Верховная власть разделяется на законодательную и верховно - исполнительную. I –е народному вече; II –я Державной Думе. Сверх того нужна ещё власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов. Власть блюстительная поручается верховному собору» Игра «О ком речь?» Учитель зачитывает поэтические (возможно, и прозаические) описания кого-либо из исторических героев. Участникам игры нужно после каждого описания громко сказать имя героя, о котором шла речь. Тема: «Отечественная война 1812 г. Перед чтением каждого отрывка имеет смысл называть автора, например: Послушайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова и скажите, о каком человеке идет речь. Ему, погибельно войною принужденный, Почти весь свет кричал: ура! При визге бурного ядра Уже он был готов — но... воин дерзновенный! Творец смешал неколебимый ум, Ты побежден московскими стенами... Бежал!.. и скрыл за дальними морями Следы печальные твоих высоких дум <...> Зачем он так за славою гонялся? Для чести счастье презирал? С невинными народами сражался? И скипетром стальным короны разбивал? Зачем шутил граждан спокойных кровью, Презрел и дружбой и любовь И пред творцом не трепетал?.. (о Наполеоне) ...душой готов на подвиг ратный, Берег войска, не шел вперед, А шел упрямо на попятный. И невзлюбил его народ. И недовольства смутный ропот Шел словно тень за ним шаг в шаг. Сквозь канонаду, конский топот Он слышал вечное: чужак... Упряма заблуждений сила. И даже Пушкина перо Не очень-то и защитило, Добром воздавши за добро. (о Барклае де Толли) (Из стихотворения Натана Злотникова) Начальник в бурке на плечах, В косматой шапке кабардинской, Горит в передовых рядах Особой яростью воинской. Сын белокаменной Москвы, Но рано брошенный в тревоги, Он жаждет сечи и молвы, А там что будет вольны боги. (о Д. Давыдове) (Из стихотворения-автопортрета Дениса Давыдова) Удальцов твоих налетом Ты — их честь, пример и вождь По лесам и по болотам, Днем и ночью вихрь и дождь, Сквозь огни и дым пожара Мчал врагов, с твоей толпой Вездесущ, как божья кара, Страх нежданного удара И нещадный дикий бой! (о Д. Давыдове) (Из стихотворения Н.М. Языкова) И ты стоял — перед тобой Россия! И вещий волхв, в предчувствии борьбы, Ты сам слова промолвил роковые: «Да сбудутся ее судьбы!..» И не напрасно было заклинанье: Судьбы откликнулись на голос твой!.. (о Наполеоне) (Из стихотворения Ф.И. Тютчева) Эта форма обобщения дает возможность школьникам познакомиться с отрывками из стихотворений замечательных поэтов, реализуя межпредметные связи. Игра «Жили ли они?». В 5 классе провожу эту игру также в нескольких вариантах На доске или на листочках записаны имена исторических деятелей, мифических героев, богов и ученики должны поставить + около имени, если жил, -, если мифический герой или бог. Против каждого имени исторического деятеля коротко запишите: когда, где жил, кем был? Ученикам могут предложены имена: Ганнибал, Хеопс, Аполлон, Сет, Солон, Посейдон, Геракл, Спартак, Одиссей, Тутмос, Дионис, Геродот, Демокрит, Перикл, Хаммурапи, Прометей, Гомер, Ахиллес, Кир, Аларих, Фидий, Эсхил, Гефест, Ксеркс, Гесиод, Траян и др. Рассказ от имени героя. Ролевая игра. Ученики должны рассказать от имени героя. Данная ролевая игра позволяет творчески переработать полученную традиционными способами историческую информацию. Кроссворды, чайнворды, головоломки, криптограммы, ребусы и т. д. Эти игры позволяют эффективно развивать память, внимание, быстроту реакции, оперативность и гибкость мышления, умение слушать другого человека и помогают закрепить пройденный материал. Живая картина. Ученики оживляют какое-либо историческое событие по учебной картине: "Сбор дани", "Продажа крепостных"и т. д. Рекламный плакат.Ученикам предлагается страны или города, по которым они должны составить рекламу. Она должна быть достаточно яркой, чтобы быть привлечь внимание каждого. Данное творческое игровое задание позволяет ученикам посмотреть на изученный материал под другим углом зрения, - это вариант практической работы на уроке истории. Результативность опыта Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: игра является одним из современных средств обучения и воспитания, обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их "личностных" отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом. Но как это возможно? Через игровую деятельность, т.к. игра - это средство создания "детского общества". Игра или игровая деятельность несёт в себе, как минимум, две стороны, две самостоятельных "жизни" участников. Первая - это сама игра с её правилами, сюжетом, результатами. Вторая - взаимоотношения людей (участников) в ходе игры. Вот эта вторая жизнь и есть то содержание, которое должны усвоить дети в ходе нравственного воспитания. Игра - это деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребёнка. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Таким образом, дидактическая игра на уроках должна постоянно пополнять, углублять и расширять знания, быть средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычный процесс обучения, т.к. в играх присутствуют фантазия детей, развитие творческих способностей; самостоятельный поиск ответа, активность учащихся; новый взгляд учеников на известные уже факты и явления; пополнение и расширение знаний; установление связей, сходства или различия между отдельными событиями; свобода выбора у учащихся; целеполагание и навык достижения цели; многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах, и что очень важно, не под давлением, а по желанию самих учащихся; выработка моральных норм у детей в ходе игры; воспитание уверенности в себе и самодостаточности у детей - будущих взрослых. В заключение, хотелось бы привести слова Анатолия Гина: "Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам". "Идеальная дидактика - это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах". урок – игра “Колесо Истории” Урок предполагает повторение пройденного материала за 7-8 класс, а так же в увлекательной форме развивает интерес к предмету. Оборудование: кареты (нарисованные) по числу заданий, плакат с названием игры, Кроссворд (3 шт.), карточки с мимическим выражением (на каждого), криптограмма (3 шт.) головоломка (на каждого). Буквы: В, О, У, С, В, Р, О. Класс заранее делится на 3 команды ( разделение может проходить любым способом: по желанию, по какому-нибудь признаку и т.д.) Начало игры. Сегодня мы попали с вами в игру “ колесо истории”. Нам необходимо справиться с девятью различными заданиями, для того чтобы их решить быстро и правильно вам необходимо работать дружно и слажено, уметь слушать и слышать товарища. Желаю удачи! Итак, первое испытание, оно оценивается в 1 балл, и называется “Немогузнайка” Из букв, которые вы видите на доске вам необходимо составить слово. Даю подсказку. Великий русский полководец, был ярым врагом муштры. Воспитывал в солдате смекалку, знание своего дела, умение ориентироваться в обстановке. (Суворов) Конкурс 2. “Интервью с историческим героем” Задание оценивается в 3 балла. Детям заранее, до начала игры, дается задание придумать интервью с историческим лицом (два человека из команды). Далее они представляют его командам не называя имени. Команда должна определить и назвать исторического деятеля и время егоправления. Конкурс 3. “О ком? О чем?” Задание оценивается в 5 баллов. 1. Почему копье и щит неразлучны, но извечные враги.? (Копьё для нападения, а щит – защита от него.) 2. Что означают слова женщины отправляющей мужа на сражение : “ С ним или на нем:”? (Вернись победителем или погибни со славой). 3. Как назывался в царской армии солдат, не мечтавший стать генералом, но служивший ему? (Денщик). 4. Вид старинного оружия, которым делали секирбашка? (Секира) 5. Кто создатель Андреевского флага, рисунка к нему? (Петр 1. Белый цвет – вера, косой крест символ верности.). 6. Как называют наплечные знаки в русской армии и на флоте? (Погон и эполет) 7. Кого называют бойцом невидимого фронта, опровергнувшем поговорку: “ один в поле не воин”? (Разведчик) 8. Как называется подросток, Обучающийся морскому делу? (Юнга) Конкурс 4. “Темная лошадка”. “Куда пойти учиться?” Задание оценивается в 3 балла. Дети должны отметить учебные заведения для представителей пяти социальных групп с учетом их возможности и направленности. Духовная академия Дворянин Морской корпус Купец Солдатская школа Солдат Штурманская школа Разночинец Артиллерийский корпус Представитель духовенства Смольный институт Народное училище Коммерческая школа Пажеский корпус Медицинская школа. Ремесленная школа Академия художеств Семинария. (Дворянин – 2,5,6,9; Купец – 8; Разночинец – 4,10,11,12; Духовенство – 1,13; Солдат – 3,7) Конкурс 5. Кроссворд По вертикали вы прочтёте выражение “как называли себя жители Древней Греции” К онкурс оценивается в 2 балла … язык (Эзопов) … пята (Ахиллесова) … муки (Танталовы) нить … (Ариадны) … конь (Троянский) … конюшни (Авгиевы) Конкурс 6. “Головоломка” Оценивается в 5 баллов (Приложение 2) (Их главное достоинство – мужество) Найдя буквы с одинаковыми значками и составив слова, вы прочитаете что сказал греческий историк Геродот о Персах. Конкурс 7. “Блеф–клуб” Оценивается (4б). 1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды? (Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц) 2) Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I? (Нет. Александр II является племянником Александра I.) 3) Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II? (Да, французский император в 1910 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал) 4) Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые называли “столыпинскими”? (Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность) 5) Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами? Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению, словно градины. (Да, действительно корсеты княжен были целиком прошиты драгоценными камнями.) 6) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались? (Да) 7) Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии “Горе от ума” Грибоедов? (Да. 10 февраля 1828 года в деревне Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязании на Грузию, Азербайджан и Восточную Армению) Конкурс 8.“История оружия” Конкурс оценивается в 3 балла 1. Как назывались первые русские воины? (Дружинники) 2. Назовите виды холодного оружия. (Булава, меч, пика, сабля, секира, шашка, штык, кинжал, топор, нож) 3. Как называется часть войск, идущая впереди главных сил? (Авангард) 4. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы? (Снайпер) 5. Как называется здание, в котором живут солдаты? (Казарма) 6. О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни? (О саперах) Конкурс 9. “Гонка за лидером” Оценивается в один балл. Столица древнего Египта. (Мемфис) Подневольный человек. (Раб) Древний гроб. (Саркофаг) По окончании игры детям предлагается поднять таблички с тем выражением лица, которое подходит к их оценке урока. Также можно заслушать детей, почему ты поднял ту или иную картинку. |