Урок литературы в 9 классе Герой нашего времени. Урока. Определить причины отчуждения простого человека
Скачать 73 Kb.
|
Цель урока. Определить причины отчуждения «простого человека» Максим Максимыча и Печорина. Задачи. Введение понятия «психологический портрет», повторение понятия «художественная деталь» как средства раскрытия характера, души героя. Совершенствование навыка выразительного чтения. Формирование способности анализировать. Интерпретировать текст. Умения высказывать и аргументировать собственное мнение. Развитие рефлексивно – аналитического мышления. Нравственно – эстетическое воспитание. Оборудование, ТСО, наглядность. Мультимедийный проектор, экран. На доске – тема урока. Эпиграф. Эпиграф. …И тьмой и холодом объята Душа усталая моя… М.Ю.Лермонтов - 1- 1. Слово учителя. Слайд 1 Начать наш урок мне хотелось бы словами В.Г.Белинского о романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»: «…взгляд наш упал на первую страницу – и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою». Действительно, чтение романа доставляет истинное наслаждение. Это удивительный психологический роман, в котором «не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; весь роман от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом». Лермонтов написал первый в русской литературе книгу, в которой главное не ход событий и не взаимные отношения героев, а те внутренние процессы, что происходят в сознании. В сердце и уме человека. Ценность романа в том, что в нем на первый план входят нравственные и философские вопросы, важные в любую эпоху: принимать или не принимать мир, если человек не может достичь в нем счастья? Какой выбор следует сделать: в пользу ли слепой веры в предопределение или в пользу разумного, свободного отношения к бытию? И связаны они с образом главного героя, «героя своего времени», - Григория Александровича Печорина. В «Предисловии к «Журналу Печорина» автор прямо говорит о своей цели: «история души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…». История души Печорина становится сюжетом романа. Но характер героя – загадка, которую предстоит разгадать читателю постепенно, от главы к главе. Сегодня мы обратимся к главе «Максим Максимыч». 2. Сообщение и запись темы урока. Слайд 2. -Наш урок мы так и назовем – «История души человеческой…» (Глава «Максим Максимыч»). Слайд 3. Читая первую повесть «Бела», мы были захвачены драматической историей любви Печорина к черкешенке. - Каким увидели вы главного героя из рассказа о нем Максима Максимыча? - Почему он кажется М.М. странным? - Что добавила к вашему представлению о герое автохарактеристика Печорина? -2- -Но повесть не сводилась для автора к истории взаимоотношений П. с Белой, Не менее интересен и образ штабс – капитан Максима Максимыча, находящегося как бы в тени столь яркой. Неоднозначной личности, кА П. У Лермонтова есть поразительное стихотворение, написанное от лица старого солдата, - «Завещание». Слайд 4. Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Мне остается жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж…Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен… …Отца и мать мою едва ль Застанешь ты в живых… Но если кто из них и жив. Скажи, что я писать ленив, Что полк в поход послали И чтоб меня не ждали. -Все мог бы, вероятно, сказать о себе и М.М., благородный и сильный духом офицер, который годами подвергал себя военной опасности. - Что вы узнали о нем? Рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени он провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт. И видим. Что он пользуется их уважением (приглашение на свадьбу). Несмотря на то что он с явным пренебрежением говорит о них, он все же хорошо изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки. - Помните, как он рассказывал о том, что у него нет семьи. («У меня нет семейства. Об отце и матери я двенадцать лет уже не имею известия…» - Кому он отдает все свое нерастраченное чувство любви? (Он очень привязан к Беле, по – отечески любит ее и Печорина – единственного, пожалуй. Близкого ему человека – и такого далекого!). - Это ли не качества, достойные уважения и восхищения! - Вы обратили внимание на то, как заканчивается повесть «Бэла»? -3- Напечатанная в «Отечественных записках» в 1838 г. Как самостоятельное произведение, она бы им и была. Но последний абзац посвящен не Бэле, не Печорину, а М.М. (Прочитать) Она как бы подготавливает переход к следующей повести. Где М.М. займет еще более важное место, - и названа она его именем! Хотя главным лицом в ней является, конечно, Печорин. 3. Анализ первичного восприятия. Слайд 5. Глава «Максим Максимыч»… Менее интересная по содержанию. Она на первый взгляд кажется такой простой: нет в ней острых столкновений или борьбы, здесь никто не гибнет, как в «Бэле», «Княжне Мери» или «Фаталисте». - О чем она? Каков ее сюжет? (Сюжет чрезвычайно прост: проездом во Владикавказе встречаются три человека и вскоре разъезжаются, каждый по своему пути). -Какое впечатление произвела на вас повесть? - Почему? - Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление, «Бэла» или «Максим Максимыч»? Попробуйте объяснить причины этого. 4. Переход к теме урока. Слайд 5. - Почему так грустно заканчивается встреча М.М. и Печорина? Куда и почему так торопится Печорин? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту. 5. В повести «Бэла» мы слышим о Печорине из уст человека, близкого его знавшего, но не способного понять сложную натуру героя, человека совсем другого сознания М.М. Слишком уж они разные. Здесь читатель узнает о Печорине от автора – странствующего офицера. Это человек печоринского склада, обладающий гораздо большей проницательностью. Его глазами дается портрет главного героя романа. 6. Введение понятия «психологический портрет». Противоречия в образе Печорина. - Только здесь, в середине из пяти частей, составляющих роман, Лермонтов рисует портрет П., причем так, как до него не делал никто. Чтобы точнее представить себе, что нового внес этот портрет в русскую литературу. Обратимся к Пушкину. -4- Пушкинские портреты кратки. Почти всегда он сообщает возраст героя, цвет или общий облик одежды и самое общее представление о внешности. Слайд 6. В «Выстреле» граф был мужчина лет тридцати двух, прекрасный собою», Дуня в «Станционном смотрителе» - «девочка лет четырнадцати…Красота ее меня поразила». «Главное во всех пушкинских портретах: они дают материал для иллюстрации. Но не помогают понять характер. Психологию героя. Пушкин не ставил такой задачи. В его прозе характеры людей раскрываются в поступках, в действии…» Н.Г.Долинина (Дать справку о Наталье Григорьевне Долининой – учителе и авторе книг о русской классике). Слайд 7. У Лермонтова задача иная: понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко. Как до него никто не заглядывал. Все подчинено этой задаче: композиция романа и подбор героев, описания природы и диалоги. Выполнению этой же задачи служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе. - Итак, запишем в тетрадь : «Портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе». -Что же такое психологический портрет? Попробуйте сформулировать самостоятельно. Слайд 8. Психологический портрет – описание внешности. Сочетающееся с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа. 7. Чтение учителем отрывка – портрета П. Слайд 9. Задание (дать перед чтением). Какие особенности внешности показаны в портрете Печорина? Какие детали позволяют проникнуть в душу героя. Раскрывая его характер? 8. Повторение понятия «художественная деталь». Слайд 10 «Художественная деталь». -5- Слайд 11. Анализ портрета Печорина. Сначала описаны рост, сложение героя. «Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни. Ни бурями душевными…» Для писателя. Как видим. Важно не живописное впечатление от П., а те особенности внешности, которые помогают понять его характер. Сразу же – с первого взгляда – в П. угадывается сильный как физически, так и душевно человек. От роста и сложения автор переходит к одежде (текст). Какое несоответствие бросается в глаза? Родовой аристократ (маленькие руки, бледные пальцы, ослепительно чистое белье) – вместо того, чтобы блистать в гостиных – сидит на скамье у ворот грязной гостиницы и ждет, когда заложат его лошадей. Зачем он здесь? Почему? Какая – то противоречивость бросается в глаза сразу. Во всем, что прочтем дальше, это ощущение противоречивости усилится. «Его походка была небрежна и ленива, но…он не размахивал руками. – верный признак скрытности характера…Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки…» Небрежность - и сдержанность. Стройность, прямизна стана – и расслабленность. Отметив сначала сложение П., автор теперь находит в его позе «нервическую слабость» и даже что – то женственное. Та же странность, необычности, противоречивость – в лице. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30». «Женская нежность» кожи; белокурые вьющиеся волосы; бледный. Благородный лоб – и следы морщин… Внешность юного, нежного мальчика – и зрелого мужчины одновременно. Все необычно в этом лице. - Говорят, глаза – зеркало души. Глазам П. Лермонтов посвящает целый абзац. «Они не смеялись, когда он смеялся!» - Обобщим наши наблюдения. /портрет Печорина свидетельствует. С одной стороны, о сложности и противоречивости его натуры, а с другой – о его усталости и холодности (глаза)/ - Как видим, Лермонтов через внешность показывает психологию, характер, душу. -6- Этому научились у него Гоголь, Достоевский, Толстой – те великие писатели. Которых мы называем классиками. 9. Анализ иллюстрации – портрет Печорина. - Какие черты характера переданы в этом портрете? 10. Анализ сцены встречи Максима Максимыча и Печорина. Составление «партитуры чувств» к их диалогу. Переходим к ключевой сцене – встрече М.М. и П. 1) Какой, по – вашему, должна быть их встреча? (вопрос требует творческого воображения, умения под новым углом вспомнить содержание «Бэлы») 2) Чтение эпизода встречи в лицах ( со слов «Я обернулся к площади и увидел…» до «глаза его поминутно наполнялись слезами»). 3) Постановка проблемного вопроса. Слайд 12 Какими средствами рисует автор равнодушие Печорина и взволнованность Максима Максимыча? Скучает и теперь, встретив старого друга. Скучал бы и с ним – потому и не хочет задержаться. Других причин нет – только скука! - О чем говорит его улыбка? Как понять странного человека? Приятно ему все – таки видеть М. или улыбка его насмешлива? (это скорее горькая ирония над самим собой). - М. полон воспоминаниями, старик не может удержаться и говорит о том. О чем, пожалуй, бестактно напоминать (текст). «Печорин чуть – чуть побледнел и отвернулся…(Пауза!) - Да, помню! – сказал он, почти тотчас принужденно зевнув…» - Какая очень важная деталь привлекает наше внимание? Печорин чуть - чуть побледнел и отвернулся (заметил – П. отвечает не сразу!) - Почему чуть – чуть побледнел и отвернулся? Почему принужденно зевнул? Может быть, он до сих пор не простил себе происшедшее с Бэлой и ему все еще очень больно? Равнодушный ко всему на свете, в том числе и к собственной судьбе. Не может спокойно вынести этого не прощенного им самому себе упрека. Как не может спокойно вспоминать историю с Бэлой в беседе за фазаном и кахетинским с М.М.! П. знает, что встреча с М.М. не развеет его скуки. А горечь лишь усилит. И потому избегает непростых объяснений. Он боится воскресить прежнюю боль. Наталья Долина считает, что Слайд13 -7- - Согласны вы с её мнением? - Как реагирует Максим Максимыч на отказ Печорина остаться всего на два часа? Какие детали показывают его состояние? Эпизод с дневником И снова странен этот человек. - Как он предлагает поступить с его дневником? Оттолкнув, может быть, единственного любящего, преданного ему человека, он отталкивает и себя, свое прошлое – ведь оно в тех бумагах. От которых он отрекся. _ Что же ему дорого на свете? Неужели – ничто? - Ребята, наши наблюдения над текстом я представила в этой таблице. Слайд 14. 11. – Обобщим наши наблюдения по образам Максима Максимыча и Печорина. Образ Максима Максимыча. В небольшом по объему произведении автор сумел воссоздать неповторимый образ Максима Максимыча – человека простодушного и доброго, верного своим привязанностям. Он способен на глубокие и сильные чывства, и при этом у него есть самообладание. Это, по мнению В.Г.Белинского, «добрый простак, который и не подозревает. Как глубока его натура, как высок и благороден он». Такие люди – редкость, и дружба с ними – это счастье. Печорин встретился с таким человеком и – прошел мимо. До какой же степени надо разочароваться в людях. Утратить интерес к жизни, чтобы это произошло! Образ Печорина. Рассмотрим происшедшее с т. зр. М.М. Обида М.М. привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения П. и объясняет по-своему. (текст) - Что чувствует М.М.? Понимаем ли мы его чувства? Прав ли он, говоря, что П. пренебрег им, т.к. он «не богат, не чиновен»? К сожалению. М.М. не смог понять. Что встретился с другим Печориным. Каким? Ведь фабульно эта глава – последняя! (Духовно сломленным, разочаровавшимся). Анализ эпиграфа. -8- От былой неуемной энергии интереса к людям не осталось и следа (вспоминаем «Бэлу», «Тамань»). Равнодушие и апатия воцарились в его душе. Так у него все наболело, что нет желания ни рассказать о себе, ни выслушать другого (он-то ни о чем не спросил М.М.!). Будучи проницательным человеком, он не мог не заметить радости М.М. от встречи и огорчения, но П. не до М.М. Он говорит Максиму Максимычу: «Я спешу». Но на самом деле он бежит. От кого или чего? (От самого себя). Некогда он писал, что «Дневник» со временем будет для него драгоценным воспоминанием, а теперь он безразличен к судьбе своих записей. Прошлое перечеркнуто, настоящее мало радует. Будущее бесперспективно. Таковы безрадостные итоги незаурядной. Одаренной личности. Анализ иллюстраций. Слайд 15. - Ребята, перед вами иллюстрация Н.Н. Дубровского к роману. Прочитайте фрагмент текста, соответствующий ему. Что они передают? (Немногие слова передают смятение чувств, мыслей старого армейца: «Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости») И все – таки кого нам больше жаль – Максима Максимыча или Печорина? - О чем же рассказ? Нравственные уроки. (о боли и одиночестве, о счастье понимания, о вечных ценностях – любви к людям, к родине, дружбе,…) 9. Слово учителя. Слайд 16 «Герой нашего времени». «Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Мы видели героя в двух эпизодах его жизни. Отделенных друг от друга пятью годами. В «Бэле» он был активен, деятелен, неутомим, на кабана ходил один, не страшился ни чеченских пуль. Ни кинжала Казбича. Но уже и тогда Максим Максимыч поражался внезапной изменчивости его характера: «…а другой раз сидит у себя в комнате. Ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет…» Через пять лет он стал холоден и равнодушен – вот все. Что нам известно. Пять долгих лет прошло одиноко, бесплодно. Не возникло ни радостей, ни надежд, ни деятельности… -9- Надежды не осталось, будущего нет. Печорин обречен. Почему? Приоткрыть завесу над этой тайной души Печорина помогут те самые листы, что были небрежно оставлены героем у Максима Максимыча, - «Дневник Печорина». Но эта тема следующего урока. 10. Домашнее задание. 11. Рефлексия. - -10- |