Серебряный век русской поэзии. Урока раскрыть понятие символизм
Скачать 417.13 Kb.
|
«Серебряный век» русской поэзии. Творчество «старших» символистовПостановка целей урокаЗХУ
Основные цели урока
«Серебряный век» - это литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, совпавшей с эпохой модернизма.Для этого времени характерны:
Символизм - «symbolo» - знак (1890-1910г)Символизм — литературно-художественное направление, считавшее целью искусства создание поэтической культуры, которая будет содействовать духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства, интуитивное постижение мирового единства через символы.Ключевым понятием символизма является «символ». Символ – слово-знак, с помощью которого поэт выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир,в иную реальность.В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа. Д.Мережковский Символ — окно в бесконечность. Ф. Сологуб Символизм (1890-1910г)
Символисты считали, что их искусство является «ключами тайн» мироустройства (В.Я.Брюсов).Создания искусства – приотворённые двери в вечность. В.БрюсовОсобая роль была у автора, он выступал в роли прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.Теоретические основы символизма дал Д.МережковскийЛекция «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892г)«Старшие» символисты понимали символизм как литературную школу, стремились возродить культуру стиха, боролись за свободу самовыражения поэта, отстаивали культ красоты.
Д.С.Мережковский 1866-1941г.Существует «…три главных элемента нового искусства – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».Дмитрий Мережковский с женой поэтессой Зинаидой Гиппиус В.Я.Брюсов 1871-1924г.Каждое его стихотворение - новое открытие в царстве поэтических форм.Вяч. Иванов.Он высекает свои стихи на мраморе и бронзе.Андрей Белый. Большой мастер, крупный поэт, он внес в затхлую жизнь …свежую струю и новые формы … Брюсов был в искусстве новатором. С.ЕсенинТворчествоТень несозданных созданийКолыхается во сне,Словно лопасти латанийНа эмалевой стене.Фиолетовые рукиНа эмалевой стенеПолусонно чертят звукиВ звонко-звучной тишине.И прозрачные киоски,В звонко-звучной тишине,Вырастают, словно блестки,При лазоревой луне.Всходит месяц обнаженныйПри лазоревой луне...Звуке реют полусонно,Звуки ластятся ко мне.Тайны созданных созданийС лаской ластятся ко мне,И трепещет тень латанийНа эмалевой стене.К.Д.Бальмонт (1867-1942г)Для него обе стороны символа - скрытая отвлеченность и очевидная красота - находятся в равновесии. Его поэзия - это поэзия намеков и оттенков, удивительной музыкальности.Андрей БелыйФ.К.Сологуб (1863-1927г)Поэзия Сологуба пленяла читателей, это была музыка медленного и тяжелого стиха.Он создавал мир над действительностью, где мечта хотела быть настоящей реальностью.Д.С.Мережковский К.Д.Бальмонт Ф.К.Сологуб В.Я.Брюсов Верное или неверное суждениеВерное или неверное суждениеЗХУ
Домашнее заданиеВыполнить исследовательские работы такого же типапо «Младшим» символистам: А.Блок, Андрей Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьев (делимся на 4 группы).Выучить по одному стихотворению каждого из авторов. |