Уроках Мы граждане России
Скачать 20.45 Kb.
|
Внеурочная разработка интегрированной программы по Холокосту Преподавание интегрированных уроков по Холокосту в школе Уроки будут направлены на формирование толерантности школьников при изучении темы Холокост. На уроках «Мы – граждане России» - преподавание будет осуществляться с использованием различных методов, конкурсов, а также написанием эссе и занятием научно-исследовательским проектом на предложенные темы. Уроки планируется проводить один раз в неделю. Допускается по усмотрению учителя и учеников два раза. В рамках данного проекта допускается участие школьников и студентов на региональных конкурсах с написанием письменных работ и изданием лучших в сборниках, в областных конференциях также с изданиями лучших статей участников школьников и студентов. 1. Раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. 2. Содействовать формированию толерантности школьников. 3. Формировать у школьников способность осуществлять личностную самореализацию и профессиональное самоопределение. 4. Содействовать включению в жизнь общества, бережно сохраняя его социально-культурные ценности и творчески преобразуя, и развивая их, сознательно выполнять различные социальные роли, предвидеть и разрешать возникающие жизненные проблемы, принимать ответственные решения. 5. Создание педагогических условий для развития творческой, проектной, научно-исследовательской деятельности обучающихся. Следует осуществить привлечение школьников 15-18 лет для проведения уроков – «Мы – граждане России», используя следующие методы: Сбор и анализ информации по представленной тематике руководителями проекта Данный метод осуществляется при привлечении достоверных источников по теме: Толерантность. Холокост. Также осуществление поиска фильмов, изображений и виртуальных экскурсий. Работа с молодежью (школьниками) по плану (виртуальные экскурсии, просмотр фильмов, встречи с представителями различных конфессий). Данный метод предполагает работу руководителя проекта со школьниками 15-18 лет, а именно просмотр фильмов, посвященных данной теме, театральные постановки, экскурсии в церковь, мечеть, синагогу в г. Оренбург и Оренбургской области. Создание группы, посвященного теме проекта. Данный метод предполагает создание группы Вконтакте, который будет посвящен теме проекта, а именно толерантности. В группе следует дублировать мероприятия, которые предусмотрены данным проектом (фотографии с мероприятий и их описание, фильмы, литература, искусство). 1. Вступительное слово об истории еврейского народа. Просмотр кинофильма «Израиль. Святая земля трех религий» - режиссер Майкл Линдер, 2009, Россия, Германия, Польша. Число участников – 25 человек 2. Знакомство с литературой на данную тематику. Отражение Холокоста в советской литературе. (А.Рыбаков «Тяжелый песок», Л. Улицкая «Даниэль Штайн») Написание мини-эссе. Число участников – 25 человек 3. Знакомство с литературой на данную тематику. Отражение Холокоста в зарубежной литературе. (И. Мерас «Вечный шах», Д.Грин «Холокост»). Написание мини-эссе. Число участников – 25 человек 4. Просмотр фильма «Обыкновенный фашизм». Обсуждение фильма. Число участников – 25 человек 5. Судьба евреев в оккупированной Европе. Просмотр фильмов «Тяжелый песок», «Заговор». Число участников – 25 человек. 6. Театральная постановка на тему: Дети - жертвы Холокоста на сцене Оренбургского Драматического театра. Участников – 50 человек, зрителей – 300 человек, волонтеры – 20 человек. 7. Отражение темы судьбы детей в годы войны в литературе (Маша Рольникайте «Я должна рассказать»). Число участников – 25 человек. 8. Урок - просмотр кинофильма, посвященный теме детей в годы войны (Ш. Аббасов «Ты не сирота», СССР, 1969). Число участников – 25 человек. 9. Экскурсии с детьми в церковь, мечеть, синагогу в г. Оренбург и Оренбургской области. Число участников – 40 человек. 10. Виртуальная экскурсия в музей Яд Вашем, дом-музей Анны Франк. Число участников – 25 человек. 11. Праведники Народов Мира. Просмотр фильма «Список Шиндлера» - режиссер Стивен Спилберг, 1993, США. После просмотра фильма обсуждение и написание сочинения: «Какое впечатление у меня от этого фильма?» Число участников – 25 человек. 12. Экскурсия с детьми в научно-просветительный центр «Холокост» в г. Москва. Число участников – 25 человек. 13. Проведение фестиваля на территории Оренбургской области на тему: «Взаимодействие культур для успешного будущего нашей страны». Число участников –150 человек (школьники и волонтеры) желающие – 600-700 человек. 14. Мемориалы Холокоста. Виртуальная экскурсия (Центр документации и мемориал в Париже, Музей памяти в Хиросиме) Число участников – 25 человек. 15. Также возможна экскурсия с детьми в Музей Холокоста на Поклонной горе со встречей с бывшими узниками и в Центр толерантности в г. Москва. Данный проект позволит воспитать добропорядочного и толерантного человека. Ведь воспитание историей является неотъемлемой частью нашего общества. Просмотры фильмов, написание эссе, экскурсии – все это расширит кругозор молодежи и позволит им более благосклонно относиться к людям иных национальностей. Уроки, организованные на основе данного проекта, позволят ребенку содействовать включению в жизнь общества, бережно сохраняя социально-культурные ценности общества и творчески преобразуя, развивая их, сознательно выполнять различные социальные роли, предвидеть и разрешать возникающие жизненные проблемы, принимать ответственные решения. Опыт реализации проекта будет распространяться только в положительном ключе, т.к. воспитание толерантности является и главным и важным моментом в нашем современном обществе. Растиражировать положительный опыт реализованного проекта помогут фотографии с участниками данного проекта в группе Вконтакте, а также брошюры о работе клуба, которые соответственно будут распространяться. Разработка 4 уроков (1 модуля) по изучению Холокоста в школе Ход уроков модуля 1 урок. 1. Просмотр документальных фотосвидетельств Второй мировой войны (в режиме слайд-шоу, фото‑ материал «Война») по аккомпанемент песни «Поклонимся великим тем годам» в исполнении М. Магомаева. 2. Вступительное слово учителя: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равно‑ душными наблюдателями» И. Бауэр Осознаем ли мы в полной мере причину того, что убийство человека человеком вновь обрело такую гигантскую силу, как в годы Второй Мировой войны? Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХI веке, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Холокост – от Holocaust, что по-гречески значит «всесожжение» – обозначение массовых убийств евреев в 1933–1945 гг. в Европе. «Холокост–это наконечник на выструганной веками стреле антисемитизма…» (Л. Коваль). Трагедия Холокоста – это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны, – это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности. Осмысление Холокоста возможно только в широком историческом контексте, в связи с теми событиями, процессами и явлениями, которые сделали возможным массовое и целенаправленное истребление целого народа. Во время Второй Мировой войны нацисты и их пособники убили около шести миллионов евреев – треть нации. Это было не просто убийство огромного числа людей, но попытка уничтожить еврейство как таковое. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов; евреи были объявлены «антирасой», «недочеловеками». Катастрофа отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по злодейскому намерению уничтожить всех евреев («Не все жертвы были евреями, но все евреи были жертвами нацизма» – Э. Визель), по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств и пр. Учащиеся должны знать и названия мест, которые стали символами трагедии еврейского народа: Бабий Яр в Киеве, Яновский лагерь во Львове, Треблинку, Понары, Майданек, Освенцим и др. Изучение страшного прошлого – это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. 3. Обсуждение учащимися исторического материала о Холокосте (специальные распечатки были зара‑ нее розданы школьникам. Исторический материал: Обсуждение по вопросам: Нужно ли сегодня молодежи знать о Холокосте? Если да, то почему? В чем отличие Холокоста от геноцида? Если бы Вам предложили составить план экспозиции Холокоста, какие разделы Вы бы выделили в нем? Какие бы экспонаты Вы предложили выставить в этом музее? Что общего в позиции современных российских фашистов и немецких нацистов? Что Вам известно о сопротивлении евреев в годы Великой Отечественной войны из произведений литературы, кино, теле- и радиопередач? 2 урок 1. Документальные свидетельства о Холокосте. Фото и видеоматериалы. Просмотр документальных фотоматериалов (в режиме слайд-шоу, фотоматериал «Жертвы») под аккомпанемент песни «Бухенвальдский набат» в исполнении М. Магомаева. Просмотр документального видео-воспоминания Александра Гельмана о жизни в гетто. 2. Обсуждение документов: Какие чувства вызвали у вас просмотренные мате‑ риалы? Что об увиденном скажете вы, дети 21 века? 3 урок 1. Презентация «Холокост» (аккомпанемент «Реквием» Моцарта). 2. Обсуждение: в чем уникальность Нюрнбергского процесса? В чем же, в каких действиях должно проявиться сегодня сочувствие к жертвам Холокоста? Какова роль музеев Холокоста в современном мире? 4 урок Обсуждение темы: личные впечатления, высказывания, эссе учащихся. Интерактивная беседа. Найдите информацию в Интернете о проявлениях ксенофобии сегодня. a) Найдите и прочитайте статью на страничке http://www.strana.kaliningrad.ru/archive/article/33/4245/ б) Сделайте поиск в Интернете, используя следующую фразу: «нападения на почве расовой ненависти». Этому надо учиться противостоять. 16 ноября мир отмечает всемирный День толерантности. И сегодня мир опять сидит на пороховой бочке, и ничего не стоит зажечь фитилек. Кого только теперь назовут врагом? Прививка от чумы национализма может быть только одна–воспитание толерантности. Что такое толерантность? Толерантность (от лат. tolerantia–терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность – это моральное качество личности или состояние общественных нравов, характеризующееся сдержанностью моральных оценок, неагрессивным способом восприятия морального и социального зла, стремлением учитывать интересы других людей и народов. (источник: http://spravki.net/) Работа с документами a) Всеобщая декларация прав человека: Статьи 1, 2, 3 б) Конституция РФ: Статьи 17, 19, 20–22, 35. Учитель: Проблема отношения к другому человеку лежит не только в области нравственности, но и в области права. Конституция, помогает нам ответить на вопрос: какие права человека должны соблюдаться неукоснительно? Задание: Прочитайте вслух ст. 17, 19, 20–22, 35. Эти статьи перекликаются со статьями Всеобщей Декларации. Сравните со статьями 1, 2 и 3 Всеобщей Декларации. Заключительные слова к теме: – «Никогда больше» – было написано на стене барака одного из лагерей смерти. «Никогда больше» – 1‑й и главный урок, что вынес еврейский народ и весь мир из страшного опыта Холокоста. Никогда больше не может быть геноцида и рабства. Мы обязаны помнить все уроки Второй миро‑ вой войны и в том числе знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Мы обязаны в один голос заявить нынешним и будущим поколениям: никто не может и не имеет права быть равнодушным к антисемитизму, ксенофобии, другим проявлениям расовой или религиозной нетерпимости. Если люди верят, что закон предпочтительнее, чем война, они должны сделать все возможное для укрепления власти первого и прекратить прославлять второе. Не будет реального мира для кого бы то ни было до тех пор, пока он не обеспечен для всех. Пони‑ мание, толерантность, сострадание, компромисс и бесконечное терпение сулят больше, чем ядерное уничтожение или губительные опасности современных боевых действий. Память о тех, кто погиб в Холокосте и бесчисленных последующих войнах, взывает к улучшению общественного устройства и более гуманному, и мирному будущему для всех и каждого. |