Практикум Деятельность 10 класс. Уроку обществознания в 10 классе по теме Деятельность способ существования людей
Скачать 40.47 Kb.
|
Кейсы «Виды деятельности» к уроку обществознания в 10 классе по теме «Деятельность – способ существования людей» Кейс №1 -Пословицы о труде: -Труд создал человека. -Терпение труд, всё перетрут. -Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда. Высказывание о труде: А.С.Макаренко -Труд это главная ценность и смысл жизни человека. -Трудовой навык не даётся человеку от природы, а воспитывается всей жизнью, и особенно в молодости. -Трудовое воспитание не возможно вне условия производства И.А.Ильин -Человек без труда проводит бессмысленную жизнь. Человек без труда прозевает -Человеку труд нужен как воздух, как молитва. Трудовая деятельность людей (процесс материального производства) — это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятельностивыделяют: 1) сознательно поставленные цели— производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин, механизмов и многое другое; 2) предметы труда— те материалы (металл, глина, камень, пластмасса и пр.), на преобразование которых направлена деятельность людей; 3) средства труда— все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы и др., при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда; 4) используемые технологии— приемы и способы, применяемые в процессе производства. Параметры трудовой деятельности: 1) производительность труда – количество продукции, произведенной в единицу времени: 2)эффективность труда— соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов — с другой; 3) уровень разделения труда— распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах). О содержании трудовой деятельности человека можно судить по тем функциям, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника. . Общие требования к участнику трудовой деятельности: 1) требование профессионализма работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс 2) требование квалификации: квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке участника трудового процесса; 3) требования трудовой, технологической исполнительской, договорной дисциплины: от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и. правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора Тексты с заданиями. Текст №1. Камю А. Миф о Сизифе. Ответить на вопрос: «Что такое бессмысленный труд»? Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезной и безнадёжный труд. Если верить Гомеру, Сизиф был мудрейшим и осмотрительнейшим из смертных. Правда, согласно другому источнику, что он промышлял, разбоём. Я не вижу здесь противоречия. Имеются различные мнения о том, как он стал вечным тружеником ада. Его упрекали, прежде чем всего за легкомысленные отношения к богам. Он разглашал их секреты. Эгипа, дочь Асона, была похищена Юпитером. Отец удивился этому исчезновению и пожаловался Сизифу. Тот, зная о похищении, предложил Асопу помощь при условии, что Асоп даст воду цитадели Коринфа. Небесным молниям он предпочёл благословение Земновых вод. Наказанием за это стали адские муки. Гомер рассказывает также, что Сизиф заковал в кандалы смерть. Плутон не мог вынести зрелище своего опустевшего и затихшего царства. Он послал бога войны, который вызволил Смерть, из рук его победителя. Говорят также, что, умирая. Сизиф решил испытать любовь жены и приказал ей бросить его тело на площади без погребения. Так Сизиф оказался в аду. Возмутившись столь чуждым человеколюбию послушанием, он получил от Плутона, разрешение вернутся на землю, дабы наказать жену. Но стоило ему вновь увидеть облик земного мира, ощутить воду, солнце, теплоту камней и море, как у него пропало желание возращатся в мир теней. Напоминания, предупреждение и гнев богов были напрасные. Многие годы он продолжал жить на берегу залива, где шумело море и улыбалась земля. Потребовалось вмешательство богов. Явился Меркурий, схватив Сизифа за шиворот, и силком утащил в ад, где его уже поджидал камень. Текст №2. Сухомлинский В.А., советский педагог. Прочитав текст, самостоятельно запишите главную мысль в тетрадь. Интеллектуальная жизнь становиться воспитательной силой, когда в школе господствует дух труда. Трудовая жизнь в годы детства, отрочества и ранней юности – это одно из важных условий формирования гармоничного человека. Речь идёт не о выполнении определённой нормы труда, а о трудовой жизни коллектива и личности. Единство интеллектуальных чувств, мировоззрения, убеждений, деятельности коллектива можно создать лишь при условии, если с детства маленький человек живёт в труде и трудом, с детства ощущает потребность другом человеке именно для общей работы творчества воспитания идейных единомышленников коллективистов немыслимо если уже в детстве человек не ощущал себя в такой же мере тружеником творцом и хранителем материальных и духовных благ как и в том, что бы человек уже в детские годы на собственном опыте познал истину труда. И только работа создаёт честь, достоинства, личности именно трудом человека выражает себя в коллективе. Труд даёт моральное право судить о других людях. Труд должен стать смыслом жизни, источником вдохновения и радости коллектива и личности. Трудовое вдохновение, радость труда, одухотворение трудовым творчеством—это могучая духовная сила, которая сближает людей, пробуждает в ребёнке первое чувства, на основе которого постепенно утверждается гражданское достоинство, чувства, потребности в сближении с другим человеком в отдаче ему своих духовных сил, в переживаний ответственности за другого человека, это чувства потребности в другом человеке которое порождается коллективным трудом и есть самое важное во всей трудовой жизни коллектива. Задания к кейсу данного вида деятельности. 1.Определить, о каком виде деятельности идёт речь. 2.Охарактеризовать его основные черты на основе данной информации. 3.Выделить структуру данного вида деятельности. 4.Выполните задания к текстам. Кейс №2. Авторы: Юрченко Виктор Михайлович — доктор философских наук, профессор, заведующий ка- федрой политологии и политического управления Кубанского государственного университета. Шпак Виктор Юрьевич — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой по- литических институтов и процессов Ростовского государственного университета. Источник: ЧЕЛОВЕК. СООБЩЕСТВО. УПРАВЛЕНИЕ • 2006 • №4 29 Включаясь в политическую жизнь общества и государства, люди по-разному определяют способ и меру своего участия в ней. Это зависит от состояния объективных политических отношений, меры и способов задействования личности, социальных групп, слоев в них, субъективного выражения культуры в многообразных формах и видах политической активности и деятельности. Единство объективных и субъективных сторон составляет содержание деятельности субъекта, которое своеобразно проявляется в различных политических процессах. Политический процесс — это совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантированных правовым законом, политическими нормами и включенных в динамику практически-политических отношений, охватывающих все стадии развития политической системы общества. Политический процесс непрерывен, сложен и противоречив. Он может развиваться в разных направлениях, накладывать одну деятельность на другую, стадию на стадию, быть единством многообразия и многообразием единства. Политический процесс имеет следующие стадии: выявление и согласование интересов, формирование цели и программ деятельности; обсуждение и принятие политической программы; реализация программы в деятельности социально-политических общностей, институтов, личности; контроль за ее реализацией; оценка результата, определение видов ответственности субъекта за реализацию программы, ее успех или провал. Конкретный политический процесс есть отражение потребностей и интересов людей, которые являются исходным механизмом его становления и последующей реализации. Каждый отдельный политический процесс, каждая его стадия обусловливаются мотивационным аспектом человеческой деятельности, представляющей собой его начало и относительный результат. Выключение из предпроцесса и самого процесса субъективного, человеческого измерения ведет к обезличиванию или приданию мотивационному механизму качества единомыслия и единодействия. Политическая деятельность — это способ включения индивидуальных и коллективных субъектов в политику, форма проявления их активности в ней. Ее следует отличать от политизации. Политизация фиксирует отношение масс к структурам политической власти, лидерам, политическим партиям и т.д. Политическая деятельность — действия людей, имеющих определенные цели и сознательно использующих средства для их достижения. Политическая деятельность своеобразно выражается в конкретных формах, видах активности субъектов, имеет свою специфику. Самыми важными характеристиками специфических черт политической деятельности являются: ориентация действий субъектов на общеколлективные проблемы; использование политической власти как главного средства осуществления целей; основным институтом решения общих проблем выступает государство; тесная взаимосвязь и взаимодополнительность с другими видами человеческой деятельности и т.п. Политическая деятельность имеет много видов, которые разделяются по следующим основаниям. Во-первых, по отношению к государству: политико- государственная и политико-негосударственная политическая деятельность, каждая из которых внутренне расчленяется на более конкретные виды политической деятельности. Так, политико-государственная деятельность разделяется на законодательную, исполнительную и судебную виды деятельности, которые также могут быть дифференцированы на еще более дробные виды деятельности. Например, законодательный вид политической деятельности состоит из федеральной законодательной деятельности и законодательной деятельности субъектов Федерации. Во-вторых, по принадлежности к общественным формированиям: партийно-политическая, корпоративная, общественно-политическая, массовая и другие виды деятельности. В-третьих, по участию в политической деятельности определенных личностей: политических лидеров, вождей, членов конкретных политических организаций, движений, рядовых личностей. Всякая политическая деятельность включает в себя цель, средство, процесс, результат. Основанием деятельности является цель, но основание цели лежит вне деятельности — в сфере человеческих ценностей и идеалов. Цель представляет собой образ желаемого будущего, идеальный результат, к которому стремятся политические субъекты и который является побудительным мотивом деятельности. Цель в политике, кроме мотивационной, выполняет и организационную, мобилизационную функции. Общая характеристика цели состоит в интегративном выражении общих интересов, стремлений людей к лучшей жизни, благосостоянию. Но она трудно реализуется, поскольку общая цель при своей реализации расчленяется на многие конкретные цели, а между ними существуют противоречия, как, впрочем, и между общей целью и отдельными целями. Гармонизации целей призвано достигать государство, ибо оно есть единственный институт политической системы общества, который может это сделать. Средства — способы достижения политических целей. Поэтому они носят служебный характер, подчиняются целям, их обслуживают. Средства есть конкретные инструменты влияния субъектов политики на объекты. Одна и та же цель может осуществляться разными средствами. Если общая цель относительно стабильна, устойчива, то конкретные цели подвижны, а средства политической деятельности представляют собой очень изменчивые инструменты действий субъектов. Вопрос о взаимовлиянии целей и средств в политике рассматривается, как правило, в зависимости от их нравственной оценки. Выделяются три позиции данного отношения. Первая заключается в том, что нравственный характер политики определяется ее целью. Основателем подобного подхода был итальянец Н. Макиавелли, который выдвинул тезис: «Цель оправдывает средства». Ради достижения поставленных целей он считал оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника. Вторая позиция исходит из приоритетного влияния средств на нравственную значимость политики, ее цели. И наконец, третья — между целями и средствами существует взаимовлияние, при котором как цель, так и средства ее достижения взаимодополняют друг друга. С одной стороны, цель предопределяет используемые средства, а с другой — средства определяют и результат цели, и его качественную характеристику (реалистичность, утопичность и т.п.). Между целью и средством ее достижения всегда существует противоречие, которое может оперативно разрешаться, но может и консервироваться на длительное время. Поскольку средства являются более конкретными, оперативными и подвижными инструментами политической деятельности, то они непосредственно влияют на результаты политики, могут корректировать цель. Отсюда очевидно, что политик обязан владеть механизмами использования средств, не абсолютизировать какое-то одно средство, быть готовым к их смене и т.п. При этом очень важно использовать средства политической деятельности адекватные ее целям, поскольку сами средства могут исказить цель. В результате возникает серьезная социальная дестабилизация общества. М.В. Лазарев отмечает: «Возможность разрыва между целями и средствами политической деятельности существует в силу различной их природы. Первые формируются в среде идеологии, вторые — в среде культуры... Если в процессе политических изменений цели отрываются от наличных средств, то происходит простое заполнение ячеек старой политической структуры новыми людьми. Именно выбором целей политических изменений, соответствующих наличным средствам, возможностям, представлениям людей, определяется норма, то есть упорядоченность развития» [2, с. 62]. Разумное сочетание цели и средств в политике базируется на ряде принципов: плюрализме, толерантности, компромиссе, солидарности и др. Плюрализм означает признание правомерности существования и реализации разнообразных, множественных интересов политических субъектов, использующих разные средства для достижения общей цели. Толерантность есть терпимое отношение одного политического субъекта к другому при возможных несогласиях по отдельным политическим вопросам. В политике наиболее распространен принцип компромисса. Компромисс в политике — сознательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами, выражающими интересы различных слоев и групп общества и государства. Это способ разрешения конфликтов, противоречий путем уступок сторон, участвующих в политической деятельности. Задания к кейсу данного вида деятельности. 1.Определить, о каком виде деятельности идёт речь. 2.Охарактеризовать основные его черты на основе данной информации. 3.Выделить структуру данного вида деятельности. Кейс №3. Источник: http://kak-bog.ru/duhovnaya-deyatelnost Как известно, человек обладает силой не только физической, но и духовной. Той, что побуждает его к действию и направляет к целям, проявляется в убеждениях и мечтаниях, в бесстрашии и решимости. Именно благодаря ей возникает не только материальная, но и духовная деятельность человека. Иногда за нее принимают лишь бесконечное внутреннее самокопание и поиск тайных смыслов и истин. Но духовную деятельность нельзя понимать так узко, она тоже направлена на созидание и творчество. Неправильно думать, что работа духа всегда скрыта в умах и сознании людей – это не так. Она широко проявляется в общественной жизни, поскольку рождает ее главные ценности – моральные, нравственные, религиозные и эстетические. Выделяют два основных вида духовной деятельности людей: духовно-теоретическую и духовно-практическую. В результате первого вида деятельности возникают новые теории и мысли, создаются идеи. Они становятся духовным достоянием и ценностями человечества. Их облекают в форму литературного сочинения или научного труда, скульптурных и архитектурных сооружений, музыкальных произведений и творений живописи, художественных фильмов и телевизионных передач. Какой бы ни была форма – она всегда несет в себе идею, заложенную автором, его взгляд и оценку событий, явлений, поступков. Духовно-практическая деятельность направлена на сохранение и изучение, понимание созданных ценностей. Постигая их, люди изменяют собственное мировоззрение и сознание, обогащают свой внутренний мир – так влияют на них творения мыслителей, художников и ученых. Для сохранения и распространения духовных ценностей человечество использует музеи, библиотеки и архивы, образовательные учреждения и средства массовой информации. Благодаря их существованию самые разные области знаний и достижений – исторические, художественные, технические, литературные, научные – пополняются и передаются от одного поколения к другому. Особенность духовной деятельности - в проявлении самых высоких побуждений и стремлений человека. Каждый имеет разные потребности, среди которых есть материальные – необходимые для поддержания жизни, социальные – важные для существования общества, и духовные – проявление самой высокой формы сознания. Это они вызывают в человеке жажду познаний и открытий. Это из-за них люди стремятся видеть и создавать красоту вокруг, сопереживать и любить, творить и помогать. Одних духовные потребности побуждают создавать что-то новое, полезное людям. Причем сами творцы делают это и для себя: так они раскрывают свои таланты, реализуют свои способности. Ведь самореализация – тоже одна из высших потребностей, которая направляет духовную деятельность личности. Проявляя себя, мыслители, поэты и художники удовлетворяют свою потребность в самовыражении, в стремлении донести до людей свою идею. Те, кто эту идею принимает – потребители духовных ценностей. Они тоже испытывают духовную потребность – в живописи и музыке, поэзии и познании. Они сопереживают творчеству создателя и осмысливают заложенную им идею. И порой бывает так, что между созданием духовного продукта и его потреблением проходит долгое время. Не всегда писатель сразу находит своего читателя, а учитель – ученика. Порой этот разрыв отмеряется не годами, а веками, спустя которые духовная деятельность по созданию ценностей в итоге соединяется с их духовным потреблением – признанием и сохранением. Но это происходит, потому что высокие побуждения, желания и стремления живут в человеке. Они питают и обогащают его, вдохновляют и делают его лучше. Наука в духовной жизни общества Под наукой понимается определенная система знаний о природе, обществе, человеке, а также особый вид духовного производства, целью которого является получение истинных знаний, их накопление и совершенствование. Кроме того, под наукой понимается совокупность социальных институтов, в рамках которых осуществляется данное производство. Наука как явление культуры появилась в XVII веке, что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний. Наука и общество взаимосвязаны. Наука не может ни возникнуть, ни развиваться вне общества. В свою очередь, современное общество уже не может существовать без науки. Она способствует удовлетворению потребностей во всех сферах жизни общества, выступает фактором общественного развития. На основе знания законов функционирования и эволюции рассматриваемых объектов наука осуществляет предвидение будущего данных объектов с целью практического освоения действительности. Современную науку принято называть постнеклассической. Она характеризуется тем, что опирается на системный подход в решении научных проблем, стремится целостно исследовать все формы бытия (неживую, живую, разумную природу), выявляя их универсальную связь. Развивающемуся научному знанию свойственны процессы дифференциации и интеграции. Дифференциация -- это разветвление научных направлений, дробление научных знаний на специализированные области. Интеграция -- это целевой синтез знаний, отыскание общих фундаментальных принципов, описывающих процессы в различных областях мира, образование комплексных научных направлений исследований. Интеграцию научного знания по отношению к отдельным отраслям науки может выполнять философия, математика, кибернетика. Субъекты науки -- ученые, научные коллективы, научные организации, в конечном счёте, общество в целом как инициатор развития данной сферы жизни общества. Научная деятельность требует специально подготовленных кадров, овладевших предшествующим и современным материалом науки, умеющих пользоваться средствами и методами научных исследований, освоивших правовые нормы и нравственные ценности научного сообщества. Средства научного познания составляют разнообразные технические устройства (ускорители, микроскопы, спутники и т.д.), а также соответствующие методы, приемы познавательной научной деятельности (философские, общенаучные, частнонаучные). Средства научного познания включают также современные вычислительные устройства, программное и математическое обеспечение, во многом определяющие эффективность познавательной активности. Сюда относится и особый язык науки, разнообразные системы символов, знаков, формул. Научное познание руководствуется определенными идеалами и нормами научной деятельности, которые представляют собой определенные подходы, принципы, установки, свойственные ученым на исторически определенных этапах развития пауки. Они изменяются со временем (например, переход от физики И. Ньютона к физике А. Эйнштейна). Единство идеалов и норм научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражают понятием «стиль научного мышления». Американский историк науки Т. Кун проанализировал характер развития научных знаний. Он указал на периоды нормальной науки, когда она развивается постепенно, накапливая факты, когда доказываются теоремы в рамках уже существующих теорий. Это состояние науки, развивающейся на основе признанных в научном сообществе норм, правил, методологических установок Кун назвал «парадигма». По мере развития науки в рамках определенной парадигмы неизбежно накапливаются факты, не укладывающиеся в рамки существующих теорий. Рано или поздно приходится для их объяснения менять основания научного знания, основополагающие принципы, методологические установки, т.е. научную парадигму. Смена парадигм, по Куну, представляет собой научную революцию. Научная революция влечет за собой изменение научной картины мира. Научная картина мира -- это целостная система понятий и принципов об общих свойствах и закономерностях действительности. Различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (т.е. о природе, обществе и самом познании) и естественнонаучную картину мира. Последняя, в зависимости от предмета познания, может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная и, прежде всего, физическая картина строилась сначала (XVII век) на базе классической механики (классическая картина мира), затем (начало XX века) на основе электродинамики, квантовой механики и теории относительности (неклассическая картина мира), а в настоящее время на основе синергетики (постнеклассическая картина мира). Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных источников его формирования. Сложную, но очень важную проблему представляет собой классификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т.п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные. К естественным наукам относятся науки: -- о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и др.); -- о Земле (геология, геофизика, геохимия и др.); -- о физических, химических, биологических системах и процессах (формах движения материи); -- о человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции. Технические науки по своему содержанию основываются на естественных науках. Это науки о различных формах и направлениях развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и пр.). Общественные науки (науки об обществе) также имеют ряд направлений: экономика, социология, политология, юриспруденция и т.п. Гуманитарные науки -- науки о духовном мире человека, отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.). Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и пр.). Особое место в системе наук занимают философия, математика, кибернетика, информатика и другие подобные им науки, которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях. В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращалась в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, как особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности. Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно растет. Среди ее основных функций необходимо назвать следующие: -- мировоззренческая, т.е. наука объясняет мир; -- гносеологическая, т.е. наука способствует познанию мира; -- преобразующая, наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества. Задания к кейсу данного вида деятельности. 1.Определить, о каком виде деятельности идёт речь. 2.Охарактеризовать его основные черты на основе информации. 3.Выделить структуру данного вида деятельности на примере «Наука в духовной жизни общества» |