Главная страница

Романтизм, особенности русского романтизма, творчество Жуковского. Романтизм Жуковского, русский романтизм, особенности. В. А. Жуковский поэт, основоположник русского романтизма, утвердивший в отечественной литературе жанры элегии и баллады, переводчик. Своим учителем в русской поэзии он считал Карамзина и в начале своего творческого п


Скачать 1.53 Mb.
НазваниеВ. А. Жуковский поэт, основоположник русского романтизма, утвердивший в отечественной литературе жанры элегии и баллады, переводчик. Своим учителем в русской поэзии он считал Карамзина и в начале своего творческого п
АнкорРомантизм, особенности русского романтизма, творчество Жуковского
Дата18.02.2021
Размер1.53 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРомантизм Жуковского, русский романтизм, особенности.docx
ТипДокументы
#177632

  1. Романтизм в творчестве В.А.Жуковского

Жуковский был по праву еще при жизни назван "отцом русского романтизма". Зародившееся в сентиментализме внимание к "чувствительности" продолжило свое развитие в поэзии Жуковского.

(До начала XIX в. общепризнанной была идея французских философов о всемогуществе Разумного человека и силе Просвещения. Но уже в конце 1790-х гг. русское образованное общество отказалось от такого воззрения и обратилось к противоположной стороне личности – к душе, чувствам человека. Поэты-романтики, изображая лирического героя, руководствовались принципом: главное в человеке – его чувства, и поэтому большую часть произведения занимали размышления, переживания героя. Чужую душу крайне трудно понять и еще труднее заключить в рифму, так что лирический герой представлял собой образ автора с присущими ему мыслями. Таким образом, романтические произведения можно назвать исповедальными, дневником поэта.)

В XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе.

В.А. Жуковский — поэт, основоположник русского романтизма, утвердивший в отечественной литературе жанры элегии и баллады, переводчик. Своим учителем в русской поэзии он считал Карамзина и в начале своего творческого пути находился под сильным влиянием сентиментализма, участвуя в литературной полемике, развернувшейся в начале XIX века, на стороне «карамзинистов».

Поэтический язык Жуковского оказывается очень музыкален — ведь романтики считали, что именно через музыку ближе всего можно подойти к тайне мира, буквально услышать ее и почувствовать. Такого мелодизма стиха до Жуковского русская поэзия еще не знала. чувства тоски, утраты, разочарования, столь характерные для элегического героя поэзии Жуковского. Такова философия романтизма, которую впервые в русской литературе воплотил Жуковский («Невыразимое», «Мотылек и цветы», «Лалла Рук»),

Для выражения этой романтической философии используются особые художественные средства. Романтическая поэтика Жуковского основана на создании романтических символов (образы «Гения чистой красоты», «таинственного посетителя», «мотылька»), разработке мотивов «тайны», «вечности», «полета», использовании эмоциональных эпитетов («животворящий луч», «безмолвное море»), особой музыкальной интонации. Слово в его поэзии, не теряя своего предметного значения, обретает многозначность, разнообразные ассоциативные связи. Логике и рационализму классицизма противопоставлялась свобода поэтического выражения чувств, иногда даже пугавшая современников.

( Велико значение и Жуковского-переводчика. Он открыл для русского читателя произведения Гете и Шиллера, Байрона и Скотта, ему принадлежат переводы «Одиссеи» Гомера и индийского эпоса «Рустем и Забар», первый стихотворный перевод «Слова о полку Игореве». Размышления над вопросом жизни-смерти у Жуковского глубоки, а их глубина напрямую связана с глубиной личности самого поэта. Вопрос этот является философским, так что, можно сказать, Жуковский был романтическим философом.)

Так как поэзия, по представлению Жуковского, соединяет земную и небесную жизни, то она мыслится поэтом особым духовным пространством. В нем поэт проживает еще одну жизнь. Получается, что у Жуковского как бы две жизни: одна – земная, другая – воображаемая, запечатленная в поэзии. Одна соответствует всем биографическим фактам, другая – только избранным. Из земной жизни складывается доподлинная житейская биография Жуковского-человека, из воображаемой, поэтической – жизнь Жуковского-лирика. Они похожи и не похожи друг на друга.

Жуковский первым в нашей литературе утвердил столь высокий взгляд на поэзию. Писатели XVIII века часто видели в ней забаву. Г. Р. Державин в оде «Фелица» сравнивал ее с «вкусным лимонадом». Жуковский, напротив, считал поэзию «связующим звеном между миром земным и миром идеальным». Поэзия – отражение идеального мира, к которому стремится и о котором тоскует на земле душа. Поэзия приоткрывает нам его. В минуту вдохновения в душу поэта нисходит «гений чистой красоты» как вестник оттуда, как мечтанье «о небесном, о святом»



Исторические и социальные условия возникновения романтизма в России и Европе

Определяющее влияние на формирование романтизма в Западной Европе оказала Великая Французская революция 1789—1899 годов и связанная с ней переоценка просветительской идеологии. Как известно, ХVIII век во Франции прошел под знаком Просвещения. В течение почти целого столетия французские просветители во главе с Вольтером (Руссо, Дидро, Монтескье) утверждали, что мир можно переустроить на разумных началах и провозглашали идею естественного (природного) равенства всех людей. Именно эти просветительские идеи и вдохновляли французских революционеров, лозунгом которых были слова: «Свобода, равенство и братство. Результатом революции стало установление буржуазной республики. В итоге в выигрыше оказалось буржуазное меньшинство, которое захватило власть (раньше она принадлежала аристократии, высшему дворянству), остальные же остались «у разбитого корыта». Таким образом, долгожданное «царство разума» оказалось иллюзией, как и обещанные свобода, равенство и братство. Появилось всеобщее разочарование в результатах и итогах революции, глубокая неудовлетворенность окружающей действительностью, что и стало предпосылкой для возникновения романтизма. Потому что в основе романтизма лежит принцип неудовлетворенности существующим порядком вещей. Затем последовало возникновение теории романтизма в Германии.

Русский романтизм

Как известно, западноевропейская культура, в частности французская, оказывала огромное влияние на русскую. Эта тенденция сохранилась и в XIX веке, поэтому Великая Французская революция потрясла и Россию. Но, кроме того, существуют и собственно российские предпосылки возникновения русского романтизма. В первую очередь это Отечественная война 1812 года, со всей очевидностью показавшая величие и силу простого народа. Именно народу Россия была обязана победой над Наполеоном, народ был истинным героем войны. Между тем, как до войны, так и после нее основная масса народа, крестьяне, по-прежнему оставались крепостными, по сути, рабами. То, что и раньше воспринималось прогрессивными людьми того времени как несправедливость, теперь стало казаться вопиющей несправедливостью, противоречащей всякой логике и нравственности. Но после окончания войны Александр I не только не отменил крепостное право, но и начал проводить гораздо более жесткую политику. В результате в русском обществе возникло ярко выраженное ощущение разочарованности и неудовлетворенности. Так возникла почва для появления романтизма.

Романтизм - явление общеевропейское. Его возникновение исторически связано с разочарованием европейского общества в результатах буржуазной революции. Идейным мотивом возникновения реализма явилась реакция на рационализм эстетики и мышления буржуазного просветительства последней четверти XVIII столетия. В каждой из европейских стран романтизм возникал под влиянием особенностей национально-исторической жизни.

Две основные причины породили интерес к романтизму в России. Прежде всего, это могучее влияние событий Отечественной войны на сознание образованной и думающей части русского общества. На этой основе возникло уважение к своему национальному достоинству, тяга ко всему тому, что отличает русский народ, интерес к историческому прошлому, к "преданьям старины глубокой", к поэзии и обычаям своего народа

Вторая причина интереса к романтизму в России состояла в том, что русская действительность тех лет страдала противоречием мечты и существенности, идеала и реальности. Возникновение романтизма было не только естественным, но и совершенно неизбежным. Столкновение стремлений передовых слоев общества с печальной действительностью было почвой романтических настроений творчества.

По значению в истории литературного развития страны русский романтизм существенно отличается от европейского. В передовых странах Западной Европы романтизм развился в недрах давно сложившихся национальных литератур. У нас он предшествовал возникновению новой русской литературы и был одной из ступеней на пути к этому большому завоеванию национальной культуры. В русском романтизме вызревали поэтические элементы, средства и способы отражения действительности, которые подготавливали появление основоположника новой русской литературы, Пушкина, с его всеохватывающим изображением национальной жизни.

Что касается социально-исторической роли романтизма, то русский романтизм, подобно западноевропейскому, не представлял внутренне единого направления. Напротив, в нем ясно обозначены различные точки зрения на жизнь и перспективы ее развития. Возникая из одного источника - из разлада мечты с действительностью, идеала с реальным бытием,- романтизм затем разветвляется на два основных направления:

  1. одно направление, недовольное действительностью, стремится убежать от нее, укрыться в прошлом, в потустороннем мире или в отвлеченной мечте; Первое направление романтизма в России представлено Жуковским, Гнедичем, Козловым, Батюшковым. Одно направление является революционным романтизмом

  2. Другое - живет стремлением привести в соответствие мечту с действительностью, поднять жизнь на высоту идеала. Второе - Рылеевым и его талантливыми последователями, писателями и поэтами дворянской революции. другое - пассивно-элегическим, несущим в себе тенденцию перерождения в идеологию консерватизма и мистики

Основные принципы поэтики романтизма.

Новый миропорядок, разочарование в идеалах революции составили основу возникновения романтизма. С другой стороны, революция вовлекла в процесс творчества весь народ и по-своему отразилась в душе каждого человека. Причастность человека к движению времени, сотворчество человека и истории было значимым для романтиков. Главная заслуга Великой французской революции, ставшая одной из предпосылок возникновения романтизма в том, что она выдвинула на первый план проблему безграничной свободы личности и ее творческих возможностей. Восприятие личности как творческой субстанции.

Романтический тип сознания открыт диалогу – он требует собеседника и соучастника одиноких прогулок, общения с природой, с собственной натурой.

Он синтетичен, ибо это художественное сознание питается различными источниками оформления и обогащения, развития.

Для романтиков необходима динамика, им важен процесс, а не его завершенность. Отсюда интерес к фрагментам, к жанровым экспериментам. Центральным в литературном процессе романтикам представляется автор. С романтизмом связано высвобождение слова из заранее заготовленных и определенных форм, наполнение его многими смыслами. Слово становится объектом – посредником при сближении правды жизни и правды литературы. (!!!!!!!!!!!!!!!!!)

1.Художник стремится не воссоздать жизнь, а пересоздать ее в соответствии со своими идеалами.

2.Романтическое двоемирие осмысляется в сознании художника как разлад между идеалом и действительностью, должным и сущим. Основа двоемирия – неприятие реальной действительности.

Двоемирие романтиков очень близко диалогу с природой, универсумом, диалогу молчаливому, часто осуществляемому в воображении, но обязательно с физическим движением или имитацией его. Сближение мира человеческих чувств с миром природы помогало романтическому герою ощущать себя частью большого универсума, чувствовать себя свободным и значительным. Романтик всегда путешественник, он – гражданин мира, для которого вся планета – сосредоточие мысли, тайны, процесса творения.

3.Слово в романтизме представляет собой демаркационную линию (разделяющая воюющие стороны на время перемирия (линия прекращения) между миром творческого воображения и миром реальным, оно предупреждает о возможном вторжении действительности и приостановлении полета фантазии. Слово, сотворенное творческой энергией и энтузиазмом автора, передает его тепло и энергию читателю, приглашая его к сопереживанию, совместным действиям.

4.Концепция личности: человек – малая вселенная. Герой всегда – исключительная личность, заглянувшая в бездну собственного сознания.

5.Основа современной личности – страсть. Отсюда проистекает исследование романтиками человеческих страстей, понимание человеческой индивидуальности, которые привели к открытию субъективного человека.

6.Художники отвергают всяческую нормативность в искусстве.

7.Народность: каждая нация создает свой особый мирообраз, который определяется культурой, привычками. Романтики обращались к вопросам национальной типологии культур.

8.Романтики часто обращались к мифам: античность, средневековье, фольклор. Кроме того, они создают и свои собственные мифы. Символика, метафорика, эмблематика романтического художественного сознания на первый взгляд просты и естественны, но они полны тайного смысла, они многозначны, например, романтические образы розы, соловья, ветра и облака. Они могут обрести другой смысл, если помещены в иной контекст: именно чужой контекст помогает романтическому произведению жить по законам живого существа.

9.Романтическое видение рассчитано на смешение жанров, но иное, чем в предшествующие эпохи. Изменяется характер их проявления в культуре в целом. Таковы оды и баллады, эссе и роман. Смешение жанров, как поэтических, так и прозаических, важно в раскрепощении сознания и в освобождении его от условностей, от обязательных нормативных приемов и правил. Романтики создали новые литературные жанры:

исторический роман, фантастическую повесть.   

10.Далеко не случайно именно в романтизме появляется идея синтеза искусств.

1. С одной стороны, так решалась конкретная задача обеспечения максимальной живости и естественности художественного впечатления, полноты отображения жизни.

2. С другой стороны, она служила глобальной цели: искусство развивалось как совокупность различных видов, жанров, школ, подобно тому, как общество казалось совокупностью изолированных индивидов. Синтез искусств – прообраз преодоления разорванности человеческого «Я», разорванности человеческого общества.

Особенности русского романтизма

Русский романтизм был частью романтизма общеевропейского и в качестве такового не мог не принять в себя некоторых его существенных родовых свойств и примет, порожденных трагическим восприятием последствий французской буржуазной революции: например, недоверия к рассудочным понятиям, сильного интереса к непосредственному чувству, отталкивания от всякого рода «систематизма» и т. д. Таким образом, в процессе становления русского романтического сознания и русского романтического искусства участвовал и общий опыт романтизма европейского.

Передовому, мыслящему русскому человеку война 1812 года со всею очевидностью показала величие и силу простого народа. Именно народу, «Карпам и Власам», Россия обязана была победой над Наполеоном, народ был истинным героем войны. Между тем, как до войны, так и после нее основная масса народа, крестьянство, продолжала пребывать в состоянии крепостной зависимости, в состоянии рабства. Формы жизни, основанные на рабстве народа, признаются теперь передовой общественностью не только несовершенными, но и порочными, ложными. Так появляется почва равно и для декабристских, и для романтических настроений.

Русский романтизм знает, по крайней мере, два этапа в своем развитии, две волны своего восхождения.

  1. Первая волна, как уже сказали выше, обусловлена была событиями 1812 года и последствиями этих событий. Она породила романтическую поэзию Жуковского и поэзию декабристов, она же породила и романтическое творчество Пушкина.

  2. Вторая романтическая волна в России наступает после катастрофы 1825 года, после поражения Декабрьского восстания. После событий как ответная реакция появляются в русской поэзии бунтарский романтизм Лермонтова и философский романтизм любомудров и Тютчева.

Характеризуя специфику русского романтизма, необходимо выделить его отличия от европейского романтизма. Существуют два главных отличия: отношение к мистике и мистическому в искусстве, и роль в нем индивидуального, личностного начала.

Элементы мистического занимают важное место в поэтике европейского, и особенно немецкого, романтизма. Ирреальные, мистические откровения значили для них большее, чем прямые открытия ума.

В русском романтизме, в отличие от немецкого, мистика, как правило, отсутствовала. Это верно не только в отношении романтической поэзии Пушкина и Лермонтова и творчества поэтов-декабристов, но и в отношении к Тютчеву, к В. Одоевскому. Русские романтики не просто избегали мистики, но относились к ней враждебно.

Русских романтиков в качестве поэтического материала привлекало не сверхчувственное, а действительное, постижимое не одним инстинктом, но и рассудком. Русский романтизм, в отличие от западного, никогда не противопоставлял себя просвещению и просветительской философии, основанной на абсолютном доверии к разуму. В этом смысле романтизм в России был как бы не вполне, не до конца романтизмом. Этим объясняется и отталкивание русских романтиков от мистического, и непорвавшаяся связь многих из них с поэтикой классицизма.

Другая специфичная черта русского романтизма заметно ослабленное индивидуальное, личностное начало. Исключение составляет здесь Лермонтов, но и лермонтовский индивидуализм носит специфически русские черты и уходит своими корнями в русскую почву.

(Романтические идеи о личности и неограниченной свободе творческой воли вызвали к жизни теорию «романтической иронии», которой русский романтизм, мало индивидуалистический, не только никогда не пользовался, но даже как будто вовсе не заметил.

Ирония для романтиков - это абсолютное господство поэта над художественным материалом, над жизнью и историей, торжество творческой личности над тем, что представляется неизбежным. Ирония - это как бы «перепрыгивание» через самого себя, утверждение художнической свободы и творящей силы. С помощью иронии поэт единственным в своем роде актом освобождения ниспровергает власть реального. Точнее: романтическому поэту кажется, что он ниспровергает власть реального и одерживает над ним духовную победу.

Наглядным примером воплощения романтической иронии в литературной практике романтиков являются некоторые драматические произведения Тика.)

Русскому романтизму оказались чуждыми и в целом крайний индивидуализм западных (прежде всего немецких) романтиков, и порожденная этим индивидуализмом «романтическая ирония». Чуждой была для них и другая особенность немецкого романтизма, связанная с резко выраженным в нем индивидуальным началом, - апология чувственности.

Апология чувственности и в искусстве, и в жизни - это тоже утверждение безусловной свободы «Я», только «Я» физического, недуховного, порою потаенного. Крайний индивидуализм недаром так часто соседствует с эротизмом. В Германии в эпоху романтизма процветал одновременно и культ неограниченно свободной романтической личности, и культ эроса. Романтики не только не стыдились чувственности, но при всяком удобном случае демонстрировали ее, играли в нее. Эротомания торжествовала и в литературных произведениях немецких романтиков: и у Ф. Шлегеля, и у Тика, и у Новалиса.

Для русских романтиков эротомания была проявлением болезни, а не свободы. В своей любовной поэзии не только Жуковский и Веневитинов, но и Лермонтов, и Тютчев, в сравнении с немецкими романтиками, кажутся предельно одержанными и почти целомудренными. Это особенность русской поэзии вообще.

Мотивы общечеловеческие в социальные в русской поэзии всегда отодвигали на задний план мотивы чисто индивидуальные, и тем более - индивидуально-плотские, эротические.

Романтизм Жуковского

Элегический жанр в поэзии Жуковского-романтика .

Элегия стала одним из ведущих жанров в поэтическом творчестве Жуковского. Она была созвучна интересу сентименталистов и романтиков к драматическому содержанию внутренней жизни человека. При этом жанр элегии У них существенно изменился по сравнению с классицистами. В элегии XVIII века тоже преобладало грустное содержание: поэты сокрушались по поводу смерти друга или измены возлюбленной, тосковали при долгой разлуке с ними. Но беды и несчастия воспринимались как факты случайные. Они не колебали веры в добрую природу человека и в разумную организацию мира.







Баллады Жуковского



написать администратору сайта