контр. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоциональнопрактическим путём. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир
Скачать 36.57 Kb.
|
Введение Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, необходимо способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника. Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность. Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами. Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно - волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус. Аппликации из крупы Существует две техники аппликации из крупы: это техника «посыпание» и техника «вдавливание».Техника «посыпание» – аппликация из крупы, выполненная на основе контурного рисунка (шаблона). 1. Рисуем простым карандашом на цветном картоне или находим изображение с четким контуром (контурный рисунок) и распечатываем его на цветной бумаге. Какой рисунок подойдет? Фрукты или овощи, стилизованные цветы, животные и птицы – любая картинка с достаточно крупными деталями, которая интересна и понятна малышу. 2. Крупа подойдет любая. В первый раз лучше сделать самую простую аппликацию, из одного вида крупы. Например, цыпленка из пшена. В этом случае рисунок полностью намазываем клеем ПВА и посыпаем пшеном (пшено немного прижимаем пальцами, чтобы лучше держалось). Крупа должна лежать в один слой. Глаз можно сделать из гречки, клюв и лапки - просто нарисовать. Для сохранности крупяного слоя аппликацию можно сверху дополнительно промазать клеем. Затем можно переходить к аппликациям из разных круп. Принцип простой: для каждой детали мы используем разный по цвету или фактуре материал. Клеем намазываем сначала одну деталь, засыпаем ее крупой, затем другую и т.д. Например, облака хорошо получаются из риса, солнце – из пшена, небо – из манки, земля – из овсянки и фасоли. При необходимости крупу можно покрасить гуашью или акварелью. Способы окраски крупы На широкой тарелке рассыпать пшено, взять кисточку, обмакнуть в гуашь с водой и покрасить ее. Затем осторожно пересыпать крупу на целлофан тонким слоем и просушить. Такая крупа пачкает руки при работе, зато аппликацияполучается яркая и неповторимая. Рис насыпать в несколько стаканчиков, добавить в каждую емкость воды и гуашь разного цвета, чтобы получился густой раствор. Оставить на ночь. Утром воду вылить, а крупу рассыпать на полиэтиленовые пакеты, чтобы хорошо просохла. Хранить удобнее всего в маленьких баночках из-под детского питания или детского пластилина. Такая покраска риса не окрашивает руки ребенка, но и цвета получаются менее насыщенными. Манку практичнее перемешать с измельченным в порошок цветным мелом. Техника «вдавливание» 1. Нам понадобится заготовка: цветной рисунок или самая простая аппликация из бумаги. Например: в качестве заготовки используется именно бумажная аппликация – силуэт дерева, приклеенный на цветной картон. 2. Затем примазываем круги из пластилина, аккуратно разравнивая края. 3. Предлагаем ребенку декорировать круги крупой (или зернами кофе, орехами, семечками и т.п.) – вдавить их в пластилин. 4. Так же делаем ствол дерева. Примазываем коричневый пластилин, формируя силуэт дерева. Детям нравится перебирать и пересыпать крупу. К тому же этот вид творчества помогает развивать мелкую моторику пальчиков рук, что в свою очередь способствует формированию мышления малыша, его речи, фантазии. Во время работы ребенок учится не только правильно располагать композицию на листе бумаги, но и подбирать нужные цвета. Это формирует его эстетический вкус и художественное воображение. И как знать, может быть, компонуя детали на поверхности, ребенок готовит себя к решению более сложных конструкторских задач в будущем. Конструирование из бумажных комочков и мятой бумаги От латинского “конструирование” – сборка нового. Конструирование из бумаги имеет несколько направлений, которые тесно взаимосвязаны между собой. Существуют различные техники конструирования из бумаги: Оригами Разрывание и сминание Форматное конструирование Бумажная скульптура Выбор приемов обучения зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании. Конец формы Начало формы Конец формы Поделки из бумажных комочков и мятой бумаги – замечательное средство для развития силы детских пальчиков, умения координировать движения, видеть результат своей работы в перспективе, воспринимать части образа как единое целое. Создание различных аппликаций проходит по одной и той же схеме. Перед началом конструирования из бумаги с детьми, стоит убедиться, что рабочее место организованно верно. Проверьте, наличие на детском столе всех нужных инструментов: ножницы, цветная бумага, клей-карандаш, или клей ПВА с кисточкой, карандаш простой, белый лист-основание, или лист плотного картона. Первый этап это выбор картины и создание заготовки для неё. Контуры рисунка можно просто изобразить на альбомном листе, при этом обязательно разделяем полосами границы между разными цветами. Детям младшего возраста будет работать проще с цветной заготовкой, сопоставляя цвет бумаги и бумажных шариков. Можно сделать заготовку в форме того предмета, который собрались выкладывать например, в форме радуги. Интересно смотрятся аппликации с крупными, заранее наклеенными деталями, как например, аппликация цыпленок, у которого уже есть клювик и глаза. Бумагу для поделки можно нарезать ножницами, а можно просто нарвать руками. Комочки можно подготовить заранее, чтобы не тратить время на занятии, и разложить их по разным баночкам. Заключительный этап работы приклеивание бумажных комочков к заготовке. При этом можно использовать разные виды клея. С клеем- карандашом удобнее работать, и картина получается более аккуратной. Но фиксировать комочки им достаточно сложно, поэтому дети младшего возраста лучше осваивают данный вид аппликации, используя клей ПВА или обычный канцелярский клей с кисточкой. Применяя данную технику, можно получить множество ярких образов: милую овечку на зеленом лугу; рыбку и кита обитателей морских глубин; различные виды овощей: морковь, огурчик, тыкву и т.д. Эта техника на первый взгляд довольно примитивна, но на самом деле несет несколько развивающих аспектов. Порвать бумагу в мелкие клочки, или смять большой лист в комочек – развитие мелкой моторики пальцев рук, а также способ снятия накопленного стресса. С помощью такой техники можно создавать объемные картины, картины-мозаики, или необычные коллажи. Сминание и разрывание доступно малышам с самого раннего возраста, но и дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают в этой технике. Полхов — Майданская роспись для начинающих.Полхов — Майданская роспись значительно моложе Хохломской и Городецкой — ее особенности сложились в 20-х г. ХХ в.Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полховско-Майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан. Изготовление Полхов-Майданской игрушки. 1. Сначала игрушки вытачивают на токарных станках из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом, то есть шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером. 2. Затем черной тушью и ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, по сухой поверхности рисуют («наводят») контур рисунка. 3. Далее контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками: розовой, красной, зеленой, желтой, синей. Применяется также свободная кистевая роспись. 4. После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику «лессировок» — наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов (красный — зеленый, желтый — синий и т.п.) художники добиваются особой яркости росписи. Основные сюжеты узоров — изображения птиц и животных, а также цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен: Одна группа — детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий — традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, «поставки» — цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца. Особенностью промысла является гармоничное соседство кустарного производства игрушки с фабричным. Мастера-кустари работают всей семьей. Мужчины, в мастерских расположенных рядом с домом, вытачивают изделия, женщины расписывают их. Дети также принимают участие в работе, они учатся у родителей основам токарного дела и росписи. Среди игрушек-сувениров большое место занимает полховско-майданская матрешка и декоративная токарная скульптура на темы русских народных сказок и сельской жизни. Краски.Полхов — Майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками, разведенными горячей водой температурой 70 – 80* С (6 — 8 г краски на 1 л воды). Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта. Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть синей — получится ярко-зеленый цвет. Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре, затем дважды лакируют лаком ПA - 231 или ПA — 283 с промежуточной и окончательной сушкой в течение 10-12 часов. Как исключение роспись делают игуашью. Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и окончательно зачищают шкуркой. Гуашевые краски разводят 3 — 5%-ным раствором столярного клея. Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишут широкой щетинной кистью. После росписи гуашью изделие сушат 2 — 3 часа при комнатной температуре и лакируют нитролаками НЦ-221, НЦ-316. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства. Заключение Рекомендации для родителей. «Как заниматься с ребёнком аппликацией» Во время занятий аппликацией следите, чтоб ребёнок правильно держал ножницы, соблюдая технику безопасности (ножницы должны быть не тугие, с закруглёнными концами, соответствовать размеру руки, есть специальные ножницы для леворуких детей). Пусть ваши занятия с детьми носят непринуждённый характер, чувствуя доброжелательное отношение, дети вновь и вновь будут с удовольствием заниматься творчеством. Помогите с выбором сюжета, вместе подумайте, какие материалы здесь можно использовать, в том числе и нетрадиционные. Не выбрасывайте старые журналы, пусть ребёнок вырезает то, что ему нравится: дом, машину, животных…и вместе создайте сюжетную аппликацию. Поощряйте любопытство и желание заниматься творческой деятельностью. Будьте терпеливы, не критикуйте творчество ваших детей. Не скупитесь на похвалу, пусть ребёнок чувствует вашу поддержку и заинтересованность. Приучайте ребёнка к аккуратности, учите убирать за собой после того, как работа закончится. В целях безопасности желательно приготовить клей самостоятельно, из муки или крахмала. Относитесь бережно к творчеству ребёнка, пусть оно будет предметом гордости, заведите папку для работ и храните их. Источники информации 1. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М., 1999. 2. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Ярославль, 2000. 3. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим. СПб., 2001. 4. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. СПб., 2001. 5. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб., 2001. 6. http://subscribe.ru/group/klub-zdorovya-dlya-teh-komu-za-sorok/5048552/-Полхов — Майданская роспись для начинающих. Основы.7. http://pedlib.ru/Books/5/0035/5_0035-207.shtml#book_page_top Программа по конструированию в детском саду.8. http://www.babyroomblog.ru/wp/konstruirovanie-iz-bumagi.html - Конструирование из бумаги. 9. https://ru.wikipedia.org/wiki/ - Полхов -Майданская роспись. |