Главная страница
Навигация по странице:

  • В. Фон Гумбольдт и его основные концепции

  • Идея построения сравнительной антропологии

  • Гумбольдтианство и неогумбольдтианство

  • рубежный контроль 1. В. Гумбольдт основоположник антропоцентрической парадигмы в языкознании


    Скачать 30.4 Kb.
    НазваниеВ. Гумбольдт основоположник антропоцентрической парадигмы в языкознании
    Дата30.10.2022
    Размер30.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларубежный контроль 1.docx
    ТипРеферат
    #762740

    Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана

    Факультет Востоковедения

    Кафедра восточной филологии

    Рубежный контроль 1 (СРО)

    Сравнительно-историческое эволюционное развитие теорлингвистики и его роль в становлении современной когнитивно-концептологической основы теорлингвистики

    Тема: В. Гумбольдт – основоположник антропоцентрической

    парадигмы в языкознании.

    Выполнили: Квак А.

    Погосян А.

    Сулайманова К.

    Номер группы: 105

    Проверила: ст. преподаватель Ким У.А.

    г. Алматы, 2022 г.

    В. Гумбольдт – основоположник антропоцентрической парадигмы в языкознании.

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...3

    В. Фон Гумбольдт и его основные концепции……………………………….......4

    Идея построения сравнительной антропологии………………………………....6

    Гумбольдтианство и неогумбольдтианство………………………………………………………7

    Заключение………………………………………………………………………...8

    Список литературы………………………………………………………………..9

    Глоссарий………………………………………………………………………….9
    В. Гумбольдт – основоположник антропоцентрической парадигмы в языкознании.

    Введение

    Вильгельм Фридрих Кристиан Карл Фердинанд фон Гумбольдт появился на свет 22 июня 1767 года в городе Потсдам. Его отец, Александр Георг, происходил из рода прусской буржуазии. Его дед стал дворянином благодаря своим военным заслугам. Мать, баронесса Елизавета фон Гольведе имеет французские корни.

    Мальчик получил прекрасное домашнее образование, а затем обучался во Франкфуртском и Геттингенском университетах, где основательно изучил право, политику и историю.

    Преданный науке, вместе с тем с напряженным вниманием следил за движением в сферах политической, общественной и литературной. Рано приобретенная им репутация универсально образованного человека сделала Вильгельма видным членом всех литературных салонов того времени. Молодой человек появлялся то в Берлине, в кружке Генриетты Герц, Рахили Левин, то в Эрфурте и Веймаре, то в Иене.

    Гумбольдт являлся одним из виднейших представителей немецкого классического гуманизма времени Иоганна Гете и Фридриха Шиллера, с которыми у него имелись прочные, дружеские отношения. И с тем, и с другим Вильгельм состоял в деятельной переписке. Ученый видел цель истории в осуществлении идеала гуманности, заключающегося в духовном формировании и раскрытии человеческой индивидуальности во всей полноте ее способностей, которые должны слиться в некое гармоническое целое, подобное художественному произведению.

    Осуществление идеала гуманности Гумбольдт видел в античности, а в новое время, особенно в личности Гете, произведения которого реализуют высший художественный идеал. Ученый по существу явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины.

    Гумбольдт не останавливался на достигнутом. Его заслуги очевидны и на знаменитом Венском конгрессе, который определил новое устройство Европы после падения власти Наполеона. До 1819 года Вильгельм Гумбольдт являлся влиятельным дипломатом и участвовал в принятии наиболее важных для страны решений. Представлял интересы страны на международной арене и добился больших успехов на этом поприще.

    После окончания своей профессиональной деятельности и с появлением свободного времени занялся изучением языков, их классификацией, выделением общих черт и различий. Свои идеи изложил в своих трудах, которые опубликовал. Глубина исследований оказалась настолько серьезной, что его концепция легла в основу новой науки: лингвистики. Некоторые его идеи предвосхитили свое время на сотню лет и подтверждены десятилетия спустя.
    В. Гумбольдт – основоположник антропоцентрической парадигмы в языкознании.

    В. Фон Гумбольдт и его основные концепции

    Вильгель фон Гумбольдт является одним из основоположников лингвистики[1] как науки. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе и о «внутренней форме языка» как выражения индивидуального миросозерцания народа. Происхождение, блестящее образование и материальная обеспеченность дали ему возможность общаться не только с монархами и видными политическими деятелями, но и с учеными, писателями и поэтами, возглавлявшими духовную жизнь того времени, в том числе с Гёте и Шиллером, с которыми он находился в тесной дружбе.

    Гумбольдт выработал принципы, которые легли в основу образования в гимназиях, сохранившие свою актуальность и в наши дни. В противоположность одностороннему интеллектуальному образованию, перед воспитанием ставил задачу пробуждения всех основных сил человеческой природы. «О каком бы предмете ни шла речь, — писал Гумбольдт, — всегда можно привести его в связь с человеком, а именно со всей его интеллектуальной и нравственной организацией в совокупности».

    Основные теоретические и методологические принципы концепции В. фон Гумбольдта заключаются в следующем:

    • синтез натуралистического и деятельностного подхода (язык как организм духа и как деятельность духа);

    • диалектическое соотнесение противоположных начал (в форме антиномий);

    • системно-целостный взгляд на язык;

    • приоритет динамического, процессуально-генетического подхода над структурно-статическим;

    • трактовка языка как порождающего себя организма;

    • приоритет вневременного (панхронического или ахронического) взгляда на язык над историческим анализом изменения языка во времени;

    • приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;

    • сочетание интереса к реальному разнообразию существующих языков и к языку   как общему достоянию человечества;

    • попытка представить в идеальном плане языки как ступени к совершенному   образованию языка как такового;) отказ от описания языка только изнутри его самого, вне связей с другими видами человеческой деятельности;

    • сочетание философски отвлеченного взгляда на язык со скрупулёзно-научным   его изучением.



    В. Гумбольдт – основоположник антропоцентрической парадигмы в языкознании.

    Гумбольдт считал, что такие принципы, поощряющие воспитание человека как целостного существа, были открыты греками, а затем унаследованы европейской системой образования.
    В. Гумбольдт – основоположник антропоцентрической парадигмы в языкознании.

    Идея построения сравнительной антропологии

    В. фон Гумбольдту принадлежит идея о построении "сравнительной антропологии", включающей в себя и теорию языка как орудия обозрения "самых высших и глубоких сфер и всего многообразия мира", "приближения к разгадке тайны человека и характера народов". Языковая способность понимается им не только как уникальный дар человека, но и как его сущностная характеристика. Он утверждает изначальное единство языка и мышления, языка и культуры. В. фон Гумбольдт убежден в том, что язык не развивается постепенно по пути усложнения и совершенствования, а появляется сразу как целостная и сложная система, заложенная в человеке. Им высказывается идея существования языка как неосознаваемой формы и как интеллектуальной активности, проявляющихся в актах "превращения мира в мысли". Гумбольдт утверждает, что мышление зависит от языка, образующего промежуточный мир между внешней действительностью и мышлением. В. фон Гумбольдт выдвигает трехчленную схему индивид – народ – человечество, утверждая, что индивидуальная субъективность в постижении мира через язык снимается в коллективной субъективности данного языкового сообщества, а национальная субъективность – в субъективности всего человеческого рода, объединяемого не на биологической, а на культурно-этической и социальной основе. Он указывает на то, что "истинное определение языка может быть только генетическим". Генетический момент констатируется скорее по отношению к речи, чем к языку. Под языком понимается "каждый процесс говорения, но в истинном и существенном смысле... как бы совокупности всех говорений". Настойчиво подчеркивается творческая, "энергетическая" природы языка.
    В. Гумбольдт – основоположник антропоцентрической парадигмы в языкознании.

    Гумбольдтианство и неогумбольдтианство

    Сложилось в ряде разновидностей так называемое гумбольдтианство[2], которое характеризуют как совокупность взглядов на язык и способы его изучения, сформировавшихся в русле философско-лингвистической программы В. фон Гумбольдта. Гумбольдтианство предполагает антропологический подход к языку, его изучение в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурой и духовной жизнью. Но во второй половине 19 в. отсекается, прежде всего, универсальный компонент, наличие которого признавалось логической грамматикой и отвергалось грамматикой психологической. В соответствии с духом этого времени не нашли своего продолжения попытки В. фон Гумбольдта синтезировать логический и психологический подходы к языку, гумбольдтианцы целиком перешли на позиции психологизма.

    В 20 в. идеи В. фон Гумбольдта нашли развитие в, так называемом, неогумбольдтианстве[3]. Базовым принципом «неогумбольдтианского взгляда» на сущность языка является постулат о неповторимом своеобразии концептуальных систем, лежащих в основе конкретных языков. Суть этого принципа состоит из трех принципов.

    1. Каждый язык уникален, причем не только и даже не столько со структурной точки зрения, сколько с точки зрения зафиксированной в нем картины мира.

    2. Способ мышления народа, говорящего на том или ином языке, определяется данным языком.

    3. Следовательно, способ мышления каждого народа уникален.

    Первый из данных тезисов разделяется на сегодняшний день большинством лингвистов, в особенности теми, чьи научные интересы лежат в сфере лексической семантики. Конкретные языки разделяют мир по-разному, а не только по-разному именуют уже вычлененные фрагменты.

    В. Гумбольдт – основоположник антропоцентрической парадигмы в языкознании.

    Заключение

    Таким образом, В. фон Гумбольдт оставил огромный след в истории лингвистики и заложил основы сравнительно-исторического языкознания. До сих пор исследователи в области языка пользуются его трудами. В. фон Гумбольдт внёс вклад в содержательную типологию языков. Он признаёт своеобразие каждого языка, как в плане формы, так и в плане содержания. В плане содержания самого языка выделяются не только идиоматический (идиоэтнический), но и универсальный компонент.
    В. Гумбольдт – основоположник антропоцентрической парадигмы в языкознании.

    Список литературы

    1. Биография В. Фон Гумбольдта - https://fb.ru/article/242288/gumboldt-vilgelm-biografiya-i-trudyi?ysclid=l9psyv2iag993378471,Вильгельм фон Гумбольдт - Немецкий Ученый - Биография (rus.team), Гумбольдт, Вильгельм — Википедия (wikipedia.org), http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/GUMBOLDT_VILGELM_FON.html

    2. Основные принципы - Вильгельм фон Гумбольдт — основоположник теоретического языкознания. Избранные труды по языкознанию (wikireading.ru)

    3. Гумбольдтиантво и неогумбольдтианство - http://bibliotekar.ru/100otkr/94.htm

    4. Неогумбольдтианство - НЕОГУМБОЛЬДТИАНСТВО | Энциклопедия Кругосвет (krugosvet.ru)


    Глоссарий

    1. Лингвистика – наука о языках

    2. ГУМБОЛЬДТИА́НСТВО, те­че­ние в ев­ро­пей­ской тео­рии и фи­ло­со­фии язы­ка 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., воз­ник­шее в хо­де ин­тер­пре­та­ции взгля­дов К. В. фон Гум­больд­та, а так­же сход­ных идей нем. учё­ных И. Г. Гер­де­ра, И. Г. Га­ма­на, Й. Й. Ваг­не­ра, И. Г. Фих­те. Ин­те­рес к на­уч. на­сле­дию Гум­больд­та воз­ник по­сле по­смерт­но­го из­да­ния его пре­ди­сло­вия «О раз­ли­чии стро­е­ния че­ло­ве­че­ских язы­ков и его влия­нии на ду­хов­ное раз­ви­тие че­ло­ве­че­ст­ва» к фун­дам.

    3. НЕОГУМБОЛЬДТИА́НСТВО - на­прав­ле­ние в раз­ра­бот­ке тео­рии и фи­ло­со­фии язы­ка, ста­вив­шее пе­ред со­бой за­да­чу воз­ро­ж­де­ния на­уч­но­го ин­те­ре­са к ду­хов­но­му на­сле­дию К. В. фон Гум­больд­та, его по­ни­ма­нию кон­крет­но­го язы­ка как уни­каль­но­го пу­ти по­зна­ния ми­ра, ко­то­рым сле­ду­ет вла­дею­щее дан­ным язы­ком язы­ко­вое со­об­ще­ст­во.




    написать администратору сайта