Главная страница

религиоведение. 1 вопрос. В христианской теологии и религиозной философии в обосновании бытия Бога существуют две тенденции рационалистическая и иррационалистическая


Скачать 68.7 Kb.
НазваниеВ христианской теологии и религиозной философии в обосновании бытия Бога существуют две тенденции рационалистическая и иррационалистическая
Анкоррелигиоведение
Дата02.10.2019
Размер68.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1 вопрос.docx
ТипДокументы
#88390
страница3 из 3
1   2   3

Исторические типы религий

В прошлом существовало и поныне существует множество религий (как отмечалось ранее, их насчитывают около пяти тысяч и даже больше). Для систематизации этого многообразия выделяют типы религий.

Типы отражают общие для некоторых религий признаки, что позволяет объединять религии в соответствующие группы. Типология характеризует определенные историкорелигиозные тенденции; она выявляет не только сходство религий данной группы и несходство их с религиями других групп в определенном отношении, но и связи между религиями разных типов.

Предложены разные типологические схемы и соответственно различают религии "языческие и откровенные", "естественные и богооткровенные", "натуралистические и суиранатуралистические", "естественные и этические", "зависимости и свободы", "политеистические, генотеистические и монотеистические" и т.д.

С учетом историко-стадиальных этапов развития этносов выделяют родоплеменные и народностно-национальные религии. От этих типов отличают мировые религии.

Родоплеменные религии возникали в условиях первобытнобщинного строя. Первоначальные религиозные верования были по большей части общими для каждой данной родственной группы народов, но после разделения таких групп развивались у каждой своеобразно. Родоплеменные религии стихийно вырастают из общественных условий жизни рода и племени, срастаются с этими историкостадиальными типами этносов и сакрализуют их.

Важное место в таких религиях занимает культ предков, выражающий генетическое единство и кровно-родственные связи. Для этих религий характерен также культ племенного вождя, утверждающий структурно-иерархическую целостность группы. Складывается система возрастных инициаций. Широко распространены фетишистские, тотемистические, магические, анимистические верования и культово-обрядовые действия.

На стадии развитого родоилеменного строя из анимистического комплекса мог выделяться образ одного духа, как правило, покровителя инициаций, который приобретал черты племенного бога. Племенные боги выражали сплоченность людей внутри данной группы и отделение групп друг от друга. Власть этих богов не переходила за границы охраняемой ими этнической области, по ту сторону которой правили другие боги.

Следует отметить, что родоплеменные религии в современных традиционных обществах существенно отличаются от возникавших и существовавших в условиях первобытного строя. Современные родоплеменные религии испытывают влияние исторически сложившихся народностно-национальных и мировых религий. В ряде случаев образуются синкретические системы, в которых причудливо переплетаются верования и культы религий разных исторических типов.

В настоящее время родоплеменные религии распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Америк и выражают архаические общественные структуры.

По мере разложения родоплеменной организации, дифференциации общественных отношений, становления и развития народностей, а затем и наций складываются и развиваются народностно-национальные и мировые религии. Однако более развитые религии ассимилируют известные историко-культурные пласты родо-племенных.

Народностно-национальные религии отражали условия жизни (экономические, политические и пр.) народности, а затем и нации и сакрализовывали данные историко-стадиальные типы этносов, их государства, глав этих государств (система caesar divus – царь божественный). Носителями народностно-национальных религий становились в основном представители данного этноса или типологически родственных этносов, хотя и лица другой этнической принадлежности могут при соблюдении определенных условий получить санкцию этих религий и стать их последователями.

Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционно сложившихся формах (вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.), специфическая обрядность, которая затрудняла или делала невозможным общение с иноверцами, строгая система религиозных предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и этносов от последователей других этнорелигиозных общностей.

Из существующих религий к этому типу относятся иудаизм, конфуцианство, сикхизм, синтоизм и др.

Мировые религии – буддизм, христианство, ислам – генетически связаны с родоплеменными и народностно- национальными, заимствовали многие элементы верований и культов этих религий, но в то же время существенно отличны от них.

Мировые религии появились в эпохи великих исторических поворотов, перехода от одного типа общественных отношений к другим. В их становлении большую роль играли основатель или группа основателей, которые чувствовали потребность в новой религии и понимали религиозные потребности масс. Эти религии формировались в условиях складывания "мировых империй", когда обнаруживалась необходимость "дополнить" эти империи соответствующими им религиями. Возникавшие государства охватывали большие территории, включали различные экономические уклады, этносы, культуры. В разрабатывавшихся вероучении, культе, организациях находили отражение образ жизни многих регионов, разных классов, сословий, каст, племен, народностей, и потому эти разнородные общности становились носителями новых религий.

Мировым религиям свойствен сильно выраженный прозелитизм, проповедническая активность, их проповедь носит межэтнический и космополитический характер, обращена к представителям различных социально-демографических групп. В этих религиях проповедуется идея равенства людей, отсутствуют расовые, этнические, классовые, стратовые, касто-клановые, имущественные ограничения для обращения в число последователей. Они отбрасывают вносящую разделение обрядность, которая затрудняла или даже запрещала общение сторонников прежних родоплеменных и народностно-национальных религий.

В конкретных исторических условиях различные направления мировых религий приобретали этническую окраску, эти религии в их этнических формах имеют тенденцию к идентификации этнической и религиозной принадлежности. В современных условиях – развития процессов глобализации – возрастают взаимосвязи и взаимовлияние религий разных типов, что находит выражение в содержании проповедей, в культе, в строении организаций религий разных типов.

Характеристика типов религий может быть дополнена и конкретизирована по другому основанию – с учетом центральных представлений и понятий.

В условиях позднеродового строя прежде безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются функции и управление определенными видами деятельности. Складывается полидемонизм (греч. πολύ – много, δαιμόνιον – дух, божество), внутри которого постепенно формируется иерархия духов, выделяется приоритетный дух, обычно покровитель инициаций, приобретающий черты племенного бога.

Влияние племенных богов было ограниченным и по ареалу, и по функциям: боги занимали определенное место по отношению друг к другу. Образование племенных союзов вокруг наиболее сильного племени обусловливало выдвижение на первый план фигуры бога данного племени. Этот бог становился межплеменным, превращался в главу пантеона, в который на правах подчиненных включались боги других племен. Формировался политеизм (греч. πολύ – много, θεός – бог; букв, многобожие) – религиозное представление о существовании нескольких или многих богов.

Возникновение политеизма связано с развитием способности мышления к ассоциациям, обобщению, анализу, различению классов явлений, схватыванию множества. Достигнув уровня единичных представлений – понятий, сознание получило возможность создавать образы духов и соответственно богов отдельных природных стихий и сфер человеческой деятельности. Когда появилась способность к образованию общих видовых и родовых представлений – понятий, сложились фигуры богов, "действующих" в ряде областей природы и общества. Но и образ бога, поле "деятельности" которого распространялось на несколько сфер действительности, предполагал признание существования других богов, с помощью которых объяснялись иные области реальности.

Ныне политеистическими религиями являются буддизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.

По мере разделения труда, дифференциации общества, формирования народностей, монархических государств развиваются и политеистические системы. Складываются супремотеизм (лат. supremus – высший; греч. θεός – бог) – почитание многих богов, но при приоритете одного, и генотеизм (грсч. εν – одно, первое, θεός – бог) – признание существования множества богов, но почитание одного.

У некоторых народов супремотеизм и генотеизм развились в монотеизм (греч. μόνος – один, единственный, θεός – бог; букв, однобожие) – представление о существовании единственного Бога. Последний появляется в результате длительной эволюции верований. Раньше других образовались представления о духах и богах отдельных природных областей и сфер разделения труда. Постепенно формировались образы богов, управляющих несколькими "секторами" природы и общества (видовые и родовые представления – понятия). Наконец, складывалась фигура Бога, контролирующего все многообразные природные и общественные явления. В ходе умственного развития в головах людей из многих более или менее ограниченных и ограничивающих друг друга богов возникло представление о едином и единственном Боге монотеистических религий.

Монотеистическими являются иудаизм, христианство, ислам, сикхизм.
1   2   3


написать администратору сайта