врачевание древнего китая. Врачевание в Древнем Китае. Врачевание древнего
Скачать 36.55 Kb.
|
Министерство здравоохранения ЛНР ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ» Кафедра социальной медицины и экономки здравоохранения РЕФЕРАТ по дисциплине «История медицины» на тему: «Врачевание древнего» Выполнил: студентка 1 курса 19б группы стоматологического факультета Ильясова Д. Д. Проверил: Сафонова А.А. Луганск – 2022 Содержание Введение……………………………………………..……………...........3 1. Китайская медицина………………………………………………...….3-4 2. Происхождение Китайской медицины…………………………………...………………………..…4-5 3. Врачевание в…………………………………………………………………..5-6 4. Зачатки врачевания……………………………………………………6-7 5. Зарождение культов и верований, их связь с врачеванием (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия) ………………………………………………8 Выводы………………………………………………………...…………….9 Литература.…………………………………………………………………10 Введение Цель данного реферата– понять, что такое врачевание, каким оно было в древнем Китае. Задачи: Понять определение врачевания Становление врачевания в древнем Китае Зарождение верований Связь верований с медициной Без сомнения медицина существовала всегда, так как человеческий организм несовершенен и подвержен различным заболеваниям. Первые очаги медицины получили наибольших виток своего развития именно в тех районах земли, где раньше всего появились сформировавшиеся народы, страны, цивилизации. Одним из таких районов является Китай. Китайская медицина - понятие известное практически каждому человеку. В то же время в отличие от современной европейской, этот вид медицины до сих пор остается загадочным и неизученным в полной мере. Это, в свою очередь привлекает к нему особое внимание, так как последователи этого направления пропагандируют особые методы лечения, которые в корне отличаются от современных. Китайская медицина возникла в далекой древности. В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: царский (XVIII--III вв. до н.э.), когда преобладала устная традиция, и империи Хань (III в. до н.э.--III в. н.э.), когда составлялись хроники Ханьской - династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения. Существуют значительные отличия в философии традиционной медицины, к которой привыкли мы, и древней китайской медицины. Прежде всего, китайская философия считает человека частью окружающего мира. По сути это действительно так. В то же время сам организм человека - это также единое целое. Нельзя рассматривать отдельно сердце, почки, легкие и другие органы и системы органов. Они функционируют и взаимодействуют в полном согласии и гармонии. И когда гармония нарушается, то возникает какое-либо заболевание. Конечно, началу заболевания предшествуют определенные "тонкие" симптомы, на которые мы, как правило, не обращаем внимание. Так как организм - единое целое, то при заболевании какого-либо органа, необходимо лечить не болезнь, а самого человека. Китайская философия говорит о том, что в организме находятся каналы и точки, при воздействии на которые можно вылечить даже самого безнадежного больного. Когда перекрывается течение энергии по определенному каналу, он блокируется, это нарушает функционирование всего организма, из-за чего он и заболевает. Задача медика, знакомого с методами китайской медицины, открыть эти каналы, воздействуя на них и на точки человека различными методами и средствами. Этой философии несколько тысяч лет, но и сейчас она не теряет актуальности. Происхождение Происхождение китайской медицины окутано легендами. Ее основателем считается император Шэнь-нун (ок. 2700 до н.э.), который, согласно преданию, составил первый травник с описанием более 100 лечебных средств. Он также считается изобретателем техники акупунктуры. Самый древний и великий китайский медицинский труд -- трактат Нэйцзин (Канон медицины) -- приписывается императору Хуан-ди (2698-2599 до н.э.); подлинное время его создания неизвестно. Источники по истории и врачеванию древнего Китая: памятники медицинской; письменности (с III в. до н. э.), данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры. Один из основоположников Китайской медицины (6 век до н.э.) Бань Цяо путешествуя по стране, знакомился с опытом народной медицины. Он владел всеми известными в то время диагностическими приемами (осмотр, расспрос, прослушивание, исследование пульса и т.п.), он был и терапевтом и хирургом (использовал как лекарственные растения, так хирургические инструменты). Он является автором древнейшей книги о лекарствах «Нань цзинь» (книга о трудном). В период империи Цинь (3 век до н.э.) появилось сочинение «Травник Шэнь Нуна». Эта древнейшая фармакопея включала в себя 365 лекарственных средств, из которых 240 - растительного происхождения. Все средства были разделены на 3 группы: - неядовитые лекарства (омолаживающие) - около 120 лекарств, прием которых не ограничивался ни сроком, ни дозировкой; - тонизирующие лекарства - около 120 лекарств, употребление которых требовало соблюдения определенных правил; - токсические лекарства - около 125 лекарств, которые оказывают благотворное действие на организм при применении определенных количеств непродолжительное время. В травнике упоминаются такие лекарственные формы, как порошки, пилюли, отвары, настойки, пластыри и т.п. При императоре Шэнь Нуне был составлен самый древний в мире гербарий, в котором было представлено более 100 растений, обладающих целебными свойствами. Первая многотомная история древнего Китая «Ши цзи» («Исторические записки») была составлена в I в. до н.э. выдающимся китайским ученым Сыма Цянем (145--86 гг. до н.э.). В ней широко использованы материалы хроник Ханьской династии, в которых сообщается и об успешном применений метода чжэнь-ци и пульсовой диагностики. Древнейший из дошедших до нас медицинских текстов древнего Китая -- трактат «Хуанди Нэй цзин» («Канон врачевания Желтого Предка»), который кратко именуют «Нэй цзин» («Канон врачевания»). Составлен он в III в. до н. э. в русле традиции в форме диалога между врачевателем и легендарным предком китайского народа --Хуанди, которому традиция приписывает авторство этого трактата. Однако, по мнению исследователей, «Нэй цзин» является результатом коллективного труда многих авторов различных эпох. «Нэй цзин» состоит из 18 книг. Девять первых («Су вэнь») посвящены строению и жизнедеятельности организма, распознаванию и лечению болезней. В девяти последних томах («Лин шу») описывается древний метод чжэнь-цзю. В этом каноне приводятся названия (около 900) и синонимы растений, ботанические описания, время сбора, географическое распространение, микроскопическое описание сырья, фармакологическое действие и применение. Во 2-ом веке н.э. в Древнем Китае впервые в мировой практике были введены записи течения хода болезни и назначения, которые делались больному. В наше время данные записи носят названия - истории болезни. Изучение действия растительного сырья позволило обогатить имеющие травники, и в 502 году в Китае была составлена новая фармакопея «Шэнь нун бэн цао цзин». Она состояла из 7 томов и включала в себе более 700 видов лекарственных растений. Справочник «Мин бэй лу», составленный Тоу Хун Цзин (452-536 гг.) содержал около 16000 рецептов и в настоящее время пользуется огромной популярностью у китайских врачей и фармацевтов. Сочинение Сюй Дзы Цая «Лэн гунн яо дуй», появившееся в 550 году впервые классифицировала все лекарства по их действию. Все лекарства были разделены на 10 групп: ветрогонные, укрепляющие, мочегонные, вяжущие, слабительные. Потогонные, расслабляющие, смягчающие, успокаивающие и альтернативные. Сунь сы Мяо (581-673 гг.) занимает видное место в истории лекарствоведения Китая. Его исследования были посвящены фармакологии. Его основным трудом был «Цзян цзинь фан» (тысяча золотых рецептов), который внес ценный вклад в лекарствоведение Китая. Данные сочинения включали 30 томов. С первого по четвертый тома были посвящены женским болезням и назывались «Женские болезни и их лечение». Пятый том был посвящен детским болезням и их лечению. С 6 по 21 том назывались «Частная патология и терапия», 22-24 тома - «Отравления и противоядия», 25 том - «Неотложная помощь», 26 и 27 том - «Диетотерапия», 28 том - «Учение о пульсе» и последние 29 и 30 том - «Иглоукалывание и прижигание». Позже Сунь сы Мяо написал еще 30-ти томное продолжение к своему труду, что в совокупности составило медицинскую энциклопедию для Китая, которой долгое время пользовались не только китайские врачеватели, но и также японские, корейские и многие другие. Особенностью развития китайской медицины в 7 веке было появление сочинений, посвященных отдельным медицинским специальностям, отдельным заболеваниям и способам их лечения. В этот период медицина Китая разделилась на 7 отраслей: болезни взрослых; болезни детей; глазные и ушные болезни; болезни зубов и полости рта; наружные болезни; наука массажа; заклинания. Специальностей у врачевателей было меньше: болезни взрослых; болезни детей; глазные и ушные болезни; болезни зубов и полости рта; наружные болезни; наука массажа. Культура врачевания Китайская медицина была первоначально магической; однако в дальнейшем накопились эмпирические знания о лекарственных средствах растительного происхождения. Основой медицинской теории служило абстрактное учение о пяти элементах и о противоположных силах инь и ян, т. е. женском и мужском началах. В нарушении равновесия или гармонии между ними усматривалась главная причина болезни. Китайские врачи считали, что человек - это космос в миниатюре, действующий под влиянием тех же сил, которые господствуют в природе. Они разработали учение о противоборстве и взаимосвязи двух жизненных начал «инь» - темного, женского, инертного и «янь» - светлого, мужского, активного. Все процессы в организме сводились к взаимодействию этих 2-х жизненных начал и участию 5 первоэлементов (космических элементов) металл, вода, огонь, дерево, земля. Представление о жизненных началах привело к трем новым терапевтическим приемам, придавшим китайской медицине особый колорит. Это мокса, массаж, акупунктура. Итак, правильное соотношение этих начал обуславливает здоровье, неправильное - ведет к заболеваниям. Для восстановления нарушенного соотношения китайцы придумали три названных приема. Мокса - состоит в прижигании больного места или отдаленной от этого места точки пучками горящей травы. Цель этого мероприятия - усилить движение начала «инь». К этому приему китайцы пришли, исходя из фантастического представления, но оказывается в нем имеется и практический смысл; приемы местного воздействия на больной организм не только в зонах повышенной чувствительности. Но и отдаленных от этих зон точках в самых разнообразных формах применяются и теперь (диатермия, электрическая искра), хотя на других теоретических основах. Второй прием - массаж. Врачи Древнего Китая также применяли его с целью усилить движение начала «инь». Со временем тот фантастический смысл, который китайцы придавали массажу, был забыт, и осталось только то, что называется рациональным в этом терапевтическом приеме. Третий прием - акупунктура - состоял во введении иглы в орган, считавшийся больным, или в какую-нибудь отдаленную от него точку тела. Иглу обычно тут же вынимали из тела, но иногда оставляли ее на сутки и более, т.к. сущностью заболевания считалось нарушение пропорции между началами «янь» и «инь». То иглы делались полыми внутри на тот случай, что какое-нибудь из этих начал окажется в избытке и тогда, этот избыток сможет выйти наружу через канал иглы. Наоборот, если предполагается недостаток начала «янь», его можно было в виде подогретого воздуха ввести в организм через тот же канал. Для проведения данной терапевтической операции, необходимо было хорошо знать точки, в которые надлежало делать уколы в каждом отдельном случае. Для допуска к акупунктуре устраивался экзамен: манекен, с проделанными в нем отверстиями, обклеивался бумагой, а внутрь его наливалась краска. Сдающий экзамен сквозь бумагу должен был ввести иглу в назначенную точку; доказательством удачи было истечение краски из канала иглы. Китайцы не практиковали вскрытий, их анатомические и физиологические представления были довольно фантастичны. На основе тех же представлений о началах «инь» и «янь» китайские врачи внесли в медицину еще один важнейший момент: они начали исследовать пульс своих больных и создали учение о пульсе, хотя в других странах в то время оно распространения не получило. На основании пульса китайцы проводили различные методы лечения, которые состояли в очищении крови и соков, укреплении желудка, удалении газов. Для этого применялись в больших количествах слабительные, рвотные, противоглистные лекарства. Пульс играл основную роль в диагностике. Его измеряли в 11 точках, каждый раз используя три разных по силе надавливания. Было известно двести разновидностей пульса, 26 из них означали приближение смерти. Терапия основывалась на законах взаимодействия инь и ян и использовала множество магических средств. Особенно популярным было учение о "знаках" (сигнатурах): желтые цветы применяли для лечения желтухи, напоминающие форму почек бобы -- при заболеваниях почек и так далее. В то же время некоторые из почти 2000 рецептов традиционной китайской медицины были действительно очень ценными и сохранили свое значение до сих пор. Так, соли железа применялись при анемии, мышьяк при кожных заболеваниях, ртуть для лечения сифилиса, ревень и сульфат натрия в качестве слабительного, а опий как наркотическое средство. В Китае за 1000 лет до н.э. применяли предупредительные меры против оспы, для этого в ноздри вкладывали вату, пропитанную содержимым человеческого оспенного струпа. Как мера предупреждения чумоподобных болезней применялась самоизоляция, покидание человеком насиженных мест при эпизоотии грызунов (крыс и мышей). В 502 году была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками. Тем не менее, все дошедшие до нас труды о лекарственных средствах были составлены не в древнем (рабовладельческом), а в феодальном Китае, т.е. в период средних веков - время бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины. Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных. Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н.э. в связи с утверждением конфуцианства. Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го (141-208), который прославился как искусный диагностики знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл. Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэй цзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых». Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика у син или (в переводе с кит. - игра пяти зверей), основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия. 3. Особенности китайской философии, ее влияние на развитие медицины Мировоззренческую основу древней китайской философии составило учение о двух противоположных и нераздельных началах инь и янь, которые поначалу обозначали вполне материальные, чувственно воспринимаемые противоположные явления, качества или свойства, присущие одному событию, предмету, объекту. Позднее такое понимание инь и янь расширилось и углубилось и стало обнимать силы и функциональные начала, которые порождают все вещества и объекты во вселенной, приобрело широкий символический характер. Таким образом, инь и янь стали проявлениями единой всеобщей «энергии» ци, которая была причиной и началом всякого движения и изменения во вселенной. Физиологические и психологические процессы человеческого организма считались результатом действия особенной «энергии» - жизненной ци, проявления которой также имели характер или инь, или янь. В китайской медицине модель инь и янь была применена как к структурам, так и к функциям организма человека и стала основой физиологии, диагностики и лечения. Философская категория инь и янь означает, что любое единое целое, как предмет, так и явление, в этом мире состоит из двух противоположных начал, соперничающих и дополняющих друг друга. Каждая из них имеет свои характеристики и свойства. Изначально китайские мыслители все, что сохраняет неподвижность, опускается вниз, является смутным, скрытым, пассивным, темным, холодным, слабым и тому подобное, относили к инь; а все, что движется, устремляется вверх, что ясно, активно, светло, горячо, сильно и тому подобное, - к янь. Небо соответствует янь, а земля - инь; вода есть инь, а огонь - янь. Инь-характер имеют луна, земля, женский, слабый, холодный, мягкий, темный, тяжелый, низкий, малый. Короткий, печальный, внутренний, худой и т.д. Янь-характер имеют солнце, небо, мужской, сильный, горячий, твердый, светлый, легкий, высокий. Большой, длинный, радостный, внешний, полный и т.д. Действие начал инь-янь заключается в следующем: - каждое из них стремится подавить другое; - оба начала находятся в тесной взаимной связи и могут превращаться (переходить) одно в другое, причем каждое содержит в себе оба начала - в инь есть янь, в янь есть инь; - борьба и взаимное превращение инь и янь являются источником любого движения, развития, изменения и преобразования; - нарушение гармонии и равновесия между инь и янь ведет к нарушению всякого движения и развития; - янь превращается в ци (функцию), инь образует форму (структуру). Функции органов (янь) возникают за счет потребления продуктов питания (инь), при этом происходит увеличение янь и ослабление инь. В то же время обмен веществ, полученных с продуктами питания (инь), требует расхода определенного количества энергии (янь); тогда происходит усиление инь и ослабление янь. При нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии. Если же ослабление или усиление выходит за рамки, то возникает избыток инь или янь, что ведет к возникновению патологии, болезни. Необходимо также учитывать, что оба начала могут быть как причиной, так и следствием. Модель инь-янь служит базой не только теоретических представлений восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. Основополагающим в жизнедеятельности человеческого организма лежит уравновешенное состояние инь и янь, полная их гармония. Нарушение этого равновесия ведет к патологическому состоянию, болезни и выражается либо в преобладании, либо в ослаблении инь или янь. 4. Методы лечения китайской медицины Искусство диагностики в Древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Согласно преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н.э. и известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока); его подлинное имя - Цинь Юэжэнь. Исторические хроники Ханьской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства. Одним из величайших достижений философской мысли древнего Китая является представление о круговом движении крови, изложенное уже в самом древнем медицинском трактате Китая - «Иэй цзин»: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца. Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно, а сердце хозяйничает над кровью». «Без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам. Именно пульс обусловливает круговорот крови и «пневмы». Посмотришь вперед, оглянешься назад - все идет от пульса. Пульс - это внутренняя сущность ста частей тела, самое тонкое выражение внутреннего духа». Древнекитайские врачи считали, что пульс составляет продукт непрерывного прилива и отлива крови и жизненных духов. Всякое изменение в механизме движения крови и воздуха приводит к соответствующим изменениям в пульсе, по которому врач узнает состояние крови и воздуха и, следовательно, состояние организма. Посредством пульса врачи диагностировали болезни от истощения, недостатка крови и жизненных духов или же от накопления испорченных соков. Правила для исследования пульса были изложены с величайшей подробностью. Китайские врачи говорили о существовании 7 наружных и 8 внутренних пульсов. Средний пульс у взрослого человека считался 80 ударов в минуту, у стариков - 76, у детей - 96. Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь - иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю - прижигание). Первое подробное изложение теории и практики этого метода приведено в трактате «Нэй цзин», особенно во второй его части «Лин шу» (ее называют «Канон акупунктуры»), где описаны «жизненные точки», каналы, вдоль которых они расположены, коллатерали, иглы и методы их введения, показания и противопоказания для применения иглоукалывания и прижигания. Первые иглы для акупунктуры были каменными. Они имели тончайшее отверстие (подобно игле шприца), по которому, как полагали, движется начало ян. Впоследствии иглы стали изготовлять не только из кремния или яшмы, но также из кости, бамбука, а позднее и из металлов: бронзы, серебра, золота, платины и нержавеющей стали. С развитием этого метода наметилась специализация игл и их деление на виды. В древнем Китае существовало несколько методов прижигания. Прямое прижигание проводилось при непосредственной близости горящей сигареты от тела. При методе непрямого прижигания сигарета была на некотором расстоянии от точки воздействия, а между сигаретой и телом могли помещаться лекарственные вещества. Прижигание теплыми иглами сочетало в себе и иглотерапию, и прижигание: сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях; таким образом достигался комбинированный эффект (действие иглы и тлеющего лекарственного растения). Болезни, происходившие от холода - лечились теплом, а от перегревания - холодом. Кровопускание использовалось редко, чаще применялись пиявки. Особое внимание уделялось строгой диете, водным процедурам, солнечным ваннам, лечебной гимнастике. Китай был носителем высокой санитарной культуры, острейшую проблему составляло питание: «Люди, хотя и едят, но сытых я вижу так редко и мало». Лекарствоведение Древнего Китая было самым обширнейшим в мире. В объяснении действия лекарств большую роль играли отношение цвета, вкуса препаратов к пяти элементам и к органам. Зеленые и кислые лекарства соответствуют элементу «дерево» и поэтому действуют на сердце, желтые и сладкие лекарства соответствуют элементу «земля» и действуют на желудок, белые и острые лекарства соответствуют элементу «металл» и действуют легкие, а черные и соленые лекарства соответствуют элементу «вода» и действуют на почки. Таким образом, Древний Китай представлял собой уникальный пример стабильности традиционной системы и традиционной медицины, что в значительной степени связано с локальностью китайской цивилизации, обусловленной причинами географического, социально-экономического и политического характера. Заключение Традиционная китайская медицина долгое время развивалась изолированно от других культур земного шара. Так, в Европу сведения о ней проникли лишь в XIII веке. В современном мире традиционная китайская медицина играет все возрастающую роль. Научное изучение ее наследия имеет важное значение для развития современной научной медицины. Объектом китайской медицины является человек, а не только его болезнь. И это одна из основных особенностей китайской национальной медицины. Как думают китайские медики, болезнь - это только указание на существование дисбаланса в самом человеке. Сходные принципы лежат в основе всей жизнедеятельности человека (проживание в какой-то внешней среде, жизненные ритмы, пища, которую он предпочитает или избегает, его личные взаимоотношения, его речь и жесты) - все это является инструментом для лучшего понимания его болезней и предложения методов лечения согласно среде проживания человека. Когда дисбаланс выявлен, он может быть откорректирован, и баланс энергии (а, следовательно, и здоровье человека) будет восстановлен. Кроме того, категорическим основным принципом китайской терапии является управление движением энергий тела. Многие открытия в медицине были сделаны именно при помощи синтеза традиционной и современной науки в Китае, что, в свою очередь, привело к открытию для целого мира ряда новых медицинских методов и диагностик для лечения самых сложных заболеваний. древнекитайский врачевание философский Вывод: Болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества представляли собой, с одной стороны, явление биологическое, так как развиваются они на почве человеческого организма в тесной связи с окружающей природой, а с другой — явление социальное, так как определяются конкретными условиями общественной жизни и деятельности человека. История медицины насчитывает всего несколько тысячелетий. Несмотря ни на что, медицина первобытных общин все-таки заслуживает серьезного внимания и изучения. Вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. Литература: https://medconfer.com/node https://www.historymed.ru/training_aids Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. по спец. «История». - 5-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1999. - С. 90-93. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. по спец. «История». — 5-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1999. — С. 139—142. |