Главная страница
Навигация по странице:

  • 30-е годы вошли в историю нашей страны как период «культурной революции».

  • Культура России советского периода. В. И. Ленин еще в начале XX века сформулировал принцип партийности литературы, который лег в основу политики партии в области художественной культуры. Согласно этому принципу, культура и искусство должны выража


    Скачать 25.23 Kb.
    НазваниеВ. И. Ленин еще в начале XX века сформулировал принцип партийности литературы, который лег в основу политики партии в области художественной культуры. Согласно этому принципу, культура и искусство должны выража
    Дата29.03.2018
    Размер25.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультура России советского периода.docx
    ТипДокументы
    #39833

    Культура России советского периода — явление слож­ное и противоречивое. С одной стороны, в XX веке в русской культуре заявили о себе многие талантливые художники, писатели, музыканты, режиссеры. Этот век дал России также немало гениальных ученых и иссле­дователей.

    С другой стороны, в XX в России на практике ут­вердилась идеология марксизма, была создана тотали­тарная система, которая привела к уничтожению ина­комыслия. В художественной культуре господствовали примитивные оценки произведений искусства, многие писатели, художники и деятели культуры были физически уничтожены. С учетом противоречивости и от­сутствия единства культуры советского периода ука­жем на ее отдельные стороны.

    В.И.Ленин еще в начале XX века сформулировал принцип партийности литературы, который лег в осно­ву политики партии в области художественной культу­ры. Согласно этому принципу, культура и искусство должны выражать интересы рабочего класса. Считалось, что именно этот класс, как революционный, выражает ин­тересы общества в целом, Октябрьская революция по замыслу ее вождей, должна была коренным образом из­менить положение в сфере духовной культуры. Культу­ра впервые должна была в подлинном и прямом смысле являться собственностью народа, выражать его инте­ресы и духовные запросы. И в тоже время эта культу­ра должна быть пролетарской. Это означало отказ от преемственности, от эволюции, от традиций культур­ного развития. Эволюция, как известно, является наи­более благоприятным путем для культурного процесса.

    Первое послеоктябрьское десятилетие в истории культуры России показало, что задача формирования абсолютной пролетарской культуры невыполнима, особенно в сфере искусства. В абсолютизации классового подхода в ху­дожественной культуре особенно выделялись две твор­ческие организации — Пролеткульт и РАПП (российс­кая ассоциация пролетарских писателей). К 30-ым го­дам они прекратили свое существование.

    Ряд выдающихся культурных деятелей этого периода — А.Платонов, Е.Замятин, М.Булгаков, М.Цветаева, О.Ман­дельштам активно противостояли «вульгарной» социо­логии искусства, за что были подвергнуты советской критике того периода как чуждые новой культуре эле­менты. Решительные перемены в этот период произош­ли с русским театром. Возник советский режиссерский театр, становление которого связано с именем Е.Б.Вахтангова. Его постановки пьес отличались высокой граж­данственностью и художественной активностью. В этот период большевистское правительство пыталось нала­дить контакт с творческой интеллигенцией России. К тому же многие поэты, даже такие как А.Блок и В.Брюсов, свято верили в революционный переворот во всей цивилизации. Большую роль в установлении та­кого диалога сыграл первый советский нарком просве­щения А.В.Луначарский. Блестящий оратор и эрудит, он в двадцатые годы перекинул «временной мост» меж­ду революцией и миром русской интеллигенции.

    30-50-е годы русской культуры вошли в историю как годы тоталитаризма, хотя в официальной идеоло­гии они именовались как годы первых пятилеток, мас­сового трудового героизма и т.п. В СССР было введено всеобщее обязательное образование (начальное, а по­том и семилетнее). Коллективизация сельского хозяй­ства, стахановское движение, первые стройки отража­лись и переживались в общественном сознании очень эмоционально. Перед художниками появилась массо­вая аудитория слушателей, зрителей, читателей. Теат­ры, художественные музеи, концертные залы посеща­ются огромными количествами людей. Развивается ки­носеть, большими тиражами издаются книги, открыва­ются библиотеки. Официальное искусство 30-40-гг. было приподнято-утверждающим, даже пафосным, ма­жорным.

    В 1934 г. начал свою работу Первый всесоюзный съезд со­ветских писателей, где основным творческим методом советской культуры был определен социалистический реализм. Этот метод предпи­сывал художникам содержание произведений искусст­ва и творческие принципы. В литературе значительно увеличивается значение исторического романа. Выходят такие романы как «Кюхля» Ю.Тынянова, «Емельян Пугачев» В.Шишкова, «Петр Первый» А.Толстого. Развивается детская литература. Широкую популярность приобретают стихи для детей, написанные В.Маяковским, С.Маршаком, К.Чуковским, С.Михалковым, повести А.Гайдара, В.Каве­рина, Л.Кассиля. В марте 1940 г. завершена публикация романа М.Шолохова «Тихий Дон». Великая Отечествен­ная война, вызвавшая огромный патриотический подъем русского народа с особой силой отразилась в поэзии и песне. Лирика М.Исаковского, Н.Тихонова, С.Щипачева, А.Твардовского, Б.Пастернака, А.Ахматовой, О.Берггольц, К.Симонова, песня В.Лебедева-Кумача «Священная война» вошли в историю художественной культуры этого периода. Кроме этого, в годы войны было написано одно из величайших произведений XX века - седьмая симфония Д.Шостаковича. Композитор на­чал писать эту симфонию через месяц после начала вой­ны, а продолжил свою работу в осажденном фашиста­ми Ленинграде. Эта музыка высекала огонь из муже­ственных сердец ленинградцев. Симфония, по словам Д.Шостаковича, была посвящена борьбе с фашизмом.

    В годы войны с большим успехом в театрах России шли пьесы Л.Леонова («Нашествие»), А.Корнейчука («Фронт»), К.Симонова («Рус­ские люди»). Огромной попу­лярностью пользовались песенные концерты таких со­листов, как К.Шульженко, Л.Русланова, Л.Утесов, С.Лемешев, И.Козловский и др.

    В послевоенные годы были созданы такие художественные произведения на документальной основе как «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого.

    60-70-е годы в русской художественной культуре связаны с политической и культурной «оттепелью». На становление культуры этого периода большое влия­ние оказал научно-технический прогресс и социально-экономические процессы. Проза В.Шукшина, В.Распутина, Ю.Трифонова, Ч.Айтматова, драматургия А.Вампилова, В.Розова, поэзия В.Высоцкого отразили целый ряд злободневных проблем этого времени. Среди них особое место занимали экологические проблемы, нрав­ственные, эмиграция жителей в города, усложнение жизни и быта в них и др. Киноре­жиссеры Г.Чухрай, С.Ростоцкий, писатели В.Быков, Г.Бакланов, В.Астафьев создают правдивые фильмы и романы о прошедшей войне. В художественной лите­ратуре появляется так называемая «деревенская про­за» (В.Белов, Ф.Абрамов и др.), в которой получили от­ражение мораль деревенского человека, глубокие изме­нения в его сознании, драматизм деревенской жизни в изменившихся условиях, в период вымирания русских деревень («Дом» Ф.Абрамова, «Прощание с Матерой» и «Пожар» Ф.Абрамова).

    Проблеме взаимоотношения человека с природой посвящен фильм-панорама «У озера» С.Гераси­мова. Загрязнение озер, расточительство природных ресурсов, уничтожение лесов явились тя­желейшим последствием научно-технической революции. Это не могло не сказаться на духовном мире чело­века, ставшего свидетелем, а нередко и прямым винов­ником экологических проблем.

    Особое место в культуре России представляет фе­номен А.Солженицына. Его рассказы «Один день Ива­на Денисовича», «Матренин двор» стали классикой ина­комыслия 60-х годов. В определенной мере эту тради­цию продолжали в своей театральной деятельности те­атры «Современник» и «Таганка», журнал «Новый мир» А.Твардовского. Таким образом, художественная культура пе­риода «хрущевской оттепели» поставила перед советс­ким обществом ряд существенных проблем.

    ДРУГОЕ

    30-е годы отмечены ликвидацией неграмотности. К концу 30-х годов насчитывалось около 1800 научно-исследовательских институтов. Многие советские ученые - Павлов, Жуковский, Чаплыгин, Лебедев, Иоффе получили мировую известность. Дарованы миру были роман Мастер и Маргарита Булгакова, Ювенильное море, Котлован, Чевенгур Платонова, Реквием Ахматовой, Шолохов Тихий дон. В годы войны литература пережила новый подъем (Ахматова, Берггольц, Твардовский, Сурков, Тихонов, Шолохова, Симонова, Исаковского, Полевого, Фадеева. Высокими достижениями отмечено развитие музыки - Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Хренников, Свиридов, Ковалевский. Шостакович седьмую симфонию посвятил героическим защитникам Ленинграда. Широкую популярность имели песни композиторов Александрова, Соловьева-Седого, Блантера, Новикова, Дунаевского, Мокроусова, Фрадкина. Песня Лебедева-Кумача и Александрова стала настоящим гимном война - Священная война. Расцвет переживает детская литература - Маяковский, Маршак, Чуковский, Михалков, Гайдар, Барто, Кассиль, Олеша.

    1964 - академики Басов и Прохоров награждаются за создание лазера. Наша страна первой начинает использовать атомную энергию в мирных целях. 1954 - начинает работать первая атомная электростанция, 1957 - пущен первый атомный ледокол Ленин.

    1957 - запуск спутника Земли, открывший эру в освоении космоса. 1961 - космический полет Гагарина. К 60-м годам уже введена система всеобщего среднего образование.

    Розов В поисках радости, Традиционный сбор. Солженицын Один день Ивана Денисовича. Рыбоков Дети Арбата.Дудинцев - Белые одежды. Фильм Покаяние Абуладзе.

    Фильмы - Летят журавли Калатазов, Баллада о солдате Чухрая, Судьба человека Бондорчука. Тарковский Андрей Рублев, Зеркало, Жертвоприношение.

    Поэзия - Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский.Удивитнельного успеха достигла деревенская проза. В этом жанре трудулись Абрамов, Астафьев, Можаев, Белов, Носов.

    Авторская песня - Высоцкий, Окуджава, Галич.

    Советский театр - Современник, Театр на Таганке, Театр на Малой Бронной. Своим успехом советский театр обязан прежде всего творчеству режиссеров Любимова, Ефремова, Эфроса.

    Изобразительное искусство: Реализм - Платонов, Томский, Оссовский, Моисеенко, Коржев, Яблонская, Ромадин, Глазунов, Шилов. Линию русского авангарда продолжают в своем творчестве Сидур, Калинин.

    Продолжают успешно работать ярко заявившие о себе в 60-е годы художники Попков, Салахов, Андронов, Жилинский, Стожаров, Волков. В 70-е годы получают широкую известность группа молодых художников - Назаренко, Нестеров, Булгаков, Ситников, Орлов.

    В скульптуре творят Аникушин, Комов, Клыков. Социально-экономические проблемы и трудности, рост бездуховности, симптомы нравственной болезни находят выражение в творчестве Шукшина, Трифонова, Распутина, Вампилова, Розова, Володина, Битова, Айтманова.

    ДРУГОЕ

    20-е годы были самыми многообещающими в истории советской культуры. Специфика этих годов состояла в многообразии форм социально-экономического развития, в динамичности и открытости политической жизни, в духовном богатстве. В эти годы активно занимались своей деятельностью выдающиеся учёные и художники (И. Павлов, Н. Вавилов, М. Шолохов, А. Платонов). Выделение 20-х годов в особый этап связано ещё и с нэпом. Следует учесть, что на содержательность 20-х годов в культуре падал благотворный отсвет Серебряного века. Прослеживается многообразие литературных группировок и художественных объединений, богатство стилевых и жанровых исканий в искусстве (М. Булгаков, И. Бабель, М. Бахтин). Но со второй половины 20-х годов начала проявляться разрушительная деятельность сталинского тоталитаризма.

    30-е годы вошли в историю нашей страны как период «культурной революции». Под «культурной революцией» подразумевалось, с одной стороны, повышение образовательного уровня народа, его приобщение к достижениям культуры. Другой стороной «культурной революции» явилось утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения.

    Широко развернулось строительство новых школ. Были преобразованы школьные программы, созданы новые учебники. Развивалась система среднего специального и высшего образования. Рост грамотности вызвал большой спрос на литературу. Широкое развитие получили массовые библиотеки.

    Сталин заявил, что все науки носят политический характер. Острая борьба развернулась в биологической науке. Появилась новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих идеологических дисциплин, — «история партии». Мировое признание получила советская физическая школа, представленная именами Вавилова, Иоффе, Капицы. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра. Также значительных успехов достигли советская математическая наука, астрономия, механика, физиология. Широкий размах приобрели геологические и географические исследования. Активно исследовался и осваивался Север.

    Советское искусство, подчинённое партийной цензуре, было обязано следовать одному художественному направлению — социалистическому реализму. Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

    Самым массовым видом искусства стал кинематограф. События 20-х и 30-х годов отражались в сознании людей через собственный опыт и любимые кинокартины. Над документальными фильмами трудились такие мастера как Д. Вертов, Э. И. Шуб и др. Не отставал и художественный кинематограф. Значительное количество фильмов было посвящено историко-революционной тематике («Чапаев», «Мы из Кронштадта»). В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путёвка в жизнь» (режиссёр Н. В. Экк) о воспитании нового советского поколения. В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (режиссёр Н. В. Экк). Закладываются традиции детского и юношеского кинематографа. Любимым жанром стали исторические картины. Яркие образы в фильмах 30-х годов создали Б. М. Андреев, Б. А, Бабочкин, Т. Ф. Макарова, Л. П. Орлова и др.

    Музыкальная жизнь страны в 30-е годы связана с именами Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского и др. Были созданы коллективы, прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. Наибольшего расцвета достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества — песенная.

    Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусства. Классиком социалистического реализма стал Б. В. Иогансон («Вузовцы», «Допрос коммунистов»). Непременный атрибут каждого города и учреждения — портреты, скульптуры и бюсты Сталина.

    Литература была представлена талантливыми писателями, значительными произведениями (М. Горький «Жизнь Клима Самгина», А. Толстой «Пётр I», М. Шолохов «Тихий Дон»). С конца 20-х годов на театральных подмостках утвердились пьесы советских драматургов Н. Погодина, В. Вишневского и др. Лучшим советским театром был официально признан МХАТ.

    Итак, важнейшей чертой «культурной революции» стало активное приобщение советских людей к искусству. Широко распространялась художественная самодеятельность. Развитие советской культуры в 20 — 30-х годах имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература были взяты под строгий контроль и испытывали идеологическое давление. С другой стороны, советская культура достигла значительных успехов.

    2. Особенности культурной жизни страны в 40 — 80 гг.

    Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие. Но надеждам не суждено было сбыться. С лета 1946 г. в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру. В конце 1948 г. страна вновь оказалась в идеологической и культурной изоляции от остального мира.

    Один из первых ударов был нанесён по литературе. Был закрыт журнал «Ленинград». Критике подверглись Зощенко, Ахматова, Штейн, Герман, Казакевич и другие деятели культуры. Вслед за литературой было «усилено партийное руководство» театром и кино. Критике были подвергнуты многие кинорежиссёры и кинофильмы. В конце 1947 года жёсткий идеологический пресс обрушился на советских музыкантов. Также как и другие деятели культуры, многие композиторы были подвергнуты критике (Прокофьев, Хачатурян и др.).

    Одной из важнейших задач было возрождение образовательной системы. Развернулись оживлённые дискуссии среди историков, экономистов, философов, биологов, физиков. В 1952 году вышла в свет работа Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».

    Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. Писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью». На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе — обновленческого. Был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Власть искала новые приёмы воздействия на интеллигенцию. После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление и в области музыкального искусства, живописи и кинематографии. Настоящим потрясением для людей стал выход в свет произведений А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», в полный рост поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.

    В 1556 году был создан Международный исследовательский центр в Дубне. В 1957 году было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР. Крупнейшие достижения того времени: создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957), первый полёт человека в космос (1961). Научно-технические достижения «хрущевской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.

    В области образования была задумана реформа. В декабре 1958 года был принят закон о новой структуре образования, была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа.

    Смена курса в октябре 1964 года повлекла за собой идеологические перемены. Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины». Это означало отказ от двух крайностей: очернительства и лакировки действительности. По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика. Со второй половины 60-х годов усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. «Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов. Специфической чертой 60 — 70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Уже в 80-х годах начала возвращаться культура Серебряного века.

    Итак, в 40 — 80-х годах наблюдалось постоянное обострение противоречий между властью и обществом. Существовало противоборство двух направлений в отечественной культуре — официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

    3. Проблемы культуры в условиях формирования рынка.

    В силу вступают рыночные законы, и возрастает потребность не во всесторонне развитой, а в «рыночной» личности. Для неё характерна способность быть такой, какой от неё требует быть рынок.

    Внедрение рыночных отношений в сферу культуры началось с момента принятия в 1988 г. Министерством культуры СССР постановления «О переводе ряда учреждений культуры на условия самофинансирования и хозрасчёта». Вслед за постановлением последовало проведение эксперимента в театрах страны. Суть эксперимента: выработать модель театра, действующего в условиях рынка, которую можно бы было предложить в качестве образца для других типов культурно-просветительных учреждений. В результате произошло повышение стоимости на билеты, поэтому уменьшилось число зрителей. Нечто подобное произошло и с другими учреждениями культуры — Дворцами, Домами культуры, библиотеками. Их заставляли искать не бюджетные источники финансирования, сдавать своё помещение в аренду коммерческим организациям.

    Так были созданы экономические предпосылки для разрушения инфраструктуры сферы культуры и превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных на получение прибыли. Начала сворачиваться деятельность кружков и коллективов художественной самодеятельности, и увеличиваться количество «доходных» организаций. Значительному разгрому подверглись социально-культурные учреждения села.

    Внедрение рыночных начал больно ударило по основной массе творческой интеллигенции, работников в сфере культуры. Встала проблема выживания перед библиотекарями, артистами театров, сотрудниками музеев, которые оказались за чертой бедности. У них была низкая зарплата, понижался социальный статус. Рыночные отношения сказались на репертуаре. С афиш театров исчезли пьесы мировой и отечественной классики. Их вытеснили произведения, заранее обречённые на успех благодаря конъюнктурной тематике и учёту потребностей новой «элиты», предпринимателей, коммерсантов.

    Рынок превратил продукт духовной деятельности в товар, который должен быть продан по цене, обеспечивающей продавцу максимальную прибыль. Существенный удар рыночные отношения нанесли отечественному кино и книгоиздательской деятельности. Книга становится недоступным товаром для широких слоёв населения, в связи с ростом цен на бумагу.

    Социально-культурная ситуация в стране усугубляется растущим социальным неравенством населения.

    Итак, в результате внедрения рыночных отношений в сферу культуры оказалась разрушена её инфраструктура, уменьшился объём и качество духовной продукции, сузился круг культурных образов, сократилась сфера любительского художественного творчества.



    написать администратору сайта