образец. В их трудах вновь декларировалась божественная природа творчества
Скачать 16.44 Kb.
|
С помощью творчества можно добиться прогресса во всех областях человеческой деятельности, от искусства до науки, бизнеса и технологий. Именно поэтому мы и отмечаем людей за свое творение, отчитываясь за выдающиеся личности в своем труде, также целые культуры на фоне достижений тех, что достигли. Творчество — это способ самовыражения и средство самовыражения и то, что делает нас теми, кем мы есть. Возможно, что творчество станет главной темой философии, так как оно поднимает такое количество интересных философских вопросов, как мы скоро увидим. Обидно в том, что это не так. Сфера человеческой античная философия не отводит творчеству главенствующего значения в сфере человеческих отношений. Уже в период античности мыслители стали высказывать первые предположения, что обмена идеями помогает познаниям или творению. По крайней мере, некоторые из величайших философов в истории были потрясены чудом творчества. Немного примеров приведем лишь несколько примеров: в диалогах Платона Сократ говорит, что когда поэты создают великие стихи – это происходит благодаря знанию или мастерству. Они делают это не благодаря знанию or мастерству — но будучи божественно «вдохновленными» Музы во время своего состояния безумия. Поэт, по мнению Аристотеля характеризовал свое творчество как рациональную, целенаправленную деятельность по поэзии (поэзису), в которой он использует различные средства: такие же, как сочувствующие персонажей или сюжеты с разными поворотами судьбы) ради достижения цели. Кантон рассматривал художественный гений как способность создавать произведения «образцовой оригинальности» через свободную игру воображения, процесс который не состоит в следовании правилам. Невозможно изучить, научиться или научить даже самим гениям. Именно в христианской философии проблема творения нашла свое отражение во всех произведениях таких ярких представителей этого исторического периода, как Августин Блаженный или Фома Аквинский. В их трудах вновь декларировалась божественная природа творчества. Одним из факторов, обусловившим вклад средневековых философов в понимание смысла творчества, является то, что они начинали рассматривать его во многом как «творчество истории», представляющее собой созидательную активною активность большого количества людей. Шопенгауэр подчеркивал, что величайших художников отличает не только техническое мастерство, которым они пользуются при создании произведений искусства, но и способность «погружаться» в переживание прекрасного и возвышенного. Ницше видел величайшие творческие подвиги, воплощенные в трагической поэзии Древней Греции, как рождение редкого сотрудничества между «дионисийским» духом экстатического опьянения, наполняющим произведение жизненной силой и страстью, и «аполлоническим» духом. трезвой сдержанности, которая уравновешивает хаос порядком и формой. Это лишь беглый взгляд на то, что каждый из этих философов говорил о творчестве, и к их числу можно добавить много других цифр. Тем не менее, хотя некоторые из тем, исследовавшихся ранними мыслителями, заняли центральное место в современной философии, например, свобода, справедливость, сознание и знание, творчество не входит в их число. В философии за последние несколько десятилетий была проведена очень важная работа по творчеству, но далеко не с той скоростью, которую мы наблюдаем для предметов сопоставимого диапазона и важности. Действительно, «философия творчества» до сих пор остается неологизмом в большинстве кругов — так же, как, например, «философия действия» и «философия музыки» не так давно. Напротив, в психологии наблюдается определенный всплеск интереса к творчеству. Завершенная концепция творчества в XVIII веке создается И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность под названием продуктивной способности воображения. Кант наследует протестантскую идею о творчестве как предметно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, создающей новый, ранее не существовавший, «очеловеченный» мир и философски осмысливает эту идею. Кант анализирует структуру творческого процесса как один из важнейших моментов структуры сознания. Согласно Шеллингу, творчество - высшая форма человеческой жизнедеятельности. Здесь человек соприкасается с Абсолютом, с Богом. Такое понимание творчества во многом обусловило новую трактовку истории, отличную как от античного, так и от средневекового понимания. История оказалась при этом сферой реализации человеческого творчества, безотносительно к какому-либо трансцендентному смыслу. Всплеск интереса к науке о творчестве является вдохновляющим примером для философии творчества, но, что более важно, он предлагает ресурс, о котором философы должны помнить, предпринимая свои усилия. К сожалению, философы, пишущие о творчестве, иногда склонны игнорировать научную литературу. В некоторых случаях они зашли так далеко, что заявили — после цитирования лишь нескольких исследований — что творчество по самой своей природе непредсказуемо и, следовательно, выходит за рамки науки. Хотя вопрос об объяснимости творчества является философским вопросом, он не является непроницаемым для эмпирической работы. В конце концов, любой, кто заявляет с кресла, что что-то не может быть объяснено, может быть опровергнут в том случае, если исследователи найдут способы найти объяснения. |