Главная страница
Навигация по странице:

  • Метаязыковое обыденное сознание

  • язык философии. Язык как философская проблема. В. К. Тредиаковский Главным методом обмена человека информацией является слово. Слово имеет некую силу, которая способна донести информацию в различных ключах. Слово это не просто часть предложения в языке, а некий мост


    Скачать 25.01 Kb.
    НазваниеВ. К. Тредиаковский Главным методом обмена человека информацией является слово. Слово имеет некую силу, которая способна донести информацию в различных ключах. Слово это не просто часть предложения в языке, а некий мост
    Анкорязык философии
    Дата30.01.2023
    Размер25.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЯзык как философская проблема.docx
    ТипДокументы
    #912156

    Язык как философская проблема.

    Введение

    «Элоквенция объединяет все науки и знания, ибо они токмо чрез экловенцию говорят.»

    В.К. Тредиаковский

    Главным методом обмена человека информацией является слово. Слово имеет некую силу, которая способна донести информацию в различных ключах. Слово это не просто часть предложения в языке, а некий мост для выстраивания взаимоотношений между людьми. Существует множество легенд и мифов, повествующих нам о создании слова и языка. Например, папуасская легенда, эстонская легенда, мифы Австралии и Океании, тевтонская легенда, скандинавская мифология, теория обмана.

    В эстонской легенде читателя информируют о создании шипящих и свистящих звуков. Согласно этой легенде повествуется о старике, который собрал вождей всевозможных племен Эстонии, не обладающих способностью красноречия. Предметом обучения он использовал казан, стоящий на костре, задача учеников составляла в том, чтобы повторить звук кипящей воды.

    Миф из Скандинавии гласит, что созидатель языка сын бога Бёра, Ве. Этот сын подарил двум мертвым деревьям на берегу водоема речь, слух и зрение. После чего эти деревья превратились в самых первых людей, взяв от других сыновей Бёра другие качества человека.

    Имеет место быть и теория обмана, выдвинутая Э.Г. Стертевантом, языковедом. По этой теории мы выражаем чувства при помощи мимики, движений, а для лжи был как раз таки создан язык.

    Целью данного реферата является:

    1. Описать процесс создания языка;

    2. Рассказать о проблеме языка;

    3. Дописать

    Задачей реферата является:

    1. Донести до читателя суть проблемы;

    2. Выявить фактор проблемы

    3. Дописать

    Также над этой темой размышляли многие философы, теоретики, историки, культурологи.

    Л.О. Чернейко писал научную статью, затрагивая тему «Философские проблемы языка и лингвистики». Данная статья посвящена базовому вопросу, связанным с языком и философией как деятельностью для выявления сути вещей. Из философии языка непосредственно вытекает философия лингвистики. Многие проблемы, связанные с философией языка относятся к центральным ключевым позициям «Создание – язык и язык – мир». Их можно разделить на 3 группы «Сознание – язык – мир».

    Т.к. непосредственно язык связан с лингвистикой будем рассматривать также пробелмы лингвистики.

    Также Чернейко Л.О. писал научную статью на тему «Обыденное сознание: его границы и формы речевого воплощения». В данной статье рассматривается проблема двух видов обыденного сознания. Существует несколько видов сознания:

    1. Ясное

    2. Неясное

    3. Ступор

    4. Отупление

    5. Кома

    6. Бред

    7. Галлюцинации

    В данном реферате мы будем применять только 2 вида обыденного сознания – метаязыковое и поэтическое.

    Для улучшенного понимания данных терминов введем определения.

    Метаязыковое обыденное сознание – часть языкового сознания, функционирующая только на поверхностном уровне языкового сознания.

    Поэтическое обыденное сознание связано с искусством.

    А.С. Нилогов рассматривает в своей статье два противоположных понятия: язык и антиязык. Также он проводит различия между философией языка и лингвистической философией. «Лингвистическая философия складывается из попыток решить философские проблемы путем анализа значений слов естественных языков и логических отношений между словами.» - Пишет А.С. Нилогов. Он обозначает сферы применения такого анализа, а именно, в традиционных вопросах философии.

    Как уже упоминалось выше, язык служит для обмена информацией. Также язык является главным фактором отличия человека от животных. Живые организмы общаются между собой взглядами или невербальной лексикой. Мы же, люди, общаемся посредствам слов.

    Чернейко в одной из статей приводит пример взаимосвязи языка и обыденного сознания. В своей статье автор затрагивает Л.В. Щерба, который соотнес толковый словарь с языковым сознанием, то есть сравнил его с культурной реалией социума. В статье возникает два вопроса: «О норме чего идет речь?» и «Что считать нормой применительно к такому сложному аспекту, как его семантика?» Л.В. Щерба дает ответ на первый вопрос в формулировке: «в понятие литературного языка входит не только разговорный язык, а также и письменный». На второй вопрос упоминаемый автор не дает точного ответа. Ведь и вправду невозможно дать четкий ответ на вопрос о том какой из видов изложения своих мыслей является более перспективным и удобным. Люди делятся на два типа: «люди визуалы» и «аудиалы». Если у человека «визуала» спросить какой метод ему подходит больше, естественно, он ответит – письменный. У «аудиала», соответственно, наоборот.

    Так как далее в реферате будет упоминаться термин «когнитивная лингвистика», следует дать определение.

    Когнитивная лингвистика возникла на базе когнитивной науки первоначально как сугубо прикладная дисциплина, связанная с компьютерным моделированием процессов человеческого мышления.

    Лингвистика выводит на первый план филогенез, то есть индивидуальный опыт человека является базовым механизмом в его существовании, работе, адаптации к окружающим раздражителям. Соответственно, для когнитивной лингвистики приоритетом является вербальная связь в различных сферах жизнедеятельности человека.

    На тему когнитивной лингвистики размышлял Фрейд. В своей концепции он брал в разработку характеристики сознания, оказывающиеся лингвистически релевантными. Фрейд в своей работе замечает, что сознание выбирает качественные, то есть разнообразные ощущения различия. Эти ощущения и составляют основу восприятия различных видов деятельности, а именно окружающий человека и представляющий собой различные круги внешнего мира, а также внутренние переживания самосознания.

    Из выше написанного делаем вывод, что доступ к сознанию открывается через:

    1. Восприятие окружающего мира;

    2. Восприятие различий и их переживаемость;

    3. Самоотчет в переживаниях.

    Как писал В.В. Налимов, «само сознание представляется нам как неких механизм». Вопрос о типах сознания представляется в таких плоскостях, как целеполагания и способов оречевления. Также разграничиваются типы обыденного сознания.

    Также, как и многие предметы в мире, язык имеет базовые функции, которые выделил К. Бюллер. Данный термин Бюллер упоминал в своей работе 1918 года. Позднее данному термину были присвоены синонимы «экспрессия», «апелляция», «репрезентация».

    Язык можно рассматривать как часть тела, так и помощник в передаче информации. Не зря существует поговорка «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Многие проблемы создаются из-за неумения правильно формулировать свою мысль, тем самым можно разрушить отношения между людьми. Также язык может «довести до Кремля», если ты знаешь психологию человека и имеешь «дар» красноречия. Умение договариваться с людьми является большой ценностью во многих профессиях XXI века. Не только с помощью речевого типа доноса информации можно излагать свою мысль, но и с помощью текстов. Ранее многие писатели и поэты использовали написание стихотворений и поэм, чтобы описать все свои чувства или признаться в любви любимой даме. В наше время, читая данные произведения, можно прочувствовать все эмоции, которые испытывал автор, сочиняя свое творение.

    В выше написанном был упомянут термин «текст». Многие знают обыденную формулировку данного понятия, но часто встречается термин «метатекст» в тексте. В недавнее время была написана статья «Метатекст в тексте» А. Лежбицкой, которая задала возможность расширенного понимания метаязыковой функции. Можно сказать, что выделилось два подхода, которые основаны на различном понимании термина «метатекст»: «узкий подход» и «широкий подход». Далее разберем вышеупомянутые понятия.

    В понимании термина «метатекст» узкий подход представлен экспериментальным путем, отраженные в «Словаре обыденных толкований русских слов. Данные толкования могут встречаться в форме текста. Это касается не только заимствований.

    Что касается широкого понимания термина «метатекст», то оно достаточно полно представлено в работах известного философа И.Т. Лепревой. Данный термин охватывает все аспекты говорящего как в чужой речи, так и в своей. Этот термин рассматривали для общего развития и понимания о том что язык – большая и очень сложная «субстанция».

    Так как у нас тема объяснения и повествования о проблемах языка в философии. Рассмотрим на какие циклы они разделяются. Первое это онтологические проблемы языка, а второй цикл это проблема исследования теоретико-познавательных установок. Предоставим информацию о том, что относится к онтологическому циклу. В первую очередь к ней относится проблема природы и сущности языка, который понимается как самое основное фундаментальное средство при обмене информацией.

    Непосредственно движущей силой языка является мышление. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в некий комплекс коммуникативной реальности.

    Следующий философ, участвующий в изучении темы касаемой языка как философской проблемы является А.С. Нилогов. Рассмотрим разницу между философией языка и лингвистической философией. Философия языка является объектом изучения, а лингвистическая философия является, непосредственно, методом. Эти два понятия очень тесно связаны между собой, как в своей статье пишет А.С. Нилогов: «… к некоторым проблемам философии языка можно с успехом подойти, применяя методы и приемы лингвистической философии, но и потому – а это гораздо важнее, - что методы, которыми пользуются лингвистические философы в своих исследованиях языка, в очень сильной степени зависят от философских взглядов на язык, то есть от их философии языка».

    Выберем главный принцип, который является главным и ведущим в проблеме философии языка. Это философия антиязыка. Речь ведется о «изначальном опоздании», данный термин сформулировал Винцентон Декембом. Этот термин применяется в книге «Современная французская философия». Данное понятие применяется в главных традициях европейской философии.

    Данная философия посвящена новейшему разделу философии. Этот раздел критикует философию языка. Эта тема рассматривалась в начале 20 века, но знания и философия языка оказались недостаточными для решения проблем.

    http://lingva.ffl.msu.ru/2019/12/мифы-и-легенды-о-происхождении-языка/


    написать администратору сайта