Теологическая теория происхождения права. Теологическая теория происхождения государства и права. В качестве первых
Скачать 13.81 Kb.
|
(1 слайд) Теологическая теория происхождения государства является одной из первых теорий возникновения государства. Распространение получила во времена феодализма в XIII веке, отдельные элементы идеи зарождались в произведениях Древних Египта, Индии, Вавилоне, Китае. (2 слайд) В качестве первых авторов отмечают средневекового богослова Августина, Заратустру, Фому Аквинского, который считал, что божественное начало в мире людей передается с помощью правителей, поставленных, чтобы править. Их власть не только неприкосновенна, но и неоспорима, как и существование Бога. В XVIII — XIX веках, уже в период Просвещения, представителями теологической гипотезы продолжал быть Жозеф де Местр. (3 слайд) В этот период активно развивалась теория двух мечей. Согласно ей ученики принесли Иисусу два меча, которые позже были истолкованы как светская и церковная власть. Религия не поддерживает насилие, из-за чего один меч — религиозный — был отложен учениками в ножны, а второй передан людям, которые таким образом получили возможность властвовать над простыми людьми. (4 слайд) Согласно теории, государство – это то, что предложил людям Бог, его воля и создание наравне с землей, животными, народами; каждая светская власть образуется от власти церкви, религиозных организаций, при этом народ обязан послушно повиноваться всем приказам государства, мириться с социально-экономическим и правовым неравенством как продолжением божественной воли. Злоупотребления властью преподносятся как испытание подданных со стороны Бога. По концепции государство — продукт божественной воли, практическое воплощение власти бога на земле, а форма правления предопределена божественным вмешательством. (5 слайд) Теологическая теория была популярна в Средневековье, когда политика и религия были неразрывны. Бог считался непосредственным создателем всего на Земле, а правители стран были лишь его наместниками. Уже в эпоху Нового времени, когда произошло разделение политических и религиозных вопросов, а во главу угла встали наука, этика и мораль, появились и получили свое развитие другие подходы к исследованию становления государства и права. В современном мире светской власти теологическая теория рассматривается, скорее, в историческом, нежели чем в практическом ключе. Наука сейчас не выделяет теологическую теорию как основную и обоснованную теорию генезиса государства. (6 слайд) Теологическая теория подвергается критике со стороны научного знания. Данная концепция не имеет научных доказательств существования Бога, факта его влияния на создание Вселенной, его воли и наставлений. Она полностью опирается на человеческое воображение и веру в сверхъестественное, не имея объективного основания. Отсутствие научного основания не дает ни подтвердить, ни опровергнуть теорию, из-за чего складывается ее двоякое объяснение для общественности. Принять ее могут только верующие люди и исключительно на основании необъяснимого факта существования сверхъестественного. |