Главная страница
Навигация по странице:

  • В классическом фольклоре известны предания, легенды, демонологические рассказы.

  • вопрос. 21 вопрос. В классическом фольклоре известны предания, легенды, демонологические рассказы


    Скачать 12.03 Kb.
    НазваниеВ классическом фольклоре известны предания, легенды, демонологические рассказы
    Анкорвопрос
    Дата01.01.2022
    Размер12.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла21 вопрос.docx
    ТипРассказ
    #322652

    21. Несказочная проза (предания, легенды, демонологические рассказы). Предание и легенда как жанры фольклора. Основные циклы, разновидности и поэтика

    Жанры несказочной прозы не обладают той устойчивостью поэтической формы, которая присуща сказкам, поэтому обычно они определяются по характеру содержания произведений. Для раннетрадиционного фольклора были характерны мифы. В классическом фольклоре известны предания, легенды, демонологические рассказы.

    Тематическим и сюжетным фондом несказочной прозы являются устные народные рассказы — произведения, обычно не содержащие элементов фантастики и оформленные как рассказ о современности или о недавнем прошлом.

    Проблема разграничения жанров несказочной прозы – сложная. Это вызвано нечеткостью самого материала, большой гибкостью произведений. Общая и характерная черта народных повествований несказочного характера – непостоянство, текучесть формы. Они легко приспосабливались к местным условиям.

    Предание – это рассказ о прошлом, иногда очень отдалённом. Предание изображает действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий – сохранять память о национальной истории.

    Предания — это "устная летопись", жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Само слово "предание" означает 'передавать, сохранять'. Для преданий характерны ссылки на старых людей, предков. События преданий кон-центрируются вокруг исторических деятелей, которые независимо от своего социального положения (будь то царь или предводитель крестьянского восстания) предстают чаще всего в идеальном свете

    Любое предание исторично в своей основе, потому что толчком к его созданию всегда служит подлинный факт: война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт, крупное строительство, венчание на царство и проч. Вместе с тем предание не тождественно реальности. Как фольклорный жанр оно имеет право на художественный вымысел, предлагает собственную интерпретацию истории. Сюжетный вымысел возникает на ос-нове исторического факта (например, после пребывания в данном пункте героя предания). Вымысел не противоречит исторической правде, а, напротив, способствует ее выявлению.

    Известны два основных пути создания преданий:

    1) обобщение воспоминаний;

    2) обобщение воспоминаний и их оформление с использованием уже готовых сюжетных схем.

    Второй путь характерен для многих преданий. Общие мотивы и сюжеты переходят из века в век (иногда как мифы или легенды), будучи связываемы с разными событиями и лицами. Существуют повторяющиеся топонимические сюжеты (например, о провалившихся церквах, городах). Обычно такие сюжеты окрашивают повествование в сказочно-легендарные тона, однако они способны передавать что-то важное для своей эпохи.

    И всё же, событие предания изображается как единоличное, законченное, неповторимое.

    Предание повествует об общезначимом, важном для всех. Это влияет на отбор материала: тема предания всегда общенародного значения или важна для жителей данной местности. Характер конфликта – национальный либо социальный. Соответственно персонажи – это представители государства, нации, конкретных классов или сословий.

    Преданиям свойственна локализация – географическая приуроченность к селу, озеру, горе, дому и т.п.

    Распространённость преданий неодинакова. Предания о царях бытовали на всей территории государства, а предания о других деятелях русской истории рассказывались преимущественно в той местности, где эти люди жили и действовали.

    Сюжеты преданий, как правило, одномотивные. Вокруг персонажа могли развиваться сводные предания; возникали сюжетные циклы.

    В преданиях существуют свои способы изображения героев. Обычно персонаж только называется, а в эпизоде предания показывается какая-то одна его черта. Портрет героя изображался редко. Если портрет появлялся, то он был предельно лаконичен, напр. разбойники – силачи, красавцы, статные молодцы в красных рубахах. Портретная деталь, если и появлялась, то могла быть связана в большинстве случаев только с развитием сюжета: переодевания в каких-то целях.

    Учёные выделяют разные жанровые разновидности преданий. Среди них называются предания

    исторические,

    топонимические,

    этногенетические,

    о заселении и освоении края,

    о кладах,

    этиологические,

    культурологические

    и многие другие. Однако историческими являются все предания.

    По признаку воздействия формы или содержания других жанров среди преданий выделяются группы переходных, периферийных произведений.

    Основные циклы преданий:

    1. Древнейшие предания. Появились в то время, когда сверхъестественные персонажи родоплеменных мифов были заменены обычными людьми.

    2. Предания о справедливом царе связаны с именами Ивана Грозного и Петра Первого.

    3. Предания о предводителях народных движенийдополняли утопическую мечту народа о справедливом царе

    4. Предания о разбойниках и кладах рассказывались повсюду в России, так как повсеместно были известны места, связанные с разбойниками, и места, где они будто бы зарыли клады.

    Легенды.

    Легенды — это прозаические произведения, в которых фантастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (племена, народы, отдельные личности); со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Основные функции легенд — объяснительная и нравоучительная. Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы.

    Легенды бытовали как в устной, так и в письменной форме. Сам термин "легенда" пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает "то, что должно быть прочитано" (legenda). Церков

    распространенности многих сюжетов. Вместе с тем народные письменные легенды церковь относила к "отреченным книгам", так как их содержание не вполне совпадало с официальным вероучением. Такие книги назывались апокрифами (от греч. apokryphos — "тайный").

    В апокрифических легендах была важна не догматическая верность христианскому учению, а, как справедливо подчеркивал А. Н. Афанасьев, "правда гуманного христианского одушевления, проникающая собой все поэтическое создание».

    Природа фантастического вымысла в легендах была разной. Некоторые легенды восходят к мифам о сотворении мира (космогоническим), о начале человеческого рода (этнологическим), о "конце света" (эсхатологическим) и др. Их выделяют в общую группу этиологических легенд (от греч. aitia — "причина" + logos — "слово, понятие"). Большинство легенд определяется религиозными верованиями людей (их сюжеты заимствованы из христианской литературы или связаны с нею), они образуют группу религиозно-назидательных легенд. Наконец, фантастический вымысел мог быть вызван социально-утопическими идеями народа: по этому признаку выделяется группа социально-утопических легенд.

    1. Этиологические легенды имеют познавательный характер. В них фантастически объясняется происхождение окружающего мира, человека, а также предметов и явлений. В восточнославянской традиции часто разъясняется происхождение разных представителей фауны, и тогда сюжеты сливаются со сказками о животных.

    2. К религиозно-назидательным легендамотносится большое количество произведений, разнообразных по содержания и форме. Это рассказы о боге-отце, о Христе, об ангелах, святых и пр. В устной народной традиции христианские легенды могли принимать форму сказок.

    3. Социально-утопические легенды выразили страстную, но не сбыточную мечту угнетённого крестьянства о справедливом общественном устройстве. В фольклоре такие легенды – сравнительно поздние произведения, датируемые от начала 17-го до начала 19-ого века. Они дошли до нас в виде слухов, фрагментарных записей, печатных или рукописных свидетельств. В сюжетах легенд вымышленные факты переплетались с реальными, причём вымысел имел особый характер: он не обобщал и не объяснял действительность, а дополнял её.

    Демонологические рассказы.

    Народные демонологические рассказы — это суеверные повествования, связанные с персонажами из разряда низшей мифологии.

    В науке демонологические рассказы впервые были названы былинками — словом, непосредственно заимствованным из речи крестьян Белозерского края Новгородской губ. В качестве термина его предложили братья Б. М. и Ю. М. Соколовы. Они писали, что в народе это слово обычно прилагают "к небольшим рассказам о леших, домовых, чертях и чертовках, полуверицах, колдунах, — одним словом, о представителях темной нечистой силы. Впоследствии Э. В. Померанцева, уточняя термин "быличка", разделила демонологические рассказы на две группы: былички и бывалыцины. Быличка — это меморат (воспоминание), бывалыцина — фабулат (повествование, утратившее особенности воспоминания действующего лица-очевидца).

    Демонологические рассказы обращены к настоящему, случившееся в них — невероятно, рассказчик испытывает чувство страха. Главная цель, преследуемая быличкой или

    бывалыциной, — убедить слушателей в истинности сообщаемого, эмоционально воздействовать на них, внушить страх перед демоническим существом. Сюжеты быличек и бывалыцин обычно небольшого размера, одномотивные. Персонажи — человек и демоническое существо. Большой популярностью пользовался черт (дьявол) — универсальный образ, обозначающий любую "нечистую силу". Разные персонажи быличек могли именоваться чертями.

    Согласно известным в науке классификациям, можно выделить следующие тематические группы народных демонологических рассказов: о духах природы; о домашних духах; о черте, змее, проклятых; о колдунах и вампирах; о кладах; о предзнаменованиях;

    о неопознанных летающих объектах (НЛО). Не исключена возможность выделения и других групп, поскольку быличка продолжает продуктивно функционировать (например, в современной детской мифологии).


    написать администратору сайта