Творчество Константина Сомова. Константин Сомов. В конце 1890х годов при их непосредственном участии было сформировано объединение мирискусников
Скачать 18.23 Kb.
|
Константин Сомов родился 30 ноября 1869 года в незаурядной и обеспеченной семье любителей искусства. Его отец был хранителем Эрмитажа, а мать занималась музыкой. В доме имелась большая коллекция старинных картин и гравюр, постоянно велись разговоры о живописи. Когда Константин решил стать художником, отец горячо поддержал его и даже обустроил для него мастерскую с большим окном. Константин Сомов. Картина «Портрет А. И. Сомова, отца художника», 1897 Константин Сомов еще в гимназии сдружился с Александром Бенуа и несколькими другими будущими деятелями «Мира искусства». Художественное образование он получал в Императорской Академии, став учеником Ильи Репина. Тогда же он сошелся с Сергеем Дягилевым и Львом Бакстом. Сомов, Бенуа и Бакст не окончили академического курса и отправились доучиваться во Францию, так как считали официальный академизм и реализм передвижников скучными и изжившими себя. В конце 1890-х годов при их непосредственном участии было сформировано объединение мирискусников. Константин Сомов. Картина «Купальщицы», 1899 На рубеже веков Константин Сомов иллюстрировал журнал «Мир искусства», писал картины, среди которых знаменитая «Дама в голубом», и занимался книжной графикой. Он стал автором обложек и иллюстраций к произведениям Александра Пушкина, Николая Гоголя и многих поэтов-современников. Первая персональная выставка была проведена в 1903 году, вскоре после этого последовали экспозиции в Германии. Известность художника росла, и лишь заболевание туберкулезом омрачало его жизнь. С целью лечения он часто ездил за границу. Константин Сомов. Обложка к сборнику Александра Блока «Театр», 1909 Константин Сомов. Картина «Спящая молодая женщина», 1909 Революционные события живописец воспринял в целом положительно и никаких бед не испытал, не считая общих для того времени сложностей. Но его изящные и утонченные работы, вдохновленные эпохой Рококо, утратили актуальность и стали ненужными. Однако о переезде автор не думал. Константин Сомов преподавал и работал художественным консультантом Государственного Фарфорового Завода (в настоящее время ИФЗ). В 1919 году в Третьяковке прошла его персональная выставка. Константин Сомов. Картина «Зима. Каток», 1915 Константин Сомов. Картина «Синяя птица», 1918 В 1923 году живописца уговорили отправиться в США, сопровождая выставку русского искусства. Он согласился и обратно решил не возвращаться. Америку художник счел чуждой своему характеру и вскоре перебрался во Францию, где прожил остаток жизни. В эмиграции Константин Сомов стал успешным иллюстратором и не бедствовал, но былую славу постепенно утратил. К моменту смерти 6 мая 1939 года один из лучших мирискусников был совершенно забыт на родине и во Франции о нем мало кто знал. Семьи и детей у него не было. Константин Сомов. Картина «Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой», 1918 Константин Сомов. Картина «Портрет композитора Сергея Рахманинова», 1925 Интерес к творчеству Константина Сомова возродился во второй половине XX века и остается высоким в наши дни. В 2006 и 2007 годах две его картины были проданы на аукционах Christie’s за рекордные на тот момент суммы для русских художников. «Русская пастораль» ушла с молотка за $2 400 000, а цена «Радуги» составила более $7 300 000. Константин Сомов. Картина «Радуга», 1927 Константин Сомов. Картина «Дверь в сад», 1934 Самые известные картины Константина Сомова Картины Константина Сомова близки по духу Антуану Ватто (Antoine Watteau), Оноре Фрагонару (Honoré Fragonard) и другим мастерам XVIII века. Его произведениям свойственна легкость, лиричность и некоторая театральность. В центре внимания часто оказывается человеческая чувственность и поэзия природы. Вот несколько наиболее знаменитых работ: «Дама в голубом» (1900). Художник Константин Сомов создал совершенно новый вид живописи – ретроспективный портрет. С помощью отдельных деталей он сумел погрузить зрителей в эпоху восемнадцатого столетия и передать трепетный образ барышни того времени. Это произведение – личный манифест мастера, ода романтике и эстетике ушедшего столетия Позировала ему Елизавета Мартынова – близкая знакомая и сокурсница из Академии художеств, некоторые даже полагают, что она была дамой сердца Сомова. Работа писалась долгих три года – художнику приходилось прерываться из-за того, что Елизавета болела чахоткой и часто уезжала на лечение. На холсте изображен ухоженный английский парк с подстриженными изгородями, гравиевыми дорожками, скамейками и фонтанами. На заднем плане на скамье сидит молодая пара, а мимо проходит господин с тростью – некоторые угадывали в этом персонаже самого Сомова. Но все внимание зрителей сосредоточено на загадочной фигуре девушке на первом плане. Героиня одета в пышное ультрамариново-синее платье с открытыми плечами и нежной кружевной пелериной. Переливы синего цвета на платье контрастируют с голубоватыми тенями на болезненно-бледном лице девушки. Темные волосы, убранные в скромную гладкую прическу, подчеркивают благородную правильность черт: глубоко посаженные карие глаза, прямой нос, скорбно сжатые губы. На щеках играет нездоровый румянец, поразительно выделяющийся на фоне общей бледности. Одна рука прижата к груди в непроизвольном жесте защиты. А в другой руке у дамы маленькая книжка в коричневой обложке, но она не смотрит на страницы – ее пронзительный взгляд направлен прямо в душу зрителя Художнику удалось вытащить на свет тайную скорбь девушки, ее скрытые печали и страдания. Она была молода, но умирала от чахотки – и в ее глубоком взгляде светится вся горечь непрожитой жизни. Что примечательно, сама Мартынова была категорически против того, чтобы художник продавал портрет – она считала неправильным наживаться на ее искренней боли и открытой нараспашку душе. Но Сомов ее не послушал и все-таки продал работу Третьяковской галерее. «Портрет Александра Блока» (1907). Среди образов Блока портрет кисти Сомова стал одним из самых известных, хотя поэт его недолюбливал и считал нелестным для себя. Художник постарался максимально близко к оригиналу передать нам образ этого удивительного человека Портрет Е. П. Носовой (1911). Еще один шедевр художника, который хранится в Третьяковской галерее. Дочь промышленника Павла Рябушинского часто проводила литературные вечера, где собирались поэты и художники. «Арлекин и дама» (1921). Тема маскарада и ночных развлечений — одна из центральных в творчестве живописца. Яркий пример — эта красочная картина с фейерверком и наряженными в костюмы XVIII века героями. В работе над ней он использовал гуашь, сочетая ее с акварелью, что позволило создать легкое и одновременно насыщенное цветовое наполнение. Внешняя роскошь и внутренняя пустота легковесной эстетики, а также театральная декоративность галантной сценки, изображенной на картине «Арлекин и дама», раскрывает своеобразное и нестандартное миропонимание художника - творчество Константина Сомова стало прямым отражением сложной и противоречивой эпохи, в которой он жил. Подобно Сомову, прикрывая тонкой иронией свои чувства, поэты и художники-символисты скрывали типичный для творцов того времени страх - быть смешным и непонятым в любовании выдуманным ими миром. Пейзаж с двумя крестьянскими девушками и радугой. 1918 |