Роль детали Чудик. В. М. Шукшин глубоко чувствовал жизнь людей, писателя отличает такое качество, как наблюдательность. Это говорит о том, что при помощи определенных штрихов Шукшин может изобразить характер человека, поэтому художе
Скачать 21 Kb.
|
Роль художественной детали в рассказе В.М. Шукшина «Чудик» В.М. Шукшин глубоко чувствовал жизнь людей, писателя отличает такое качество, как наблюдательность. Это говорит о том, что при помощи определенных штрихов Шукшин может изобразить характер человека, поэтому художественная деталь имеет большое значение в его творчестве. Шукшин пишет свой рассказ не ради того, чтобы поведать забавный анекдот или интересную историю. Главное для него – характер героя, который через этот эпизод раскрывается читателю. В основе рассказа лежит случай, который может быть, как выходящим за рамки обыденной жизни, так и самым заурядным. Важно, чтобы в этом эпизоде проявился человеческий характер. Для того, чтобы проанализировать данный рассказ, обратимся к статье М. Вебера «Художественная деталь», чтобы понять, какое значение имеет художественная деталь в тексте. Под деталью обычно понимают подробность предметного уровня: какую-то конкретную вещественную мелочь или какое-то конкретное свойство, особенность предмета. Выделяется два аспекта, в которых рассматривается деталь: обращение к органам чувств и описание. Первый аспект позволяет увидеть изобразительный ряд произведения. Второй аспект – описание. В художественной литературе портрет обладает лаконичностью. Деталь портрета выражается кратко и к ней воображение читателя дорисовывает недостающие черты. В «Чудике» не так много описания внешности героев, но каждая деталь портрета может что-то рассказать о жизни персонажа. В следующем примере детали портрета автором употребляется такой стилистический приём, как синекдоха, указывает на то, что какая-либо вещь у В.М. Шукшина может называть человека: «А он прет, пьяная харя» – деталь указывает на неприязнь к описываемому герою, что его поступок не заслуживает уважения. Воз фрагменте рассказа с очередью в магазине не просто так делается акцент на «крашеные губы», стоящей в очереди женщины, ведь та постоянно говорила с «шляпой». Автор овеществляет человека, делает большой акцент на предметах второстепенных героев, так как с интеллигентным товарищем в очках, как с искусственной челюстью читателя из самолета. В то время, как у Чудика автор смотрит на глаза, используя в описании деталь цвета. Что отличает прозу В.М. Шукшина, так это употребление прилагательных цвета, чаще всего, обозначающих прямое значение цвета, но наполненных психологизмом. Автор называет цвет предмета или явления, но очень тонко подмечает оттенки и цветовые нюансы. Например, в самом начале рассказала «Чудик» В.М. Шукшиным употребляется такое сложное прилагательное, как «иссиня-белый». Первая часть сложного слова «иссиня» вводится автором, чтобы подчеркнуть синеватый оттенок. В современном русском языке прилагательное белый является одним из самых многофункциональных. Столь большой популярностью слово обязано, во-первых, своему первичному значению. «В древнейших русских памятниках оно является абстрактным цветообозначением, т.е. обладает способностью называть самые разные оттенки цвета (или, вернее, самые разные слабые оттенки хроматических цветов, близких к белому)» (Бахилина Н.Б.). Рассмотрим данное слово в контексте произведения: «– Да вот же все тут лежали! – Чудик пытался строго смотреть круглыми иссиня-белыми глазами. – Все тут, а этой, видите ли, нету». Прилагательное дает обозначение цвета глаз главного героя рассказа, и не случайно автор использует именно этот оттенок, ведь синеватый белый – это цвет чистоты, непринужденности и человеческой простоты. Следующая ситуация, где автор употребляет прилагательное цвета, происходит в продовольственном магазине. Главный герой видит на полу кем-то потерянную купюру, которую называет «зеленой дурочкой», используя литературный приём олицетворения. Чудик по-детски одушевляет обычные предметы. Почему же именно «Чудик»? Так назвала его жена, а после чего и вся деревня за его неприспособленность к жизни, наивность и никчемность. Это подтверждает фрагмент, где он осознал, что оставил в магазине деньги. Встречаются детали описания жестов: «Вдруг его точно жаром всего обдало», «Сунулся в карман – нету. Туда-сюда – нету» – метание, испуг, растерянность. После чего наступило смирение, Чудик понял, что ему «не протянуть руку за проклятой бумажкой», ведь это же выставило бы его уже не в том свете, нежели он себя показал. На самом деле данная ситуация раскрывает известную, поднятую не одним писателем тему маленького человека, герои с особым восприятием мира и особенным поведением. Чудик и сам считал себя никчемным, об этом говорят, употребляемые в его речи детали вкуса в переносном значении: «– Да почему же я такой есть-то? – вслух горько рассуждал Чудик», герой преисполнен горя, огорчения и безысходности. В переносном значении употребляются и детали звука для выражения чувств героя: «Под сердцем даже как-то зазвенело от горя». Но автор предоставляет портрет совершенно другого, человека открытого, светлого, несущего в мир только лишь добро. Внешность героя, круглые глаза, круглое полное лицо, напоминает ребенка. Об этом свидетельствует употребление опять же деталей жестов: «Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись» – в этот момент он понял, что может как-то проявить себя, привлечь к себе внимание, удачно подшутить. Данное поведение говорит о том, что герой может удивляться и радоваться ничем непримечательному событию, как ребенок. Хотя тот пытается показать себя взрослым и серьёзным: «Проветриться надо! – При этом круглое мясистое лицо его, круглые глаза выражали в высшей степени плевое отношение к дальним дорогам – они его не пугали. – На Урал!» С людьми пытается быть весёлым и остроумным, как подросток, но способностей к остротам у него нет. Например, в данном фрагменте «– Вкусная? Ха-ха-ха!..– Он совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось. – Зубки-то целые? Она ж – дюралевая!..» прилагательное «вкусная» употреблено в форме насмешки и предполагает противоположное значение, о чем мы узнаем по описанию «дюралевая», сравнивается с алюминием по прочности. Встречаются и элементы интерьера, которые позволяют выстроить психологический портрет героя. Например, фрагмент, когда Чудик хотел угодить снохе и сделать для неё что-то приятное и решил разрисовать коляску: «По верху колясочки Чудик пустил журавликов – стайку уголком, по низу – цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток… Осмотрел коляску со всех сторон – загляденье. Не колясочка, а игрушка». И смешно, и жаль становится Чудика. Он по-детски наивен, у него чистая и светлая душа, этот человек не вписывается в мир злых людей. Василий пытается наладить с окружающими контакт, однако вызывает только раздражение у людей. Однако он не испытывает зла к этим людям, как бы плохо они к нему не относились и в разговоре с Дмитрием он употребляет деталь описания: «Никакие они не злые, они – психи». Еще одна из деталей, которая перетекает снова в портретную характеристику – это пейзаж. Пейзаж не богат описаниями природы, но очень важен для раскрытия образа героя. Например, в отрывке, когда Чудик едет на поезде к своему брату подчеркивается его легкость, отходчивость. Пейзажи помогают ему справиться с неприятной ситуацией: «Но постепенно горечь проходила. Мелькали за окном леса, перелески, деревеньки…», а сам автор пишет о природе с любовью и нежностью. Интересен финал рассказа, когда Чудик, проделавший такой далекий путь к брату ради двух дней плачевно закончившегося гостевания, возвращается в родную деревню: «Домой Чудик приехал, когда шел рясный парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле – в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко: – Тополя-а-а, тополя-а-а... С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик редел, шлепал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри. В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал». Чудик едет домой и, только выйдя из автобуса и побежав по теплой мокрой, обрел душевное спокойствие. Лаконичные описания природы поддерживают ощущение тоскливой, вяло текущей, заполненной каждодневными заботами деревенской жизни. По ходу рассказа мы наблюдаем, как относятся окружающие к Чудику, главному герою, то жена «пару раз стукнула его шумовкой по голове», то незнакомец, его собеседник в поезде, устал слушать глупые рассказы: «Интеллигентный товарищ отвернулся к окну и больше не говорил», да и сноха «почему-то сразу не взлюбила Чудика», но вот брат Дмитрий относился к Чудику с теплотой и снисходительностью, даже вспомнил детство: «Грудной был. Меня оставят с тобой, а я тебя зацеловывал. Один раз ты посинел даже. Попадало мне за это. Потом уж не стали оставпять. И все равно: только отвернутся, я около тебя: опять целую. Черт знает, что за привычка была». Последний жест, направленный на главного героя, контрастирует с остальными, Дмитрий любил Чудика, каким бы он ни был, а отчасти потому, что был сам похож на него. Была лишь жена его, не разделяющая любви к брату, что расстраивало Дмитрия: «он заплакал и стал колотить кулаком по колену». Повествование рассказа о Чудике заканчивается маленьким абзацем с использованием деталей портрета. Оказывается, у этого человека, которого мы успели так хорошо узнать и даже полюбить, есть имя, есть профессия, самое обыкновенное, ничем непримечательное имя, и в профессии нет ничего особенного, никогда и не подумали бы мы, что человек с такими обыкновенными и непримечательными данными и профессией может быть таким необычным и примечательным человеком. Этого эффекта Шукшин и добивался, наверное, сообщая нам имя своего "чудика" в самом конце. Василий Шукшин написал этот рассказ не о Василии Егорыче Князеве, а о людях, которых он называет чудиками. Таким образом, использование В. М. Шукшиным художественной детали, такой как цвет, добавили в его произведения некий колорит, окрашивающий ту или иную ситуацию в нужный цвет, такой, как звук, которая дает возможность читателю оказаться в той обстановке, где находился главный герой, такой, как вкус, ведь мы наблюдали не только детали, связанные со вкусовыми рецепторами, но и детали, которые описывали эмоциональное состояние героя. Портрет, пейзаж, интерьер, жест – не просто знакомят читателя с тем или иным героем, не только играют роль приема, но являются одним из важнейших средств создания образа и раскрытия характера. |