в мире украинской хаты. В мире украинской хаты Эссе
Скачать 26.59 Kb.
|
В мире украинской хаты Эссе В мире человека издревле все живет: реки текут, ветры дуют, солнце всходит и заходит, холмы вздымаются, дороги вьются и ведут, валы и стены защищают, ворота и двери пропускают. Весь мир действует. Рукотворное не отделено от природного, не противоречит ему, а лишь дополняет и усиливает естественное. Весь мир распадался на свое и чужое, освоенное и неосвоенное, мирное и опасное. Самым мирным и спасительным был дом, изба, хата… И строились они по строгим законам, по канонам, если говорить торжественно. Конечно, до наших дней практически не дошли эти жилища, однако живы еще очень пожилые люди, родившиеся и выросшие в доме, как будто пришедшем из 19-го или даже 18-го столетия. Еще в середине ХХ века часто можно было увидеть на улицах села Бехтеевки небольшие домики – хаты, как называли их местные жители. Конечно, строились они уже без соблюдения тех правил, что были свойственны людям, жившим в более отдаленное время. Тем более что после Великой Отечественной войны, когда в деревнях не хватало ни мужских рук, ни стройматериалов, дома возводили из всего, что было под рукой: из бревен, и отнюдь не только дубовых, из досок, обмазанных глиной, из ракушечника – довольно мягкого и пористого камня, имеющего свойство впитывать влагу. Однако в каждой хате или хатке обязательно были все те части, которые свойственны, наверное, всем домам в России. Типичная хата была окружена «прызьбой» – по-русски завалинкой, на которой по вечерам так любили сидеть наши прапра- и прабабушки, луща семечки и болтая с соседками после насыщенного и тяжелого трудового дня. У дверей, ведущих во двор, под водосточной трубой непременно стояла «дижка» (бочка) с дождевой водой, которую использовали для хозяйственных нужд и для мытья головы, так как наши предки считали, что дождевая вода очень полезна для волос. Сама хата состояла из теплого, отапливаемого помещения и «синэй» (сеней). «Сины», прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой хаты открывалась не сразу на улицу, а в сени. В «синях» обычно находилась кадушка с водой для приготовления пищи; воду приносили из «колодизя», поэтому тут же, в «синях», стояли «видра» и висело «коромысло». В некоторых хатах небольшая дверь вела в «пуньку» (кладовую), где хранилась всякая рухлядь, которая еще могла пригодиться. Если войти в хату, то сразу попадаешь в кухню, где в глаза бросалась «груба» или «пичь», выбеленная мелом или известкой. «Пичь» служила не только для обогрева хаты и приготовления пищи. На «пичи» еще и спали, чаще всего дети-подростки. В другой, жилой, «кимнати» (комнате), в красном углу («покути») – «виконы», (иконы, образа). Они традиционно были украшены «рушныкамы» (полотенцами), вышитыми красным орнаментом, а также пучками целебных трав, цветами и ветками ягод. Перед иконами в православные праздники зажигали лампаду. Это место самое почетное: в красный угол усаживали только главу семьи и самых дорогих гостей. В красном углу полагалось вести себя почтительно, не шуметь, не ссориться и, конечно, не курить. У стены – «кровать» для взрослых, застланная лоскутным одеялом, изготовленным самой хозяйкой (кстати, по рассказам бабушки, моя прабабушка очень искусно умела шить лоскутные одеяла, которые, к сожалению, не сохранились). Рядом с «кроватью» – «колыска» (люлька, колыбель) из дерева для новорожденного ребенка. Она привешивалась к потолку на пеньковых веревках, однако во второй половине ХХ века таких «колысок» в хатах уже практически не было. Мне вспоминается детский стишок, который часто рассказывала бабушка, когда я была маленькой: «Як у нашого Омеличкы Нэвэлычка симэечка: Вин да вона, Старый да стара, Да дви дивкы в намысти, Да дви лялькы в колысци, Да два парня усатых, Да дви дивкы косатых…» В общем, «нэвэлычка симэечка» превратилась в 20 человек. «Викна» (окна) в хате были небольшие, в одном из них «шибка» (часть окна) открывалась наружу или внутрь. Когда в зимний период в хатах вставляли вторые рамы, многие хозяйки клали между рамами вату для поглощения влаги, украшенную кисточками рябины, сухими разноцветными листьями или (гораздо позже) елочными игрушками. В центре «кимнаты» стоял деревянный «стил» (стол), покрытый скатертью, а вокруг него – «стулы» (стулья). У одной из стен располагалась большая деревянная «скрыня» (сундук), в которой, аккуратно сложенная, лежала праздничная одежда хозяев хаты. У моих бабушки и дедушки в сарае до сих пор стоит такая «скрыня» с откидывающейся крышкой и огромным висячим замком. Украинскую хату трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской (и украинской) деревне утварью называлось «все движимое в доме, жилище», по словам В. И. Даля. Фактически утварь – это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь – это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и т. д. Украшали хату связками лука, чеснока, красного перца и колосьями хлеба. Считалось, что чеснок оберегает обитателей дома от нечистой силы, красный перец обещает хозяину мужскую силу, а колосья пшеницы сулят семье плодородие и богатство. Крыша, укрытая соломой или камышом, способствовала сохранению прохлады в знойный день лета. Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались «кадушкы». Необходимой принадлежностью кадушки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность. Возле «грубы» или «пичи» стояли горшки, «кушины», «глэчикы», «чавуны» (чугуны) и «чавунчикы», «рогачи» для доставания чугунов из печки. В шкафу или на полках – «мыскы» и «полумыскы», в которых подавали на стол пищу. Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными. Ложки украшались росписью или резьбой. Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Например, нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на «мыску», так как по ложке, как по мосту, в «мыску» может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого «черт радуется». Нельзя класть лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. Не разрешалось даже разговаривать за столом во время еды, так как трапеза – дело святое, и за разговоры запросто можно было схлопотать подзатыльник от родителей. Мои бабушка и дедушка помнят еще такой «осветительный прибор», как «каганэць» – небольшой фитилек, скрученный из ваты и опущенный в плошку с жиром, который при горении сильно трещал и чадил. Света, конечно, этот «каганэць» давал мало, однако что-то все же можно было разглядеть. «Каганэць» зажигали обычно долгими зимними вечерами, потому что летом крестьяне укладывались спать еще в сумерках: ведь утром надо было очень рано вставать. Таким образом, украинская хата, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина. |