Социология доклад. Социология семинар 1. В. мпо19 Античные мыслители об обществе
Скачать 4.26 Mb.
|
Билан Е.В. МПО-19 1. Античные мыслители об обществе. Люди издавна пытались объяснить существование общества. Как возникает общество? Как оно развивается? Куда оно идет в своем развитии, каковы его перспективы? Ответы на эти вопросы определялись уровнем развития конкретного общества. На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира была мифология. Мифы существовали у всех народов. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим, обеспечивалась духовная связь поколений. В древних мифах о происхождении мира и людей часто выделяются две идеи: идея творения (мир создан каким-либо сверхъестественным существом – Богом, великим колдуном и т.д.) и идея развития ( мир постепенно развился из некоего бесформенного состояния – хаоса, воды или из яйца…). Наряду с мифологией и религией свои ответы на вечные вопросы происхождения мира и людей искала и возникшая позднее философия. Большой вклад в развитие представлений о происхождении общества внесли философы античности. Давайте рассмотрим более подробно представления об обществе двух древнегреческих мыслителей - Платона и Аристотеля. «Идеальное государство Платона». Платон Афинский, настоящее имя Аристокл, родился в Афинах 27 мая 427 года до н.э. Платон сначала был поэтом, а позже под влиянием Сократа стал одним из самых выдающихся философов античности, много путешествовал. Умер в 347 году. Вопросам устройства общества посвятил два своих произведения: «Закон» и «Государство». Государство, по Платону, возникает потому, что человек сам не может обеспечить удовлетворение своих потребностей. Для этого ему необходимо государство. Платон, в духе того времени, не делал различия между обществом и государством. Согласно Платону, государство – это человек в гораздо более крупном масштабе. Его высшая задача – воспитание граждан в духе добродетели. Политическая цель государства – совершенный человек идеального государства. Идеальное государство возникает как общество трех неравных между собой социальных групп: Правители (философы), которые управляют государством и определяют законодательство. Это люди с разумной душой. В своих поступках руководствуются только логикой, разумом. Стратеги (воины), беспрекословно выполняющие свой долг, охраняющие устои государства. Люди с благородной душой. Этими людьми управляют прежде всего благородство и чувство долга. Стратеги защищают общество. Производители (крестьяне и ремесленники), которые своим трудом обеспечивают материальную основу общества. Эти люди обладают чувственной душой, ими управляют эмоции и страсти, поэтому они не могут разумно управлять, как Правители, и храбро сражаться, как Стратеги. Производители должны работать и обеспечивать остальным членам общества пропитание. Платон считает, что каждый человек, чтобы достичь совершенства, должен обладать определенной добродетелью. Но, поскольку разные люди обладают разными душами, то и добродетели у них тоже должны различаться. Так, правители, которые обладают разумной душой, должны следовать такой добродетели, как мудрость. Стратеги, имеющие благородную душу, должны обладать храбростью, а народ, имеющий чувственную душу, - благоразумие (или умеренность). Но для всех сословий в идеальном государстве существует одна общая добродетель – это справедливость, которая компенсирует и сочетает другие добродетели. Помимо социальной структуры, Платон рассматривал также наиболее приемлемые для идеального государства формы правления. Все возможные формы правления Платон делил на две категории – прогрессивные (или приемлемые) и регрессивные (или упадочные). К прогрессивным формам правления он относил аристократическую республику, считая, что власть в обществе должна принадлежать немногим, но лучшим. Как вы думаете, почему? Кто такие аристократы? Какая форма правления называется республикой? К регрессивным формам – демократию, которую Платон определял как «власть толпы», олигархию, то есть власть, основанную на богатстве, тимократию, власть, основанную на военной силе. Упадочные формы правления не могут обеспечить большинству людей счастливую жизнь, так как люди, стоящие у власти (простолюдины при демократии, богатые при олигархии и военные при тимократии), не приспособлены к разумному поведению, не могут справедливо управлять обществом. Таким образом, общество у Платона представляется как организованное сообщество людей, объединившихся для достижения всеобщего блага. При этом, будучи воспитанным на ценностях греческого полиса, Платон понимает всеобщее благо не как благо (счастье) каждого человека в отдельности, а как процветание всего государства. Поэтому каждый гражданин этого государства должен в первую очередь заботиться не о своих интересах, а об интересах общественных. Социальная теория Аристотеля. Аристотель – это величайший философ Древней Греции, родился в 384 году до н.э в греческом городе Стагире в семье придворного лекаря. В 17 лет покинул родителей, много путешествовал, пока судьба не забросила его в Афины, где Аристотель познакомился с Платоном. Учился у Платона, но не стал его последователем. Был воспитателем Александра Македонского. Основал в Афинах школу философии, затем, после смерти Александра, был обвинен в безбожии и вынужден бежать в Халкиду, где и умер в 323 году до н.э. Свою точку зрения на организацию общества и государства Аристотель изложил в трактате «Политика». Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как «общественного существа», в сферу жизни которого входят семья, общество, государство. Развивая идеи Платона, Аристотель выделил наряду с государством семью и селение как особые типы общения людей, но государство поставил над всем. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Общество Аристотель понимает как развитую семью, состоящую из трех общественный классов: Очень богатые Средний класс Очень бедные Государством не должны управлять очень богатые, так как, по мнению Аристотеля, это богатство они нажили нечестным путем, а значит не достойны быть во главе государства. Кроме того, все помыслы богатых будут направлены не на достижение общего блага, а на сохранение и приумножения своего богатства. Очень бедные также не должны управлять государством, так как из-за своей лени и нерадивости не смогли обеспечить себе нормальную жизнь. Следовательно, обретя власть, бедные будут в первую очередь так же заботиться о себе, наслаждаясь привилегиями своего положения и расходуя на свои нужды общественное богатство, но не приумножая его. Для благополучия государства особую важность представляют средние слои. Это люди, которые честным трудом достигли жизненного благополучия, они трудолюбивы и понимают, что их благополучие зависит от состояния дел в государстве. Поэтому средние слои будут стремиться улучшить жизнь в государстве, им есть чего добиваться и есть, что терять. А значит их политика будет достаточно разумной. Идеальным Аристотель считает такое государство, которое обеспечивает максимально счастливую жизнь как можно большему количеству людей. Такое государство он называет «политией» – формой государственного устройства, при которой власть принадлежит среднему классу, то есть мелким собственникам, торговцам, ремесленникам, чиновникам. Понятия «общество» и «государство» Аристотель отождествлял. Он определял государство как политическое общество людей, которые объединяются для общего блага. Основными задачами государства, по мнению Аристотеля, должны быть: предотвращение чрезмерного накопления имущества, чрезмерного роста политической власти личности, удержание рабов в повиновении. Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, утверждая, что те, кто не в состоянии отвечать за свои поступки, не могут воспитать в себе многие добродетели, они – рабы по природе и могут лишь подчиняться воле других. Таким образом, подробно рассмотрев теории древнегреческих мыслителей, можно сделать вывод о том, что они отстаивали в своих взглядах идею первенства государства перед личностью. В их трудах государство обладает широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился. 2. Представления об обществе в эпоху Средневековья. В Средние века в Европе большую роль играла католическая церковь. В связи с этим большинство наук развивалось в русле богословия, и все явления в мире объяснялись проявлением божественной воли. Среди ученых-теологов особого внимания заслуживают Аврелий Августин и Фома Аквинский, которые оказали значительное влияние на формирование основных положений католичества. Социальная доктрина Аврелия Августина. Крупнейший христианский мыслитель Аврелий Августин родился в 354 году в Северной Африке, был сыном отца-язычника и матери-христианки. Изучая в Риме и Милане риторику под влиянием трудов философа Цицерона начал интересоваться философией. Его взгляды формировались в русле таких направлений философии, как скептицизм и неоплатонизм, постепенно Августин стал приверженцем христианства Приняв в 386 году христианство, возвращается в родной город, распродает наследство, отказывается от преподавания и основывает религиозное братство. Потом, за заслуги перед католической церковью, получил прозвище Блаженный, то есть достойный божьей благодати. Его социальная доктрина основана на идее неравенства, которое является признаком любого общества. А общество создано Богом. Земная иерархия – это отражение иерархии небесной, монархом которой является Бог. Августин выдвигает мысль о единстве человеческой и божественной истории, сутью которой является «вечная война двух царств – «Града земного» и «Града божьего». «Божий град» – это меньшая, но лучшая часть человечества, то есть те люди, которые своим религиозным поведением заслужили спасение и прощение у Бога. Царство Божье Августин отождествляет с католической церковью. «Град земной» населяют приверженцы всего земного, греховного, - люди алчные, жестокие, самолюбивые, которые в своем эгоизме забыли о Боге и думают лишь о своих телесных нуждах. Общество в учении Фомы Аквинского. Фома Аквинский принадлежал к одной из наиболее знатных семей Европы, связанной родством с императорами Священной Римской Империи. С раннего детства Фома обнаружил склонность к монашеской жизни. Несмотря на сопротивление семьи, он вступает в доминиканский нищенствующий орден. Вступив в орден, Фома получает образование сначала в университете Неаполя, затем поступает на работу в Парижский университет. После пяти лет работы Фома Аквинский становится магистром теологии и главой кафедры Парижского университета. Фома Аквинский уже в 1323 году был провозглашен Папским престолом «святым», а его учение становится официальной философской доктриной римско-католической церкви. Центром интересов Фомы Аквинского были духовные и социальные проблемы. Он помещает человека в общество и государство. Государство существует затем, чтобы заботиться об общем благе. Аквинский решительно выступает против социального равенства, сословные различия он считает вечными. Как вы думаете, почему? Подданные должны подчиняться господам, покорность является основной добродетелью. Лучшая форма государства – монархия. Власть доброго и справедливого короля должна быть отражением власти Бога в мире. Задача монарха – сохранение мира и обеспечение благосостояния граждан. Целью и смыслом жизни является достижение небесного блаженства. К нему человека ведет уже не монарх, а церковь. Поэтому роль Папы Римского (наместника бога на земле) выше, чем государства. 3. Человек и общество в эпоху Возрождения Гуманизм как характерная черта мировоззрения эпохи Возрождения С конца XIV в. в Европе начинается распад феодальной системы, связанный с ростом городов, усилением экономических и политических позиций буржуазии, подъемом торговли, получившей после крестовых походов, а затем и падения Византийской империи, новый толчок к развитию. Разложение феодального строя ознаменовалось в Х1У-ХУ1 вв. утверждением централизованных национальных государств — абсолютистских монархий. XV—XVI вв. стали также эпохой Великих географических открытий, которые обеспечили приток богатств в Европу, стимулировали торговлю, способствовали развитию кораблестроения и мореплавания. Для данной эпохи — эпохи Возрождения — характерным явилось развитие нового способа мышления, связанного с изменением взгляда на место человека в мире, на границы и возможности его активности в сфере науки, искусства, морали и политической жизни. В общественном сознании утверждается вера в могущество разума и опыта, в творческие силы человека. Такое направление общественной мысли получило название гуманизма. В этот период происходит расцвет литературы и искусства, философская мысль обращается к проблемам гражданской жизни, к проблематике, связанной с политической свободой. Этот период освещают такие имена, как Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Пьеро делла Франческа, Босх, Альбрехт Дюреру Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и др., в произведениях которых воспето благородство и величие человека, создан художественный образ не слабого, зависимого и греховного, а сильного, активного, богатого в своих жизненных проявлениях человека. Идеи человечной, а не церковной морали утверждаются в этических учениях Эразма Роттердамского (1466-1536) и Мишеля Монтеня (1533— 1592), автора знаменитых «Опытов» — подлинного шедевра нравственно-художественной литературы. Возрождается античное представление о человеке как микрокосме. Одним из первых эту идею теоретически выразил Николай Кузанский (1401-1464), который писал: «В самом деле, человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек, он — человеческий Бог (humanus deus). Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он — микрокосм, или человеческий мир». В философских, социальных и экономических воззрениях утверждается самостоятельность, творческая активность и рациональность человеческих действий. Это, прежде всего, находит свое выражение в этических и социально-политических учениях. Правда, в них реализуются как принципы политического реализма, так и социального утопизма. |