В обучении младших школьников написанию сочинений
Скачать 0.92 Mb.
|
1 2 Рассказ по опорным словамЦель: формировать умение излагать свои мысли в определенном порядке, объединенные темой. Рыбалка. Мальчики, озеро, рыбачить, закинули, удочки, выдернули, рыбка, рыболовы. Приложение 2 За грибами. Ребята, грибы, подберезовик, подосиновик, маслята, росли, грибной суп. Приложение 3 Березовый сок. Весна, березка, дятел, бьет по коре, сладкий сок, прилетели насекомые. В лесу. Утро, облака, ветерок, дерево, поляна, ребята, ягоды, дождь, заяц, встреча. Рассказ по картинкам и вопросам Цель: излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов: Ранняя весна. Какое время года наступило? (весна) Какое небо ранней весной? (голубое, чистое) Каким стал снег? (потемнел, осел) Где подтаял? (у стволов деревьев) Что появилось на дорогах? (ручейки) Зима. Какое время года наступило? (зима) Чем покрыта земля? (снегом) Кто зимой голодает? (птицы) Что сделали для птиц? (кормушка) Какие птицы прилетают в столовую? (воробьи, синички) Кто изображен на картинке? Видел ли ты зайца и где? Какая у зайца голова? Уши? Хвост? Лапы? Какие зайцы зимой? Летом? Чем питаются зайцы? Полезны ли зайцы? Рассказ по вопросам Цель: формировать умение находить для выражения своих мыслей точные и выразительные средства. Ранняя весна. Какое время года наступило? (весна) Какое небо ранней весной? (голубое, чистое) Каким стал снег? (потемнел, осел) Где подтаял? (у стволов деревьев) Что появилось на дорогах? (ручейки) Зима. Какое время года наступило? (зима) Чем покрыта земля? (снегом) Кто зимой голодает? (птицы) Что сделали для птиц? (кормушка) Какие птицы прилетают в столовую? (воробьи, синички) Рассказ по личным впечатлениям и наблюдениямЦель: формировать умение отражать в рассказе видение мира. Основой сочинений служат непосредственные наблюдения детей в природе, впечатления от экскурсий. А самый богатейший материал для сочинений это собственные впечатления от увиденного и пережитого. После того, как учащиеся сходили на экскурсию, дается задание написать сочинение. Каждый учащийся сам озаглавливает свое будущее сочинение, в парах сменного состава составляет план сочинения. Затем также в парах обсуждает содержание своей темы. Обсудив, садится и записывает самостоятельно сочинение. Рассказ по началу. Цель: сформировать умение понять основную идею рассказа и продолжить эту логику. Был теплый летний день. Ярко светило солнце. Отряд школьников шагал по тропинке лева. Вот и берег реки…. Жил в лесу волчишка с матерью. Ушла мать на охоту. … Гроза надвигалась. Большая черная туча закрывала небо. Деревья тревожно шевелились…. У школьников начались весенние каникулы. На неделю отложены учебники и тетради … Володя готовил уроки и забыл убрать со стола тетради, книги. В доме жили котята Пушок и Барсик. Пушок прыгнул на стол. За Пушком полез и Барсик. … Наташа Зубкова – отличница. Она старательная и прилежная ученица. Рассказ по картинам. Цель: формировать умение читать картину, осмысливать ее содержание, идейную направленность. Примерный план. Кто автор картины? Что красивого увидел художник и изобразил на картине? Какими изображены речка, земля? Что ты видишь справа? слева? Куда движется твой взгляд? Что изображено вдали? Опиши небо. Какие краски использовал художник? Что хотел показать художник, используя такие цвета? Твое отношение к картине. Во 2 классе школьникам представляется возможность работать самостоятельно. Вниманию детей предлагаются тексты, в которых поменяны местами абзацы, пропущены предложения и пунктуационные знаки, использованы не точные слова, а также допущены орфографические ошибки. Желательно предлагать индивидуальные темы, а на подготовительную работу над общеклассными темами отводить все меньше времени. Работа проходит непосредственно перед рассказом или письмом сочинения. Устные рассказы во 2 классе также остаются, но составляются они по демонстрационным картинам, на которых изображен лишь один эпизод, и учащиеся должны развернуть его в сюжет. При подготовке к сочинению учитель должен продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы. Именно на этом этапе у многих учащихся может проявиться негативное отношение к данной работе. Поэтому должны быть четко сформулированы действия ребенка. Устное рассказывание по теме сочинения (у каждого учащегося появляется возможность высказать свое личное отношение по теме или даже задать вопрос, если появилось непонимание темы). Коллективная работа над планом сочинения с записью его учителем на доске. Тезисные высказывания по каждому пункту плана, запись опорных слов. Запись связного рассказа под руководством учителя. Проверка прочитанного. Рекомендуется использовать такой вид работы по созданию текста, как сочинение – мозаика. Методика проведения очень проста. Условно ее проведение можно разделить на три этапа. Ознакомительный (начальный) - учащимся предлагается рассмотреть ряд сюжетных картинок, серию рисунков. Под чутким руководством учителя определяется последовательность развития сюжета или события, определяется главная мысль, придумывается заголовок. После этого учащиеся делятся на группы. Число групп определяется количеством картинок или рисунков. Подготовительный - каждая группа начинает совместную работу по описанию своей картинки или рисунка. Создание творческой работы происходит в коллективе. Учащиеся советуются, подбирают подходящие слова, строят предложения, связывая их одной мыслью. Заключительный – каждая группа представляет свою работу, т.е. отрывок, на заданную тему. Затем все эти отрывки с помощью учителя складываются в общее сочинение. Сложность заключается в том, что нужно соединить части в целое. Для этого необходимо определить средства связи, исправить или устранить несоответствия в описании героев, места, действия и т.д. После проделанной работы, учащиеся самостоятельно записывают сочинение. Очень важно к каждому творческой работе составлять планы. Сначала они будут выглядеть в виде вопросника. Этот прием используется для того, чтобы научить детей понимать и четко отвечать на поставленные вопросы, а главное, осознавать значение плана. Сохраняя лексику вопросов, достаточно добавить одно-два слова, получив правильно построенное предложение. Так же следует внимательно относиться к составлению вопросов. Их порядок должен определять связность и последовательность мысли. Полезно в своей работе использовать план с нарушением последовательности событий. И стоит отметить, что затруднений у учащихся данный вид работы не вызывает. От сочинения к сочинению трудности в работе должны нарастать, а активность и самостоятельность со стороны учащихся должна проявляться в большей степени. Первое сочинение учащиеся пишут под чутким руководством учителя. Запись первого сочинения идет по предложениям. Обсуждаются все варианты предложений и только лучшие записываются. Нужно помнить, что написание сочинения – это еще и работа над грамотностью. Поэтому очень важно первые сочинения прописывать на доске, объясняя все орфографические правила. Полезно вести запись трудных и словарных слов. Вторая творческая работа усложняется. Коллективно составляется план сочинения. Учащиеся дают четкие и полные ответы на все пункты плана, затем под диктовку записывают предложения, в завершении работы проводится коллективная проверка. Количество предложений в сочинении определяется количеством вопросов. Работа над следующим сочинением будет выглядеть несколько иначе. На предложенную тему учащиеся с помощью учителя составляют план. Затем составляется устный рассказ по пунктам плана. На доске учитель записывает опорные слова, а вот запись работы учащиеся выполняют самостоятельно. Очень важно научить школьников использовать в своей речи слова и обороты, для выражения собственных мыслей, а также уметь использовать синонимичные замены. В 1-2 классах сочинения носят обучающий характер, поэтому не рекомендуется за работу ставить отрицательные оценки. Также не советуют исправлять грамматические ошибки в работе или просить выделять зеленой ручкой орфограммы. Это объясняется тем, что школьники будут выбирать слова, в написании которых они уверены или в которых встречается мало орфограмм. Обязательно нужно читать лучшие работы и находить положительные моменты в слабых, тем самым создавая ситуацию успеха для каждого учащегося. В 3 классе практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем. Сочинения в 3 классе – это небольшие сюжетные рассказы с элементами описания. Начинать работу над сочинением следует всегда с беседы. Многим ученикам она поможет в составлении плана, некоторым разъяснит непонятное. Примерный план проведения сочинения по серии сюжетных рисунков: Определение порядка расположения рисунков. Рассмотрение всех рисунков. Составление плана. Придумывание заголовка к тексту. Запись заголовков учителем на доске и выбор лучшего. Работа с каждым рисунком, анализ его содержания. Написание сочинения. Самопроверка учащихся созданных работ. Проводя такую работу, в процессе, на доске появляется план сочинения, опорные слова, которые подбирают сами дети. В работе принимает участие весь класс: ребята слушают, дополняют, контролируют, эмоционально переживают. Любую работу нужно постараться связать с жизненным опытом учащихся. Одним из интереснейших видов упражнений по развитию связной речи является фотомонтаж. Этот вид был предложен отечественным методистом М.А. Рыбниковой. Фотомонтаж представляет собой сочетание нескольких крупных, красочных фотографий по принципу «перекликающихся тем». В создании речевого высказывания участвуют мышление и эмоции, поэтому нужно тщательно относиться к выбору фотографий, так как на человека воздействует не только содержание частей, а их взаимосвязь, сочетание и единство. Данный вид упражнения в современной начальной школе может служить сильным методическим приемом. Как правильно подобрать фотографии?! Количество фотографий может быть различным. Это зависит от того какую цель вы ставите перед учащимися. Фотомонтаж может служить основой для сравнительного описания предметов, явлений, которые дети не могут встретить в повседневной жизни. Также для создания текста-повествования, не соответствующего по времени обитания (динозавр -многоэтажный дом) и текста-рассуждения, отражающего причинно-следственные связи (цветущий сад – выбросы промышленных отходов). Приложение 4, 5 Самой интересной работой является соединение героев различных сказок, мультфильмов. Предполагается два варианта работы с фотомонтажом: Написание сочинения по фотографиям, данным в определенной последовательности. Написание сочинения по фотографиям, где последовательность определяют учащиеся самостоятельно. В обоих случаях заголовок сочинения придумывается коллективно. На протяжении всего 3 класса школьники будут учиться составлять планы, самостоятельно записывать небольшие рассказы о своих играх прогулках, наблюдениях. Также составлять и записывать рассказы по сюжетным картинкам, учиться использовать в своих работах восклицательные и вопросительные предложения, включать предложения-оценки, работать над обогащением активного словарного запаса. Написание различных видов творческих диктантов играют большую роль в развитии письменной речи. Написание творческого диктанта, предполагающего дополнение текста прилагательными, глаголами (словами любой части речи), составление предложений – оценки. Написание творческого диктанта с изменением текста-образца. В тексте производится замена времени глаголов, замена слова его синонимом, антонимом. Устная подготовка сочинений сокращается, коллективная работа и наблюдения уходят на второй план. Основной задачей для учащихся становится передать свои личные впечатления, наблюдения, выразить свое отношение к написанному. Работа над сочинением по сюжетным и пейзажным картинам требует определенной подготовки, как от учителя, так и от учеников. К выбору картины стоит относится серьезно. Следует учитывать возрастные особенности учащихся, задачи урока и тип будущего текста. Анализируя картину, учитель должен обратить внимание учащихся на ее содержание, композицию, цвет, свет, настроение. Полезно изучение биографии и творчества художника, истории создания картины и дальнейшая ее история. Обязательна подготовительная работа на уроках русского языка и литературного чтения в течение 5-7 дней. Данная работа поможет в подготовке к написанию сочинения. Это могут быть тематический диктант или творческое изложение, написание начала и конца будущего сочинения, чтение литературных произведений, близких по теме к картине. Если есть возможность, то желательно посещение музея, где учащиеся могут увидеть настоящую репродукцию, рассмотреть и проанализировать работу в целом. Примерный план проведения урока обучающего сочинения по картине может быть таким: Определение темы и задач урока, введение учащихся в определенную речевую ситуацию. Подготовка учащихся к восприятию картины (беседа о жизни художника, о его творчестве, чтение отрывков из произведений, слушание музыки) Первичное рассмотрение картины в полной тишине. Коллективный анализ картины под руководством учителя. Выявление микротем, составление плана (в зависимости от подготовленности класса: самостоятельное или коллективное). Составление устного рассказа, описания картины. Определение типа текста будущего сочинения. Орфографическая подготовка. Самостоятельная письменная работа (черновик, чистовой вариант). Самопроверка, редактирование. В 4 классе учащиеся работают самостоятельно над сочинениями. Они могут составлять тексты разных типов, объем работы соответствует количеству слов равной норме по технике чтения. К работам учащихся в 4 классе предъявляются более высокие требования. Но в то же время продолжает вестись работа по обучению учащихся писать рассказы с элементами описания, рассуждения, описывать свои наблюдения. Огромное внимание уделяется составлению плана в форме вопросительных и восклицательных предложений, обогащению словарного запаса и употреблении в речи более точных слов. Сочинение с элементами рассуждения, как новый вид работы, вводится в 4 классе. Для школьников в этом возрасте очень сложно определить причинно-следственные связи в событиях, явлениях и выразить свои мысли. Таким умением школьники еще не владеют, поэтому работы такого вида носят обучающий характер. Обучение написанию сочинения-рассуждения проходит коллективно под руководством учителя. Вопросы учителя помогают составить план, определить сюжет рассказа. В данном виде работы уместны предложения-оценки, только учащимся предстоит правильно определить их место в тексте. На протяжении всего обучения в начальной школе учащиеся имеют возможность научиться писать записки, письма, приглашения, составлять инструкции и рецепты. В зависимости от УМК, выбранного учителем, эти виды речи изучаются в разных классах. Но к концу 4 класса каждый ученик владеет умением написания всех видов письменной речи. На уроках по развитию речи желательно использовать памятки. Они оказывают огромную помощь учащимся и их родителям в работе над сочинением. Проверка сочинений учителем не должна продолжаться более двух дней, т.к. в противном случае учащиеся забывают если не основное содержание, то детали, лексику, синтаксис своего сочинения. Примерный объем сочинения: 3 класс – 50-60 слов, около 9-10 предложений; 4 класс – 70-80 слов, около 11-12 предложений. В 1 - 2 классе объем сочинений не устанавливается. Во-первых, это связано с обучающим характером творческой работы. Во-вторых, учитываются возрастные особенности развития младшего школьника, его словарный запас. Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая – за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т. е. За соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; последовательность, логика построения, обоснованность, аргументация изложения, нет ли повторов или существенных пропусков, выделено ли главное, есть ли обобщения, выводы; тип речи, жанр, стиль (есть ли элементы описания в повествовательном тексте, элементы рассуждения, соблюдается ли коммуникативная целесообразность выбора языковых средств, соблюдено ли единство стиля, оправдан ли тип текста и стиль задачам раскрытия темы сочинения и ситуацией; уместны ли элементы изобразительности, художественности); размер сочинения (количество слов, предложений; лаконизм или многословие); лексика (правильность ее употребления, ее разнообразие, наличие или отсутствие слов, обладающий оттенками значений, - использование синонимов, антонимов и т.д.); синтаксис (размеры предложений, разнообразие или единообразие синтаксических конструкций, наличие сложных конструкций, глубина фразы). Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических, учитывается каллиграфия и внешнее оформление. Исследование ошибок и их причин позволяет классифицировать ошибки как стилистические, которые, в свою очередь, делятся на речевые и неречевые ошибки. Речевые ошибки – это неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. Речевые ошибки делятся на: лексико-стилистические (повторение слов, употребление слов в неточном значении, нарушение сочетаемости слов, употребление просторечных слов и словосочетаний); морфолого-стилистические (пропуск морфем, образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе); синтаксико - стилистические (неудачный порядок слов, не соотнесение временных и видовых форм глаголов, нарушение границ предложений и т.д.). Неречевые ошибки – это композиционные, логические, искажение фактов. Типичная композиционная ошибка – несоответствие сочинения предварительно составленному плану. Причины композиционных ошибок кроются в подготовке к сочинению. К числу логических ошибок относятся: пропуск необходимых слов; нарушение логической последовательности и обоснованности; употребление в одном ряду понятий разных уровней; нелепые, парадоксальные суждения. Система работы над исправлением и предупреждением речевых ошибок: исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся; классная работа над общими, типичными ошибками на уроке; индивидуальная и групповая внеурочная работа, их обнаружение, уяснение и исправление; система стилистических и иных языковых упражнений; языковой анализ текстов на уроках чтения и русского языка; языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением; стилистические акценты при изучении грамматических тем; обучение самопроверке и самостоятельному редактированию изложения и сочинения. На уроке, посвященном анализу сочинения, зачитываются лучшие работы, разбираются недочеты содержания, раскрытия темы, орфографические и типичные речевые ошибки. Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или группами. ПАМЯТКА «КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ» № 1. Описание неодушевленного предмета План: Какой предмет изображен на рисунке. Какого цвета этот предмет или его части. Где находится этот предмет, что ты видишь на заднем плане. Особенности этого предмета (размер, состояние: новый, старый, чистый; свойства: красивый, полезный). Для чего используется этот предмет, кому он мог бы принадлежать (пригодиться, понравиться). Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...). Твое отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой иметь). Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть). № 2. Описание растения План: Какое растение изображено на рисунке. Какого цвета это растение или его части. Где растет это растение, что ты видишь на заднем плане. Какое время года художник изобразил на рисунке. Особенности этого растения (размер, стадия роста, свойства: красивый, полезный). Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...). Твое отношение к этому растению (нравится, хотел бы такое иметь, понюхать (о цветах), потрогать). Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть). № 3. Описание животного План: Какое животное изображено на рисунке. Какого цвета это животное или его части. Что оно делает, его поза. Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане. Особенности этого животного (размер, возраст, свойства: красивый, полезный...). Какая у него морда. Какое у него настроение, какой характер. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...). Твое отношение к этому животному (нравится, хотел бы такое иметь, поиграть, погладить, встретить, дружить). Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть). № 4. Портретное описание человека или сказочного персонажа План: Кто (какой сказочный персонаж) изображен на рисунке. Из какой он сказки. Что он делает, его поза. Его возраст. Какое у него лицо (морда). Какое у него настроение, какой характер. Во что он одет, какого цвета его одежда. Где находится этот персонаж, что ты видишь на заднем плане. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...). Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться). Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть). № 5. Описание сюжетной иллюстрации к сказке (изображен один персонаж) План: Какой сказочный персонаж изображен на рисунке. Из какой он сказки. Что он делает, о чем он думает; его поза. Его возраст. Какой момент из сказки изображен на рисунке. Какое у героя лицо (морда). Какое у него настроение, какой характер. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья). Где находится этот персонаж. Какое время года изображено на рисунке. Что нарисовано ближе всего к тебе. Что находится в центре картинки. Что ты видишь на заднем плане. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...). Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться). Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) . 17.0 чем ты думаешь, глядя на этот рисунок. № 6. Описание сюжетной иллюстрации к сказке (изображено несколько персонажей) План: Какие сказочные персонажи изображены на рисунке. Из какой они сказки. Какой момент из сказки изображен на рисунке. Что они делают, о чем они думают, о чем разговаривают; их позы. Какое у первого героя лицо (морда). Его возраст. Какое у него настроение, какой характер. Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья). Твое отношение к этому персонажу (нравится ли, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться). Какое у второго героя лицо (морда)? Его возраст. Какое у него настроение, какой характер Во что он одет, какого цвета его одежда (шкура, чешуя, перья). Твое отношение к этому персонажу. Где находятся эти персонажи. Какое время года изображено на рисунке. Что нарисовано ближе всего к тебе. Что находится в центре картинки. Что ты видишь на заднем плане. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...). Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть) . О чем ты думаешь, глядя на этот рисунок . № 7. Описание сюжетного рисунка (изображен один персонаж) План: Кто изображен на рисунке. Что он делает. Как он это делает, с каким настроением. О чем он думает, говорит, поет. В какой позе он нарисован. Какое у него лицо (морда). Его возраст. Какое у него настроение, какой характер. Во что он одет, какого цвета его одежда. Где находится этот персонаж. Какое время года изображено на рисунке. Что нарисовано ближе всего к тебе. Что находится в центре картинки. Что ты видишь на заднем плане. 15.Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...). 16. Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться). 17.Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть). 18.0 чем ты думаешь, глядя на этот рисунок. № 8. Описание сюжетного рисунка (изображено несколько персонажей) План: Кто изображен на рисунке? Что они делают? Что делает первый персонаж? Как он это делает, с каким настроением?. О чем он думает, говорит, поет? В какой позе он нарисован? Какое у него лицо (морда)? Его возраст. Какое у него настроение, какой характер?. 10.Во что он одет, какого цвета его одежда?. Что делает второй персонаж? Как он это делает, с каким настроением?. О чем он думает, говорит, поет? В какой позе он нарисован? Какое у него лицо (морда)? Его возраст. Какое у него настроение, какой характер. Во что он одет, какого цвета его одежда. Твое отношение к этому персонажу (нравится ли, хотел бы ты с ним встретиться, поиграть, подружиться). Где находятся эти персонажи. Какое время года изображено на рисунке. Что нарисовано ближе всего к тебе. Что находится в центре картинки. Что ты видишь на заднем плане. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, темные...). Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть). чем ты думаешь, глядя на этот рисунок. № 9 Описание сюжетного рисунка (изображен один персонаж) Кто изображен на рисунке? Что он делает? Как он это делает, с каким настроением? О чем он думает, говорит, поет? В какой позе он нарисован? Какое у него лицо? Его возраст Какое у него настроение, какой характер? Во что он одет, какого цвета его одежда? Где находится этот персонаж? Какое время года изображено на рисунке? Что нарисовано ближе всего к тебе? Что находится в центре картинки? Что ты видишь на заднем плане? Какие краски использовал художник? (яркие, тусклые, светлые, темные...) Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться). Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно но на нее смотреть) 18.0 чем ты думаешь, глядя на этот рисунок? Как составить текст-повествование Определи, о чем будешь рассказывать (какова тема текста)? Какая мысль в рассказе будет основной? Как лучше озаглавить текст? С чего можно начать рассказ (о чем будет говориться во вводной части)? О чем ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряженным, чем все завершилось)? Как можно закончить рассказ (какой будет заключительная часть)? Озаглавь текст и напиши его. Проверь работу. Как составить текст-описание Определи свое отношение к предмету, который будешь описывать. Что ты хочешь показать в своем тексте? Выдели признаки предмета. Подумай, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать. Озаглавь текст и напиши его. Проверь работу. Как составить текст-рассуждение Тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать. Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что...», «Объясняется это тем, что...» и т. п. Вывод. Озаглавь текст и напиши его. Проверь работу. Список использованной литературы Е.В. Архипова. Основы методики развития речи учащихся. М.,2004. В.И. Воробьева., С.К. Тивикова. Сочинения по картинам в начальных классах. М., 2002. М.Р. Львов. «Школа творческого мышления». Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах. М., «Дидакт», 1993. Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., «Просвещение», 1979. Т.Г. Рамзаева. Русский язык в начальной школе. Справочник к учебникам Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1-4 кл. М., «Дрофа», 2000. М.С. Соловейчик. Русский язык в начальных классах. Методика развития речи младших школьников. Часть I. М., «ЛИНКА-ПРЕСС», 1994. А.Н. Матвеева. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. Пособие для учителей. М., 1982. Н.В. Нечаева. Обучение грамоте. Организация литературного творчества. Методические рекомендации. М., 1992. Л.В. Попкова. «Из опыта работы над сочинениями», журнал «Русский язык в школе», 2002, № 2. М.А. Горлова. «Обучение написанию сочинения», журнал «Начальная школа», 2006, № 8. Г.С. Щеголева. Уроки развития речи в начальной школе. Спб., 2000. Т.Б. Михеева, О.В.Печкурова. Уроки развития речи в 3-4 классах. М., «Русское слово», 2008. 1 2 |