Пути повышения читательских интересов. Выступление на ШМО. В процессе литературного образования обучаемого педагог сталкивается с множеством проблем
Скачать 19.79 Kb.
|
В процессе литературного образования обучаемого педагог сталкивается с множеством проблем: особенности чтения подростков; чтение формирующейся личности трудность организации обязательного чтения организация досугового чтения Поиск путей решения данных проблем дает эффективные результаты, когда целью педагога становится не заставлять читать, а констатировать, анализировать, описывать, т.о. объединять, развивать индивидуальное, особенное. Исследования показывают, что читательский интерес достигает максимума к 12 годам, и постепенно падает от читателя «блуждающего» к читателю «выбирающему». С 12-14 лет начинается переходный возраст, когда подростка одолевают вопросы, сомнения, поиск целей и нравственных принципов. Именно с этим возрастом приходится работать в основной школе. Содружество, сотворчество педагога и воспитуемого – главное условие воспитания, и прийти к этому можно только через близкое эмоциональное общение обеих сторон. Литература, музыка, живопись в комплексном сочетании помогают раскрыть неосознанную тягу к искусству, трепетные душевные порывы, подвигающие к деятельности. Удачный подбор и сочетание произведений литературы, музыки, живописи способны затрагивать потаенные углы детской души. В педагогике широка популярность теории активного обучения, основополагающим приемом которого является мотивация достижения (постановка новых целей, стремление к успеху). Мотивация достижения при умелом применении учителем может открыть для воспитуемого путь к творчеству. Изучая произведение А.И.Куприна «Гранатовый браслет», мы прослушиваем «Аппассионату» Л. Вана Бетховена и сочетаем прослушивание с размышлениями Веры Николаевны. «Да святится имя твое» - звучит для нее в сонате, как признание в любви. Говорим о композиторе, который в период создания данного произведения был глухим. Вывод сводится к тому, что при желании и приложении усилий человеческие возможности безграничны. Определяющим моментом в мыслительной деятельности является не «техника мышления», а его творческое начало. Умение не только владеть готовыми обобщениями, но открывать новое, восходить к более высоким обобщениям. Для методичного подхода к проблеме литературного развития особый интерес приобретает вопрос об общих и специальных способностях, о соотношении способностей и одаренности. Основными компонентами литературных способностей являются: впечатлительность, или поэтическое восприятие предметов и явлений; поэтическая зоркость; хорошая память; способность силой мышления и воображения создавать новые оригинальные образы и сюжеты; легкость возникновения творческого состояния- сопереживания. Я исхожу из того, что сами писатели – всегда талантливые читатели. Поэтому призываю учащихся к творчеству. В течение ряда лет проводила встречи с интересными людьми, передавала для публикации интересные зарисовки и поэтические находки учащихся в районной газете «Трибуна». Учащиеся активно отзывались на творческие литературные конкурсы, с доверием несли свои стихи, обсуждали их со мной, задавали вопросы и находили отклик. Во встречах с интересными людьми часто участвовал приглашённый местный поэт Валентин Григорьевич Сафронов. Он родился в 1927 г в Москве. Юность его опалила война. 16-летним юношей в 1943 г добровольцем ушёл на фронт. Участвовал в боях в составе действующей армии 3-го Украинского фронта. О его боевом пути говорят награды: орден Отечественной войны 2-й степени, медали «За взятие Вены», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». С 1971 г работал на стройках Курганской области. С 1983 г жил в селе Альменево. Являлся постоянным автором альманаха «Тобол». Автор сборников стихов «Парамоновские лебеди», «Душа бунтует и скорбит». Член Союза писателей. Человек на редкость скромный, он всегда живо откликался на все события и новинки. Его произведения неразрывно связаны с судьбами рядом живущих. Читая их, можно непременно заметить, что герои – это наши земляки-зауральцы, альменевцы. Их быт, нравы, уклад жизни, характер не похожи на героев других авторов, живущих в других местах. Российской деревеньки простота, Где рядом беднота и красота, И мнится: уберите бедноту И больше не увидишь красоту. *** Альменевский район – бедней не сыщешь. Ни денег, ни работы. Сон. Покой. Но истекают из бюджета тыщи Не Волгою, но всё-таки рекой… *** Альменево, Альменево- Татарское село, Меня туда течением Счастливым занесло… *** Налегке. Как есть, в одной рубашке, Без слезы покинув отчий дом, Уезжают люди на шабашки, По молве, - так за большим рублём. *** Не для собственных благ, Не для собственной славы Бич построил за так, Почитай, полдержавы… Пейзажные картины произведений также легко узнаваемы. Они богаты, колоритны. Произрастают в стихах и колокольчик, и ландыш, и незабудка, и березы, и чертополох, и камыш. А ещё есть в них парамоновские лебеди: Когда по дамбе вы в деревню едете, Средь камыша, на левой стороне, Снежком белеет что-то – это лебеди, Объявленные редкостью в стране. Картина эта здесь для всех привычная, Из года в год летит сюда семья, Доверие питая безграничное К радетелям своим, своим друзьям. Завещаны, я слышал, птицы предками Всем жителям колхозного сельца… Спасибо им, что живы птицы редкие! Спасибо им за редкие сердца! Творчеству В.Г.Сафронова посвящена статья Ивана Павловича Ягана в альманахе «Тобол» «Когда душа бунтует и скорбит…», где автор называет его Поэтом с большой буквы, мудрецом и философом. Трогательно пишет о нем Валерий Иванович Портнягин, журналист с 40-летним стажем, в книге «Провинциальный летописец и другие»: «Настоящий член Союза писателей в самой глухой глубинке – находка. …вечный строитель, повидавший немало на своём большом веку… просто рассказывает о пережитом твёрдым голосом человека, который знает, что его голос нужен». Учащиеся узнавали в его стихах своё село, характеры своих земляков, картины родной природы, и тоже тянулись «к перу». Для внеклассной работы по предмету использую электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У обучающихся появляется желание создать подобный электронный продукт. Поэтому даю исследовательские, проектные задания для самостоятельного выполнения. В течение ряда лет я использую электронные учебные пособия по литературе и русскому языку. Они помогают при формировании грамотного письма, т.к. есть и обучающая программа, и программированный контроль; помогают в развитии творческого воображения, потому что содержат отрывки из произведений, фрагменты фильмов по произведениям. Электронные пособия помогают в исследовательской деятельности учащихся. Есть в пособии по литературе, например, экскурсионный рассказ руководителя есенинского музея. На его примере я даю исследовательское задание группе учащихся собрать и создать альбом с экскурсией по толстовским, тургеневским местам, материал берем из рекламных туристических проспектов и переносим на слайды в программе «Презентация», затем группа учащихся озвучивает их. Таким образом, они создают свой фильм, глубже познавая творчество писателей и поэтов, находясь в состоянии творческого поиска. В работе с пятиклассниками я использую по возможности все методы. При анализе произведения для доказательства своих доводов прошу использовать эпизод из текста, тем самым ещё раз прочувствовать замысел автора. При чтении наизусть повторно проговариваем, с какой интонацией точнее передаются мысли автора. Даю творческие задания: сочинить «Сказку о …», написать сочинение о любимой басне, нарисовать картины природы или портрет героя. Учащиеся активно откликаются. |