Главная страница

Введение. В процессе социальной трансформации российского общества на рубеже xxxxi вв качественно изменялась и его социальная структура


Скачать 81.81 Kb.
НазваниеВ процессе социальной трансформации российского общества на рубеже xxxxi вв качественно изменялась и его социальная структура
Дата12.09.2022
Размер81.81 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВведение.docx
ТипДокументы
#672599
страница2 из 5
1   2   3   4   5

ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА

Понятие имиджа


При высокой конкуренции на рынке труда недостаточно быть квалифицированным специалистом - необходимо создать собственный позитивный имидж. Ставшее в последнее время столь попужццлярное слово «имидж» пришло к нам из английского языка и в переводе означает «образ», «ореол» [29].

В толковых словарях русского языка слово «образ» определяется как облик, вид, подобие, «живое, наглядное представление о ком или чем-нибудь», «обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления», тип, характер, воплощенный в художественном произведении [43].

Обобщая эти характеристики, можно сказать, что образ понимается в обыденном смысле как результат психического отражения того или иного объективного явления; в процессе этого отражения возможны преобразования исходной информации, и соответственно образ не обязательно представляет собой точную копию отображаемого; процесс создания образа может быть активным и целенаправленным (например, в искусстве); этот процесс может включать процедуры анализа (что позволяет отобразить типичное в объекте) и синтеза (благодаря чему образ обладает характеристиками индивидуального явления) [42].

Все эти характеристики применимы по отношению к имиджу. Однако слово «имидж» не является точным синонимом слова «образ». Правильнее определить имидж как разновидность образа, а именно такой образ, прообразом которой является не любое явление, а субъект. Таким субъектом могут быть в первую очередь человек, затем организация, коллектив, группа и, наконец, любой предмет, если ему в процессе создания и восприятия его образа приписываются личностные, человеческие качества.

Под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо; формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания определенной группы» [36].

Нередко имидж определяется как целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. Объектом или носителем имиджа могут быть человек, группа людей, организация и тому подобное [36].

Имидж информативен, он сообщает о некоторой совокупности признаков, которые присущи самому объекту. Причем эти признаки могут существовать объективно или же произвольно приписываться объекту создателями имиджа.

Многие авторы признают, что имидж, поскольку он зависит от многих факторов, которые могут изменять свои значения, не является чем-то однажды заданным и неизменным. Он динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом носителе или в групповом сознании.

Важной особенностью имиджа является его активность. Он «способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки, как отдельных людей, так и целых групп населения. Как следствие, люди отдают предпочтение тем или иным товарам, фирмам, банкам или политическим партиям»[36].

Понятиями, родственными понятию «имидж», являются «мнение», «репутация», «авторитет». В литературе можно встретить даже отождествление имиджа с этими явлениями. Так, например, А. Ю. Панасюк полагает, что имидж есть по существу то же, что и мнение, и усматривает различие между соответствующими терминами лишь в грамматических правилах употребления соответствующих слов в русском языке: «Имидж» правильнее употреблять в словосочетаниях типа «имидж человека (политика, адвоката)», «мнение» - в словосочетаниях типа «мнение о человеке (политике, адвокате)» [25].

Нередко имидж рассматривают в общем контексте с репутацией, в частности, в разработках так называемого репутационного менеджмента [20], однако это не дает оснований для отождествления имиджа и репутации. В частности, А. Ю. Кошмаров характеризует имидж как экспрессивную, выразительную сторону образа, между тем как репутация (от латинского reputatio - счет, счисление) в русском языке означает «сложившееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-нибудь или чего-нибудь»[41]; «приобретенную кем или чем-нибудь общественную оценку, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого или чего-нибудь»[24]. Иными словами, репутация и мнение включает в себя существенную и неотъемлемую характеристику, как оценка объекта и, кроме того, эта характеристика включена в саму репутацию в отличие от имиджа, который также может быть оценен, но не обязательно включает в себя оценку как обязательный элемент.

Еще одна важная характеристика имиджа, которая нередко подчеркивается авторами руководств, - это его функциональность. Иными словами, имидж не является самоцелью. Когда мы занимаемся созданием или улучшением своего имиджа, неважно, делаем мы это самостоятельно или прибегаем к помощи специалистов, мы предполагаем, что хороший имидж нам нужен для чего-то, что при его помощи мы сможем достичь определенных целей, более эффективно решить какие-то задачи, сделать более успешной ту или иную деятельность, которой мы занимаемся [27].

С понятием «имидж» большинство из нас встречались не раз. Чаще всего под ним подразумевается внешний вид, облик. Этот термин может распространяться на большое количество объектов и явлений, которые так или иначе воспринимаются людьми и оставляют свой след в их сознании. Это могут быть отдельные личности, некоторые социальные группы, организации, товары широкого потребления, торговые марки и прочее. Применительно к личности социального работника это понятие можно определить следующим образом: имидж - это целостный непротиворечивый образ социального работника в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целевой группе, и ожиданиям, предъявляемым членами группы к социальному работнику.

В этом определении есть несколько ключевых слов, которые позволяют отделить это понятие от того, что обычно понимается под имиджем в обыденном сознании, в котором часто синонимом имиджа является понятие стиля. Первое из этих слов - «целостный». Оно означает, что в структуру имиджа социального работника входит не только его внешний вид (прическа, одежда, аксессуары и тому подобное), но также всё, на основе чего окружающие составляют свое мнение о человеке. Сюда могут быть включены профессиональная компетентность, общая направленность личности социального работника, его коммуникативные и интерактивные навыки, манера речи и так далее.

Второе ключевое слово - «непротиворечивый». Под ним следует понимать то, что видимость, или внешнее проявление имиджа, должна соответствовать внутреннему состоянию человека. Больше всего для описания этой стороны имиджа подходит понятие конгруэнтности, то есть соответствия одних элементов имиджа другим [14].

Имидж также может служить основой для доверия и фактором, облегчающим влияние [15], но это - во-первых, не единственная функция имиджа, во-вторых, использование имиджа в качестве средства социального влияния возможно не всегда, а при определенных условиях, которым должен соответствовать имидж.

Многие авторы не дают в своих работах определений имиджа, останавливаясь лишь на описательной трактовке этого явления. Так, в трудах П. Берда делается акцент на том, что «имидж -- это отражение внутреннего мироощущения, которое выражается через то, как вы смотрите, говорите, действуете». Полли Берд говорит об имидже как о восприятии человека другими: «Это полная картинка вас, которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение и компанию, которую вы поддерживаете» [6].

Имидж часто рассматривается как «совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и так далее объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему». Имидж как социальный феномен возникает или целенаправленно формируется в социальной среде в качестве норм (институтов) и функционирует как регулятор социальных отношений, включая механизмы побуждения и сдерживания различных видов поведения. С этой точки зрения категория имиджа исследуется как социальный факт. Имидж базируется на представлении о субъекте, выступающим в той или иной социальной роли как носителе качеств, желательных для общества или соответствующих социальных групп. Это понимание дает обоснование возможностей формирования имиджа в соответствии с социальным заказом. Следовательно, можно сказать, что социальная роль и статус человека в современной социально-экономической обстановке являются важными элементами имиджа. Подход, рассматривающий имидж с этой точки зрения можно назвать социологизаторским.

С другой точки зрения имидж понимается как способ и результат самодеятельности субъекта, достижение субъектом «привлекательности» для людей. По определению, данному в психологическом словаре имидж это «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо» [17]. Авторы, работающие в рамках психологического подхода, видят формирование качеств, которые позволили бы достичь привлекательности для других людей, и использование достигнутой привлекательности в коммуникационной сфере главной целью при создании имиджа.

С позиций Public Relations имидж рассматривается как «представление о вещах и людях, формируемое (как правило, целенаправленно) СМИ, включая рекламу, это фирменный знак, внешняя вывеска» [23]. Развитие серийного производства и средств массовой информации подтолкнул исследователей к изучению имиджа для разработки совокупности инструментов, способов, методов его построения. Имидж в рекламе -- как словесный, так и изобразительный, -- должен быть ярким и конкретным, чтобы апеллировать к чувствам. С другой стороны, он характеризуется неоднозначностью и незавершенностью, поскольку находится между воображением и чувствами, ожиданием и реальностью. Для того чтобы ожидания потребителей не были обмануты, они сами должны конкретизировать для себя нечеткое изображение, дополнив его своим воображением.

В качестве отдельной категории имиджа теоретики и практики паблик рилейшнз рассматривают имидж политика. Имидж политика -- это целенаправленно создаваемый с помощью СМИ образ, существующий в сознании больших групп людей, имеющий характер представлений и отношений этих групп к политику. Изучение политического имиджа представляет для исследователей, действующих в рамках данного подхода, наибольший интерес.

Интересен подход Г.Г. Почепцова, представленный в работе "Имиджелогия"[29]. Он рассматривает имидж с точки зрения процесса, определяя его как некое сообщение или совокупность сообщений, регулярно транслируемых аудитории. Управление имиджем представляется как «интенсивное введение информации с прогнозируемой реакцией на нее». Создание имиджа представляет собой процесс передачи с определенной целью совокупности сообщений, которые можно рассматривать как «свернутый текст». Люди, для упрощения обработки больших объемов текстов, начинают пользоваться сокращенными вариантами и обозначениями, такими как, например, "олигарх" или "новый русский" -- за этими емкими характеристиками кроется совокупность разнообразных качеств. В рамках данного подхода, который можно условно назвать коммуникативным, имидж рассматривается как передача сообщения в коммуникативном процессе, включающем источник, сообщение и получателя

Имиджелогия - это комплексная практическая дисциплина, использующая отдельные результаты ряда наук, в том числе социальной психологии, культурологии и других, целью которой является создание методологического и методического оснащения для профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа [27].

Главная функция имиджа - приведение действий человека в соответствие с ожиданиями аудитории. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем однозначнее интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий [21].

Имидж в большинстве случаев обладает также мотивирующей функцией. Чаще всего эта функция реализуется в предпринимательском и партиципативном типах корпоративной культуры, где стремление быть похожим на лидера может стать хорошим стимулом для развития подчиненных.

Нормативная функция следует из двух предыдущих, и заключается она в том, что руководитель задает нормы взаимодействия в группе (организации). Если нормы приняты большинством членов организации, то это становится предпосылкой для сплочения коллектива, снижения количества конфликтных ситуаций и, как следствие, формирования благоприятного организационного климата [21].

У имиджа существуют также внешние по отношению к организации функции, такие как функции представительства и позиционирования организации во внешней среде [20].

Таким образом, имидж - понятие универсальное. Оно имеет определённые характеристики, такие как активность, функциональность, целостность и непротиворечивость, что отличает его от подобных синонимов.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта