Главная страница
Навигация по странице:

  • «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ)Юридическая школа Кафедра теории и истории государства и праваЭссе Тезис

  • сочинение псковская грамота. В псковской судной грамоте появляются новые аспекты права, дополняя собой старые нормы, закрепленные в Русской Правде


    Скачать 63.32 Kb.
    НазваниеВ псковской судной грамоте появляются новые аспекты права, дополняя собой старые нормы, закрепленные в Русской Правде
    Дата24.12.2018
    Размер63.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласочинение псковская грамота.docx
    ТипДокументы
    #61643

    В Псковской судной грамоте появляются новые аспекты права, дополняя собой старые нормы, закрепленные в Русской Правде. Маркером данного явления является появление нового сословия феодалозависимых людей, закреплённого законодательно в статьях Псковской Судной грамоты, при этом, не исключая других категорий людей, которые продолжают существовать, а лишь дополняя действующее законодательство.

    Основным источником права в Пскове первое время являлась Русская Правда, данная Ярославом Мудрым и дополненная позже его потомками. Но РП не могла удовлетворить всем требованиям жителей Пскова. Поэтому РП постепенно подменялась судебной практикой. Кроме судебной практики источниками права служили решения веча, договора с князьями, международные договоры. Все это рождало неразбериху в различных судебных делах, так как договор с князем мог прийти в противоречие с международным договором или с практикой суда. Это все требовало кодификации, которая и была проведена в XV в. Результатом этой кодификации явились ПСГ, утвержденная «всем Государем Великим Псковом на вече». Взяв за основу РП и добавив в нее различные положения из всевозможных источников, составителям грамоты удалось значительно улучшить и конкретизировать нормы процессуального, уголовного, гражданского права, добавить сведений о положении различных классов населения, государственном строе.

    Так с развитием торговых и имущественных отношений в ней появляются новые категории людей, такие как «наймиты» и «изорники», при этом продолжают существовать и другие категории, закрепленные в Русской правде, такие как городское посадское население, закупы, рядовичи, холопы и т.д.

    Наймит по Псковской Судной грамоте - это свободный человек, пользующийся гражданскими и политическими правами как член городской общины, но находящийся в экономической зависимости от государя - более состоятельного члена той же общины. Закон до известной степени охраняет права наймита, но из контекста выясняется возможность долголетнего наймитства, которое хотя и не приводит к потере гражданских прав, но тем не менее свидетельствует о глубоко зашедшем процессе социальной и имущественной дифференциации - о появлении людей, фактически не имеющих возможности себя прокормить и жить иначе, как во дворе у государя.

    Подобно институту закупничества эпохи Русской Правды, Псковская Судная Грамота знает похожий институт изорничества, которому посвящены многие статьи грамоты (что само по себе говорит о значении этой фигуры в жизни Пскова), но отличающийся от закупничества некоторыми аспектами.

    Изорник, как и близкие к нему огородник и котечник, свободный человек, работающий в сельском хозяйстве своего помещика. Академик Б.Д.Греков следующим образом определяет институт изорничества: «...изорник — не обычного типа крестьянин. Это лишенный средств производства вольный человек, вынужденный сесть на чужую землю, не имеющий возможности стать крестьянином».

    По сравнению с закупом Русской Правды и с зависимыми крестьянами в феодальной вотчине XV-XVI вв. изорник пользуется гораздо большими гражданскими правами. Изорник — это одна из категорий феодальнозависимых людей. Закупы не знали тех правовых ограничений, которые применялись к изорникам. Так, закупы могли в любое время уйти от своего хозяина, выплатив купу, чего не могли делать изорники. Но все же изорник может в установленное законом время уйти от помещика, взяв отрок. (Однако это могло иметь место не в любое время, а лишь одни раз году, а именно в день Филипьева заговенья (14 ноября по старому стилю)). Закуп в Русской Правде работает только на феодала, а изорник - и на себя (отдает лишь часть урожая). Закуп отвечает и личностью (в холопы), а изорник - только имуществом. Так, изорник может в известных случаях возбудить иск против хозяина о своем движимом имуществе (конь, корова). Претензии изорника к господину, основанные на доске - письменном документе - без специального оформления были недействительны (ст. 75). Господин не мог распоряжаться личностью и имуществом изорника. (ст. 76). То же происходило в случае смерти изорника и отсутствии наследников (ст. 84). К жене и детям переходили долговые обязательства умершего изорника, даже если это специально не оговаривается в письменном документе (ст. 85). Средством закабаления изорника является покрута -ссуда, даваемая ему помещиком. Запись изорника в покруте служит для «государя» важным средством установления зависимости изорника и членов его семьи: по требованию помещика покрута должна быть выплачена при любых обстоятельствах, в противном случае с изорником поступают так, как с неисправным должником. Для взыскания покруты государь не должен был представлять письменный договор, а прибегал к закличу (ст.44). Если изорник отрицал покруту, господин должен был предъявить 4-5 свидетелей (ст. 51). По существу, изорник занимает промежуточное место между свободным человеком и зависимым крестьянином.

    Институт изорничества регулировался статьями: 42, 43, 44, 51, 63, 75,

    76, 84, 85, 86 и 87

    Итак, можно сделать вывод: в Псковской судной грамоте смогли разумным образом совместиться новые явления в жизни людей, так и закостенелые старые. С прошествием времени нормы Русской Правды стали достаточно устаревшими для жителей Пскова, поэтому создатели Псковской Судной грамоты проанализировав жизнь общества, смогли найти недочеты и упущения в Русской правде, а именно конкретизировать и дополнить некоторые ее положения. Так, в Русской правде прописывается положение закупов, на деле же выделяются еще одна категория зависимого населения, называемая «изорничество», с одной стороны это те же закупы, но с другой у них есть некоторые различия, которые и заметили составители Псковской судной грамоты. Поэтому Псковская судная грамота представляет собой сборник законов, основанный на Русской Правде, но значительно конкретизированный, дополненный новыми аспектами жизни общества.



    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Дальневосточный федеральный университет»

    (ДВФУ)

    Юридическая школа

    Кафедра теории и истории государства и права

    Эссе

    Тезис: «Псковской судной грамоте появляются новые аспекты права, дополняя собой старые нормы, закрепленные в Русской Правде. Маркером данного явления является появление нового сословия феодалозависимых людей, закреплённого законодательно в статьях Псковской Судной грамоты, при этом, не исключая других категорий людей, которые продолжают существовать, а лишь дополняя действующее законодательство.»


    выполнил: студентка 1 курса,

    Хохлова Мария Ивановна

    Группа Б6101

    принял: доцент кафедры теории и истории государства и права, Дорофеева М.А.

    Владивосток 2017 г.


    написать администратору сайта