Главная страница

Проблема коммуникации. реферат по философии. В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи


Скачать 43.65 Kb.
НазваниеВ соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи
АнкорПроблема коммуникации
Дата15.03.2023
Размер43.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлареферат по философии.docx
ТипДокументы
#990493

Введение


Одной из основ любого человеческого сообщества является коммуникация, которая к текущему моменту приобрела глобальный характер. Но, как это не удивительно, нынешнее состояние культуры казалось очевидным канадскому философу Маршаллу Маклюэну еще в 60-х годах, когда он говорил о «глобальной деревне» и «внешних расширениях человека». 

Для своей работы я поставил цель изучить и проанализировать работу Маршала Маклюэна "Понимание медиа: Внешние расширения человека". В данной работе будут рассмотрены несколько тем которые, как я считаю, наиболее актуальны для современного мира.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

  1. Определить значение средств коммуникации для человека и их влияние.

  2. Выявить особенности фотографии как медиа.

  3. Проанализировать вклад М. Маклюэна в развитие коммуникации.

Герберт Маршалл Маклюэн - на сегодняшний день один из величайших теоретиков XX в., это касается областей культуры и коммуникаций. Сам по себе он уникальнейший коммуникатор, он без каких-либо усилий умел наводить мосты между такими вроде не схожими по своей структуре сферами жизни, как наука и массовая культура. Пусть не все теории и концепции, высказанные Маклюэном на сегодняшний день актуальны, однако его представления о развитии коммуникации не смогло утратить своей значимости и сейчас.


Глава 1. Средства коммуникации есть сообщение


«Средства коммуникации» (media), о которых идет речь в книге, — это не
только СМИ, как часто считается. Сюда включаются такие разные вещи, как
электрический свет, устная речь, письмо, дороги, числа, одежда, жилище, город, деньги, часы, печать, комикс, книга, реклама, колесо, транспортные
средства (велосипед, автомобиль, самолет), автоматическое оборудование,
фотография, игры, пресса, телеграф, пишущая машинка, телефон, фонограф,
кино, радио, телевидение, оружие и многое другое. Объединяет все это многообразие то, что это «технологии», или «посредники», введение которых вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром (как природным, так и социальным) и реорганизует его способ мировосприятия и образ жизни.

Эти «средства» рассматриваются Маклюэном как внешние расширения человека, как непосредственные технические продолжения его тела, органов чувств и способностей. Будучи такими расширениями, они в конечном итоге отделяются от человека и обретают власть над ним. Это отделение «средств» от человека метафорически описывается Маклюэном как «ампутация»: развитие технологической инфраструктуры человеческого тела (а затем и человеческих коллективов) сопровождается последовательной «ампутацией» всевозможных человеческих способностей. Развитие электронных средств интерпретируется в этом плане как финальная «ампутация» человеческого сознания. Способности человека выносятся за пределы человека, приобретают собственную (далекую от человеческой) логику и навязывают эту логику человеку, хочет он того или нет. Перед лицом этой отчужденной технологической инфраструктуры человек оказывается слабым и зависимым существом, которого, однако, спасает то, что он не сознает того, что с ним происходит: он радуется широким возможностям, которые ему предоставляет эта технологическая машинерия, и с оптимизмом теряет самого себя, как Нарцисс, парализованный своим отражением в воде1.

Технологические возможности средств массовой коммуникации исследовал известный канадский социолог и культуролог, занимающийся проблемами информационного общества М. Маклюэн.   Маклюэн связывал содержание каждой культурной эпохи с доминированием определенной коммуникационной технологии. В своих ранних работах Маклюэн рассматривает формы коммуникации как ведущий фактор культурной эволюции. По его мнению, к средствам коммуникации относятся язык, деньги, дороги, печать, компьютеры, телевидение. Центральный тезис автора - «средство коммуникации есть сообщение», т. е. событие приобретает общественную значимость не само по себе, а в связи с переданными о нем сообщениями, посредством коммуникации. Актуальным является утверждение Маклюэна о том, что для эпохи господства электронных средств - эпохи «глобальной деревни» - характерным стало явление «детрадиционализации», т. е. ослабление традиционных связей, иерархий, ценностей. Представления автора о глобальной деревне связаны с открытиями в сфере электромагнитных волн и появлением соответствующих коммуникационных средств, которые создали «поле одновременности» событий в жизни людей. Основываясь на информационно-коммуникационных технологиях, Маклюэн предложил периодизацию истории, основанием которой является доминирующий в тот или иной период коммуникационный канал, средство коммуникации. Были выделены три эпохи, в которых преобладали - устная, письменная и печатная коммуникации, электрический и электронный типы коммуникации.

Племенное общество называли обществом «уха», поскольку доминирующим средством была речь. Мир трансформируется, становится открытым с появлением печати, этому способствует распространение рациональности, многообразие социальных иерархий и появление национальных государств. Развитие электронных средств дало возможность установить глобальную коммуникационную сеть. Маклюэн даже проводит аналог между глобальной коммуникационной сетью в обществе и центральной нервной системой у человека. Это обстоятельство, по мнению автора, позволяет индивиду ощущать последствия каждого своего действия, как и действий других людей. Произошла «имплозия коммуникации», когда за счет стремительного сжатия пространства, времени информации находящийся в одном месте индивид может одновременно переживать состояние отдаленных объектов. Происходит как бы снятие координат «центра» и «периферии».

Маклюэн подразделяет все средства массовой коммуникации на горячие и холодные. Горячее средство — это такое средство, которое рас­ширяет одно-единственное чувство до степени «высокой определенности». Высокая определенность — это состоя­ние наполненности данными. Фотография обладает «высокой определенностью». Смотря на фотографию, мы получаем огромное количество информации. А ко­микс — «низкой определенностью», потому что он дает очень мало визуальной информации. Телефон является холодным средством коммуникации, так как мы слышим мало информации, и многое приходится додумывать. Горячие средства коммуникации оставляют аудитории не очень много про­стора для заполнения или довершения. Горячие средства характеризуются низкой степенью участия аудитории, а холодные — высокой степенью ее участия. Горячее средство коммуникации оказывает на пользователя совершенно иное воздействие, нежели холодное.

Любое горячее средство коммуникации допускает мень­шую степень участия по сравнению с холодным. Например, лекция обеспечивает меньшее участие по сравнению с семи­наром, а книга — по сравнению с диалогом. С появлением печати многие прежние формы были исключены из жизни и искусства, а многие приобрели новую интен­сивность.

Пример разрушительного воздействия горячей техно­логии, приходящей на смену холодной, приводит Роберт Тиболд в книге «Богатые и бедные».Когда австралий­ские аборигены получили от миссионеров стальные топо­ры, их культура, базирующаяся на каменном топоре, по­терпела катастрофу. Каменный топор был не просто ред­костью; он всегда служил основным статусным символом, подчеркивающим значимость мужчины. Миссионеры при­везли с собой кучу острых стальных топоров и раздали их женщинам и детям. Мужчинам приходилось даже брать их у женщин взаймы, и это вызвало катастрофическое падение мужского достоинства. Племенная и феодальная иерархия традиционного типа быстро разрушается при столкновении с любым горячим средством коммуникации2.

В зависимости от технологий, которые существуют в тот или иной период человеческой истории, по этому же принципу Маклюэн подразделяет и культуры. Бесписьменные культуры он считает «холодными», письменные, в особенности печатные, — «горячими». С точки зрения Маклюэна, многие негативные процессы в культуре связаны с тем, что «горячие» медиа попадают в «холодную» культуру, и наоборот.

Итоги первой главы


Медиа-технологии выполняют фундаментальную культурную функцию трансляции («медиа как трансляторы»), переводя опыт в эксплицитные формы. «Технология — это эксплицитность», — настаивает Маклюэн. В обычной речи мы эксплицируем самих себя и речь, таким образом, играет роль технологии. В мире электронной информации мы все больше обретаем собственную эксплицитность за счёт перевода себя в различные форматы данных. Технология, следовательно, всегда предполагает трансформацию опыта, переход границы прежнего опыта, трансгрессию.

Глава 2. Фотография как медиа


Фотография («бордель без стен», империя глянцевых журналов), в свою очередь, определила дальнейшую эволюцию от «Человека Типографического» к «Человеку Графическому» и превратила общество потребления в одержимое потреблением визуальных образов, опосредующих и обостряющих восприятие персон, товаров, мест (путешествий), событий, концепций.

Фотографию можно рассматривать с разных точек зрения. Исследователи используют разные подходы, изучая фотографию как одно из визуальных искусств, как искусство, тесно связанное с живописью, как способ визуального документирования окружающего мира или как средство художественного исследования мира.

В настоящей работе будет рассмотрен один из подходов, ярче всего представленный в книге Маршалла Маклюэна «Понимание медиа. Внешние расширения человека». В своей работе он рассматривает влияние средств коммуникации на устройство сознания человека, в частности фотографию, как одно из таких средств. Маклюэн утверждает, что все средства коммуникации трансформируют и передают опыт, а также существуют ради того, чтобы вкладывать в жизнь искусственное восприятие и произвольные ценности, что значит, средства коммуникации способны давать жизни человека новые образцы поведения или подражания путём трансформации старых. Фотография, как средство коммуникации, обладает такими же свойствами.

В своей книге философ рассматривает каждое средство коммуникации относительно других, поэтому сравнивая фотографию с некоторыми другими средствами коммуникаций, он выявил ряд её преимуществ; одним из основных, в сравнении с письменной культурой, является то, что фотография есть нечто несловесное и несинтаксическое, поэтому она легко «сметает языковые стены» и доносит информацию в том первоначальном виде, в котором она была заложена автором (фотографом). «Схватывая» моменты, длящиеся доли секунд, фотография представляет разнообразные жесты и драматические позы, которые невозможно передать в письменном слове.

Следующей характерной чертой является то, что фотография несёт в себе большое количество информации – обладает «высокой определенностью»3. С её помощью способ коммуникации в некотором роде прогрессировал, ведь передавать информацию с помощью фотографии стало гораздо эффективнее, нежели письменным способом, понятным владельцам только того языка, на котором написан текст, или же графическим способом, отнимающим значительное количество времени. В отличие от любого другого вида средств коммуникации, фотография обособляет определённый момент времени (а не какой-то изолированный длящийся момент или аспект, как это делает, например, телевизионная камера). Таким образом, фотография, где бы она ни использовалась, обладает универсальной способностью обнаруживать и схватывать позу и структуру.

С появлением фотографии в жизни человека многие начали опасаться, что живопись, как искусство придёт в упадок. Ведь главной его задачей было напрямую переносить реальность на бумагу, с чем фотография справлялась в разы эффективнее. Она, являясь своего рода автоматизацией, устраняющей процесс перенесения реального мира на бумагу с помощью карандаша, отражала внешний мир автоматически, производя точно повторяемый визуальный образ. Такой способ запечатления мира дал людям возможность остановить момент на бумаге в том виде, в котором он был представлен перед фотографом, живописцы же при выполнении той же функции (запечатление момента) могли позволить себе приукрашивать какие-либо детали.

Не менее важная особенность фотографии, напрямую влияющая на человека её способность «заставить» подражать «выдуманному идеалу». Маклюэн рассматривает эту особенность на ряде конкретных примеров. Так, человек, видя фотографии домов в глянцевых журналах, старается обустроить свой дом подобно тем, что кажутся ему идеальными. Он чувствует потребность в том, чтобы следовать этому стилю, массово демонстрируемому обществу. Также люди начинают изменять свою реальность (жильё, окружение), руководствуясь усовершенствованием её не в свою пользу, а в пользу фотографии. Люди больше думают о том, как тот или иной объект будет выглядеть на фотографии, а не как это новое изменение пригодится им самим.

В своей книге Сьюзан Сонтаг отвечая на вопрос: «зачем человеку фотография», описывает её как «зафиксированный опыт». Это значит, что человек придаёт значимость моменту, который он запечатлел на камеру. Также Сонтаг говорит о том, что фотографии создают иллюзию владения прошлым, в котором владелец фотографии чувствовал себя уверенно. Часто фотографии используют как доказательство события какого-либо момента. Таким образом, предполагается, что человек, имеющий вопрос, смотрит на фотографию, и получает на него конкретный ответ: — «Его зрительное воздействие должно быть таким, чтобы оно аннулировало объяснения»4.

Однако, в то же время, Сонтаг говорит о том, что в фотографии одновременно присутствуют и простота, и загадочность: «Фотоснимок – это секрет о секрете. Чем больше он говорит вам, тем меньше вы понимаете». То есть, понимание фотографии –— иллюзия, на самом деле — фотография способствует не «прямому» её пониманию, а эстетическому (косвенному).

Другая особенность фотографии, о которой говорится не только у Сонтаг, но и Маклюэна — способность фотографии останавливать момент времени. Эта особенность позволяет внимательно рассмотреть мгновение, которое немедленно смывалось бы потоком времени. Однако у Сонтаг эта особенность рассматривается с несколько другой точки зрения. Такая резкая остановка или «замораживание времени» – приводит к расширению представлений о красоте, изменению канонов. Как уже было замечено в предыдущей главе, люди начинают обустраивать свои дома подобно тем, что изображены на фотографиях, напечатанных в модных глянцевых журналах, с целью сделать не менее красивую фотографию. Представляя камеру, как инструмент, передающий полностью совпадающее с реальным миром изображение, люди зачастую не замечают, что «способность камеры превратить действительность в Прекрасное проистекает из её относительной слабости в передаче правды»5. Исходя из этого, нельзя уверенно говорить о том, что фотография –— это точная копия определенного момента в прошлом.

Фотография, а именно события, люди, предметы, запечатлённые на ней, могут оказывать влияние на чувства, вызываемые у человека этой фотографией. Так, например, тяжелые события, запечатленные на фотографии, могут воздействовать на человека болезненнее, чем в живом виде. Частично это связано с тем, что человек бессилен перед изображённым событием, ведь «фотографирование, по существу, – акт невмешательства»6. Человек не может изменить или хотя бы повлиять на данное событие, так как оно уже определено участниками, а затем зафиксировано фотографом. И «потребитель» фотографии может только смотреть на неё и воспринимать в соответствии со своими мыслями и чувствами.

Так же на человека действуют и фотографии людей, которых он знал. Сонтаг приводит в пример фотографии умерших людей. Она обьясняет, почему люди не расстаются с фотографиями их покойных друзей, родственников: так как фотография является фиксацией момента, то люди «фиксируют » ушедших из жизни людей в памяти с помощью фотографии: «Сохраненные в семейном альбоме мертвые родственники и друзья, чье присутствие на фотографиях прогоняет тревогу и сожаления, вызванные их утратой слабой нитью привязывают нас к прошлому»7.

Одна из наиболее важных особенностей фотографии - её «международность»: «Фотография – единственный «язык», понятный во всех странах мира; она служит мостом между народами и культурами»8. В своей книге Маршалл Маклюэн так же замечает эту особенность, называя фотографию неким «несинтаксическим» источником информации, способным донести замысел фотографа любому человеку независимо от его национальной принадлежности, языку, которым он владеет.

Итоги второй главы


В первой главе я выделил и структурировал особенности фотографии как медиума, которые Маршалл Маклюэн выделяет в своей книге: способность фиксировать моменты, передавать то, что до этого не мог зафиксировать человеческий взгляд (жесты, позы); универсальность и доступность языка фотографии; преимущество фотографии, как вида запечатления мира, перед изобразительным искусством; старание людей подражать «идеалистическим» фотографиям. Все это не только открыло для человека новые возможности в познании мира и развитии визуального искусства, но и повлияло на видение мира, на его сознание. Сьюзан Сонтаг, как и Маршалл Маклюэн, представляет главными особенностями фотографии её несинтаксичность и способность остановить момент прошлого. Так же она говорит, что фотография «придаёт моменту вечность, который у него не было бы, не будь фотографии»9. Таким образом, фотография влияет на сознание человека как положительно, так и отрицательно.

Глава 3. Вклад М. Маклюэна в развитие коммуникации.


По мере развития электронных СМИ, информационных технологий и совершенствования компьютерной техники в коммуникативистике и социологии расширяется дискурс о функциях средств массовой коммуникации, роли информации в жизни общества и тенденциях построения информационного общества.

Среди работ Маклюэна следует выделить книги «Галактика Гутенберга», «Понимая медиа: продолжения человека», «Медиум - это Послание», «Война и мир в глобальной деревне». В них представлены его философские воззрения, культурологическая концепция и теория коммуникационных технологий. Репутации первопроходца и классика в области теории массовых коммуникаций при жизни Маклюэна сопутствовала и его широчайшая известность в качестве популярного персонажа американской массовой культуры, в эти десятилетия буквально не сходившего с экранов телевизоров и страниц периодических изданий, прославившегося своими изречениями «пророка из Торонто»10. Рекламный ажиотаж вокруг имени Маклюэна в значительной степени объясняет первоначально отрицательную реакцию на его идеи со стороны академической науки. Следует отметить,что Маклюэн и сам вполне сознательно противопосталял себя американской социологиии масс-медиа. В ответ Маклюэна объявили солипсистом, сваливающим в одну кучу, как хлам, все ценности человека Запада. Однако, после того как стих рекламный ажиотаж, те же социологи стали обнаруживать, что Маклюэн, по существу, не опровергает, а дополняет их собственные представления о масс-медиа. Постепенно идеи Маклюэна обрели респектабельность и вошли в арсенал американской социологии.

Еще в 1962 году Маклюэн вводит, в качестве ведущего, понятие «электронное общество» отсюда его стремление изучать развитие современной культуры прежде всего по отношению к месту в ней электрических, или электронных, средств общения, или коммуникации. Основной тезис Маклюэна, впоследствии ставший афоризмом, - «сообщением, передаваемым средством коммуникации, является само это средство (the medium is the message)».

Внимание Маклюэна было сконцентрировано, прежде всего, на телевидении, однако оно выступало как бы представителем всей глобальной электронной реальности - говоря о воздействии телевидения, он стремился выявлять тенденции характерные для всех СМИ. В качестве эстетико-психологического и социального объекта телевидение привлекает внимание поскольку оно «вбирает» в себя другие масс-медиа (радио, кино, прессу), и поскольку является важным элементом информационных технологий и сетей. Маклюэн выделяет два основных аспекта телевидения:

- мозаичность построения телевизионного изображения, представляющего весь мир в качестве набора несвязанных однозначной логической связью сообщений (когда, например, за короткий отрезок времени в программе новостей появляется разномасштабная и разноракурсная информация из всевозможных областей и эпох);

- резонанс (взаимоусиление) этих сообщений в воспринимающем их сознании, который преодолевает мозаичную раздробленность, объединяет их в устанавливаемое восприятием целостное смысловое единство.

При этом, наиболее подходящим средством удержания сознанием цельности восприятия бурно обновляющейся мозаично-резонансной реальности оказывается миф. «Мы действительно живем по законам мифа и интегрально, как когда-то, но продолжаем думать по формулам прежнего дискретного пространства - времени доэлектрического века».

Продолжая исследования Маклюэн обнаруживает, что в современную эпоху не только телевизионное восприятие, но и вся жизнедеятельность современного общества стала все больше осуществляться в соответствии с принципом мозаичного резонанса: посредством телекоммуникаций, масс-медиа и компьютеров электричество как бы продолжает центральную нервную систему до образования «глобального объятия», где все оказывается взаимосвязано, и в результате формируется так называемая «глобальная деревня». «Земной шар, связанный электричеством, пишет Маклюэн, не больше деревни»11.

Подчеркивая относительную самостоятельность средств массовой коммуникации, Маклюэн обозначает тенденции все усиливающейся активной роли масс-медиа. Массовая коммуникация как структурно оформившаяся сфера жизни современного общества с одной стороны - является его частью, а с другой - имеет над ним определенную власть. Исходя из этих позиций, Маклюэн делает прогнозы на будущее: «Мы уже в пределах видимой досягаемости мира, который будет автоматически контролироваться [с помощью масс-медиа]… Теперь можно будет держать под контролем эмоциональный климат целых культур точно так же, как у нас стало получаться с поддержанием равновесия мировой рыночной экономики». Говоря о влиянии масс-медиа на общество, Маклюэн отметил выход в большую жизнь «поколений, с телевизором своей матери всосавших все времена и пространства мира через рекламу», согласно которой «демократические свободы в очень большой мере выражаются в том, что люди озабочены не политикой, а перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения». В своих последних работах Маклюэн показал, что в условиях новой информационной среды и воздействия электронных сетей бизнес и культура оказываются понятиями равнозначными и взаимозаменяемым. При этом, предвидя ситуацию 1990_х гг., он отмечал, что «если существуют телекоммуникации с их глобальным охватом, то должно же быть так, чтобы соответствующие группы и организации их использовали».

В заключение краткого обзора идей Маклюэна необходимо сформулировать те позиции его концепции, которые соотносятся с постулатами постиндустриализма. Можно сделать вывод, что Маклюэн в истории цивилизации выделял три основные этапа:

- первобытная дописьменная культура с устными формами связи и передачи информации;

- письменно - печатная культура («галактика Гутенберга»), заменившая естественность и коллективизм - индивидуализмом;

- современный этап («глобальная деревня») возрождающий естественное слуховизуальное многомерное восприятие мира и коллективность, но на новой электронной основе через замещение письменно-печатных языков общения радиотелевизионными и сетевыми средствами массовых коммуникаций.

главных атрибутов этого общества - консьюмеризма и конформизма, но вместе с тем и поддерживающие их благодаря своим возможностям манипулирования сознанием и психологией широкой аудитории. Официальные медиа, представляют вертикаль массовой коммуникации, в отличие от них новые медиа связывают каждого с каждым, поэтому их применение создает предпосылки для формирования гражданского общества.

Кризис культуры традиционных медиа в России (и мире) наблюдается уже сегодня: в конце прошлого года генеральный директор первого канала Константин Эрнст объявил о потере 15-25 % аудитории. Закономерность прослеживается, если представить технологические расширения наших тел - медиа, как органы чувств (да, эту модель полвека назад предлагал Маклюэн. Эволюция и иерархия органов чувств у животных обусловлена критериями функциональности (информативности) этих органов в среде обитания. От объема и достоверности информации, которая поступает в мозг посредством рецепторов, зависит способность к выживанию, а еще внутривидовая и межвидовая конкурентоспособность).

Итак, в рамках апрельского онлайн-опроса ROMIR Monitoring респондентам (1512 российских интернет-пользователей старше 18 лет) был задан вопрос о том, насколько среди них востребованы те или иные медиа. Выяснилось, что только 16 % российских пользователей не могут отказаться от телевизора. Чем старше респондент, тем большее значение для него имеет телевидение - среди молодых людей не откажутся от телевидения только 10 %, а среди респондентов старше 45 лет - 36 %. Более привязаны к телевизору обладатели среднего образования (21 %) и низкого уровня доходов (22 %). Каждый пятый пользователь сети (20 %) готов отказаться от телевидения навсегда (23 % среди мужчин, 15 % среди женщин)12. Новые медиа открывают новые горизонты: коммуникации и следовательно инноваций, кооперации и следовательно эволюции; при этом появляются новые возможности контроля и манипуляций. Когда организации занимаются производством и дистрибуцией товаров, как правило, предполагается, что делают они это с целью извлечения выгоды для владельцев. Медиа-корпорации никогда не были исключением, хотя они производили нечто менее материальное, чем обычные товары. Медиа производят социо-культурные формы - стереотипы, характеры, модели поведения, метафоры, способы рассказывать истории. Под социо-культурными формами подразумеваются способы внутренней организации медийной продукции; язык и значения, вложенные определенным образом в культурный код. Во многих случаях, особенно когда это оказывается новым производством, новые медиа просто заимствуют социо-культурные формы из более старых технологий. Ранние фильмы похожи на театральные постановки, раннее телевидение во многом копировало последовательности и способ подачи радио-передач и т. д. Социо-культурные формы - это суть того, как медиа создают смысл.

Об этом тоже писал Маршал Маклюэн: «Истинно тотальная война - это война посредством информации. Ее незаметно ведут электронные средства коммуникации - это постоянная и жестокая война, в ней участвуют буквально все. Войнам в прежнем смысле слова мы отводим место на задворках вселенной».

Заключение.


Без всякого сомнение, Герберт Маршалл Маклюэн по сей день является одним из самых значимых и противоречивых ученых в сфере масс-медиа. Предлагаемые им концепции сыграли значительную роль в современной коммуникативистике. После 2000 г. практически любые учебники по теории медиа включают в себя раздел с теориями ученого. Основными его работами считаются «Галактика Гутенберга» и «Понимание средств коммуникации», написанные в 60-е года. Именно в них Маклюэном были изложены основные концепции развития медиа, прослеживая их градацию с древних времен до эпохи современности, а также было сделано предположение о создании в скором времени нового электронного сообщества. Также канадский ученый предвидел возможную опасность телевидения из-за возможности манипуляции, к тому же этот «робкий гигант» (как назвал телевидение Маклюэн) способен был, в его представлениях, не только создать всевдореальность, но и при помощи этого контролировать позиции целой нации. Он предполагал (и в конечном счете оказался прав), что будещее стоит за новыми технологиями и пытался показать, как важно не вайти в будущее спиной,

Список литературы


1. Маклюэн М. Понимание медиа: расширения человека

2. Сонтаг Сьюзен. О фотографии. М. : АД Маргинем Пресс, 2013

3. Маклюэн Маршалл. Галактика Гутенберга

4. Ссылка на web-страницу:

CitCity:[Электронный ресурс].URL: http://citcity.ru/12529/ (Дата обращения 14.04.2019)

5. Ссылка на web-страницу:

ЛитЛаф:[Электронный ресурс].URL: https://litlife.club/books/107013/read?page=7#read_n_44 Дата обращения 14.04.2019)

6. Ссылка на on-line статью:

Владимира Николаева" Герберт Маршалл Маклюэн и его книга "Понимание средств коммуникации""// URL: http://www.strana-oz.ru/2003/4/gerbert-marshall-maklyuen-i-ego-kniga-ponimanie-sredstv-kommunikacii. (Дата обращения 14.04.2019).

1 Ссылка на on-line статью

Владимира Николаева" Герберт Маршалл Маклюэн и его книга "Понимание средств коммуникации""// URL: http://www.strana-oz.ru/2003/4/gerbert-marshall-maklyuen-i-ego-kniga-ponimanie-sredstv-kommunikacii. (Дата обращения 14.04.2019).

2 Ссылка на web-страницу

ЛитЛаф:[Электронный ресурс] .URL: https://litlife.club/books/107013/read?page=7#read_n_44(Дата обращения 14.04.2019)

3 Маклюэн Маршалл. Понимание медиа: внешние расширения человека. М. : Гиперборея, 2007. С. 33


4 Сонтаг Сьюзен. О фотографии. М. : АД Маргинем Пресс, 2013. С. 121

5 Сонтаг Сьюзен. О фотографии. М. : АД Маргинем Пресс, 2013. С. 122

6 Сонтаг Сьюзен. О фотографии. М. : АД Маргинем Пресс, 2013. С. 15

7 Сонтаг Сьюзен. О фотографии. М. : АД Маргинем Пресс, 2013. С. 20

8 Сонтаг Сьюзен. О фотографии. М. : АД Маргинем Пресс, 2013. С. 201

9 Сонтаг Сьюзен. О фотографии. М. : АД Маргинем Пресс, 2013. С. 7

10 Маклюэн Маршалл. Галактика Гутенберга.

11 Маклюэн М. Понимание медиа: расширения человека.

12 Ссылка на web-страницу:

CitCity:[Электронный ресурс].URL: http://citcity.ru/12529/ (Дата обращения 14.04.2019)



написать администратору сайта