Немецкий экзистенциализм. Немецкий Экзистенциализм. В современном мире постоянно происходит изменение условий жизни, её содержания
Скачать 17.37 Kb.
|
2й слайд В современном мире постоянно происходит изменение условий жизни, её содержания. Особо остро проблема человека встает в переломные периоды жизни человечества, требующие максимального напряжения всех духовных и физических сил человека Не надо далеко ходить, сейчас на наших глазах протекает мировой экономический кризис, пандемия, а угнетающая обстановка в стране вообще идет уже долгое время. Такие же, более страшные события, произошли и в 20 веке: 2 мировые войны, великая депрессия, революции, фашистская пропаганда и пр. Поэтому актуализация экзистенциальной проблематики не случайна. Философы данного направления попытались вернуть человеку веру в себя, придать ему импульс решимости и наполнить его жизнь смыслом. Слово «экзистенциализм» произошло от «экзистенция», т.е. существование. Центральная философская проблема заключается в проблеме человека, его существовании в мире. Истоки философии существования исходят от Достоевского, Бердяева, Бергсона, Ницше, но свой метод она заимствовала у немецкого философа Эдмонда Гуссерля, основоположника фемонологии, учителя Мартина Хайдеггера, о котором сейчас пойдет речь. 3й слайд Пару слов о биографии. Хайдеггер родился в немецкой деревушке и до конца своих дней во многом так и остался провинциалом. Любил собирать грибы, прогуливаться на свежем воздухе и рано ложиться спать. Большую часть своей жизни он прожил в небольшом доме посреди леса, вдали от современной цивилизации. Он считал, что душа современного человека страдает от ряда болезней 4й слайд Например, мы перестали замечать, что живем. В нашей повседневной жизни мы потеряли ощущение того, насколько удивителен сам факт нашего существования. (и сразу вниз) 5й слайд То, что Хайдеггер называл Das Sein (Дас Зайн) – бытие. Лишь иногда, ночью в тишине или когда мы прогуливаемся на природе, лишь тогда мы осознаем, как странно всё происходящее вокруг. Мы бежим от того, что Хайдеггер называл противоположностью бытия – Das Nichts (Дас Нихтс) – ничто. Большую часть времени мы погружены в работу, повседневные заботы. Мы относимся к другим и природе вокруг нас как к средству, а не цели. Хайдеггер хочет, чтобы мы открыли свое сердце щедрости, преодолели отчуждение и эгоизм, а также, чтобы мы больше ценили то недолгое время, которое нам осталось, прежде чем (Дас Нихтс) придет на смену бытию. Еще одна проблема – мы забыли, что значит быть свободными, жить для самих себя. Как говорил Хайдеггер, «мы брошены в мир». Брошены в узкое соц окружение, в котором господствует чуждое нам мнение, предрассудки и традиции. Нам надо посмотреть на мир с более широкой точки зрения, чтобы осуществить переход от «неподлинности» к «подлинности» нашего существования. Что такое «подлинность», скажу чуть позже Чтобы преодолеть это обезличенное состояние, нам нужно сконцентрироваться на факте нашей собственной смерти. Только тогда мы осознАем, что другие люди не спасут нас от (Дас Нихтс). Мы перестанем жить для других и переживать из-за того, о чем думают другие. Перестанем тратить львиную долю нашей жизни на то, чтобы производить впечатление на людей 6й слайд Однажды Хайдеггера спросили, что нужно делать, чтобы жить лучше. На что он ответил: "Больше времени проводить на кладбище". В своей книге «Бытие и Время» Хайдеггер пишет, что уникальность человека заключается именно в том, что только мы осознаем момент своей конечности Итак, резюмируя вышесказанное, можно сказать, что Человек свободен и одинок. Перед ним ряд путей. Выбор зависит только от человека. При этом человеческое бытие может быть “подлинным” или “неподлинным”. В первом случае для него на передний план выдвигается будущее, направленность к смерти, а во втором - настоящее, “обреченность вещам”, повседневности. 7й слайд Ну и пара слов про другого крупнейшего представителя немецкого экзистенциализма – Карл Ясперс начинал свою научную карьеру как врач-психиатр. Получил степень доктора медицины и доктора психологии. В послевоенные годы становится одним из духовных лидеров Германии. Больше всего его занимает вопрос - как спасти человечество от тоталитаризма, главной опасности ХХ-го века? Темой его творчества становятся человек и история. Причем история рассматривается как изначальное измерение человеческого бытия. А человеческое существование раскрывается, в свою очередь, через время, через историчность. 8й слайд (из слайда) Бытие в концепции Ясперса подразделяется на три части 1. Предметное бытие или “бытие-в-мире”, т.е. мир явлений, чувственный мир. 2. Экзистенция, представляет собой уровень личностного существования (близко к понятию души) 3. Трансценденция, или непостижимый предел всякого бытия и мышления (для одних - это Бог, для других - нечто сверхчувственное). “Экзистенция, - считает Ясперс, - есть то, что никогда не становится объектом, есть источник моего мышления и действия. Экзистенция это то, что относится к самому себе и тем самым к своей трансценденции” Она, по мнению Ясперса, неразрывно связана с трансценденцией (или Божеством). Экзистенция как ядро личности открывается самому человеку в так называемых пограничных ситуациях. 9й слайд Наиболее яркий случай пограничной ситуации - это смерть. Когда человек оказывается перед лицом собственной смерти, смерти близкого человека, тогда смерть из абстрактной возможности становится пограничной ситуацией. Не только смерть, но и смертельная болезнь, страдание, вина, борьба тоже ставят личность в пограничную ситуацию, делая неизбежным осознание собственной конечности, вырывая человека из мира повседневности, заботы. Страсти и огорчения теперь обнаруживают свою несущественность. Лишь по-настоящему пережив хрупкость и конечность своего существования, человек может открыть для себя трансцендентный мир, точнее, его существование, связанное таинственным образом с человеческим бытием. Что не маловажно, Ясперса относят к религиозным экзистенциалистам, но религиозность означает нечто другое. Например, отказывается связывать «ось» истории с Христом. По его мнению, историческая ось должна иметь значение для всего человечества, тогда как Христос значим только для христиан. Поэтому, Ясперс говорит, что общая объединяющая вера для человечества – это философская вера. Поэтому время рождения философской веры – это и есть «ось мировой истории» или «осевая эпоха». Это примерно 500 г до н.э.. Тогда в Китае, Индии, Греции возникли духовные движения. (Будда, Конфуций, Парменид, Фалес, Анаксимандр) 10й слайд Из презы. |