Главная страница

чистая ГОТОВАЯ ВКР Шуплецова А.А. 441-з группа. В современном обществе не редкость увидеть девушку, которую трудно отличить от юноши или же молодого человека, поведением, жестами и даже внешним видом похожего на представительницу прекрасного пола


Скачать 0.63 Mb.
НазваниеВ современном обществе не редкость увидеть девушку, которую трудно отличить от юноши или же молодого человека, поведением, жестами и даже внешним видом похожего на представительницу прекрасного пола
Дата27.02.2019
Размер0.63 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлачистая ГОТОВАЯ ВКР Шуплецова А.А. 441-з группа.doc
ТипДокументы
#69073
страница3 из 4
1   2   3   4

2.2. Диагностика сформированности гендерной идентичности у воспитанниц младшего школьного возраста МАУ ДО «ДЮСШ» г. Североуральска
Стартовая диагностика проводилась 5 февраля 2018 года на базе МАУ ДО «ДЮСШ» с группой девочек 6-8 лет, учащихся 1 класса на внеурочном занятии оздоровительной гимнастики. Списочный состав - 10 детей (девочки). Была использована беседа с ребенком (авторы А.М. Щетинина, О.И. Иванова, источник учебно-методическое пособие «Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста») для выявления особенности представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях (Приложение 1) [32]. Оценка происходила по ряду критериев.

Низкий уровень (-) сформированности «образа Я» мальчика/девочки свидетельствует неустойчивость пола, его обратимость (ребенок допускает возможность превращения мальчика в девочку и наоборот). Эмоционально нестабильное отноше­ние к себе, оценка себя как не очень хорошего или же ссылка на негативные оценки его качеств взрослыми; отсутствие представ­лений о своих будущих полоролевых функциях в обществе и семье; неопределенные представления об особенностях поведения маль­чиков и девочек в среде сверстников и семье.

Средний уровень (0) сформированности «образа Я» мальчика / девочки - ребенок понимает, что пол не­обратим (нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот); оценивает себя в целом положительно, считая плохими лишь отдель­ные свои качества, если таковыми их считают другие; знает, как ведут себя мальчики или девочки, перечисляет их отличительные признаки (одежда, рост, ряд качеств, поведение); называет некоторые функ­ции мальчика и девочки в семье в настоящее время и в будущем.

Высокий уровень (+) сформированности «образа Я» мальчика / девочки ре­бенка происходит понимание необратимости пола; эмоци­онально положительное отношение к себе в целом и к выполне­нию своих поло ролевых функций в семье; представление об отли­чиях мальчиков и девочек и особенностях их полоролевогоповедения;знание ряда своих полоролевых функций в будущем и позитивное их принятие.

Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком и состояла их трех блоков вопросов. Первый блок вопросов, позволил выявить представления ребенка о своем образе "Я - мальчик" или "Я - девочка" и об особенности идентификации ребенка со своим полом, позитивном либо негативном отношении ребенка к своей половой роли. Второй блок дает возможность выявить представления ребенка о своей настоящей половой роли. Третий блок вопросов показывает представления ребенка о своей будущей половой роли.

Представим индивидуальные результаты диагностики в таблице.

Таблица 1

Индивидуальная таблица результатов беседы с ребенком (А.М. Щетинина, О.И. Иванова)

ВОПРОСЫ

Алина

Лаура

Настя

Полина

Диана

Алена

Наташа

Маша

Вика

Ульяна

Результат

1. Когда ты видишь на улице ребенка, то как ты понимаешь, мальчик это или девочка? (Гендерный образ тела)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10(+)

2. Чем, по-твоему, мальчики отличаются от девочек? (Гендерные формы поведения)

0

+

0

0

+

+

+

+

+

0

6(+)

4 (0)

3. Каким должен быть хороший мальчик?

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10(+)

4. Какой должна быть хорошая девочка?

+

+

+

о

+

+

+

+

+

+

9(+)

1(0)

5. А теперь опиши плохую девочку.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10(+)

6. Во что одеваются мальчики?

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10(+)

7. Во что одеваются девочки?

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10(+)

8. А ты какую одежду любишь?

0

+

+

0

+

+

+

+

+

0

7(+)

3(0)

9. Как ты думаешь, что родители девочек обычно говорят им о том, как они должны себя вести?

0

+

+

0

+

+

+

+

+

+

8(+)

2(0)


В ходе беседы с девочками младшего школьного возраста было выявлено, что не все опрошенные в ходе беседы имеют соответствующее понятие о гендерных формах поведения. Из десяти опрошенных девочек младшего школьного возраста на вопрос «Чем, по-твоему, поведение мальчиков отличает от девочек?» четверо из десяти (Алина, Настя, Полина и Ульяна) затруднились ответить. На вопрос: «Какой должна быть хорошая девочка? Полина перечисляла качества, присущее больше мальчикам (сила, умение постоять за себя). На вопрос о любимой одежде Алина, Полина и Ульяна ответили, что предпочитают темные джинсы, кроссовки, футболки и бейсболки. И не любят, когда им приходится надевать юбки и платья. Беседуя с девочками, выяснилось, что родители девочек не уделяют внимания тому, как девочки должны себя вести в соответствии со своей половой принадлежностью. Беседа с девочками младшего школьного возраста позволила определить, что трое из десяти опрошенных некоторые отдельные качества в себе считают плохими, если таковыми их считают другие. Остальные 6 девочек имеют представления об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их полоролевого поведения. Девочки знают ряд своих полоролевых функций в будущем и позитивно их принимают. Проявляют знание необратимости пола; имеют эмоционально положительное отношение к себе в целом и выполнению своих полоролевых функций в семье

Алина, Настя, Полина и Ульяна имеют неопределенные представления об особенностях поведения мальчиков и девочек в среде сверстников и семье нуждаются в индивидуальном подходе по формированию гендерных форм поведения соответственно полоролевой принадлежности, которые будут осуществляться во внеурочных занятиях художественной гимнастикой.

С остальными девочками, имеющими высокий уровень сформированности полоролевой принадлежности, возможна работа, направленная на педагогическое закрепление результата в процессе внеурочных занятий художественной гимнастикой.

Представим результаты стартовой диагностики по группе детей в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Диаграмма группового результата диагностики



По результатам диаграммы можно сделать вывод о том, что 60% девочек имеют высокий уровень гендерной идентичности, у 40% процентов занимающихся он значительно ниже и соответствует среднему уровню.

Исходя из стартовой диагностики, среди девочек необходимо проводить целенаправленную индивидуальную работу по формированию представлений об истинно женских качествах, формирование правильных гендерных моделей поведения   в процессе занятий художественной гимнастикой.

Для того, чтобы повысить уровень гендерной идентичности необходимо воспользоваться приемами, методами, которые предлогают педагоги-практики, разработать и реализовать системы конструктов внеурочных занятий по художественной гимнастике и реализовать их на практике.

2.3. Реализация практической деятельности по формированию гендерной идентичности у девочек младшего школьного возраста в процессе внеурочных занятий художественной гимнастики на базе МАУ ДО «ДЮСШ» г. Североуральска
База практикой реализации занятий Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» создано в целях обеспечения реализации программ дополнительного образования в области физической культуры и спорта на территории Североуральского городского округа, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Занятия проводились в рамках внеурочной деятельности по договору Управления образования с МАУ ДО «ДЮСШ» г.Североуральска, с группой из 10 человек, состоящей из девочек 6-8 лет, учениц 1 «А» класса Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 11. Периодичность занятий 1 раз в неделю по понедельникам с 13:00 до 13:45, продолжительность занятия 45 минут.

Работа по формированию гендерной идентичности девочек младшего школьного возраста в процессе внеурочных занятий художественной гимнастики на базе МАУ ДО «ДЮСШ» г.Североуральска проходила с 5 февраля по 23 апреля 2018 года. Мной были разработаны и реализованы 10 конструктов внеурочных занятий по художественной гимнастике для девочек младшего школьного возраста.

На первом занятии девочкам был продемонстрирован видеоролик о истории художественной гимнастике и гимнастках, рассказано, что такое художественная гимнастика и чему им предстоит научиться (Приложение 2). Было рассказано о пользе занятий спортом и гимнастикой. Девочки узнали о дисциплине и технике безопасности на занятиях художественной гимнастики. Была подчеркнута важность гимнастической спортивной одежды и прически, как у гимнасток (укладыватьв тугой пучок). Были изучены упражнения хореографической подготовки: позиции ног и рук. Во время занятия девочкам было предложено выполнить упражнения на повторение «движений» растений. Девочки изображали березку. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Пробовали изобразить, как в густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, которые слегка колышутся из стороны в сторону. Когда ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее. Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно устоять и его ветви клонит к земле. 

Далее девочкам было предложено перенестись в сказочную страну цветов и выбрать свой любимый цветок. Девочкам необходимо было изобразить, как он живет и что с ним происходит. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждёт, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир.

В конце занятия под аплодисменты группы каждая девочка получила дневник самоконтроля юной гимнастки. Особый подход на занятии был к девочкам, которые были выбраны для индивидуальной работы. Им было предложено описать образ гимнасток, особенности образа и костюмов.

Второе занятие «В гостях у сказки» было посвящено образу принцессы. Девочки вспомнили сказку Ш. Перо «Золушка», и обсудили поведение главных героев. На основе анализа поведения и внешности героев, девочки выделили черты характера, которые могут относиться только к девушке, только к юноше, а также которые могут быть присуще как мужчине, так и женщине (Приложение 3).

С помощью известной зарубежной сказки девочкам было легче изучить и повторить характерное поведение для девочек. Образ Золушки стал примером для подражания.

Продемонстрирован отрывок из мультфильма «Золушка» для восстановления в памяти обучающихся образа главных героев. На занятии девочки разучивали движения и элементы бального танца. Я рассказала им, что особенности этого танца — это грация и изящество. Особое внимание уделила мягкости рук, так как изгибы кистей дорисовывают изгибы танца. Обратила внимание девочек (особенно тех, которые находились в стадии формирования гендерной идентичности) на поведение и образ девочки, как принцессы.

Во время занятия девочки старались держать спину ровно, а голову прямо, словно на ней, научились делать книксен и реверанс, изучили основные шаги бального танца менуэт и почувствовали себя принцессой.

Девочкам было предложено дома нарисовать себя в образе принцессы на страничке своего дневника в ярком красивом бальном платье.

На третьем занятии на тему «Музыка и движение» было направлено на укрепление здоровья, коррекции осанки и плоскостопия и развитию чувства ритма музыкальной пластики. Девочки учились пониманию музыки, исполнению движений в соответствии с ритмом и темпом музыкальных произведений, пробовали подбирать танцевальный образ соответственно музыкальной композиции (Приложение 4).

При описании упражнений использовались такие сравнения, как: «идем, как модели на очень высоких невидимых каблуках»; потягиваемся, ступаем мягко, грациозно, как кошечка», живот держим втянутым, чтобы талия была тонкая и красивая. Ульяне досталась роль помощницы на занятии, в ходе которого она старалась выполнять все наилучшим образом, так как работала она в центре зала. Девочкам на занятии было предложено изучить волны телом: корпусом, рукой, руками, в проходках. Движения девочки должны были выполнять как русалочки в подводном царстве, как рыбка, как лодочка. Было объяснено как музыкальный ритм, находить долгие и краткие звуки. Была проведена сюжетная игра на распознавание ритма «Хлопай в ладоши». Были разучены базовые упражнения со скакалкой. В конце занятия девочки научились технике релакса «Солнечный зайчик». 

Четвертое занятие «Гибкая лоза» было направлено на развитие грации, нежности, гибкости и пластичности движений (Приложение 5).

В гимнастическом этюде использовались упражнения для развития гибкости тела: «бабочка», «кошечка», «кобра», «коробочка», «корзиночка», «тутти». И акробатические упражнения: группировка и кувырок назад, стойка на лопатках, мостик, шпагаты. Акцентирование на мягкости и женственности выполнения упражнений.

Пятое занятие было посвящено технике владения предметом «Веселая скакалка». Девочкам был продемонстрирован ролик с выступлением художественной гимнастки со скалкой (Приложение 6). Девочки разучивали комплекс ритмики, выполняли упражнения на формирование осанки, изучали элементы художественной гимнастики со скакалкой. Все движения девочкам необходимо было выполнять легко, с прыгучестью как газели. Во время занятия девочки узнали, что основными элементами, выполняемыми в художественной гимнастике со скакалкой, считают: круги, спирали, обертывания, броски открытой и сложенной скакалкой. Что скакалку также используют, сложив в три и даже в четыре раза. Девочек удивило то, что снаряд настолько разнообразен в использовании, позволяет тренеру вместе с гимнасткой формировать собственные движения, которые добавляют в художественную композицию новизну и оригинальность, позволяет выразить себя. Была проведена подвижная игра со скакалкой «рыбак и рыбки», в ходе которой рыбки закрепляли новые движения со скакалкой.

На шестом занятии девочки изучали комплекс упражнений с мячом для развития гибкости (Приложение 7). Девочкам был продемонстрирован ролик с выступлением художественной гимнастки с мячом. Упражнения выполнялись под музыку для поднятия эмоционального настроя. Во время занятия внимание обращалось на точность выполнения упражнений и на осанку. Внимание девочек было обращено на красивую кисть, правильное – пальца рук естественным образом соединены. Подушечки пальцев касаются мяча лишь слегка, фиксируют его, но не вжимаются в него.

На седьмом занятии девочки познакомились с «волшебными лентами» (Приложение 8). Занятие формировало чувство прекрасного, эстетику, красоту движений, чувства ритма. Все движения исполнялись под красивую музыку. Девочки узнали, что в движении учитываются изменения темпа, скорости, амплитуды и ритма, контролируется сила и направление движения, эмоциональная окраска, поэтому для легкого, воздушного исполнения нужны серьезные тренировки, а для работы с лентой нужно иметь тренированные руки, особенно кисти. Игра лентой похожа на рисование в воздухе своих эмоций, чувств, настроения, оно базируется на инертности ленты в полете и таким образом, длинный шлейф остается в воздухе. Было объяснено девочкам, что время выполнения упражнений лента движется восьмеркой, кругами, бросками и спиралями, передавая характер музыки и образ гимнастки. Гимнастка должна двигаться легко, грациозно, игриво, не касаясь своего тела лентой. В качестве помощницы была выбрана Полина. Девочке очень старалась и получила заслуженную оценку как самая грациозная на этом занятии.

Восьмое занятие называлось «Путешествие в страну хула-хуп» (Приложение 9). В ходе, которого под музыку были разучены упражнения с гимнастическим обручем. Помощницей на этом занятии было выбрана Алина. Ей предстояло демонстрировать новые движения.

Девочки узнали, что обруч - особый тип гимнастического снаряда круглой формы, призванный посредством создания человеком крутящего момента воздействовать на область талии, делая ее уже, что очень важно для создания красивой женской фигуры. Для развития координации движений были изучены вращения обруча: на одной руке, на двух руках одновременно, на талии, на ногах, 2-3 обручей на талии. Особое внимание было уделено выполнению движений с обручем в художественной гимнастике слитно и в ритм музыки, при этом работа тела должна гармонично объединяется с движением предмета. Во время подвижной игры «Веселый обруч» девочки передвигались танцевальными шагами в ритме музыки. По окончании музыки, кто не успел занять «домик» - выполнял любое упражнение с обручем, остальные дети дружно аплодировали.

Девятое занятие состояло из танцевально-ритмической гимнастики. На занятии девочки разучивали групповую образно-танцевальную композицию «Ритмичный танец с мячами» (Приложение 10). Занятие было акцентировано на красоте девочек — это не только внешняя привлекательность, красивая одежда, ухоженные волосы. Это еще и умение себя преподнести, красивая походка, плавные движения, уверенность в себе. Девочкам было предложено попробовать во время занятия двигаться как гибкая и грациозная кошка. Для этого нужно было вспомнить, как кошка занимается гимнастикой: выгибается, потягивается. Девочки двигались, как кошка: плавно переставляя лапы и выгибая спину. Разучивая композицию, с мячом играли как с мышкой. Девочкам, которые были выбраны для индивидуального подхода, было предложено в конце занятия исполнить образно-танцевальную композицию с мячом, изображая грациозные движения кошки. Девочки получили бурные аплодисменты группы. В конце основной части занятия проводилась танцевально-игровая гимнастика, с использованием элементов художественной гимнастики.

На десятом занятии разучивали танцевальный этюд «Девочка с лентой» (Приложение 11). Движения в этюде выполнялись четко, с легкостью, с очаровательной улыбкой, словно «играючи». Движения гимнастической лентой исполняются мелкой змейкой. Девочки исполнили гимнастическую композицию с лентой. В композиции необходимо было передвижение на носках вперед – назад, работая лентой справа   «мелкой змейкой». Легко и изящно выполнять наклоны корпуса, делая красивые махи лентой в сторону наклонов. Композиция была дополнена глубокими выпадами, поворотами и волнообразными движениями лентой и легким бегом в унисон с музыкальной композицией.

Так как занятия проходили один раз в неделю, то в конце каждого занятия девочки получали домашнее задание на неделю, выполнение которого они записывали в своем дневнике юной гимнастки (Приложение 12). Также в дневнике девочки записывали свои цели и вклеивали фото своих кумиров – чемпионок по художественной гимнастике. У каждой девочки в дневнике есть страницы с изображением гимнасток для раскрашивания, что способствует формированию правильной гендерной идентичности и развитию вкуса. А также полезная информация о художественной гимнастике и ее российских звездах.

В конце каждого занятия с девочками проводилась беседа о красоте танцевальных движений, о гибкости тела и прекрасном женском образе.

Был составлен сборник подвижных игр, подобранных для формирования гендерной идентичности девочек младшего школьного возраста (Приложение 13).
1   2   3   4


написать администратору сайта