Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.4. Гендерные эффекты художественной гимнастики

  • умение держать себя

  • Женский об

  • 2.1. Опыт педагогов-практиков по формированию гендерной идентичности у девочек младшего школьного возраста в процессе хореографической и физкультурно-спортивной деятельности

  • занятиях

  • чистая ГОТОВАЯ ВКР Шуплецова А.А. 441-з группа. В современном обществе не редкость увидеть девушку, которую трудно отличить от юноши или же молодого человека, поведением, жестами и даже внешним видом похожего на представительницу прекрасного пола


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеВ современном обществе не редкость увидеть девушку, которую трудно отличить от юноши или же молодого человека, поведением, жестами и даже внешним видом похожего на представительницу прекрасного пола
    Дата27.02.2019
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлачистая ГОТОВАЯ ВКР Шуплецова А.А. 441-з группа.doc
    ТипДокументы
    #69073
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    1.3. Средства формирования гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста
    Выделяются различные методы и средства формирования гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста. Это и художественная литература, включая фольклор и пословицы, беседы, игры, танцы и занятия физическими упражнениями, спортом и др.

    В литературе содержится информация о назначении мужчин и женщин, их качествах. У мальчиков с помощью них можно развить такие качества как мужество, терпимость, верность слову и делу, у девочек – нежности, отзывчивости и др. [17].

    Беседы имеют большое воспитательное значение. Идейно-нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора. Так можно обращаться к личному опыту детей, беседовать с ними, задавать им вопросы, например, «Что ты делаешь по дому?», «Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек?» и т.п. Если преподаватель решил провести беседу, касающуюся, например, характера героя в сюжетно-ролевой игре, то она должна проходить непринужденно, нужно обратить внимание на мужественные и женственные качества героя, обсудить мотивы героя и т.д. Л.В. Градусова говорит о поощрении проявления детьми мужских и женских качеств в игре и в жизни [8].

    Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного и младшего школьного возраста в игровой деятельности. Игра- основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того, чтобы игра стала эффективным средством формирования гендерной идентичности, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек [1].

    Работу по развитию сюжетно-ролевых игр нужно осуществлять в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей [1].

    Для того чтобы у детей создавалось представление о том, что существует множество вариаций сюжетных линий в игре, необходимо читать художественные литературные произведения, смотреть фильмы, обращать внимание детей на их личный опыт [27].

    Игры-инсценировки очень хорошо развивают личность ребенка, его способности и нравственные качества. В педагогической литературе существуют принципы отбора произведений для инсценировок - это: доступность возрасту, эмоциональная привлекательность, динамичность сюжета, эмоциональное и образное описание главных героев, наличие эпизодов, которые дети могут внести в игру [8].

    Формирование гендерной идентичности происходит и в трудовой деятельности детей. Важна организация условий, в которых мальчики и девочки обучаются раздельно, занимаясь сугубо «женскими» и «мужскими» видами деятельности. На занятиях создаются условия для расстановки акцентов: вот это делают мальчики, папы, дедушки и другие мужчины, а это привилегия девочек, мам, бабушек и других женщин. Необходимо рассказать и девочкам, и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап), помочь осознать их значимость в семье [2].

    Физкультурно-оздоровительная деятельность, безусловно, может являться средством формирования гендерной идентичности, т.к. в процессе физического воспитания решаются не только задачи, замыкающиеся на особенностях отдельного вида воспитания, но и общие задачи, преследуемые в социальной системе воспитания мальчиков и девочек. С помощью подбора средств и методов физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности закрепляются модели поведения и личностные качества, формирующие гендерную идентичность детей [7].

    Организация физкультурно-оздоровительной деятельности строится с учетом подбора упражнений; нормирования физической нагрузки, учитывая пол ребенка; методики обучения сложным движениям. Подбираются различные технологии для обучения, например, разное число повторений; требования к качеству выполнения заданий; подбор спортивного инвентаря для девочек и для мальчиков; ориентирование на виды спорта для девочек (художественная гимнастика, синхронное плавание) и для мальчиков (бокс, хоккей) [8].
    Занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест в формировании гендерной идентичности, т.к. имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек.
    С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его отношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет преподавателядля них является очень высоким. Поэтому открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Исследования Кона И. С., Щепкиной И. В., Макаренко А. С., Исеева Д. Н., Кагана В. Е., Кочубея Б. И., Спока Б., и других позволяют сделать вывод о том, что немаловажную роль на   формирование гендерной идентичности младших школьников играют родители и педагоги [13].

    Исходя из этого, личность педагога, тренера-преподавателя служит примером и играет очень важную роль в формировании гендерной идентичности младших школьников [6].

    Важно понимать, что к мальчикам и девочкам должны предъявляться разные требования в оценке действий. Оценивая поведение детей младшего школьного возраста и результаты их деятельности необходимо помнить, что подход в оценке мальчиков и девочек отличен. Для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, для них очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей, сверстников [6].

    Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление») [22].

    В учебной деятельности необходимо учитывать различия деятельности мозга детей и применять особую подачу материала.

    Например, мальчикам в заданиях нужно давать простор для проявления сообразительности, а девочкам, если им трудно выполнять задание, необходимо разобрать, как именно выполнять упражнение.

    В работе с девочками чаще прибегаем к образу, имитации, словесным указаниям. Важно использовать приём прямого показа и непосредственного участия в игре. Например, чтобы привлечь внимание девочек объясняем -   как маленькие принцессы, как балерины, как феи [22].
    Хореография играет немаловажную роль в формировании гендерной идентичности детей младшего школьного возраста. Это связано с многогранностью танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития. Обучение элементам танцевальных стилей девочек, таким как классическая хореография, ритмика, народные танцы в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков [30].
    Работа с родителями также важна. Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т.е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного формирования, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. Так, например, родителям важно знать, как воспитывали девочек и мальчиков наши предки и что можно перенести из прошлого в настоящее [24].


    1.4. Гендерные эффекты художественной гимнастики
    Россия – родина художественной гимнастики. Как для англичан – футбол, для канадцев – хоккей, так для России художественная гимнастика – предмет национальной гордости.

    Когда мы говорим «художественная гимнастика», у нас в голове вырисовывается примерно следующее: «Очаровательная, длинноногая, грациозная девушка в ярком купальнике танцует под музыку, выполняя при этом различные упражнения на гибкость, растяжку, элементы балета, при этом ловко орудуя предметом (обруч, скакалка, лента или мяч)» [30].

    Женскую художественную гимнастику хоть раз в жизни видел каждый и представление о ней имеет ― это грация, пластика, гибкость, артистичность. И всё же самым важным фактором в нашем представлении о художественной гимнастике является женственность. Именно это качество и отличает в наших умах художественную гимнастику от спортивной или какой-либо другой [4].

    Женственность - это совокупность качеств, которые ожидают от женщины: нежность, эмоциональность, хрупкость, искренность. Это и умение держать себя, и особая манера поведения, и умение быть легкой и кокетливой. Именно женственность ассоциируется с обаянием и образом, который женщина передает миру. Женственность – ежедневный труд: следить за массой тела, держать осанку и т.д. эта красота целиком и полностью зависит от постоянных, регулярных усилий и самодисциплины. Женственность подразумевает в себе плавность движений, осанку королевы, спокойствие, особенную женскую гордость. Вес эти качества могут быть полностью у женщины, умеющей владеть телом, ведь тело врать не умеет. Правильно подобранную одежду и макияж надо уметь еще и носить. Именно качества женственности побуждает мужчину защищать и оберегать женщину [30].

    Художественная гимнастика является одним из видов спорта, близким к искусству танца и способствующим эстетическому воспитанию девочек. Упражнения художественной гимнастики соответствуют особенностям женской моторики, их способности к выполнению мягких, плавных движений, танцевальных по характеру [30].

    Первые шаги в художественной гимнастике желательны в очень юном возрасте — в 6-7 лет или даже ещё раньше, так как организм ребенка гораздо восприимчивее к развитию гибкости, координации и быстроты движений. Главные качества гимнастки - это сила воли, выносливость и пластика, правила эстетического поведения, понятия о красоте тела, музыкальность. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества [4].

    Занятия художественной гимнастики способствуют не только развитию физических качеств, исправлению отдельных недостатков фигуры, эстетическому развитию, формированию женственности, пониманию красоты и гармонии, моделированию поведения в жизни, свойственного женщине [4].

    Качества, которые развивает художественная гимнастика у всех девочек без исключения, особо привлекательны. Это гибкость, грация, координация и точность движений, гордая посадка головы и обаятельная улыбка. Выступления под музыку способствуют развитию эстетической составляющей, хорошего вкуса и артистизма. Фигура «художниц» гармонична, с красивой линией плеч и хорошим мускульным скелетом. Несмотря на внешнюю хрупкость, девочки сильны, подвижны и выносливы [30].

    Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение.

    В художественной гимнастике упражнения, а также элементы танца, специальные упражнения без предмета и с предметами (мячом, скакалкой, лентой, обручем, булавами) используют музыкальное сопровождение и хореографию. Хореография помогает гимнасткам сделать композиции более яркими оригинальными, выразительными, зрелищными. Термин «хореография» обобщает как искусство создания танца, так и все разновидности танцевального и мимического искусства. Именно в процессе занятий хореографией гимнастки ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся хореографией гимнасток формируется способность передавать движениями тела определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства, а также способность создать яркий и выразительный образ, наполненный женственностью [30].

    Музыкальное сопровождение упражнений художественной гимнастике - это и отрывки из балетов и симфоний, и небольшие произведения (прелюдии, скерцо, сонатины; музыка песенного жанра: джазовая, народная и т.д.). Использование столь широкого диапазона требует от гимнасток владения различными хореографическими формами.

    К основным упражнениям хореографии относятся движения, разучивание которых связано с формированием сложного двигательного навыка, развитием специальных физических качеств женственности. К ним относятся: волны, равновесия, повороты, прыжки [4].

    Упражнения с предметами составляют основное содержание соревновательных программ по художественной гимнастике, добавляет зрелищности и очарования. Это скакалка, обруч, мяч, лента, булавы [30].

    Каждое выступление гимнастки – это фееричное сочетание сложных элементов, красивых купальников, и идеальной яркой внешности, достичь которую позволяет макияж для выступления. Не важно, какой возраст у гимнастки – правильный макияж придаст уверенности, позволит достичь нужного образа и сделает лицо более выразительным для съемок и оценок судей. На соревнованиях «художницы» обязаны эффектно выглядеть. 

    Волосы укладывают в тугой пучок и закрепляют лаком, чтобы причёска во время выступления не распалась.  Иногда волосы посыпают блестками, в тон разноцветных купальников [4].

    Не менее важен красивый купальник. Этот соревновательный наряд, требуется инкрустировать камнями или стразами (такая сложилась традиция) для большей яркости.Одежда для выступлений гимнасток также является средством формирования гендерной идентичности. Раньше это был только купальник, а сейчас это может быть и купальник с небольшой юбочкой, которая еще больше подчеркивает красоту и женственность гимнастки. Используются современные материалы, тянущиеся и способствующие правильному теплообмену [30].

    А еще в художественной гимнастике дети обретают неповторимое умение преподнести себя, как, наверное, во всех зрелищных видах спорта. Улыбка, разворот плеч, наклон головы, каждый жест - все здесь выверено, красиво, уверенно. И, даже если девочка не пойдет по пути соревнований и славы, эти умения и навыки останутся с ней на всю жизнь.

    Детская художественная гимнастика – один из самых разносторонних и гармоничных видов спорта, который развивает гибкость, чувство ритма, координацию движений, пластику, формирует гордую осанку, красивую фигуру, пластичные, красивые движения. А ведь это очень важно и для девочек, и для женщин, в которых они вырастут. С юных лет у девочек – гимнасток формируется красивая правильная осанка и походка. Маленькие спортсменки отличаются от сверстниц подтянутыми рельефными мышцами, грациозностью, выносливостью, пластичностью. У девочек развито чувство ритма, они прекрасно двигаются практически под любую музыку. А еще гимнастки очень артистичны и уверенны в себе [4].

    Каждая женщина, которая хочет нравиться окружающим – женственна. Женский образ состоит из миллиона деталей. И в него входят: обаятельность и вера в свои обаяние и красоту, гибкость, грация, красивые пластичные движения, обаятельная улыбка, королевская осанка, стройная фигура, хороший вкус и артистизм. Важно суметь определить в себе все данные от природы и суметь их развить, а это по силам художественной гимнастике.

    II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ВОСПИТАНИЮ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ В УСЛОВИЯХ МАУ ДО «ДЮСШ» Г. СЕВЕРОУРАЛЬСКА

    2.1. Опыт педагогов-практиков по формированию гендерной идентичности у девочек младшего школьного возраста в процессе хореографической и физкультурно-спортивной деятельности
    Рассмотрим опыт Трощенковой Татьяны Юрьевны, педагога дополнительного образования (хореографа) г. Великий Устюг [20].

    Руководствуясь собственным опытом, она утверждает, что в современных условиях художественного воспитания детей важную роль играет гендерный подход – это инновационный подход в обучении и воспитании с учетом формирования гендерных особенностей развития и социализации личности. Формирование гендерной культуры - это путь саморазвития своеобразия женской и мужской индивидуальности, основанные на гендерных отношениях – партнерских и доброжелательных.

    По ее мнению, развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах.

    На занятиях педагог использует игровые технологии - как возможность формирования гендерной идентичности детей младшего школьного возраста. Она создает условия, чтобы девочки и мальчики могли выразить в движениях то, что для каждого из них интересно и эмоционально значимо.

    Татьяна Юрьевна считает необходимым применять подвижные игры, в соответствии с гендерными особенностями: мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. В танцевальных играх мальчики изображают «мотыльков», «роботов», а девочки - «бабочек», «кукол».Таким образом, идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», и развитие представлений об отличительных признаках поведения женщины и мужчины в обществе, в соответствии с моделью будущей жизни ребенка.

    Для девочек педагог дает упражнения на развитие чувства ритма, красоты движений, пластичности, выразительности, грациозности и гибкости, что соответствует в танце мягкости, плавности движений, кокетливости и кротости.

    Также она формирует гендерных качества в процессе танцевальных композиций: мальчики выполняют присядки, хлопушки и силовые трюки, поддержки, ориентируя мальчиков на «мужскую» удаль и ловкость. Девочки исполняют всевозможные вращения, дробные выстукивания, мягкие плавные ходы, показывая свою гибкость и грацию. Положение рук у девочек на талии, у мальчиков на поясе.

    Татьяна Юрьевна использует гендерные различия в оценке деятельности детей младшего школьного возраста. Считает, что для мальчиков важна оценка их достижений во время занятий, а для девочек - кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «У тебя очень мягкие движения».)

    В каждое занятие, как для мальчиков, так и для девочек, включены упражнения по формированию правильной осанки, постоянное напоминание детям, что это укрепит их здоровье и поможет стать еще красивее, сильнее, смелее, а девочкам стройнее и грациознее.

    Следующий опыт принадлежит Забродиной Людмиле Александровне, воспитателю и хореографу МКДОУ "ЦРР-д/с№4" п.г.т. Анна, Воронежской области [17].

    Педагог-практик считает, что в обучении танцу, особенно на начальных стадиях, желательно раздельное обучение мальчиков и девочек, то есть мужской и женский классы, где существуют различия в методах обучения. Делаются акценты на развитие тех или иных групп мышц, увеличиваются или уменьшаются физические нагрузки (в зависимости от возраста и пола).

    Она утверждает, что среди множества средств формирования гендерной идентичности подрастающего поколения хореография занимает особое место, учит понимать и создавать прекрасное, развивает образное мышление и фантазию, делает гармоничное пластическое развитие.

    По словам Людмилы Александровны, именно танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я», прививает основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе.

    Людмила Александровна объясняет, что в танцевальном коллективе, ребенок, как нигде в другом месте прочувствует свое либо женское, либо мужское начало. С первых занятий по постановке корпуса дети знакомятся со строением своего тела, где кроме головы, рук и ног существуют женские и мужские различия. Педагог объясняет детям, что правильная осанка - это и женская красота, и мужская статность. Занятия танцем приучают к выносливости, что важно для мальчиков; изящности и выразительности, необходимых для девочек.

    Также педагог осуществляет формирование гендерных качеств в процессе ряда различий (мужских и женских) в основных положениях, технике и манере исполнения движений: положение рук у девочек - «на талии», у мальчиков – «на поясе». Применяет специальные движения в постановке танца. Мальчики выполняют глубокие приседания, присядки, хлопушки, силовые трюки, большие прыжки, широко раскрытые руки, поддержки. А девочки – всевозможные вращения, дробные выстукивания, мягкие дозировки, плавные ходы.

    Манера исполнения у девочек – мягкая, плавная, кокетливая, нежная, кроткая. У мальчиков – мужественная, широкая, четкая, сдержанная.

    Рассмотрим еще один опыт педагога-практика А. Г. Абакумовой из г. Волгограда, которая во время своей педагогической деятельности в процессе формирования гендерных качеств имеет своеобразный подход [27].

    Руководствуясь собственным опытом, педагог утверждает, что хореография является видом искусства и важным средством формирования гендерной идентичности детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе и в сфере дополнительного образования.

    В танцевальных постановках детей она использует образы любимых героев кинофильмов, мультфильмов: вместо образа «Супермен» дети выбирают «Мега-мозг», «Джони-тест», отмечая, что, по их мнению, знание сегодня играет большую роль и нередко превосходит значение физической силы.

    С помощью хореографических образов волшебниц фей «Винкс» (Блу, Стеллы, Текны, Флоры, Музы, Лейлы, Рокси), добрых волшебников (Скай, Ривен, Тимми, Гелио) младшие школьники в танцевальных постановках «побеждают» злого волшебника Валтора, монстров, обретают танцевальный опыт, который переносят в реальную жизнедеятельность и общение со сверстниками своего и другого пола, с взрослыми.

    Работа с хореографическими образами позволяет понять и осознать учащимися начальной школы особенности своей женской/мужской индивидуальности, становление личности по маскулинному, фемининному типам, обогащение представлений о гендерных взаимоотношениях в современном мире, формирование гендерной культуры.

    Таким образом, современные хореографические постановки с использованием образов героев мультфильмов способствуют формированию гендерной идентичности детей младшего школьного возраста.

    Есть в нашей стране педагоги, которые работают по направлению формирования гендерной идентичности у детей. В процессе своей педагогической деятельности для формирования гендерных качеств он используют своеобразные подходы и методики, основанные на знании психологии и физиологии развития детей. Опыт педагогов-практиков показывает, что хореография, как составляющая художественной гимнастики является видом искусства и важным средством формирования гендерной идентичности детей младшего школьного возраста в в сфере дополнительного образования.

    Для формирования гендерных качеств в процессе танцевальных композиций ориентируются на пол ребенка, воспитывая тем самым будущих настоящих мужчин и женщин.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта