психология. Становление психологии как науки. В становлении и развитии психологических идей выделяют три основные этапа
Скачать 19.63 Kb.
|
Становление психологии как науки: донаучная психология (интроспективная); ассоциативная психология; научная психология. В становлении и развитии психологических идей выделяют три основные этапа: Этап донаучной психологии, который связан с религиозными воззрениями, с мифологическим мышлением. Возникновение представлений о душе связано с анимистическим взглядами первобытных людей и относится к наиболее ранним этапам человеческой истории. Анимизм – вера в духовные существа, которые вселяются в различные объекты, растений, животных и влияет на жизнь людей. Помимо анимистического представления существовало мифологическое мышление. Этап философской психологии, охватывающий более чем тысячелетнюю историю. Философская психология констатирует знания о душе посредством умозрительных рассуждений, посредством философских рассуждений. В эпоху Возрождения зарождается гуманистическая психология, в основе которой лежит интерес к человеческой личности. Личность представляется как конкретное и совершенное воплощение божественного разума, как субъект, стремящийся одновременно к самосохранению, самопознанию и саморазвитию. Следующий решающий этап развития психологии приходится на 17-19 века и связан с именами таких мыслителей, как Декарт, Спиноза, Джон Локк, Спенсер и др. Декарт открывает рефлекторную природу поведения и одновременно закладывает философскую основу понимания души. Этап научной психологии, возникший примерно во второй половине 19 столетия, основывается на систематическом, преимущественно экспериментальном исследовании. Основные представители этого этапа в психологии – Вундт, Спенсер, Рибо, Джемс и многие другие. Примерно с этого времени возникает новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Однако сознание долго понималось как явление особого рода, обособленное от других естественных процессов. Ученые считали, что психическая жизнь – проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного для объективного научного анализа. Это подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания. Место психологии в системе наук о человеке и обществе. Академик Б. М. Кедров помещал психологию в центре "треугольника наук". Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол - общественные науки, нижний правый - философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественными) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными науками находятся технические науки. Психология же занимает центральное место, объединяющее все три группы наук. Она выступает и как продукт всех других наук, и как возможный источник объяснения их формирования и развития (рис. I). Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография. К ним примыкает группа других родственных дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Их относят к гуманитарным наукам. Среди гуманитарных наук наиболее глубокие связи с психологией имеет педагогика. Психология также тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. На их стыке возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п. Основные направления психологии. Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Психоанализ, или фрейдизм, – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т. д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям. Гештальтпсихология – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона). Главные представители этого направления – немецкие психологи М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка. Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй. Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность. Данная наука исследует, как формируются у ребенка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Она изучает представления ребенка о явлениях природы: почему солнце, луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берется тень и т.д. Пиаже интересуют особенности детской логики, и, главное, механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения. Для выявления этих механизмов, скрытых, но все определяющих, Пиаже разработал новый метод психологического исследования – метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. По выражению Э.Клапареда, метод Пиаже – это искусство спрашивать. Индивидуальная психология (от лат. individuum — неделимый) — направление глубинной психологии, психотерапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером в 20-х годах XX века. В отличие от классического психоанализа, индивидуальная психология считает основой характера врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании. Главную роль в структуре и динамике поведения личности играет не бессознательное, а сознание человека, не биологические, а социальные мотивы. Люди как личности не являются беспомощными существами, жертвами или пассивными носителями своего прошлого опыта. Они активны и сами могут творить своё настоящее, а также относительно произвольно выбирать своё будущее. Важную роль в этом процессе играют интеллект и осознание человеком собственных ценностей и идеалов. В отличие от фрейдовского либидо, основной движущей силой социальной активности человека, в индивидуальной психологии, являются его стремление к власти и комплекс неполноценности, глубоко укоренившийся в подсознании человека. |