В статье культура и цивилизация различаются как порождающее основание и условие. Культура при этом понимается как процесс непрерывных обращений человека к человеку и тем самым к самому себе в поисках со-гласия, со-чувствия, со-мыслия. Ориентация образовательного процесса именно на такое порождающее основание способна обеспечить целостное развитие личности. Ключевые слова: культура, цивилизация, обращение, порождающее основание, образовательный процесс. Как свидетельствует опыт, неразличение культуры и цивилизации приводит к редукции культуры до цивилизации, равным образом как неразличение рассудка и разума оборачивается представлением мышления в образе специфически рассудочной деятельности. Если рассудок ориентирован на цивилизацию, то разум – на культуру. Для рассудка бытие сводится к совокупности внеположенных объектов-вещей. Разум ориентирован на субъектность бытия, на нечто под-лежащее за непосредственно воспринимаемой эмпирической вещностью и полное собственной жизни и собственных смыслов. Культура, как пишет А.А. Хамидов, есть «действительность, мир человека, соответствующий собственному понятию, своему адекватному месту и назначению в универсуме» 1 . В условиях отчуждения именно цивилизация выступает на передний план человеческой действительности, оттесняя культуру на периферию. В пределах деления на «субъект» и «объект» культуры как культуры нет. Хотя она всегда нам предстоит как «вненахо |